Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 09:30:52
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

Тема: «Истоки и современное развитие традиционных народных художественных промыслов России (Гжель, Городец, Хохлома, Жостово и др.)»
      Данной теме посвящено несколько занятий, подготовку к которым следует начать в конце I четверти, чтобы дать возможность учащимся, включенным в поисковые группы, подготовиться к текущим и заключительному занятиям — найти необходимый зрительный, художественно-позна­вательный материал, подлинные изделия традиционных народных художественных промыслов.

      На уроках необходимо создать атмосферу праздника. Произведения Гжели, Хохломы, Городца, Жостова, принесенные детьми, красиво расставьте в классе, создайте мажорный эмоциональный фон.

      Рассказ учащихся о том или ином промысле нужно сопровождать показом слайдов, по-режиссерски умело сочетая изображения произведений народных мастеров, отдельных фрагментов росписи с образами природы.

      Так, например, соотнесение гжельской росписи с изображением весеннего цветения на фоне синего неба, пронзительно синих теней на снежном покрове земли, голубовато-синих изломов льда с белизной отсветов на нем или с завораживающей красотой белых силуэтов птиц в синеве небес (А. А. Рылов.  В голубом просторе) вызывает эмоциональный отклик в душе ребенка, помогает острее увидеть особую элегантно-изысканную красоту сочетания синего и белого, которую открыл человек в природе и передал своим творениям.

      По аналогии подбираются слайды, созвучные хохломcкой росписи, с лирическими образами золотой осени, огненными закатами, полыхающими как огонь рябиновыми гроздьями; городецкой, жостовской росписи, с ликующим многоцветьем разнотравья, разнообразными формами цветов.

      В процессе восприятия произведений народных художественных промыслов использование музыкальных произведений помогает услышать «голос» Гжели, Хохломы. «Голос» Гжели может звучать спокойно, благородно, неторопливо, задушевно (А. П. Бородин. Квартет № 2); музыка Хохломы — зажигательно-огненная, динамичная, как бы рассыпается звуками-искорками (народная музыка в инструментальном изложении), так и просится слиться с горящей, как жар-птица, росписью.

      При восприятии гжельской керамики учитель обращает внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы гжельской кистевой росписи: легкий круговой мазок с растяжением, дающий пятно с игрой тональных переходов от темного к светлому, от плотного к прозрачному, тонкая решительная округлая, волнистая или спиралевидная линия, подчеркивающая форму изображения, сеточка, точки, использование контрастов.

      Перед началом практической работы учитель демонстрирует основные приемы росписи, набирая гуашь только раз и только на одну сторону кисти (мазок с тенями), прописывая ею весь цветок. В результате этого в изображении цветов, листьев появляется живая игра тонов.

      Вначале учащиеся выполняют кратковременные упражнения на освоение гжельского кистевого мазка, а затем продумывают и выполняют композицию росписи на вырезанных из белой бумаги посудных формах (покрывают синей краской отдельные детали сосуда: носик, горловину, ручки и т. д.; наводят бордюры и выполняют основную роспись на белом теле сосуда).


      На одном из последующих уроков искусства — знакомство с искусством городецкой росписи.  

      Обобщая представления о своеобразии городецкого промысла, учащиеся с помощью учителя делают выводы о яркой праздничности росписи, насыщенной богатством красок русского лета; ее пышной декоративности; наиболее распространенных мотивах (городецкие цветы — розы, купавки с симметричными листьями; конь, птица); характерной для росписи цветовой гамме; графически-живописных приемах письма; взаимосвязи конструктивного, изобразительного и декоративного элементов в изделиях городецких мастеров; тесной связи росписи с традициями прошлого и с современной жизнью народа.

      Полученные представления реализуются в практическом задании, связанном с созданием эскиза одного из предметов быта и его украшением по мотивам городецкой росписи.

      Учащиеся намечают форму предмета на листе бумаги, тонированном под цвет дерева, и продумывают композицию росписи, вначале легко отметив линией, а затем нанося основные локальные цветовые пятна в форме кругов-цветов, птиц (тулово черное, хвост, напоминающий по форме лист, например, синего цвета).

Элементы городецкой росписи: листья

      


      Сделав подмалевок, т. е. составив композицию из круглых пятен локального цвета, учащиеся дополняют их симметричными изображениями листьев и постепенно усложняют форму цветов (при выполнении росписи используется таблица на с. 76 учебника). Завершается работа белой и темной «оживкой» в виде дуг, лепестков, штрихов, точек.

      На уроке, посвященном искусству «пламенной и золотой» Хохломы, учащиеся знакомятся с разнообразием растительного орнамента, связывая его (как, впрочем, и растительные мотивы Гжели, Городца, Жостова и т. д.) с образом плодородной земли.

      В этой связи следует напомнить учащимся о древних символах плодородия в виде ромбов, квадратов в орнаментах народной вышивки, а затем продемонстрировать эти символы в хохломской росписи — дно чаши украшает узор «пряник» в виде квадрата с травным мотивом по углам. Это позволит усилить мысль о сохранении крестьянских традиций в творчестве современных народных мастеров, о связи времен в народном искусстве.

Элементы городецкой росписи: птицы

      Попутно происходит знакомство учащихся с главным мотивом хохломской росписи — травкой, основу которой составляет волнистый, изогнутый стебель — криуль, от которого в стороны отходят завитки, осочки, капельки, травинки. Волнистую линию с травными листочками дополняют изображения цветов и «ягодок», сделанные тычком (палочкой с ватой на конце). Учащихся знакомят с образами хохломских птиц, обращая внимание на их травное узорочье — и хвост, и тулово птиц из «тех же травинок состроены».

      Задача учителя — помочь учащимся за внешней формой, связанной с реальным прообразом, увидеть внутреннюю образную форму как выражение некоего содержания, художественной идеи.

      Живые поэтические ассоциации становятся ключом для понимания учащимися содержания образа. Образ петуха в народных представлениях связывался с огнем, поэтому мастер хохломской росписи не случайно нашел адекватное данному содержанию образное решение, выйдя на образ крыла-огня.

      Хорошо подобранный изобразительный ряд, включающий не только изображение предмета, отдельные фрагменты его росписи, но и детали природы, подлинные изделия данного промысла, дидактические таблицы с элементами хохломского травного орнамента с примерами последовательности его выполнения, обеспечивают целенаправленное решение учебно-творческих задач.

      Показ приемов выполнения хохломского травного орнамента может сопровождаться мудрыми высказываниями одного из старейших мастеров промысла — С. Веселова, в которых в живой, образной форме раскрываются самые основные моменты творческого процесса, а для учащихся они становятся руководством к действию (приведены выше).

      В самом начале пятиклассники выполняют мини-упражнения на освоение элементов травного узора, а затем приступают к выполнению основного задания — придумывают интересную форму на протонированном желто-охристом листе бумаги и выполняют на ней роспись в живой импровизационной манере. Последовательность росписи такая: наводка стебля плавной тонкой черной линией, ритмическое расположение по обе стороны ягодок или цветов, привязка к стеблю кудреватой травки (черный цвет или зеленый), которая приближается, но не пересекается с ним.

      Практическую работу по данной теме можно выполнить на бумажных заготовках-развертках, которые потом можно превратить в объемные формы «барышень», птиц (стоит только добавить к конической форме, сделанной на основе развертки, декоративно решенную верхнюю часть фигуры человека или голову птицы с хохолком).

      Пятиклассникам предлагается также задание, которое они должны выполнить в рабочей тетради,— украсить блюдо изображением хохломской птицы и травным орнаментом (тетрадь, с. 14). Задание можно выполнить дома.

      Урок, посвященный искусству жостовского художественного промысла, можно начать с кратких выступлений-рассказов учащихся, которые учитель дополняет информацией об истории развития промысла. В ходе беседы внимание акцентируется на разнообразии форм и размеров подносов (прямоугольные, овальные, круглые, фигурные; большие и совсем маленькие); на единстве формы и композиции цветочной росписи (букет, венок, ветка с угла, гирлянда); на цветовой гармонии фона (черный, кремовый, зеленый, синий, красный, золотой) и изображения; на свободной живописно-импровизационной манере письма и на особой красоте жостовских цветов, создающих ощущение живой природной формы и одновременно декоративно-обобщенной, условной.

      Знакомство учащихся с приемами жостовского письма идет на основе традиции, предусматривающей выполнение росписи в две стадии. Первая стадия — замалевок  (мастер широкой кистью разбеленными красками намечает пятна цветов и листьев в композиции букета, следя за красотой и выразительностью их силуэта, за ритмическим расположением цветовых пятен). Вторая стадия — выправка — состоит из нескольких следующих один за другим приемов, которые «вяжут» жостовский букет:  тенежка (подчеркивание в форме цветка теневых мест),  прокладка  (выявление объема цветочных форм плотными мазками),  бликовка  (наложение самых светлых пятен-бликов на освещенную часть цветов и листьев),  чертежка (очерчивание тонкими линиями лепестков, листьев, прожилок),  привязка (заполнение просветов между формами изящной травкой).

      На занятии по данной теме можно лишь приблизить школьников к освоению особенностей жостовского письма, ведя их по пути, которым идет мастер, работающий в традиции.

      Украсить полностью формы подносов, вырезанных из больших листов бумаги или картона (их заранее необходимо протонировать черной или какой-либо другой краской), помогает методический ход, когда каждый ученик выполняет только фрагмент росписи. Затем эти фрагменты собираются в общую композицию — роспись подноса.

      Педагоги нередко предлагают учащимся выполнить работу по мотивам жостовской росписи сразу на черном фоне. Выполненная таким образом композиция, как правило, смотрится декоративно-плоскостно, в изображаемых цветах теряется ощущение живописности, объемности, светоносности.

      Мы предлагаем учащимся выполнить фрагмент росписи: два-три крупных цветка, дополненных листьями и мелкими формами цветов, на белой бумаге. Декоративная «живопись» по белому фону, выполненная в свободной манере, дает возможность сохранить свежесть, чистоту, светоносность цвета, тонкие цветовые нюансировки.

      Выполнив первые четыре приема — замалевку, тенежку, прокладку и бликовку, учащиеся приступают к работе над фоном, одновременно корректируя с его помощью форму цветов, пластически изменяя ее округлыми движениями кисти.

      Далее следует чертежка, которую выполняют светлой краской, создавая эффект рефлекса, и привязка внутри фрагмента росписи.

      Завершив работу, пятиклассники вырезают свои фрагменты, сохраняя минимум фона вокруг цветов, и размещают их на черном или цветном поле больших бумажных подносов, выстраивая из них цветочную композицию.

      Завершающий этап работы состоит в том, чтобы еще раз, используя прием привязки, собрать не связанные между собой фрагменты в целостную композицию, заполняя пустоты изображениями травки, а также ягодок, мелких цветов, нанесенных с помощью тычка.

      Несложный орнамент по краю подноса — так называемая  уборка — выполняется одним из учеников в процессе всей практической работы.

      За один урок учащиеся могут сделать два больших подноса, которые можно использовать для украшения школьных интерьеров.

      Урок завершается обсуждением индивидуально-коллективных работ. Выявляются наиболее интересные живописно-декоративные решения фрагментов росписи.

Категория: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | Добавил: tineydgers (06.09.2014)
Просмотров: 878 | Теги: планирование уроков ИЗО, Изобразительное искусство и художес, методика преподавания, школьникам о декоративно-прикладном, уроки | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0