Данной теме посвящено
несколько занятий, подготовку к которым следует начать в конце I
четверти, чтобы дать возможность учащимся, включенным в поисковые
группы, подготовиться к текущим и заключительному занятиям — найти
необходимый зрительный, художественно-познавательный материал,
подлинные изделия традиционных народных художественных промыслов.
На уроках
необходимо создать атмосферу праздника. Произведения Гжели, Хохломы,
Городца, Жостова, принесенные детьми, красиво расставьте в классе,
создайте мажорный эмоциональный фон.
Рассказ учащихся
о том или ином промысле нужно сопровождать показом слайдов,
по-режиссерски умело сочетая изображения произведений народных
мастеров, отдельных фрагментов росписи с образами природы.
Так, например,
соотнесение гжельской росписи с изображением весеннего цветения на
фоне синего неба, пронзительно синих теней на снежном покрове земли,
голубовато-синих изломов льда с белизной отсветов на нем или с
завораживающей красотой белых силуэтов птиц в синеве небес (А. А. Рылов. В голубом просторе) вызывает эмоциональный отклик в душе
ребенка, помогает острее увидеть особую элегантно-изысканную красоту
сочетания синего и белого, которую открыл человек в природе и
передал своим творениям.
По аналогии
подбираются слайды, созвучные хохломcкой
росписи, с лирическими образами золотой осени, огненными закатами,
полыхающими как огонь рябиновыми гроздьями; городецкой, жостовской
росписи, с ликующим многоцветьем разнотравья, разнообразными формами
цветов.
В процессе восприятия
произведений народных художественных промыслов использование
музыкальных произведений помогает услышать «голос» Гжели, Хохломы.
«Голос» Гжели может звучать спокойно, благородно, неторопливо,
задушевно (А. П. Бородин. Квартет № 2); музыка
Хохломы — зажигательно-огненная, динамичная, как бы рассыпается
звуками-искорками (народная музыка в инструментальном изложении),
так и просится слиться с горящей, как жар-птица, росписью.
При восприятии
гжельской керамики учитель обращает внимание на разнообразие
скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство
формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции
росписи; на главные отличительные элементы гжельской кистевой
росписи: легкий круговой мазок с растяжением, дающий пятно с игрой
тональных переходов от темного к светлому, от плотного к
прозрачному, тонкая решительная округлая, волнистая или
спиралевидная линия, подчеркивающая форму изображения, сеточка,
точки, использование контрастов.
Перед началом
практической работы учитель демонстрирует основные приемы росписи,
набирая гуашь только раз и только на одну сторону кисти (мазок с
тенями), прописывая ею весь цветок. В результате этого в
изображении цветов, листьев появляется живая игра тонов.
Вначале учащиеся
выполняют кратковременные упражнения на освоение гжельского
кистевого мазка, а затем продумывают и выполняют композицию росписи
на вырезанных из белой бумаги посудных формах (покрывают синей
краской отдельные детали сосуда: носик, горловину, ручки и т. д.;
наводят бордюры и выполняют основную роспись на белом теле сосуда).
|
На
одном из последующих уроков искусства — знакомство с искусством
городецкой росписи.
Обобщая
представления о своеобразии городецкого промысла, учащиеся с помощью
учителя делают выводы о яркой праздничности росписи, насыщенной
богатством красок русского лета; ее пышной декоративности; наиболее
распространенных мотивах (городецкие цветы — розы, купавки с
симметричными листьями; конь, птица); характерной для росписи
цветовой гамме; графически-живописных приемах письма;
взаимосвязи конструктивного, изобразительного и декоративного
элементов в изделиях городецких мастеров; тесной связи
росписи с традициями прошлого и с современной жизнью народа.
Полученные
представления реализуются в практическом задании, связанном с
созданием эскиза одного из предметов быта и его украшением по
мотивам городецкой росписи.
Учащиеся
намечают форму предмета на листе бумаги, тонированном под цвет
дерева, и продумывают композицию росписи, вначале легко отметив
линией, а затем нанося основные локальные цветовые пятна в форме
кругов-цветов, птиц (тулово черное, хвост, напоминающий по форме
лист, например, синего цвета). |
Элементы
городецкой росписи: листья |
|
Сделав подмалевок,
т. е. составив композицию из круглых пятен локального цвета,
учащиеся дополняют их симметричными изображениями листьев и
постепенно усложняют форму цветов (при выполнении росписи
используется таблица на с. 76 учебника). Завершается работа белой и
темной «оживкой» в виде дуг, лепестков, штрихов, точек.
На уроке,
посвященном искусству «пламенной и золотой» Хохломы, учащиеся
знакомятся с разнообразием растительного орнамента, связывая его
(как, впрочем, и растительные мотивы Гжели, Городца, Жостова и
т. д.) с образом плодородной земли.
В этой связи
следует напомнить учащимся о древних символах плодородия в виде
ромбов, квадратов в орнаментах народной вышивки, а затем
продемонстрировать эти символы в хохломской росписи — дно чаши
украшает узор «пряник» в виде квадрата с травным мотивом по углам.
Это позволит усилить мысль о сохранении крестьянских традиций в
творчестве современных народных мастеров, о связи времен в народном
искусстве.
|
Элементы
городецкой росписи: птицы |
Попутно происходит
знакомство учащихся с главным мотивом хохломской росписи — травкой,
основу которой составляет волнистый, изогнутый стебель — криуль, от
которого в стороны отходят завитки, осочки, капельки, травинки.
Волнистую линию с травными листочками дополняют изображения цветов и
«ягодок», сделанные тычком (палочкой с ватой на конце). Учащихся
знакомят с образами хохломских птиц, обращая внимание на их травное
узорочье — и хвост, и тулово птиц из «тех же травинок состроены».
Задача
учителя — помочь учащимся за внешней формой, связанной с реальным
прообразом, увидеть внутреннюю образную форму как выражение некоего
содержания, художественной идеи.
Живые
поэтические ассоциации становятся ключом для понимания учащимися
содержания образа. Образ петуха в народных представлениях связывался
с огнем, поэтому мастер хохломской росписи не случайно нашел
адекватное данному содержанию образное решение, выйдя на образ
крыла-огня.
Хорошо
подобранный изобразительный ряд, включающий не только изображение
предмета, отдельные фрагменты его росписи, но и детали природы,
подлинные изделия данного промысла, дидактические таблицы с
элементами хохломского травного орнамента с примерами
последовательности его выполнения, обеспечивают целенаправленное
решение учебно-творческих задач.
Показ приемов
выполнения хохломского травного орнамента может
сопровождаться мудрыми высказываниями одного из старейших мастеров
промысла — С. Веселова, в которых в живой, образной форме
раскрываются самые основные моменты творческого процесса, а для
учащихся они становятся руководством к действию (приведены выше).
В самом начале
пятиклассники выполняют мини-упражнения на освоение элементов
травного узора, а затем приступают к выполнению основного
задания — придумывают интересную форму на протонированном
желто-охристом листе бумаги и выполняют на ней роспись в живой
импровизационной манере. Последовательность росписи такая: наводка
стебля плавной тонкой черной линией, ритмическое расположение по обе
стороны ягодок или цветов, привязка к стеблю кудреватой травки
(черный цвет или зеленый), которая приближается, но не пересекается
с ним.
Практическую
работу по данной теме можно выполнить на бумажных
заготовках-развертках, которые потом можно превратить в объемные
формы «барышень», птиц (стоит только добавить к конической форме,
сделанной на основе развертки, декоративно решенную верхнюю часть
фигуры человека или голову птицы с хохолком).
Пятиклассникам
предлагается также задание, которое они должны выполнить в рабочей
тетради,— украсить блюдо изображением хохломской птицы и травным
орнаментом (тетрадь, с. 14). Задание можно выполнить дома.
Урок,
посвященный искусству жостовского художественного промысла,
можно начать с кратких выступлений-рассказов учащихся, которые
учитель дополняет информацией об истории развития промысла. В ходе
беседы внимание акцентируется на разнообразии форм и размеров
подносов (прямоугольные, овальные, круглые, фигурные; большие и
совсем маленькие); на единстве формы и композиции цветочной росписи
(букет, венок, ветка с угла, гирлянда); на цветовой гармонии фона
(черный, кремовый, зеленый, синий, красный, золотой) и изображения;
на свободной живописно-импровизационной манере письма и на особой
красоте жостовских цветов, создающих ощущение живой природной формы
и одновременно декоративно-обобщенной, условной.
Знакомство
учащихся с приемами жостовского письма идет на основе традиции,
предусматривающей выполнение росписи в две стадии. Первая
стадия — замалевок (мастер широкой кистью разбеленными
красками намечает пятна цветов и листьев в композиции букета, следя
за красотой и выразительностью их силуэта, за ритмическим
расположением цветовых пятен). Вторая стадия — выправка — состоит из нескольких следующих один за другим приемов, которые
«вяжут» жостовский букет: тенежка (подчеркивание в форме
цветка теневых мест), прокладка (выявление объема
цветочных форм плотными мазками), бликовка (наложение самых
светлых пятен-бликов на освещенную часть цветов и листьев),
чертежка (очерчивание тонкими линиями лепестков, листьев,
прожилок), привязка (заполнение просветов между формами
изящной травкой).
На занятии по
данной теме можно лишь приблизить школьников к освоению особенностей
жостовского письма, ведя их по пути, которым идет мастер, работающий
в традиции.
Украсить
полностью формы подносов, вырезанных из больших листов бумаги или
картона (их заранее необходимо протонировать черной или какой-либо
другой краской), помогает методический ход, когда каждый ученик
выполняет только фрагмент росписи. Затем эти фрагменты собираются в
общую композицию — роспись подноса.
Педагоги нередко
предлагают учащимся выполнить работу по мотивам жостовской росписи
сразу на черном фоне. Выполненная таким образом композиция, как
правило, смотрится декоративно-плоскостно, в изображаемых цветах
теряется ощущение живописности, объемности, светоносности.
Мы предлагаем
учащимся выполнить фрагмент росписи: два-три крупных цветка,
дополненных листьями и мелкими формами цветов, на белой бумаге.
Декоративная «живопись» по белому фону, выполненная в свободной
манере, дает возможность сохранить свежесть, чистоту, светоносность
цвета, тонкие цветовые нюансировки.
Выполнив первые
четыре приема — замалевку, тенежку, прокладку и бликовку, учащиеся
приступают к работе над фоном, одновременно корректируя с его
помощью форму цветов, пластически изменяя ее округлыми движениями
кисти.
Далее следует
чертежка, которую выполняют светлой краской, создавая эффект
рефлекса, и привязка внутри фрагмента росписи.
Завершив работу,
пятиклассники вырезают свои фрагменты, сохраняя минимум фона вокруг
цветов, и размещают их на черном или цветном поле больших бумажных
подносов, выстраивая из них цветочную композицию.
Завершающий этап
работы состоит в том, чтобы еще раз, используя прием привязки,
собрать не связанные между собой фрагменты в целостную композицию,
заполняя пустоты изображениями травки, а также ягодок, мелких
цветов, нанесенных с помощью тычка.
Несложный
орнамент по краю подноса — так называемая
уборка —
выполняется
одним из учеников в процессе всей практической работы.
За один урок
учащиеся могут сделать два больших подноса, которые можно
использовать для украшения школьных интерьеров.
Урок завершается
обсуждением индивидуально-коллективных работ. Выявляются наиболее
интересные живописно-декоративные решения фрагментов росписи. |