Это обобщающее занятие подводит итоги
накопленным за четверть представлениям школьников о своеобразии,
уникальности языка и образного строя народного (крестьянского)
прикладного искусства, о гармонии человека с природой — его
колыбелью. Знания, полученные на предыдущих уроках, закрепляются
эмоционально в живом непринужденном диалоге.
|
Единство
символических элементов в росписи
на прялке и в народной хореографии (Север России)
|
Занятие дает возможность раскрыть
календарный народный праздник как некое событие в жизни людей,
связанных с землей, как способ участия человека в событиях природы,
будь то приход весны, начало полевых работ или созревание злаков.
В сознании наших предков время было
не протяженным, а цикличным (вспомнить хотя бы выражение «круглый
год») и измерялось праздниками — событиями (совместное бытие).
Праздники в заведенном круге жизни, в годичном цикле проживания, в
мерной череде будней становились своеобразными вехами эмоционального
подъема человеческого коллектива, неся ощущение мимолетного счастья
и желанной свободы.
Вплетая в канву занятия отдельные
фрагменты, эпизоды, связанные с народными праздниками, нужно не
упустить очень важную для восприятия учащихся мысль: в образе
праздника выражалось коллективное ощущение целостности мира,
единение человеческого и природного.
Праздник, являясь формой
коллективного творчества, проигрывался в естественной природной
среде, воспроизводя в обрядовых действиях, в нехитрой народной
хореографии образы мироздания: хоровод (круг) — символ солнца,
единства, бесконечности, законченности, высшего совершенства;
волнистый рисунок в танце — символ воды, жизненного начала; две
параллельные линии — «на две стороны» — символ горизонта, где
сходятся небо и земная твердь; квадрат — «на четыре
стороны» — устойчивая фигура, несущая основные параметры космоса
(четыре стороны света, четыре главных направления, четыре времени
года); спираль — символ развития и т. д. В качестве примера можно
привести народные праздники, образная символика которых раскрывается
особенно ярко в обрядовых действах (Масленица; Иванов день; народные
гулянья на реке Печоре, получившие название «Горки») (см. с. 48).
Занятие можно проводить по-разному,
главное — создать на нем атмосферу праздника.
Одна из главных задач, стоящих перед
учителем,— организовать живое общение между участниками
праздника — школьниками и приглашенными. Класс можно превратить с
помощью работ, выполненных в течение четверти, а также подлинных
вещей в воображаемый интерьер дома, где будут проходить
театрализованные действа-импровизации, сопровождаемые народной
песней, шутками-прибаутками, плясками, хороводами, играми, «бойкой
торговлей», ряжеными и т. п.
Очень важно, чтобы ребята через
собственное участие, «действование» осознали народный праздник как
синтез искусств, вовлекающий в свое эмоциональное
пространство все виды фольклора: изобразительный, устно-поэтический,
музыкальный, танцевальный, которые находятся в непрерывном
взаимодействии, развитии. Учащиеся видят, что и вещи, включенные в
обрядовые церемонии, обретают новую жизнь, становясь средством
общения людей (костюм, полотенце, домашняя утварь и т. д.).
Комплексное включение в итоговое
занятие четверти ярких примеров устно-поэтического творчества,
музыкального фольклора, народных танцев дает возможность увидеть
различные грани единого целостного явления — народной культуры.
На итоговом занятии учащиеся могут
проявить себя в роли знатоков народного искусства, попробовать свои
силы в различных конкурсах: экскурсоводов, народных мастеров,
экспертов. Занятие строится как праздник красоты, творчества, живого
общения. Оно может быть значительно раздвинуто по времени и
проводиться как в классе, так и во внеклассных условиях. |