Главная задача
урока — помочь пятиклассникам в освоении языка орнамента на
материале русской народной вышивки, формировать умение выстраивать
орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.
На уроке в процессе знакомства с орнаментами народных вышивок
внимание обращается на природный характер, вариативное богатство
художественных решений традиционных образов и мотивов, их
необыкновенно артистическую геометрическую трактовку (реальные
образы как бы раскладываются на орнаментально-геометрические
элементы), а также на цветовой силуэтный узор нитяного рисунка, на
доминанту в узорах вышивки красного, дополненного другими цветами.
|
Орнитоморфные изобразительные мотивы в крестьянской вышивке |
Метод сравнения, используемый в процессе восприятия одного и того же образа,
мотива, например птицы, дает учащимся ключ к поиску самостоятельных
вариантов орнаментальных построений с опорой на традицию.
Внимание учащихся обращают на особенность русского орнамента с
характерными для него разливающимися песенными ритмами родных
напевов, с их повторами и неторопливым движением, ритмами борозд на
вспаханном поле, ритмами изгороди и бревенчатых стен.
Сложившиеся в результате беседы представления учащихся о
символике формы и цвета в орнаменте народной вышивки, об
особенностях его построения находят воплощение в практической
творческой работе, связанной с выполнением эскиза орнамента вышивки
на полотенце. При выполнении задания решаются композиционные,
колористические задачи, осваивается умение декоративно-обобщенно,
лаконично строить традиционный мотив на широком поле «вышивки»,
выделяя его размером и подчеркивая ломаной линией выразительный
контур птицы, животного, женского божества и т. д.
Учитель обращает
внимание на то, как можно украсить поверхность традиционного образа
мелкими геометрическими узорами, проявляя фантазию и выдумку.
Главный мотив учащиеся дополняют орнаментальными рядами, выстраивая
их на основе повтора и ритмического чередования символических знаков
воды, земли, ее плодородия.
|
Изображение коней и всадников в крестьянской вышивке |
Работа выполняется в
смешанной технике — восковыми мелками и акварелью в сочетании с
аппликацией, приклеенными к основе полосками цветной бумаги, а также
фломастерами, тонкой кистью. Учитель объясняет, как вырезать из
тонкой бумаги кружева, которыми можно украсить полотенце. Эту работу
можно использовать на следующем занятии как элемент украшения
народного праздничного костюма.
Урок заканчивается
обсуждением работ. Переходя к следующей теме, пятиклассники получают
задание: найти изображения женщин и мужчин в народных костюмах, а
также отдельные детали костюмов на открытках, фотографиях, в
иллюстрациях к детским книгам. |