Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 09:15:50
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

Тема: «Одежда говорит о человеке»
         Этой важной теме четверти, раскрывающей смысл существования декоративно-прикладного искусства в обществе, отведено несколько занятий.

      В IV классе, знакомясь с образом художественной культуры Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья, учащиеся рассматривали костюм с точки зрения его образного единства с архитектурой (учебник Л. А. Неменской «Каждый народ — художник».— М., 2002).

      В V классе основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.




Женские головные уборы
Западной Европы:
эпоха позднего Средневековья
(1 — рогатый чепец в виде «двойной сахарной головы»; 2 — высокий, конусообразный головной убор «эннен»); эпоха барокко (3)




 

      Рассматривая разнообразный зрительный материал в ходе беседы, учащиеся должны осознать, что форма, декор, цвет, материал в костюме людей разных сословий, профессий выступают своеобразными социальными признаками, по которым можно определить  место  человека в иерархической структуре общества,  роль,  которую он играет, конкретное  занятие.

      В самом начале урока учащихся можно включить в увлекательную игру «О чем может рассказать костюм», которая поможет им сориентироваться в многообразии форм костюмов, в принадлежности их тому или иному хозяину — путем сопоставления костюмов и выявления их социальных признаков.

      Так, учащиеся, сравнивая между собой народный костюм и костюм знатных господ, должны уметь выявлять принципиальное различие между ними. Народный костюм носит рабочий характер, более естествен по форме; костюм привилегированных классов подчеркнуто декоративен, более сложен: подчас несколько утрированы формы и конструкция костюма, он имеет большие объемы, богатую отделку и сложность фактуры, обилие декоративных деталей, разных украшений. Об этом рассказывают сами учащиеся.

      Рассматривая костюмы эпохи Средневековья, их внешний вид, характер деталей, учащиеся, опираясь на полученные в IV классе представления и интуицию, стараются определить, кто их владельцы: король, рыцарь, знатная женщина, простолюдин, священник, ученый, шут-потешник и т. д. (рабочая тетрадь, с. 22).

      При отборе информации для уроков по данной теме педагогу следует учитывать имеющийся у него в наличии зрительный материал, исходя из которого он выстраивает свою последовательность знакомства с социальной функцией костюма, даже несколько изменяя последовательность, предложенную в учебнике. Так, педагог при наличии яркого изобразительного материала может раскрыть социально-символическую роль костюма на примере Средних веков (именно в эту эпоху особенно ярко проявлялись в костюме классовые различия; существовали законы об одежде, так называемые «уставы о платье», предписывавшие строгую регламентацию длины платьев, рукавов, шлейфов, обуви, высоты головных уборов в зависимости от положения женщины или мужчины в обществе). В ходе беседы учащиеся узнают о том, что длинные одежды, не считая королевских, были официальным костюмом духовенства, ученых, медиков, судей; что не только форма, декор, материал, но и цвет играл в костюме этого времени важную роль — одежда высшей знати в сравнении с одеждой простого люда была преимущественно ярких цветов: синего, зеленого, пурпурного, фиолетового, строилась на их сочетании. Форма, декор, цвет, материал костюма, подчеркивая место человека в обществе, становились знаками отношений между людьми.

      Социально-знаковая роль костюма может быть раскрыта на примере знакомства с завершающим этапом развития эпохи барокко, получившим название «стиль рококо» (что в переводе с французского означает «украшение в форме раковины»).

      В процессе знакомства с костюмом (XVII—XVIII вв.) желательно создать ситуацию «присутствия», привлекая в союзники музыку и драматургически выстраивая зрительный материал, способствующий эмоциональному погружению учащихся в рассматриваемую тему.

      Проиллюстрируем это на конкретном примере. Показ слайдов с изображением паркового ансамбля, внешнего облика дворца сопровождается мягким, приглушенным звучанием менуэта (Ф. Шуберт, Л. Боккерини), создающим впечатление, что музыка доносится откуда-то из глубины внутреннего пространства. Учитель, регулируя силу звучания, постепенно усиливает его — на экране появляется фасад дворца крупным планом, роскошный интерьер, а затем музыкант, играющий на клавесине. Сила звучания музыки в этот момент достигает максимальной громкости. Учащимся предлагается «пройтись» по роскошным комнатам и залам (на экране, сменяя друг друга, появляются изображения парадных интерьеров, создающих впечатление необычайной пышности, с богато декорированной мебелью, хрустальными люстрами), далее следуют изображения важных особ в великолепных костюмах. Рассматривая костюм не изолированно, а во взаимосвязи со средой — внутренним убранством дворцовых интерьеров, учащиеся учатся выявлять их стилевое единство.

      После эмоционально-ознакомительного экскурса учащиеся могут «вернуться» к ранее увиденному и попытаться ответить на следующие вопросы:

      — в чем выражается стилевое единство архитектуры, предметов украшения интерьера, костюма данной эпохи;

      — что можно сказать о линиях, очерчивающих контуры предметов;

      — какая гамма цветов господствует в нарядных интерьерах этого времени;

      — какие поэтические ассоциации вызывает образный строй костюма, его отдельные детали;

      — о чем говорит костюм этого времени?

      Для знакомства с костюмом наиболее ценным зрительным материалом являются слайды и репродукции произведений изобразительного искусства: живописные портреты, жанровые картины, произведения скульптуры (Я н  В а н  Э й к.  Чета Арнольфини;  Р о г и р  В а н  Д е р  В е й д е н.  Женский портрет; произведения Антуана Ватто, Томаса Гейнсборо, К.-Б. Растрелли, И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, Ф. И. Шубина, Ф. С. Рокотова и др.). Обращение к ним дает возможность получить содержательную зрительную информацию о характере, особенностях костюма того или иного времени, увидеть, как он связывает человека с конкретной эпохой, страной, социальной группой.

      Освоение данной темы предполагает знакомство с костюмом Древнего Китая, имеющим ярко выраженную социально-символическую окрашенность и декоративность (учебник, с. 108—113). Чем ярче и шире даются визуально-содержательные примеры, тем лучше тема урока осознается учеником, сохраняется в его памяти.

      Благодаря привлечению разнообразных примеров можно внутри рассматриваемой темы выстраивать отдельные линии сопоставления (например, социальные признаки в костюме чиновников разных рангов Древнего Египта и Древнего Китая) или приводить все разнообразие форм костюма, существовавших в разное время, к общему знаменателю (несмотря на многообразие декора, суть его в одном — выявлять, подчеркивать роль людей, их отношения в обществе). Говоря о роли декора в жизни общества, следует «замкнуть» эту проблематику на современности, побуждая учащихся сообща размышлять о том, почему люди по-разному одеваются, чем это вызвано, что было бы, если бы не существовало декоративно-прикладного искусства, дифференциации в одежде.

 


       Полученные на уроках представления закрепляются в большой коллективной работе «Бал во дворце» (работу можно выполнить по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка»). Для этого необходимо изобразить дворцовый интерьер с мебелью, отдельными предметами и фигуры людей в костюмах (рабочая тетрадь, с. 24—25).

      На одном из  первых  уроков  по данной теме группа учащихся (4—5 человек) продумывает общую композицию и выполняет на большом формате композиционный рисунок, намечая стены, пол, потолок (можно сделать полукруглую залу). Работа выполняется на полу или на сдвинутых столах.

      В ходе работы над композиционным рисунком следует обращать внимание учащихся на передачу перспективы, на решение пространственных планов. Пока одна творческая группа работает над основной композицией, остальные рисуют предметы дворцового интерьера (парадные люстры, мебель, канделябры и т. д.), а затем начинают работу цветом. Для подмалевка лучше использовать нежные, легкие цвета, гармонично сочетая их. Они помогут передать в изображаемом интерьере ощущение хрупкости, легкого изящества. Выполненные индивидуально изображения предметов интерьера будут вклеены затем в общую композицию.

      Можно предложить детям сделать не одну большую работу, а несколько (две-три), найдя для каждой из них цветовое решение разного эмоционального звучания.

      На  втором  уроке  по данной теме учащиеся изображают фигуры людей (творческая группа продолжает работу на основном формате). Желательно, чтобы они были решены в разных движениях (танцующие, склонившиеся в почтительном поклоне и т. п.). Вначале следует светлой краской схематично нарисовать человека, а затем «одеть» его, подчеркивая характерный силуэт и украшая деталями — кружевами, лентами, бантами, богатыми узорами.

      Для решения задач, связанных с передачей пространственных планов в общей композиции, следует для выполнения фигурок подготовить три вида форматов разной высоты. Высота формата должна соответствовать величине изображаемых фигур. При расположении фигур более крупные размещаются внизу (ближе), затем следуют средние и выше (дальше) — те, что поменьше.

Нашивки на одежде гражданских чиновников в Древнем Китае:
1 — золотистый фазан, 2 — серебристый фазан, 3 — райская мухоловка, 4 — лев,
5 — медведь,
6 — фантастическое животное

      На  третьем  уроке  учащиеся заканчивают коллективную работу. По ходу ее выполнения учитель напоминает учащимся о стилевом единстве предметно-пространственной среды и помогает «подтянуть» более слабые участки работы, подсказывает, как добиться выразительности в изображении фигурок людей в костюмах, объединить их в группы, связывая общим действием, и т. п.

      На уроках по данной теме в качестве практического задания можно предложить детям выполнить крупные детали костюма (воротники, манжеты, веера) и украсить их. На заключительном уроке четверти они могут быть использованы в театрализованном представлении.

      На дом учащиеся получают задание нарисовать в интерьере дворца гостей
Категория: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | Добавил: tineydgers (06.09.2014)
Просмотров: 886 | Теги: планирование уроков ИЗО, Изобразительное искусство и художес, методика преподавания, школьникам о декоративно-прикладном, уроки | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0