Задача учителя на
уроке по данной теме — сформировать у учащихся образные
представления об организации, мудром устроении человеком внутреннего
пространства избы.
Выстроенная
драматургия подачи зрительного материала, включение в процесс
восприятия музыкальных и литературных произведений помогут решить
эту задачу.
Учитель может выстроить
зрительный ряд, привнося в него элемент повествовательности,
неторопливого разворачивания темы: образ русской деревни, избы,
женщины — хозяйки дома — в традиционной одежде, крыльца дома; далее
слайды как бы соответствуют последовательному «продвижению» по
внутреннему пространству дома, от угла к углу — коник у двери,
печное пространство, красный угол.
Учащиеся
детально рассматривают жизненно важные участки крестьянского
интерьера, собирающие вокруг себя определенный круг предметов,
одновременно отвечая на вопросы: какое значение имела печь в
крестьянском доме? Какой угол являлся духовным центром дома и какие
события могли происходить здесь? Почему место красного угла рядом с
окнами передней части дома? Какие предметы включают в себя жизненно
важные части крестьянского интерьера?
|
|
Причелины-«хляби» изб (заклинательная орнаментика) |
В ходе беседы внимание учащихся обращается на связь предметов,
входящих в пространство красного угла, с эпитетом «красный»: красная
скамья, красные окна, что помогает им ориентироваться, где
размещается красный угол (с востоком соединялось представление
крестьян о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на
восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами).
На этом уроке учащиеся
осознают, что внутреннее пространство крестьянского дома строилось
на единых принципах вселенского порядка: потолок связывался в
народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий
деревянный потолок) олицетворяла собой Млечный Путь на небе;
пол — землю; домотканые половики — дорожки, постланные в направлении
от двери к передним окнам,— были образным выражением идеи
пути-дороги; подпол символизировал нижний, подземный мир;
окно-око — связь с большим миром, белым светом; красный угол был
олицетворением зари.
|
Верхняя
часть наличников |
Эта содержательная информация чрезвычайно важна для формирования
мировосприятия учащихся. Она позволяет по-новому взглянуть на
внутреннее жилое пространство русской избы, на деревенский
бесхитростный, но мудро организованный быт, воспроизводящий в
образной форме гармонию Великого космоса.
Практическая
работа на этом уроке предусматривает обобщенное изображение
крестьянского интерьера. По мере дальнейшего изучения программного
материала и знакомства с предметами крестьянского быта работа может
постепенно обогащаться фигурами людей в народных костюмах, связанных
единым действием, изображением крестьянских вещей (ковши; прялки;
люльки; божницы, украшенной полотенцем, и т. п.).
В самом начале внимание учащихся следует обратить на возможные
варианты композиционного решения крестьянского интерьера:
изображение угла, фронтальной стены, фронтальной стены с двумя
прилегающими к ней боковыми, которые предварительно могут быть
представлены в методических рисунках-схемах.
Передача перспективы
как учебная задача
может быть успешно
решена, если, например, в акварельном подмалевке (предварительно в
рисунке необходимо наметить границы пола, стен, потолка)
использовать мазок «бревнышко» для передачи бревенчатой кладки.
Изображать бревенчатую стену в перспективе удобнее всего начинать с
горизонтального мазка-бревнышка, расположив его посредине ее. Другие
бревна учащиеся выстраивают расходящимися лучами, ориентируясь на
нижнюю и верхнюю границы стены. Подмалевок выполняется легким
приглушенным цветом. Окна, лавки, стол можно будет написать после
того, как будут готовы стены.
Учащиеся могут сделать наравне с индивидуальными работами общий
подмалевок, который станет основой для коллективной работы-коллажа.
К следующему занятию учащиеся находят репродукции произведений
искусства, фотографии, иллюстрации к детским книжкам с изображением
крестьянской деревянной посуды, прялок и других предметов труда. |
|
Варианты композиционного решения крестьянского интерьера | |