Самый первый урок, посвященный
введению в проблематику четверти, должен в живой, увлекательной
наглядной форме дать общие представления о месте и роли
декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества.
Этот разговор можно начать
с конкретного примера декоративно-живописного убранства тела —
например, у африканских племен или других народностей, —
являющегося как бы предшественником костюма.
Важно донести до сознания
пятиклассников мысль о том, что первые знаки на теле человека были
результатом расслоения внутри первобытного общества: выделился
предводитель, или вождь, старейшины, разделились общественные
функции мужчин (воин, охотник) и женщин (продолжательница рода,
хранительница очага), и эти социальные процессы породили
необходимость знаков, отличий в виде раскраски тела, татуировок,
ожерелий, набедренных повязок, головных уборов в виде перьев и т. п.
В ходе беседы, сопровождающейся
зрительным материалом, учащиеся с помощью учителя делают выводы, что
суть декора не в украшательстве, как таковом, тела, платья,
предметов, а в определении роли хозяина этих украшений. Формы
украшений, их количество и качество целиком зависят от общественного
положения их носителя.
Разговор о социальной
роли декоративного искусства следует замкнуть на современности,
чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает
информацию, закрепленную в форме знаков-отличий, имеющих общественно-символическое
значение (одежда рядового в различных родах войск, генерала,
священнослужителя, спортсмена, невесты и т. п.). |