Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 23.04.2024, 23:50:44
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

УЧЕБНИК — ДЕТИ — УЧИТЕЛЬ
    В процессе приобщения к искусству важная роль отводится учебнику. Учебники по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» входят в воспитательно-образовательное пространство школы, становятся важным элементом целостного художественно-педагогического процесса.

      Учебник по искусству в первую очередь предназначен для детей. Очень важно, чтобы он вызвал у детей живой интерес, стал для них любимой книгой, которую можно с удовольствием рассматривать, читать, открывая для себя на ее страницах новое, увлекательное.

      Книга по искусству должна стать для детей надежным другом, собеседником, помощником, призванным сделать процесс приобщения к миру искусства более увлекательным, радостным, плодотворным.

      У каждого ребенка должен быть свой собственный учебник по искусству, с которым он может общаться не только на уроке, но и дома, — у большинства детей это единственный источник для получения художественно-познавательной информации.

      Для самого учителя изобразительного искусства учебник имеет стратегическое и тактическое значение. Он как бы очерчивает траекторию системного, поэтапного освоения школьниками программного материала по декоративно-прикладному искусству. Это накладывает определенную ответственность на учителя, становящегося проводником системных знаний, что полностью исключает всякую самодеятельность с его стороны в выборе таких тем уроков и видов деятельности, которые наиболее полно отвечают его предпочтениям и профессиональным интересам.

      Нам представляется важным донести до учителя изобразительного искусства понимание функций учебника по искусству.

      1. Информационная функция. С помощью текста и изображения учебник сообщает информацию о социальной роли, формах существования декоративно-прикладного искусства, разнообразных художественных материалах и техниках, специфике образного строя и языка произведений традиционного и профессионального декоративно-прикладного искусства.

      2. Систематизирующая функция. Учебник предлагает путь системного освоения содержания программы с учетом логики развития тем четвертей, года, где каждая тема урока становится важным звеном в единой цепи познания. В этой связи совершенно недопустимо выведение отдельных тем из целостного учебного курса и замена их на другие.

      3. Функция закрепления и контроля. По каждой теме учащимся предлагается система творческих заданий и вопросов, связанных с закреплением программного материала, с формированием композиционно-декоративных навыков и умения осознанно использовать знание образного языка в процессе воплощения собственного замысла. Закрепление в памяти зрительных образов и формирование у учащихся определенного уровня насмотренности требует постоянного, многократного возвращения к зрительному материалу.

      4. Воспитательно-развивающая функция реализуется через внутреннюю духовную работу, связанную с воспитанием и развитием у учащихся способности восприятия произведений декоративно-прикладного искусства в единстве формы и содержания, с развитием творческих способностей, с формированием эмоционально-ценностного отношения к предметам материальной культуры.

      5. Функция стимулирования самостоятельного декоративного детского творчества. Иллюстративный материал (произведения традиционного народного и профессионального декоративно-прикладного искусства), варианты решения творческих заданий учащимся по каждой теме, развернутая практическая глава «Ты сам мастер», связанная с работой в конкретном материале, помогают учащимся определиться в характере задания, в поиске самостоятельных образных решений, в выборе материала и художественно-выразительных средств.

      6. Самообразовательная функция реализуется через самостоятельную образовательную деятельность, связанную с освоением текстового и зрительного материала, через поиск ответов на поставленные в тексте учебника вопросы, касающиеся единства формальной и содержательной сторон рассматриваемых произведений декоративно-прикладного искусства, а также через поисковую деятельность учащихся: сбор репродукций по конкретной проблематике, чтение дополнительной литературы, посещение музеев, выставок и т. д.

      В работе с учебником на уроках изобразительного искусства существует особая специфика, вытекающая из специфики самого искусства как области эмоционально-образного, метафорического мышления. Используя учебник, учитель должен постоянно, на каждом занятии развивать восприятие произведений декоративно-прикладного искусства в единстве формы и содержания, способствуя закреплению у учащихся умения видеть и понимать, что делает вещи, предметы именно художественными, и «высказываться» в собственной художественно-творческой деятельности в опоре на традицию, пользуясь осознанно языком данного вида искусства.

      Необходимо понимать разницу драматургических ходов в раскрытии тем в учебнике и непосредственно на уроке и не допускать их дублирования. Урок искусства — это особый тип урока, не укладывающийся ни в какие догматические схемы, имеющий подвижную структуру, элементы которой строятся по законам искусства. Это живой творческий процесс взаимодействия педагога с детьми, в котором в полной мере реализуется художественно-педагогическое мастерство и индивидуальность учителя.

      Если учебник предлагает учащимся уже выстроенную драматургию раскрытия темы, то на уроке учителю приходится заново ее создавать, выстраивать, развивая те основополагающие идеи, которые заложены в программе и учебнике, используя необходимый арсенал эмоционально-образных средств воздействия (зрительный, поэтический, музыкальный материал; фрагменты литературных произведений).

      Драматургия урока призвана обеспечить целостность восприятия и создание благоприятных условий для художественно-декоративной деятельности, связанной с решением учебно-творческих задач то ли на уровне создания эскизных проектов, то ли работы в конкретном материале.

      Использование учебника на уроке в большей степени связано с деятельностью восприятия как важной составляющей творческого процесса. Каждый разворот учебника строится по принципу содержательной целостности, имеет свою мини-драматургию. Это проявляется в соответствии текста и изображений, в композиционно-пластическом решении разворотов, на которых зрительные образы несут развернутую наглядную информацию, помогают выстраивать в сознании школьников содержательные связи между отдельными изображениями, высвечивают наиболее актуальные проблемы. Так, например, в первой главе учебника «Древние корни народного искусства» в процессе восприятия иллюстративного материала становится возможным затронуть следующие проблемы:

      — разнообразие форм, материалов, декоративных элементов в крестьянском прикладном искусстве;

      — единство конструкции и декора в предметах крестьянского быта;

      — связь образного строя крестьянских вещей с природой, мироощущением, мировоззрением народа;

      — ограниченность числа образов, мотивов, тем и богатство их вариаций в народном декоре;

      — пластическое решение традиционного образа, мотива в разных видах крестьянского бытового искусства;

      — общность и различие предметов крестьянского быта своего региона, области (деревянная посуда, прялки, костюмы и т. д.) и представленных на страницах учебника;

      — картина мироздания в образном строе крестьянских вещей;

      — специфика образного языка народного прикладного искусства;

      — ощущение личности народного мастера в рукотворном крестьянском искусстве.

      Готовясь к уроку, учитель должен заранее продумать систему вопросов по иллюстративному материалу разворотов учебника (актуализируя главные проблемы), а также включенность учебника в структуру урока: в какие моменты его использовать — до или после показа слайдов, таблиц, репродукций, подлинных вещей, а возможно, одновременно и в какой «дозировке».

      В процессе восприятия очень важен момент любования, эстетического переживания, сопровождаемый живой эмоциональной реакцией учащихся на увиденное. По мере дальнейшего рассмотрения произведений декоративного искусства усиливается смысловой компонент восприятия, главными становятся вопросы как? и зачем?. Так, например, при восприятии женской фигуры в орнаменте русской вышивки и в глиняной народной игрушке (учебник, с. 13) метод сравнительного анализа помогает учащимся увидеть общность и различие между изображениями. Общее — в пластике перетекания рук в изображения птиц, их взметенности вверх; в обобщенности, выразительной условности изображаемых фигур, их симметричности и декоративности; различие — в материалах, технике исполнения и, соответственно, в специфике образного строя и языка рассматриваемых произведений.

      Сравнивая одну фигуру с другой, младшие подростки отмечают в одном случае мягкую пластику глиняной формы, а в другом — геометрическую жесткость, графическую четкость, более выраженную орнаментальность.

      Соотнесение фрагмента вышивки на полотенце с таблицей (учебник, с. 12), на которой представлены знаки-символы (плодородия земли, воды), дает ключ к расшифровке женского образа, помогает учащимся понять заключенный в нем смысл.

      Иллюстративный материал учебника дает возможность всматриваться, переключая внимание с одного изображения на другое, держать в поле зрения одновременно все разнообразие представленного зрительного материала на разворотах.

      Учителю необходимо с должным вниманием отнестись на уроке к первым разворотам каждой темы учебника, на которых представлен разнообразный иллюстративный материал (произведения декоративно-прикладного искусства, образы природы, элементы традиционной росписи, изображение мастерской художника и т. д.), дав возможность учащимся внимательно рассмотреть изображения, создающие собирательный зримый образ — своеобразную прелюдию к рассматриваемой теме, помогающую «вхождению» в нее.

      Учитель должен стремиться выстраивать содержание уроков по народному искусству (I—II четверти) с учетом специфики региона, области, края, перенося основной акцент на местное народное творчество (жилище, орнаменты вышивок, крестьянская утварь, костюм, традиционные народные промыслы).

      Учебник предлагает учащимся образы для восприятия, в чем-то схожие, но вместе с тем обладающие местным своеобразием и самобытностью, тем самым формируя широту представлений о многообразии проявлений народного декоративного творчества.

      Для учителя всегда открыта возможность расширять, обогащать материал учебника, включать в процесс восприятия такие образы, которых в учебнике нет, но которыми педагог располагает.

      Текст учебника в основном предназначен для самостоятельного чтения детьми дома, и желательно, чтобы в этом принимали участие заинтересованные родители. Учителю необходимо увлечь родителей, убедить их в исключительной важности такого начинания, как совместное чтение книг по искусству, освоение вместе с ребенком образного строя произведений искусства, совместная поисковая деятельность, связанная с собиранием, систематизацией иллюстративного и содержательного материала, оформлением его в альбомы.

      Включенность родителей в совместную с детьми художественно-познавательную, творческую поисковую деятельность будет способствовать совместным размышлениям-диалогам по поводу декоративно-прикладного искусства, осуществлению творческих проектов; общение будет придавать художественной деятельности ребенка социально-общественный смысл. Для многих родителей такая совместная деятельность может стать своеобразной «школой просвещения».

      Вместе с учебником младший подросток получает в свое пользование рабочую (творческую) тетрадь «Твоя мастерская», предназначенную для индивидуального выполнения учебно-творческих заданий. Творческая тетрадь может быть использована для индивидуальной работы на уроке, а также для самостоятельной работы дома. Тетрадь содержит широкий спектр творческих заданий разного типа, которые помогут закрепить знания учащихся по основным темам программы.

Категория: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | Добавил: tineydgers (06.09.2014)
Просмотров: 683 | Теги: планирование уроков ИЗО, Изобразительное искусство и художес, методика преподавания, школьникам о декоративно-прикладном, уроки | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0