В процессе
приобщения к искусству важная роль отводится учебнику. Учебники по
программе «Изобразительное искусство и художественный труд» входят в
воспитательно-образовательное пространство школы, становятся важным
элементом целостного художественно-педагогического процесса.
Учебник по
искусству в первую очередь предназначен для детей. Очень важно,
чтобы он вызвал у детей живой интерес, стал для них любимой книгой,
которую можно с удовольствием рассматривать, читать, открывая для
себя на ее страницах новое, увлекательное.
Книга по искусству
должна стать для детей надежным другом, собеседником, помощником,
призванным сделать процесс приобщения к миру искусства более
увлекательным, радостным, плодотворным.
У каждого ребенка должен
быть свой собственный учебник по искусству, с которым он может
общаться не только на уроке, но и дома, — у большинства
детей это единственный источник для получения художественно-познавательной
информации.
Для самого учителя
изобразительного искусства учебник имеет стратегическое и
тактическое значение. Он как бы очерчивает траекторию системного,
поэтапного освоения школьниками программного материала по
декоративно-прикладному искусству. Это накладывает определенную
ответственность на учителя, становящегося проводником системных
знаний, что полностью исключает всякую самодеятельность с его
стороны в выборе таких тем уроков и видов деятельности, которые
наиболее полно отвечают его предпочтениям и профессиональным
интересам.
Нам представляется
важным донести до учителя изобразительного искусства понимание
функций учебника по искусству.
1. Информационная
функция. С помощью текста и изображения учебник сообщает информацию
о социальной роли, формах существования декоративно-прикладного
искусства, разнообразных художественных материалах и техниках,
специфике образного строя и языка произведений традиционного и
профессионального декоративно-прикладного искусства.
2. Систематизирующая функция. Учебник предлагает путь системного
освоения содержания программы с учетом логики развития тем
четвертей, года, где каждая тема урока становится важным звеном в
единой цепи познания. В этой связи совершенно недопустимо выведение
отдельных тем из целостного учебного курса и замена их на другие.
3. Функция
закрепления и контроля. По каждой теме учащимся
предлагается система
творческих заданий и вопросов, связанных с закреплением
программного
материала, с формированием композиционно-декоративных
навыков и
умения осознанно использовать знание образного языка в
процессе
воплощения собственного замысла. Закрепление в памяти
зрительных
образов и формирование у учащихся определенного уровня
насмотренности требует постоянного, многократного возвращения к
зрительному материалу.
4. Воспитательно-развивающая функция реализуется через внутреннюю
духовную работу, связанную с воспитанием и развитием у учащихся
способности восприятия произведений декоративно-прикладного
искусства в единстве формы и содержания, с развитием творческих
способностей, с формированием эмоционально-ценностного отношения к
предметам материальной культуры.
5. Функция
стимулирования самостоятельного декоративного детского творчества.
Иллюстративный материал (произведения традиционного народного и
профессионального декоративно-прикладного искусства), варианты
решения творческих заданий учащимся по каждой теме, развернутая
практическая глава «Ты сам мастер», связанная с работой в конкретном
материале, помогают учащимся определиться в характере задания, в
поиске самостоятельных образных решений, в выборе материала и
художественно-выразительных средств.
6. Самообразовательная функция реализуется через самостоятельную
образовательную деятельность, связанную с освоением текстового и
зрительного материала, через поиск ответов на поставленные в тексте
учебника вопросы, касающиеся единства формальной и содержательной
сторон рассматриваемых произведений декоративно-прикладного
искусства, а также через поисковую деятельность учащихся: сбор
репродукций по конкретной проблематике, чтение дополнительной
литературы, посещение музеев, выставок и т. д.
В работе с
учебником на уроках изобразительного искусства существует особая
специфика, вытекающая из специфики самого искусства как области
эмоционально-образного, метафорического мышления. Используя учебник,
учитель должен постоянно, на каждом занятии развивать восприятие
произведений декоративно-прикладного искусства в единстве формы и
содержания, способствуя закреплению у учащихся умения видеть и
понимать, что делает вещи, предметы именно художественными, и
«высказываться» в собственной художественно-творческой деятельности
в опоре на традицию, пользуясь осознанно языком данного вида
искусства.
Необходимо понимать
разницу драматургических ходов в раскрытии тем в учебнике и
непосредственно на уроке и не допускать их дублирования. Урок
искусства — это особый тип урока, не укладывающийся ни в какие
догматические схемы, имеющий подвижную структуру, элементы которой
строятся по законам искусства. Это живой творческий процесс
взаимодействия педагога с детьми, в котором в полной мере
реализуется художественно-педагогическое мастерство и
индивидуальность учителя.
Если учебник
предлагает учащимся уже выстроенную драматургию раскрытия темы, то
на уроке учителю приходится заново ее создавать, выстраивать,
развивая те основополагающие идеи, которые заложены в программе и
учебнике, используя необходимый арсенал эмоционально-образных
средств воздействия (зрительный, поэтический, музыкальный материал;
фрагменты литературных произведений).
Драматургия урока
призвана обеспечить целостность восприятия и создание благоприятных
условий для художественно-декоративной деятельности, связанной с
решением учебно-творческих задач то ли на уровне создания эскизных
проектов, то ли работы в конкретном материале.
Использование
учебника на уроке в большей степени связано с деятельностью
восприятия как важной составляющей творческого процесса. Каждый
разворот учебника строится по принципу содержательной целостности,
имеет свою мини-драматургию. Это проявляется в соответствии текста и
изображений, в композиционно-пластическом решении разворотов, на
которых зрительные образы несут развернутую наглядную информацию,
помогают выстраивать в сознании школьников содержательные связи
между отдельными изображениями, высвечивают наиболее актуальные
проблемы. Так, например, в первой главе учебника «Древние корни
народного искусства» в процессе восприятия иллюстративного материала
становится возможным затронуть следующие проблемы:
— разнообразие
форм, материалов, декоративных элементов в крестьянском прикладном
искусстве;
— единство
конструкции и декора в предметах крестьянского быта;
— связь образного
строя крестьянских вещей с природой, мироощущением, мировоззрением
народа;
— ограниченность
числа образов, мотивов, тем и богатство их вариаций в народном
декоре;
— пластическое
решение традиционного образа, мотива в разных видах крестьянского
бытового искусства;
— общность и
различие предметов крестьянского быта своего региона, области
(деревянная посуда, прялки, костюмы и т. д.) и представленных на
страницах учебника;
— картина
мироздания в образном строе крестьянских вещей;
— специфика
образного языка народного прикладного искусства;
— ощущение личности
народного мастера в рукотворном крестьянском искусстве.
Готовясь к уроку,
учитель должен заранее продумать систему вопросов по иллюстративному
материалу разворотов учебника (актуализируя главные проблемы), а
также включенность учебника в структуру урока: в какие моменты его
использовать — до или после показа слайдов, таблиц, репродукций,
подлинных вещей, а возможно, одновременно и в какой «дозировке».
В процессе восприятия
очень важен момент любования, эстетического переживания, сопровождаемый
живой эмоциональной реакцией учащихся на увиденное. По мере
дальнейшего рассмотрения произведений декоративного искусства
усиливается смысловой компонент восприятия, главными становятся
вопросы как? и зачем?. Так, например, при
восприятии женской фигуры в орнаменте русской вышивки и в
глиняной народной игрушке (учебник, с. 13) метод сравнительного
анализа помогает учащимся увидеть общность и различие между
изображениями. Общее — в пластике перетекания рук
в изображения птиц, их взметенности вверх; в обобщенности,
выразительной условности изображаемых фигур, их симметричности
и декоративности; различие — в материалах, технике
исполнения и, соответственно, в специфике образного строя
и языка рассматриваемых произведений.
Сравнивая одну фигуру
с другой, младшие подростки отмечают в одном случае мягкую
пластику глиняной формы, а в другом — геометрическую
жесткость, графическую четкость, более выраженную орнаментальность.
Соотнесение
фрагмента вышивки на полотенце с таблицей (учебник, с. 12), на
которой представлены знаки-символы (плодородия земли, воды), дает
ключ к расшифровке женского образа, помогает учащимся понять
заключенный в нем смысл.
Иллюстративный
материал учебника дает возможность всматриваться, переключая
внимание с одного изображения на другое, держать в поле зрения
одновременно все разнообразие представленного зрительного материала
на разворотах.
Учителю необходимо
с должным вниманием отнестись на уроке к первым разворотам каждой
темы учебника, на которых представлен разнообразный иллюстративный
материал (произведения декоративно-прикладного искусства, образы
природы, элементы традиционной росписи, изображение мастерской
художника и т. д.), дав возможность учащимся внимательно рассмотреть
изображения, создающие собирательный зримый образ — своеобразную
прелюдию к рассматриваемой теме, помогающую «вхождению» в нее.
Учитель должен стремиться
выстраивать содержание уроков по народному искусству (I—II
четверти) с учетом специфики региона, области, края,
перенося основной акцент на местное народное творчество (жилище,
орнаменты вышивок, крестьянская утварь, костюм, традиционные
народные промыслы).
Учебник предлагает
учащимся образы для восприятия, в чем-то схожие, но вместе с тем
обладающие местным своеобразием и самобытностью, тем самым формируя
широту представлений о многообразии проявлений народного
декоративного творчества.
Для учителя всегда
открыта возможность расширять, обогащать материал учебника, включать
в процесс восприятия такие образы, которых в учебнике нет, но
которыми педагог располагает.
Текст учебника в
основном предназначен для самостоятельного чтения детьми дома, и
желательно, чтобы в этом принимали участие заинтересованные
родители. Учителю необходимо увлечь родителей, убедить их в
исключительной важности такого начинания, как совместное чтение книг
по искусству, освоение вместе с ребенком образного строя
произведений искусства, совместная поисковая деятельность, связанная
с собиранием, систематизацией иллюстративного и содержательного
материала, оформлением его в альбомы.
Включенность
родителей в совместную с детьми художественно-познавательную,
творческую поисковую деятельность будет способствовать совместным
размышлениям-диалогам по поводу декоративно-прикладного искусства,
осуществлению творческих проектов; общение будет придавать
художественной деятельности ребенка социально-общественный смысл.
Для многих родителей такая совместная деятельность может стать
своеобразной «школой просвещения».
Вместе с учебником
младший подросток получает в свое пользование рабочую (творческую)
тетрадь «Твоя мастерская», предназначенную для индивидуального
выполнения учебно-творческих заданий. Творческая тетрадь может быть
использована для индивидуальной работы на уроке, а также для
самостоятельной работы дома. Тетрадь содержит широкий спектр
творческих заданий разного типа, которые помогут закрепить знания
учащихся по основным темам программы. |