Для выполнения практического задания по этой теме можно организовать деловую игру,
в ходе которой весь класс разбивается на несколько групп, каждая из
которых представляет собой проектное мини-бюро из 3—5 человек. В группе
обязательно должен быть лидер, который координирует усилия всех
остальных. Желательно также, чтобы один человек из группы был хотя бы
немного более прочих продвинут в рисунке, чтобы суммировать и обобщить
в эскизе свои и чужие пожелания к внешнему виду предполагаемого
сооружения. Еще один член команды должен быть «рукастым», наиболее
умелым в макетировании. И наконец, кто-то из участников может условно
называться добытчиком — он обеспечивает группу необходимыми для
создания макета материалами.
Тематическое содержание проекта может быть разным. Во-первых,
это может быть реально существующее или существовавшее архитектурное
сооружение: дворец, храм, крепость, вокзал, музей и т. д. (этот проект
служит укреплению межпредметных связей, поскольку тематически смыкается
с предметами «История», «Мировая художественная культура»,
«География»). Во-вторых, это может быть сказочное, фантастическое
сооружение, например замок Черномора или подводного царя, дворец феи,
или, например, «Дом-дерево», «Дом-утюг» и т. д. И наконец, в-третьих,
это может быть «Город будущего». Все три вида тем по-своему хороши и
могут быть привлекательны для учащихся.
Первый вид тем предполагает выбор архитектурного сооружения —
объекта для макетирования: нужно подобрать по возможности
1—3 фотографии архитектурного объекта в различных ракурсах и определить
материалы, из которых будет изготовляться макет. Сложность работы
заключается в том, что нужно довольно точно соблюсти пропорции, чтобы
здание было узнаваемо. Работа над таким макетом позволит ученикам лучше
почувствовать тектоническую связь всех частей сооружения и гармонию
его объемов, понять профессиональные приемы компоновки здания.
Второй и третий виды тем абсолютно фантазийны, но при этом
ребятам придется считаться с желаниями «заказчика» (в нашем случае —
Черномора, Нептуна или феи, т. е. представить себе их возможные
запросы).
Если будет выбрана тема «Город будущего», то необходимо
провести с учащимися предварительную беседу, обсудив существующие
в архитектуре тенденции проектирования городов будущего. Ребята должны
решить, каким примерно требованиям должен отвечать придуманный ими
город, и постараться реализовать эти требования в своем проекте.
...Каких только направлений прогнозирования будущего городов не существует! Одно из них — это симбиоз города с природой;
современные замыслы переплетаются здесь с утопическими идеями города
прежних лет. Появляются проекты пространственного города, города
с искусственным климатом, биологического, тотального, кибернетического и
гигиенического городов. Есть проекты приверженцев неограниченно
растущего по территории и населению города. Предполагаемое будущее
городов и различных форм поселения людей авторы видят совершенно
по-разному — от полного слияния с природой до скопления населения
в нескольких гиперметрополиях, от идиллических городов-садов до
огромных конгломератов небоскребов.
Творения ряда архитекторов прошлых лет так и не были
реализованы и остались в чертежах, макетах по разным причинам, но чаще
всего по причинам отставания уровня технического развития от полета
архитектурной идеи. Однако некоторые архитекторы, создавая тот или иной
проект, вовсе не рассчитывали на его осуществление, а создавали
произведение так называемой бумажной архитектуры. Этим термином
и обозначают тот особый вид архитектурных проектов, который существует
в качестве самостоятельного вида пластических искусств. Таковы,
в частности, «Архитектоны» К. Малевича, эскизные проекты Я. Чернихова,
«Город-мост» И. Уткина. В этом же ряду можно упомянуть и «Лучезарный
город» Ле Корбюзье, «Город-спираль» К. Танге и К. Курокава и т. д.
Итак, ученикам предлагается рассмотреть задачи экономии
территории, охраны природы, сбережения исторических
достопримечательностей и т. п. и создать проект «Города — вверх»,
«Города — вглубь» или летающего города, плавающего города.
Перед выполнением задания следует
обратить внимание учеников на то, что от них вовсе не требуется
обязательно выполнить макет всего города. Главное — изобразить в макете
сооружение (или комплекс сооружений), которое является ключевым,
определяющим основной принцип города. Главное — не забывать об образном
характере сооружений. Пусть ребята вспомнят о природных конструкциях
(дерево, паутина, спирали молекул и т. д.) и в том числе
о разнообразных домиках (раковина, осиное гнездо, мак, физалис и пр.).
В основе новой фантастической конструкции вполне может лежать какой-то
природный аналог.
Схема хода работы такова. Сначала коллегиально определяется
объект проекта и его функциональная задача. Затем делается
предварительный эскиз в виде карандашного наброска. После его
обсуждения и внесения поправок может быть сделан простенький «быстрый»
макет, который поможет выявить тектонику и взаимосочетание объемов
в пространстве. Окончательно определяется и подготавливается материал:
бумага (белая, цветная), пенопласт (пенокартон) и т. д. Затем между
участниками творческой группы распределяются объекты или элементы
макета, которые изготовляются и объединяются в единое целое — общий
проект. |