Едва оформившись в самостоятельный вид искусства, дизайн быстро вышел
за рамки разработок серийных промышленных изделий и появился на улицах
городов. Сначала это были различные типы транспортных средств, затем
объекты малой архитектуры — киоски, павильоны, рекламные установки,
телефонные будки. Стали появляться новые материалы, и оборудование улиц
было поставлено на поток.
Конечно, в создании облика города главенствующая роль
принадлежит искусству архитектуры, ее «штучным» произведениям — храмам,
дворцам, особнякам, музеям, жилым и производственным зданиям. Однако
такие «городские аксессуары», как фонари, ограды, реклама, павильончики
и киоски, являются не просто добавкой к архитектуре, а неотъемлемой
составляющей городской среды. Рост городов поставил проблему художественной выразительности среды человеческого обитания, ориентации человека в этой среде, реконструкции информативного насыщения городских пространств.
В последнее время мы часто говорим с неприязненной интонацией:
«Спальные районы... жилье... бетонная коробка». Надо помнить при этом,
что для многих сидящих в классе ребят эти коробки — малая Родина. И для
них эти места будут самыми дорогими картинами детства или... не будут.
Возможно, не будет у них сентиментальных воспоминаний, и это,
наверное, плохо. В такой же степени, как и пища, человеку для
нормальной жизни нужны визуальные впечатления. Городской дизайн — это
«мостик» между архитектурой и человеком, потому что он сомасштабен
человеку. Он — на уровне глаз.
Современный дизайн, вступая во взаимодействие с архитектурой,
декоративно-прикладным искусством, порождает не только новые формы
объектов, но и такой новый вид проектной деятельности, который назван дизайном архитектурной среды.
Дизайн архитектурной среды не обладает такой масштабной мощью, как
сама архитектура, но его воздействие на человека и роль в его жизни
достаточно велики.
У городского дизайна, как и у любого другого вида дизайна,
двуединая задача — создание красоты и удобства. Однако направления
дизайнерской деятельности и сам ее характер могут различаться
в зависимости от архитектуры района. Так, например, в районе
с преобладанием исторических памятников объекты дизайна должны быть
незаметными и ненавязчивыми. В новых жилых районах, наоборот, они будут
разнообразить пространство, создавать визуальные доминанты. В районах
со старой, невыразительной архитектурой, но с уже сложившимся
«душевным» обликом объекты городского дизайна (киоски, телефонные
боксы, остановки транспорта, городская мебель, вазоны, фонари, ограды
и пр.) должны подстраиваться под общую архитектурную стилистику. Иногда
в отдельных районах мегаполисов или в небольших городках объекты
городского дизайна образуют специфический фирменный стиль. Предметное
наполнение делается на модульной основе, что позволяет комбинировать
мебель и другие элементы, сообразуясь с различными пространственными
ситуациями.
В последнее время и в старых, и в новых кварталах городов стали обустраивать пешеходные зоны,
защищающие дома в исторической части от автомобильного воздействия и
образующие в новых районах торговые моллы. Часто также промежуточные
пространства образуют единую ленту торговых и бытовых предприятий.
Иногда вдоль домов создают подобную галерею при помощи единого навеса
или козырька.
Информационное насыщение городского пространства стилистически тесно связано
с объектами дизайна архитектурной среды. В арсенал средств визуальной
информации входят прежде всего указатели на транспортных и пешеходных
артериях города. Выдержанные в едином общегородском стиле, для быстрого
усвоения они снабжаются дополнительными пиктограммами.
Важнейшей составляющей городского дизайна является так называемая наружная реклама,
которая вносит цветовое и пластическое разнообразие в городской
пейзаж. Впрочем, иногда это разнообразие доходит до безобразия!
Во-первых, в количестве рекламных щитов, заслоняющих в конечном счете
саму архитектуру. Во-вторых, в гигантских размерах некоторых логотипов,
также подавляющих иногда исторические здания. И, в-третьих, в низком
художественном качестве (тексты, кстати, тоже пишутся самым низким
стилем). Это в основном касается плакатов и растяжек, висящих поперек
улиц. Благополучнее обстоит дело с вывесками и витринами магазинов,
с отдельно стоящими на тротуарах пояснительными рекламами магазинов и
кафе — штéндерами. Крупные магазины иногда выставляют дополнительные
витрины посреди пешеходной панели — стеклянные аквариумы с товарами и
рекламой.
Перечисляя рекламные носители, следует вспомнить традиционные,
в стиле ретро, тумбы с театральными и киноафишами и сверхсовременные
носители кинетической рекламы, такие, как призма-вижн (наружная реклама
с троекратно меняющимся на наших глазах рекламным изображением), и,
конечно же, мультимедийные рекламные экраны с кольцовками рекламных
клипов, а также бегущую строку и мигающую световую рекламу.
Первое задание требует от
учащихся некоторой технической подготовки. Наибольшее количество времени
может потребоваться на поиск фотографий городского пейзажа,
необходимых в качестве фона. Подобрать, затем наклеить и закрепить
вырезанные из журналов и рекламных проспектов логотипы и слоганы,
имитирующие на макете вывески и растяжки, представляется менее сложной
работой, чем создание фона. В учебнике приведен пример такой работы,
где довольно удачно подобран фон — подобие угла площади. Если ребятам
не удастся отыскать подобные фотографии, отчаиваться не следует.
Во-первых, наверняка класс сможет найти свое, возможно более
оригинальное, решение, как обозначить уличный фон. Во-вторых, можно
попробовать выклеить эти дома из кусочков домов, нарезанных из журналов.
В-третьих, можно вырезать по контуру из широкой полосы (возможно,
форматом А3) плотной серой (коричневой, черной и т. д.) бумаги дома,
стоящие вдоль улицы, затем согнуть эту полосу большой гармошкой,
имитируя выступы домов, и укрепить на подмакетнике. Нужно добиться,
чтобы улица, одна ее сторона, или площадь были с фрагментом тротуара и
ребята могли поместить рекламную тумбу, штендер и т. п. Вырезанные из
заголовков журналов слова, имитирующие вывески, предварительно следует
наклеить на плотную бумагу (особенно вывески, размещаемые
перпендикулярно дому на кронштейнах).
Второе задание представляет собой проект витрины или ее фрагмента.
Предлагаем некоторые варианты работы. Например,
натюрморт-инсталляция как фрагмент витрины: пустая рамка, в верхнем
углу которой или на нижней рейке повешена ткань (или рубашка, или
галстук, или шарфик и т. п.), на ней красивый ценник, в другом верхнем
углу — цветок, или ветка, или пара желтых листьев, или «растопыренная»
перчатка и очки, за рамкой — сдвинутый вверх и вбок белый картонный
квадрат, на нем 1—2 буквы (товарный знак) или небольшой логотип. Все
это фотографируется, и получается фрагмент витрины магазина одежды.
Или, например, берутся какой-либо гипсовый слепок (бюст Гомера, или
капитель, или гипсовый орнамент) и кусок ткани, затем раскладываются и
компонуются с учетом принципов композиции раскрытые чистые тетради,
записная книжка, пенал, ручки, ластики. Все это фотографируется,
и получается фрагмент витрины магазина канцелярских товаров. Подобным
образом можно создать, например, фрагменты витрин антикварных или
косметических товаров. Можно сделать и «живую» витрину-манекен,
раскрасив друга и подругу (гримом, зубной пастой) и одев в соответствии
с задуманным образом. Также можно сделать макетный эскиз витрины, взяв
за основу большую обувную коробку и добавив кусочки ткани, цветную
бумагу, мелкие предметы, вырезки фотографий и логотипы из журналов. |