Первое занятие по теме «Художественная культура Древней
Греции» посвящается проблеме мифа и его связям со всей художественной
культурой Древней Греции. Акцент на этом занятии делается на словесных видах художественной
деятельности древних греков.
Возможны несколько способов проведения самостоятельной
работы.
I. Работа в подгруппах «Миф», «Эпос», «Лирика»
Всем присутствующим предлагается сделать выбор подгруппы,
в которой они хотят работать. Сделав выбор, перейти на место сбора определенной
подгруппы. Например, первый ряд — место сбора подгруппы «Миф», второй—
подгруппы «Эпос», третий — «Лирика».
Когда состав подгрупп определяется окончательно, их
участникам выдаются тексты с заданиями, которые распределяются по свободному
выбору внутри подгрупп.
Работа в подгруппах «Миф», «Эпос», «Лирика» протекает на
самостоятельной части многочасового аудиторного занятия, выступают же подгруппы
на продуктивной части занятия, которая начинается тогда, когда подгруппы подготовлены
к выступлениям, хотя допустим вариант, когда на подготовку к выступлениям
дается точно определенное время.
Этот способ проведения занятия рассчитан на хорошо
подготовленную к самостоятельной работе группу, в которой уже существуют
налаженные отношения и хороший психологический климат, поскольку для выполнения
заданий важно быстро и четко организовать индивидуальную и совместную работу.
Безусловно, подобная организация возможна только для группы, подготовленной
теоретически, так как сложность самих заданий потребует большую часть времени
отдать на их выполнение, а не на рассмотрение исторических и теоретических
проблем, связанных с пониманием содержания заданий.
Набор заданий для подгруппы «Миф» I вариант
Определите, к какому периоду относится миф, текст которого вам хотелось
бы пересказать. Используйте справочную литературу.
Определите, к какому периоду относится миф, который вы выбрали для
анализа. Обменяйтесь текстами мифов с соседом по столу. Изложите ваши
аргументы по определению периода создания мифа вашему соседу.
Посмотрите изобразительный материал и выделите изображения,
соответствующие наиболее древнему периоду развития мифологии. Аргументируйте
свой выбор, ссылаясь на справочный материал.
Проведите сопоставление египетской и греческой мифологии. Что общее, а
что различное между ними?
II вариант
На основе собственного выбора определите миф, который вам хотелось бы
пересказать.
Выберите из предложенных вам текстов мифов тот, который можно было бы
инсценировать с товарищами. Определите, кого вы пригласите играть в
инсценировке мифа, кто может выполнить детали костюма, кого вы
предложите в качестве рецензента вашего выступления?
Подберите мифы о певцах, музыкантах, поэтических и музыкальных
состязаниях. Найдите интересную форму, в которой вы сможете познакомить
присутствующих с этими мифами.
Выберите из девяти греческих муз ту, от имени которой вы сможете
рассказать об искусстве, которому она покровительствует. Форма изложения — по
вашему усмотрению. Важно, чтобы вас с интересом слушали. Можете взять себе
помощников.
Выберите из предложенных вам мифов те, которые отражают отношение
греков к искусству, отдельным его видам. Используйте справочную литературу.
Найдите интересную форму изложения.
Ill вариант
Предложите серию рисунков для младшей школы, посвященных истории
развития греческой мифологии. Не забудьте указать, для какого возраста
предназначаются ваши рисунки.
Предложите вариант опорного конспекта по греческой мифологии. Укажите,
для какого возраста ваш опорный конспект.
Подготовьте рассказ по вашему опорному конспекту, можете сделать это
совместно с кем-то из подгруппы.
Подумайте о возможности представить ваш опорный конспект группе,
которая работает над инсценировкой мифа. Возможно, будет найден вариант совместной
деятельности.
Составьте немой ряд из своих рисунков для того, чтобы их
прокомментировал кто-нибудь из вашей подгруппы. Найдите соавтора.
Совершите отбор необходимого иллюстративного материала по греческим
мифам для младших школьников.
Создайте набор иллюстраций по представлению греческого мифа в самых
разных видах и формах художественной деятельности.
Набор заданий для подгруппы «Эпос» I вариант
1. Выберите из текста поэмы Гомера «Илиада» отрывок, который вы хотите
пересказать, прочесть.
Выберите из текста поэмы Гомера «Одиссея» отрывок, который вы хотите
пересказать, прочесть.
Выберите из текста поэм Гомера «Илиада» или «Одиссея» наиболее, на ваш
взгляд, необходимые части для:
а) знакомства детей с
сюжетом поэмы;
б) выявления отношения
античных греков к искусству;
в) знакомства детей с
миром античного полиса;
г) знакомства детей с
древнегреческим эпосом.
Выберите из текста поэм «Илиада» или «Одиссея» мифологические сюжеты,
ставшие предметом изобразительного творчества.
вариант
Вы сказитель. На основе выбранного вами отрывка из поэмы Гомера
«Илиада» (или «Одиссея») подготовьтесь к состязанию аэдов.
Вы консультант. Помогите товарищу, избравшему роль аэда, разобраться,
как, в каких условиях и каких формах проходили состязания аэдов. Используйте
справочную литературу.
Вам предстоит оценивать соревнование аэдов. По каким критериям вы
будете это делать? Используйте справочную литературу. Познакомьте с критериями
оценки соревнующихся и их консультантов.
вариант
Вы член подгруппы, которая будет называться...? Предложите название
вашей группе. Вы будете задавать вопросы «Гомеру». Найдите, от чьего лица вы
будете это делать («египтянина», «римлянина», «грека», современника Гомера или
жителя XX века).
Вы член подгруппы «Гомер». Подготовьтесь к возможным вопросам по
текстам эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Распределите между собой
обязанности. Определите, в какой форме вы будете отвечать на вопросы.
вариант
1. Узнайте, какую часть из текста «Илиада» или «Одиссея» выбрали ваши
товарищи для соревнования аэдов. Подберите к их выступлениям иллюстрации.
Создайте иллюстративный набор, представляющий сюжет эпоса в
изобразительном творчестве древних греков.
Как выглядели герои эпоса Гомера? Подберите видеоряд для тех, кто
готовит материалы для знакомства детей с поэмами Гомера.
Набор заданий для подгруппы «Лирика»
вариант
Вы греческий поэт... Ваше имя? Вы должны сегодня выступить в состязании
поэтов. Какие стихи вы прочтете?
Вы консультант. Как выступали греческие поэты? Помогите своему
товарищу, выступающему в роли древнегреческого поэта.
Вы рецензент. Как вы будете оценивать выступления «поэта»? Познакомьте
с критериями оценки своих товарищей.
Вы должны представить публике «поэтов», участвующих в состязании. Как
вы это сделаете? Прежде всего узнайте, какие «поэты» будут сегодня выступать.
вариант
Прокомментируйте выступления «поэтов» как историк культуры. Почему
именно в Древней Греции появилась лирика?
Прокомментируйте современной публике все мифологические имена и
отсылки, прозвучавшие в чтении «поэтов».
Тема любви в египетском и греческом искусствах слова. Есть ли что-то
общее?
Вы составитель сборника древнегреческой поэзии. Какие стихи вы в него
включите и почему?
Вы редактор. Какой перевод древнегреческой поэзии, на ваш взгляд,
интереснее и почему?
вариант
Подготовьте видеоряд к выступлению «поэтов», исходя из содержания
читаемых ими стихов.
Составьте набор иллюстраций «Поэт в изобразительном искусстве Древней
Греции».
Составьте набор иллюстраций «Поэт и музыка».
II. Состязание аэдов
этап.
Подготовка к состязанию.
Всей группе предлагается задание: выбрать из предложенных
текстов один миф и подготовить его пересказ (на столах у учеников от 2 до 5
текстов мифов).
Определите время на подготовку. Допустим, 5—7 мин для
подготовки к рассказу, а на сам рассказ — 1—1,5 мин.
По жребию или просто при помощи детской счита- лочки
определяется каждый очередной рассказчик.
этап.
Самостоятельная работа с учебными текстами.
Количество выступлений и продолжительность состязания
зависит от складывающейся в ходе него обстановки. Ведущий состязание
преподаватель самостоятельно решает, сколько времени затратить на эту часть
работы.
Основные цели этого способа организации самостоятельной
работы:
пробудить интерес к древнегреческому мифу, поскольку
второй этап самостоятельной части занятия — работа с учебными текстами по
проблемам мифологии;
при помощи пересказа познакомить группу с определенным
количеством мифов, чтобы создать основу для работы над темой мифологии и над
проблемами художественной культуры Древней Греции, тесно переплетающейся с
мифологическими представлениями древних греков;
развивать навык устной деятельности. (Это особенно важно
для студентов- педучилищ: будущие учителя должны уметь красиво и эмоционально
излагать мысли, уметь рассказывать сказки и истории).
В педагогическом училище преподаватель, не превращая
занятия по основам художественной культуры в занятие по педагогическому
мастерству, может серьезно влиять на формирование и развитие навыка устной педагогической
деятельности. При помощи этого способа организации самостоятельной части
занятия можно успешно совмещать цели двух курсов — основ художественной культуры
и педагогического мастерства. В процессе пересказа разных мифов происходит
знакомство с их содержанием в естественной для данного вида творчества форме:
мифы не читали, их излагали устно, известно, что их пели на специальных
состязаниях. Таким образом, форма организации изучения содержания
древнегреческих мифов органична для сути изучаемого художественного явления.
Этот способ проведения самостоятельной части занятия
целесообразен для группы с более слабой теоретической подготовкой, с
недостаточно развитым интересом к
Проблемам курса, с «плохо развитой устной деятельностью.
III. Состязание на лучшую инсценировку по мифам
Древней Греции
1 этап.
Подготовка к состязанию.
Предлагается задание: объединиться в небольшие группы для инсценировки
одного мифа по свободному выбору членов групп.
Оговаривается время на подготовку инсценировки и время
для ее демонстрации.
Определяется порядок выступлений.
2 этап.
Состязание на лучшую инсценировку по мифам Древней Греции.
Просматриваются инсценировки в порядке жребия.
Анализируются инсценировки и определяются группы-победители.
3 этап.
Самостоятельная работа группы с учебными текстами.
Основная цель этой работы — познакомить группу с
древнегреческими мифами, заинтересовать их содержанием, подготовить учеников к
активной самостоятельной работе с учебными материалами.
Цели профессионального плана: развитие в ходе работы
творческой активности учащихся, выявление способности к режиссерской,
актерской, оформительской деятельности.
Третий способ проведения самостоятельной части занятия
целесообразен для группы, проявляющей интерес и способность к игровой
деятельности, но слабо подготовленной к теоретической и культурологической
работе по содержанию древнегреческих мифов.
Содержание деятельности преподавателя заключается- здесь,
во-первых, в помощи группам, инсценирующим мифы, во-вторых, в организации
обсуждения и анализа инсценировок, поскольку это имеет важное значение для
всего процесса освоения художественной культуры,, особенно с точки зрения
перспектив проведения занятий по искусству древнегреческого театра.
Организация работы на самостоятельной части многочасового аудиторного
занятия с конкретно-художественным материалом и учебными текстами,
посвященными древнегреческому эпосу.
Если для анализа мифа выбирался второй или третий способ
работы, а по проблемам древнегреческой лирики проводился конкурс на лучшее
педагогическое объяснение, то организовать работу по вопросам эпоса можно в следующей
форме.
4 этап.
Самостоятельная индивидуальная работа с учебными
текстами для ответа на контрольные вопросы:
миф и эпос — какая связь?
что такое эпос?
каково происхождение эпоса?
А) автор древнегреческих эпических произведений;
названия эпических произведений, их краткое содержание;
каковы основные черты эпического героя?
Составление краткого конспекта «Древнегреческий эпос».
5 этап.
Общегрупповой анализ конспектов.
Организация работы на самостоятельной части многочасового аудиторного
занятия с конкретно-художественным материалом и учебными текстами, посвященными
древнегреческой лирике
На столах у учащихся должны лежать тексты произведений
разных древнегреческих поэтов и учебные тексты, комментирующие как сами
лирические тексты, так и особенности творчества их авторов.
Конкурс на лучшее педагогическое объяснение
6 этап.
Подготовка к выступлению.
Всей группе предлагается задание:
1) познакомиться с лирическими произведениями древнегреческих
авторов и учебными текстами, посвященными им;
2) подготовиться к краткому педагогическому объяснению
на тему, связанную с особенностями поэзии одного из древнегреческих поэтов.
Определяется время на подготовку и время на само
выступление.
7 этап.
Конкурс на лучшее педагогическое объяснение.
По жребию определяется очередной выступающий.
Через каждые 5 выступлений организуется анализ выступлений
и выбирается победитель. Определение победителя основывается на следующих
критериях: ясность, краткость, эмоциональность объяснения, умение устанавливать
контакт с аудиторией.
При обсуждении кандидатуры победителя каждый выступающий
должен аргументировать свой выбор, основываясь прежде всего на демонстрации
усвоения основных мыслей, изложенных в педагогических объяснениях.
Таким образом, в процессе самого конкурса и анализа
педагогических объяснений у учащихся проходит закрепление основной информации,
связанной с творчеством древнегреческих поэтов. Важно и то, что одни и те же
учащиеся выступают то в роли педагога, объясняющего новый материал, то в роли
методиста, оценивающего объяснение учителя.
8 этап.
Контрольная письменная работа.
Задание: самостоятельно ответить на вопросы и записать
ответы в тетрадь:
каких древнегреческих поэтов вы можете назвать?
какие индивидуальные особенности творчества названных
поэтов вы можете перечислить?
что такое лирика и почему этот вид художественной
деятельности получил такое развитие в Древней Греции?
9 этап.
Устный анализ контрольной работы.
Поменяться тетрадями, где записаны ответы на контрольные
вопросы, с соседом по столу, сравнить и проанализировать тексты.
Проделать ту же работу по анализу текста ответов с
соседями, сидящими сзади.
Представить лучший, по мнению каждой четверки, конспект
для прочтения вслух всей группе.
Чтение лучших конспектов и их анализ.
Организация работы на самостоятельной части аудиторного многочасового
занятия по проблеме «Образ человека в художественной культуре Древней Греции»
Второе занятие темы «Художественная культура Древней
Греции» посвящается проблеме «Образ человека в художественной культуре Древней
Греции».
Первый вариант организации самостоятельной работы состоит
в следующем: всей группе предлагается разделиться на две подгруппы с условными
названиями «Скульптура» и «Архитектура». Сделать отличительный знак подгруппы,
который может прикрепляться к одежде (он нужен будет для работы с членами
другой подгруппы).
Организация самостоятельной работы на занятии протекает
в несколько этапов, поэтому у каждого, помимо комплекта необходимых материалов,
должен лежать лист с разъяснением порядка и содержания работы по выполнению
заданий и текст вопросов и заданий, соответствующий выбранной подгруппе.
Второй вариант организации самостоятельной работы похож на первый, с той
лишь разницей, что вместо двух подгрупп «Скульптура» и «Архитектура»
организуются три подгруппы: «Скульптура», «Архитектура», «Театр». |