Интересно организовать самостоятельную часть занятия по
третьей проблеме темы «Художественная культура Древней Греции» можно при помощи
игры «Путешествие по Акрополю».
Сюжет игры: «египтяне» совершают путешествие по Афинам и
Акрополю. «Греки» — хозяева и гиды — знакомят гостей с миром античного полиса.
Они должны продемонстрировать как «хозяева» не только доброжелательность и
гостеприимство, но и знание основных особенностей всех существовавших в
Древней Греции видов художественной деятельности.
«Египтяне» должны определить, о чем спрашивать «греков» и
постоянно сравнивать и сопоставлять все «увиденное и услышанное» со своими
храмами, скульптурами, мифами и т. д., подготовиться к устному и письменному
повествованию о своем путешествии (вспомним, что этот жанр существовал в
Древнем Египте).
«Римляне» должны отразить эту встречу в историческом
очерке, справке, репортаже, статье, рассказе (каждый «римлянин» выбирает жанр
самостоятельно), проанализировать содержание встречи, т. е. вопросы «египтян»
и ответы «греков», историческую точность тех и других, их знание «своего»
художественного мира, а также оценить актерские, исполнительские, режиссерские
и др. качества «греков» и «египтян».
Для проведения учебной игры «Путешествие по Акрополю»
необходимо, во-первых, организовать серьезную подготовку «греков», «египтян» и
«римлян» с точки зрения содержания знаний и впечатлений как по отдельным видам
художественной деятельности древних греков, так и по взаимосвязи всех явлений
древнегреческой художественной культуры, представляющей мир античного полиса.
Во-вторых, важно помочь участникам игры выбрать форму игровой деятельности, воплощающую
все имеющиеся знания и впечатления.
В ходе учебной игры должен появиться импровизированный
спектакль, своеобразное театральное зрелище, в котором само действие будет
создаваться совместными усилиями всех участников.
Предлагаемая форма проведения самостоятельной части
занятия по проблеме «Художественный мир античного полиса» рассчитана на хорошо
подготовленную группу с высоким уровнем организованности и умением работать
творчески. В проведении игры должна помочь вся предыдущая работа группы по
темам: «Миф — основа развития художественной культуры и искусства Древней Греции»
и «Образ человека в художественной культуре Древней Греции».
В форме учебной игры «Путешествие по Акрополю» можно
построить весь цикл занятий по художественной культуре Древней Греции. В таком
случае самостоятельные части аудиторных многочасовых занятий должны представлять
собой поэтапную подготовку к заключительной части — импровизированному
спектаклю «Путешествие по Акрополю».
Учебная игра может быть использована в качестве формы для итогового
занятия по теме, поскольку в ней высветятся все освоенные учащимися знания и
впечатления по теме «Художественная культура Древней Греции». |