Порядок и состав частей в процессе проведения аудиторного
многочасового занятия во многом зависит от целей и задач конкретного занятия,
от его темы, от места, которое занимает данное занятие в процессе изучения курса,
раздела, темы, от уровня активности учащихся, их подготовленности к занятию и
т. д.
Порядок следования частей многочасовых аудиторных занятий
по теме «Художественная культура Древней Греции» может быть сформирован в
следующей последовательности.
Миф — основа развития художественной культуры и искусства
Древней Греции:
лекция;
самостоятельная работа;
продуктивная часть;
лекция.
Образ человека в художественной культуре Древней Греции:
самостоятельная работа;
продуктивная часть;
лекция.
Художественный мир античного полиса:
продуктивная часть;
самостоятельная работа;
лекция.
Чтобы разобраться в причинах представленной комбинации
частей многочасовых занятий, необходимо определить содержание и назначение
каждой составной части«
Место лекционной части на многочасовом
занятии
Цель и назначение первой лекции — заинтересовать учащихся
темой и содержанием занятий по художественной культуре Древней Греции, вызвать
желание заниматься ею на аудиторных занятиях и самостоятельно, а также создать
основу для возможности самостоятельных действий учащихся на самостоятельной и
продуктивной частях занятия, т. е. выделить и проанализировать наиболее важные
закономерности и связи, характеризующие сущность изучаемой художественной
культуры.- По существу, первая вводная лекция может быть названа
лекцией-направлением, лекцией-установкой, так как именно в ней определяются
цели и задачи изучения темы, формулируются проблемы. В-третьих, у первой
лекции есть и организационные задачи. Преподаватель вместе с учащимися должен
проанализировать цели и способы совместной деятельности: преподавателя и
учащихся, с одной стороны, и учащихся между собой — с другой.
На первом многочасовом занятии к лекционной форме работы
можно прибегнуть дважды. Вторая лекция на первом занятии может быть необходима
по нескольким причинам. Прежде всего, содержание и объем материала, рассматриваемого
на первой лекции, могут утомить слушателей, вызвать необходимость перерыва,
отдыха, смены деятельности. Самостоятельная и продуктивная части позволят не
только сменить вид деятельности, но и дадут возможность развивать, закреплять
информацию, прозвучавшую в лекции.
Вторая лекция первого занятия может оказаться необходимой
как подготовительная к следующему многочасовому занятию «Миф и изобразительное
творчество», где будут рассматриваться изобразительные и архитектонические
виды деятельности древних греков.
Конечно, моделирование комбинации частей многочасового
занятия носит весьма условный характер, так как на реальном занятии в связи с
особенностями подготовленности учебной группы можно не разрывать лекционную
часть на две, а провести ее целиком в начале занятия.
В процессе проведения второго .многочасового занятия,
когда основной акцент делается на самостоятельную работу, лекционная часть выносится
в конец. Цель этой лекции заключается в анализе проделанной самостоятельной
работы. В сущности, процесс изучения художественного мира Древней Греции при
помощи преподавателя продолжается, но сам характер изложения, формирования
необходимой информации во многом иной — ситуативный. Преподаватель строит эту
лекцию на основе анализа продемонстрированного учащимися уровня понимания
проблемы. Иначе говоря, он может начать с тех проблем, которые были неполно
представлены учащимися в выступлениях на продуктивной
части занятия, демонстрирующей осознание материала; указать на пробелы в
знаниях и тут же восполнить их, выделить и подчеркнуть наиболее важные аспекты темы. Анализу подлежит не только
содержательная сторона самостоятельной работы над темой, но и те способы,
приемы, при помощи которых ученики осваивали предмет. Роль лекции второго
многочасового аудиторного занятия состоит и в том, чтобы учащиеся, услышав
анализ своей познавательной и творческой деятельности, сделали попытку
преодолеть ошибки и слабые места в работе над заданием третьего занятия. Таким
образом, содержание лекционной части состоит не в насыщении учеников всей
возможной информацией, а в обучении их способу освоения художественной
культуры. Такие лекции можно назвать методологическими, по мере развития курса
они должны занимать все большее место среди информационных и типологических.
На последнем занятии в ходе обобщающей лекции ученики
должны получить, во-первых, в сжатом виде характеристику древнегреческой
художественной культуры и, во-вторых, анализ проделанной ими и самим
преподавателем работы по освоению темы. Желательно начинать такую лекцию
только после попыток учеников самостоятельно обобщать полученные знания,
впечатления по теме и анализировать свою деятельность по ее освоению.
Итак, лекция первого занятия по преимуществу установочная,
ориентирующая, вторая лекция посвящается анализу содержания и способу изучения
предмета, а третья выполняет роль обобщения. Характер лекций находит свое
обоснование и в особенностях содержания трех занятий.
На первом занятии рассматриваются словесные формы
художественной деятельности, в той или иной степени знакомые учащимся, поэтому
здесь возможна направляющая лекция.
На втором занятии изучаются менее знакомые учащимся виды
художественной деятельности, поэтому целесообразна лекция, анализирующая
деятельность учеников по изучению этих видов искусств.
На третьем занятии уместна лекция-обобщение, которая
соответствует содержанию занятия, посвященному древнегреческому театру, синтезирующему
в себе все виды художественной деятельности древних греков.
Место самостоятельной части на
многочасовом аудиторном занятии
В процессе изучения темы «Художественная культура Древней
Греции» самостоятельная работа учеников занимает разное место в многочасовом
занятии.
На первом занятии она следует сразу за лекционной частью.
Цель и значение этой части — осмыслить содержание лекции и познакомиться с
обширным конкретно- художественным материалом и справочным аппаратом, учебными
текстами.
На втором занятии самостоятельная часть вынесена в
начало, с нее начинается занятие. Это объясняется тем, что второе занятие
продолжает работу по освоению художественного мира Древней Греции, но
содержание самостоятельной работы и цели его усложняются. Здесь учащимся
предоставляется возможность устанавливать межвидовые связи, причем они
рассматривают те виды искусства, которые менее освоены в школе (скульптура и
архитектура) .
На третьем, заключительном занятии темы самостоятельная часть
следует за продуктивной, поэтому ее задачи существенно изменяются. В них входит
организация анализа и самоанализа проделанной работы, а также попытка
подняться на уровень обобщения и интеграции тех знаний и впечатлений, которые
получены в процессе изучения темы.
Место продуктивной части на
многочасовом аудиторном занятии
Продуктивная часть, как лекционная и самостоятельная,—
подвижна. На первом занятии она занимает последнее место (если преподаватель
не проведет вторую часть лекции в конце занятия), на втором — второе, а на третьем
— первое.
На первом занятии продуктивная часть возможна только после
лекции и самостоятельной части, когда даны направления и определены цели работы.
Только получив опыт самостоятельной и продуктивной деятельности первого занятия,
где самостоятельная часть строилась на относительно знакомом материале (словесные
виды искусства) при активной помощи преподавателя, учащиеся смогут осуществить выполнение
заданий второго занятия. Анализ совместной деятельности на втором занятии поможет
справиться с еще более сложным творческим заданием третьего занятия. Продуктивная
часть третьего занятия основывается на опыте, который получили учащиеся в ходе
всех многочасовых занятий. Обращение к методу театрализации учебного процесса вполне
может восприниматься символически, поскольку происходит это в русле изучаемой художественной
культуры. А. Ф. Лосев пишет: «Оказывается, основное представление о мире у греков
сводится к тому, что это и есть театральная сцена». Если добавить к этому вывод
М. С. Кагана, что зона актерского словесно-пластического и музыкально-пластического
творчества занимает центральное место в художественной культуре, то продуктивная
часть последнего занятия по художественной культуре Древней Греции, проведенная
в форме театрализованного действия, вполне органична как с точки зрения отличительных
особенностей данной культуры (А. Ф. Лосев), так и с точки зрения места синкретического
актерского искусства в художественной культуре (М. С. Каган).
|