Цели изучения темы
Изучение содержания раздела «Художественная культура
первобытного общества» происходит на основе исследования трех тем, первая из
которых посвящена открытию и источникам изучения художественной культуры первобытного
общества. Это находит обоснование в самом характере содержания. Древность
изучаемого искусства позволяет сомневаться и в достоверности рассматриваемых
памятников, и в выводах, сделанных на основании привлекаемых материалов.
Поэтому учащиеся должны получить, во-первых, убедительную информацию о том, каковы
источники наших представлений о художественной культуре первобытного общества,
во-вторых, ясно увидеть панораму тех видов художественной деятельности, к которым
обращался первобытный человек.
Содержание и методика организации темы
Анализ содержания учебного материала позволяет
предположить, что изложение этой темы наиболее продуктивно в виде лекции или рассказа
преподавателя с использованием наглядных методов.
Рассказ об истории, связанной с открытием пещеры
Альтамира, позволит вызвать интерес в самом начале изучения раздела. Но если в
первой части занятия преимущественный способ передачи информации словесный, то
вся дальнейшая работа по теме не может не опираться на наглядные методы работы:
иллюстрирование, демонстрацию, показ диапозитивов.
Новизна материала, предлагаемого на занятии, может быть
полной или частичной, но без опоры на анализ демонстрируемых памятников
культуры древнего человека подойти к общему выводу о панораме видов художественной
деятельности в архаичном периоде учащиеся не смогут. Здесь наиболее эффективен
именно индуктивный путь — от частного (анализ произведений искусства первобытного
человека)—к общему, т. е. к картине художественного мира первобытной культуры.
В ходе рассказа о разных сторонах художественной деятельности
в первобытном обществе необходимо обратить внимание на то, что многие выводы,
которые сегодня делаются в области изучения художественной культуры на ранней
стадии ее развития, во многом носят гипотетичный характер: не исключено, что
какая-то новая археологическая находка заставит ученых пересмотреть свои
представления об этом периоде развития человечества. Замечание это носит
вполне принципиальный характер, поскольку предполагает возможность разной
интерпретации демонстрируемого материала. Ученикам в таком случае предлагается
роль исследователей, которые, получив определенные археологические данные, должны
их обобщить и сделать необходимые выводы. Исследование панорамы художественной
деятельности в первобытном обществе в педагогическом училище, вполне может быть
организовано в форме игры, в которой учащимся — «исследователям», «экспертам»
или «учителям» — предстоит провести беседу с детьми об искусстве первобытного
общества. Безусловно, если группа подготовлена к работе в форме
исследовательской деятельности, имеет навыки систематизации и обобщения, то
этап занятия, посвященный анализу панорамы видов художественной деятельности в
первобытном обществе, можно проводить в виде учебной игры. Практика же
показывает, что на первых занятиях по курсу «Основы художественной культуры»
не все могут самостоятельно синтезировать получаемую информацию. К такого
рода деятельности нужно последовательно и поэтапно готовить при помощи
специальных упражнений и заданий. Сама методика работы должна строиться на
основе реального и потенциального уровня развития учащихся, поэтому выбор формы
занятия и методов, применяемых на нем, зависит от преподавателя. Только он
может определить, какой из пяти предложенных вариантов обобщения ему подходит
больше других.
И еще одно предварительное замечание. Приступая к
изучению основ художественной культуры в предлагаемой методике, преподаватель
обязан точно представлять меру своих возможностей: возможно ли проведение
занятий в условиях специально оборудованного кабинета, есть ли у него
достаточное количество дидактических материалов, технических средств обучения и
т. д.
I часть
Лекция (рассказ) об открытиях памятников первобытного
искусства
Начинать лекцию можно с рассказа об открытии одного из
выдающихся памятников первобытного искусства — пещеры Альтамира. Это даст
прекрасную возможность захватить внимание слушателей. Поскольку история этого
открытия излагается весьма широко в разных источниках, то необходимо указать,
что здесь используется материал книги Я. Я. Рогинского «Об истоках
возникновения искусства» (М., 1982).
...В 1878 году на Всемирной выставке в Париже испанский
сеньор Марселино де Саутуола увидел орудия первобытного человека, его
украшения, резьбу, добытые в пещерах долины реки Везер, притока Дордони.
Саутуола вспомнил, что в 1869 году его слуги на охоте обнаружили большую
подземную пещеру близ селения Альтамира. Саутуола решил заняться раскопками в
этой пещере. Первые поиски оказались безрезультатными. Но в конце 1879 года
были обнаружены каменные орудия. Ободренный успехом, Саутуола решил продолжить
поиски. Однажды пятилетняя дочь Саутуолы Мария попросила отца взять ее с
собой. И вот в низком коридоре она увидала на потолке изображения красных
быков. Она позвала отца, и тот был поражен, почувствовав на себе полный ужаса
взгляд быка...
Здесь показывается изображение бизона из пещеры
Альтамира. Мы как бы вместе с Саутуолой и его дочерью открываем пещерные
изображения.
...Картины казались совсем свежими. Археологи заинтересовались
открытиями Саутуолы. Наступил короткий период успеха. Даже сам испанский король
Альфонс XII спустился в пещеру. Прошло несколько месяцев. И вот обстановка
резко изменилась. На конгрессе в Лиссабоне по доистории один за другим
выступали крупнейшие авторитеты в науке — Рудольф Вихров, Картальяк, Леббок,
Монтелиус, заявляя, что живописи Альтамиры не более 20 лет и что здесь имеет
место нечто худшее, чем недоразумение, а может быть, и прямой обман. Саутуолу
перестали приглашать на конгрессы. На его письма не отвечали. Распустили
слух, что он безумен. Покрытый позором, он умер в одиночестве...
Только теперь может быть показан портрет Саутуолы. Если
сделать это до рассказа о его трагической судьбе, взгляд на лицо Саутуолы
останется вполне равнодушным.
...В конце 80-х — начале 90-х годов во Франции стали
появляться вполне достоверные сведения о находках палеолитического искусства,
в том числе и пещерной живописи. Но громко об этом говорить еще не решались.
Однажды молодой Анри Брейль, впоследствии прославленный археолог, зашел к
Картальяку. Они вместе отправились в только что обнаруженные пещеры Фон де Гом
и Комбарелль. Известковые натеки — результат разрушения
горных
пород — много веков назад закупорили некоторые ходы в пещерах и
перекрыли доступ к рисункам на их стенах. Не оставалось никакого сомнения в
том, что туда никто не проникал в течение многих тысячелетий. Но под вековыми
отложениями оказались наскальные рисунки...
Здесь возможен показ нескольких памятников первобытного
искусства, которые были открыты учеными в пещерах. Но любая демонстрация
произведений искусства на занятиях никогда не должна быть просто информацией,
подтверждением самого факта существования росписей, упомянутых преподавателем
в ходе лекции или рассказа. Каждое произведение искусства должно рассматриваться
(если речь идет об изобразительном искусстве) и оцениваться учениками.
Например, организовать активное восприятие слайда с изображением оленя из
пещеры Фон де Гом можно при помощи вопросов и небольшого задания. Если
поставить перед студентами вопрос так: «Нравится вам олень?», то неизбежен односложный
ответ: «да» или «конечно». Другой вопрос — «Почему он вам нравится?» — может
вызвать затруднение, потому что многие учащиеся с трудом анализируют свои
чувства вслух, поэтому они или промолчат, или ответят: «он красивый». Значит,
сначала можно получить эмоциональный отклик, свидетельствующий об общей реакции
на изображение, а потом, опираясь на него, предложить выполнить небольшое
задание: подобрать определения, характеризующие самую красивую деталь
живописного изображения оленя. Следовательно, каждый из присутствующих должен
проделать по меньшей мере две операции: выбрать наиболее нравящуюся ему часть
изображения и оценить ее в словесной форме через самостоятельно выстроенный синонимичный
ряд. Как правило, выбор падает на рога оленя, они определяются некоторыми как
«изогнутые», «выгнутые», «упругие», «динамичные», даже «сказочные».
Использование описанного приема позволяет рассматривать
демонстрируемые в ходе лекции памятники искусства не как иллюстрации,
сопровождающие рассказ преподавателя, а с установкой на их оценку как произведений
искусства. Так, уже в самом начале освоения содержания курса ученики могут
продемонстрировать свои способности и возможности смотреть, понимать, анализировать,
говорить об искусстве. Для преподавателя подобная работа во время лекций очень
нужна, так как позволяет постоянно получать обратную связь, диагностировать уровень восприятия демонстрируемого им конкретно-художественного
материала и, что чрезвычайно важно, поддерживать активное его восприятие.
...Картальяк, потрясенный этим открытием, потребовал,
чтобы они с Брейлем немедленно поехали в Альта- миру. У входа в пещеру их
встретила молодая женщина — дочь Саутуолы. В полном молчании она повела их в
глубь пещеры. Картальяк сказал: «Не он, а я был безумцем». Он посетил могилу
Саутуолы. А через некоторое время, в 1902 году, было опубликовано «раскаянье»
Картальяка: «Меа culpa» (католическая форма повинной)...
Необходимо записать дату появления статьи на доске и
задать учащимся последовательно несколько вопросов:
Видите ли вы что-то особенное в дате издания статьи
Картальяка— 1902? (Так фиксируется внимание студентов на том, что вопрос о
существовании первобытного искусства решался в нашем веке.)
Данные какой науки позволяют говорить о том, что
первобытный человек занимался художественной деятельностью? (Здесь ученики
называют первый научный источник наших представлений о первобытной культуре —
археологию.)
Что значат данные археологических находок и проясняют ли
они вопрос, почему древний человек обратился к художественной деятельности?
(Именно этот вопрос позволяет начать анализ источников изучения художественной
культуры первобытного общества.)
II часть
Источники изучения художественной культуры первобытного
общества
Чтобы учащиеся смогли ответить на вопрос, какое значение
имеют данные археологии, необходимо организовать показ таких памятников
художественной культуры, которые позволят составить впечатление о
панораме художественного творчества, сохраненного землей и пещерами нашей
планеты. Особенно ценным будет не словесное Tie- речисление, а хорошо продуманная
демонстрация. Именно демонстрация изображений археологических находок должна
дать представление о видах изобразительного и архитектонического творчества
древнего человека, о материалах и средствах, которыми
пользовался первобытный художник, о темах древнего искусства.
Содержание археологических находок, формирующих наши
представления о художественной деятельности древнего человека, можно
зафиксировать на доске в виде краткой схематической записи.
Обобщение содержания археологических находок позволит
преподавателю поставить проблему: дают ли нам открытия археологов возможность
ответить на вопрос: «Почему или зачем первобытный человек обратился к художественной
деятельности?» Какие бы ни были на него ответы, тайна причины обращения
древнего человека к художественной деятельности на уровне данных археологии
очевидна. После знакомства с археологическими данными становится ясно, что
памятники архитектонической и изобразительной деятельности — только часть, по
ним невозможно создать целостную картину культурной деятельности. (Если в
группе найдется учащийся, знакомый с проблемами происхождения искусства,
способный прокомментировать не только содержание и значение археологических
находок, но и ответить на поставленный вопрос, занятие будет иным.)
Безусловно, археологические находки дают ценнейший
материал для исследования первобытной культуры, но только на их основе картина
художественной жизни первобытного человека была бы весьма неполной. Многие произведения
художественного творчества в силу их специфики (музыкальные, словесные,
танцевальные и др.) не могли сохраниться. Многое мы еще не знаем, многое не
сможем узнать. Возможно, еще при жизни нынешнего поколения будут найдены орудия
труда, наскальные изображения в пещерах, которые заставят ученых пересмотреть
свои выводы, поменять хронологические границы, создать новые теории. Но как
сегодня, на уровне наших нынешних представлений, реконструировать целостную
картину художественного мира первобытного общества? Выход был найден в
обращении к традиционному искусству, к этнографии.
Этнография — второй научный источник наших представлений
о художественной культуре первобытного общества. Конечно, нужно обязательно
выяснить, знают ли о такой науке учащиеся, понимают ли, что она изучает. Надо
разъяснить, что такое «традиционное искусство», и почему необходимо обращение к
нему.
Традиционное искусство — это искусство современных
народов Африки, Австралии, Океании, искусство, бытовавшее повсеместно с
древнейших времен и сохранившееся в отдельных районах земного шара до XX в.
Огромны различия между современными создателями этого искусства и художниками
каменного века, но есть общее: каменные орудия, верования, обряды. Это
позволяет понять, как и ради чего создавались произведения искусства на архаическом
этапе его существования. Параллельное рассмотрение двух обширных дополняющих друг
друга художественных комплексов дает возможность в одном случае — на примерах
пещерного и древнего наскального искусства— проследить
возникновение и эволюцию, предположим, изобразительных архитектонических форм,
в другом — на примере традиционного искусства — познакомиться с формами
бытования и разнообразными функциями искусства в первобытном обществе. В
частности, союз археологии и этнографии привел к удивительным результатам: в
XX в. можно прослушать запись «первобытной музыки».
...В разное время и в разных местах археологи находили
первобытные музыкальные инструменты, но все это были разрозненные, единичные
находки, которые никто не удосуживался сплести в один многоголосый хор. Благодаря
работам известного киевского археолога С. Н. Бибикова мы можем услышать
«первобытный ансамбль» из шести музыкальных инструментов, сделанных из костей
мамонта. Сейчас уже не вызывает сомнения, что группа раскрашенных костей из
мезинского дома принадлежит к ритмично-ударным музыкальным инструментам. Этому
ансамблю около 20 тысяч лет...
Тот факт, что С. Н. Бибиков рассказывает о том, какие
элементы «театрального реквизита» — восемь проколок, игла, необходимые для
одевания в шкуры, почти десять килограммов минеральной краски для наложения
грима, раскраски тела и татуировки — были обнаружены рядом с музыкальными
инструментами древнего человека, позволяет перейти к одной из важнейших частей
занятия, к рассказу о ритуале, обряде. Но анализ художественной деятельности в
обряде будет неполным, если в него не ввести данные третьего источника наших
знаний о первобытной культуре — языка.
Обратившись к изучению начальных фаз развития языка,
лингвистика столкнулась с проблемой связи языка и поэзии у самых истоков
истории человеческой культуры.
Обращение к пословицам, загадкам, сказкам позволит понять,
почему этот источник, наряду с первыми двумя, весьма значителен. Содержание
данных этнографии и лингвистики позволяет рассмотреть те виды художественной
деятельности, которые не сохранились в материальных памятниках.
Важно зафиксировать содержание этой части занятия рядом с
той записью, которая была сделана по поводу археологических данных.
Возможны разные варианты обобщения материала после
демонстрации археологических открытий в области художественной культуры:
1)
сделать выводы самому преподавателю в устной форме;
те же выводы представить в готовом виде на доске (эта
часть записей должна быть закрыта до необходимого момента);
сделать специальный плакат, фиксирующий выводы; в тот
момент, когда необходимо подвести итог части занятия, разворачивается плакат,
выводы комментируются;
поэтапно, частями показать схему через кодоскоп, а в
заключение дать ее целиком;
составлять таблицу на доске в процессе изложения
материала или после окончания рассказа совместно с учащимися, вовлекая их в
процесс анализа и обобщения получаемой информации.
III часть
Обобщение и выводы
В этой части занятия можно и нужно обобщить весь
материал, изложенный на занятии, путем ответа на основной вопрос: каковы
источники наших представлений о художественной культуре первобытного общества
и каковы виды художественной деятельности, к которым обращался древний человек.
Сделать обобщающие выводы помогут краткие схематичные записи, созданные в
процессе работы с материалами археологии, этнографии и лингвистики.
Итоги работы по теме «Открытие и источники изучения художественной
культуры первобытного общества» следующие. Во-первых, учащиеся познакомились с
историей открытия художественной культуры первобытного общества, с подлинными
памятниками художественной деятельности первобытного человека, с современными
научными источниками наших представлений о художественной деятельности
древнего человека (археология, этнография, лингвистика); при этом обратили
внимание на сравнительно небольшие сроки изучения этой области культуры.
Во-вторых, учащиеся сделали важный вывод о том, что первобытный человек
обращался к самым разным способам художественной деятельности и что его
художественный мир был весьма разнообразен. |