Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 09:32:42
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

Тема «Открытие и источники изучения художественной культуры первобытного общества»

Цели изучения темы

Изучение содержания раздела «Художественная куль­тура первобытного общества» происходит на основе иссле­дования трех тем, первая из которых посвящена открытию и источникам изучения художественной культуры перво­бытного общества. Это находит обоснование в самом ха­рактере содержания. Древность изучаемого искусства позволяет сомневаться и в достоверности рассматривае­мых памятников, и в выводах, сделанных на основании привлекаемых материалов. Поэтому учащиеся должны получить, во-первых, убедительную информацию о том, ка­ковы источники наших представлений о художественной культуре первобытного общества, во-вторых, ясно увидеть панораму тех видов художественной деятельности, к кото­рым обращался первобытный человек.

Содержание и методика организации темы

Анализ содержания учебного материала позволяет предположить, что изложение этой темы наиболее продук­тивно в виде лекции или рассказа преподавателя с исполь­зованием наглядных методов.

Рассказ об истории, связанной с открытием пещеры Альтамира, позволит вызвать интерес в самом начале изу­чения раздела. Но если в первой части занятия преимуще­ственный способ передачи информации словесный, то вся дальнейшая работа по теме не может не опираться на наглядные методы работы: иллюстрирование, демонстра­цию, показ диапозитивов.

Новизна материала, предлагаемого на занятии, может быть полной или частичной, но без опоры на анализ де­монстрируемых памятников культуры древнего человека подойти к общему выводу о панораме видов художествен­ной деятельности в архаичном периоде учащиеся не смо­гут. Здесь наиболее эффективен именно индуктивный путь — от частного (анализ произведений искусства перво­бытного человека)—к общему, т. е. к картине художест­венного мира первобытной культуры.

В ходе рассказа о разных сторонах художественной де­ятельности в первобытном обществе необходимо обратить внимание на то, что многие выводы, которые сегодня дела­ются в области изучения художественной культуры на ран­ней стадии ее развития, во многом носят гипотетичный характер: не исключено, что какая-то новая археологиче­ская находка заставит ученых пересмотреть свои представ­ления об этом периоде развития человечества. Замечание это носит вполне принципиальный характер, поскольку предполагает возможность разной интерпретации демон­стрируемого материала. Ученикам в таком случае пред­лагается роль исследователей, которые, получив опреде­ленные археологические данные, должны их обобщить и сделать необходимые выводы. Исследование панорамы художественной деятельности в первобытном обществе в педагогическом училище, вполне может быть организо­вано в форме игры, в которой учащимся — «исследовате­лям», «экспертам» или «учителям» — предстоит провести беседу с детьми об искусстве первобытного общества. Без­условно, если группа подготовлена к работе в форме исследовательской деятельности, имеет навыки системати­зации и обобщения, то этап занятия, посвященный анали­зу панорамы видов художественной деятельности в перво­бытном обществе, можно проводить в виде учебной игры. Практика же показывает, что на первых занятиях по кур­су «Основы художественной культуры» не все могут само­стоятельно синтезировать получаемую информацию. К та­кого рода деятельности нужно последовательно и поэтап­но готовить при помощи специальных упражнений и зада­ний. Сама методика работы должна строиться на основе реального и потенциального уровня развития учащихся, поэтому выбор формы занятия и методов, применяемых на нем, зависит от преподавателя. Только он может опре­делить, какой из пяти предложенных вариантов обобще­ния ему подходит больше других.

И еще одно предварительное замечание. Приступая к изучению основ художественной культуры в предлагаемой методике, преподаватель обязан точно представлять меру своих возможностей: возможно ли проведение занятий в условиях специально оборудованного кабинета, есть ли у него достаточное количество дидактических материалов, технических средств обучения и т. д.

I часть

Лекция (рассказ) об открытиях памятников первобытного искусства

Начинать лекцию можно с рассказа об открытии одно­го из выдающихся памятников первобытного искусства — пещеры Альтамира. Это даст прекрасную возможность захватить внимание слушателей. Поскольку история этого открытия излагается весьма широко в разных источниках, то необходимо указать, что здесь используется материал книги Я. Я. Рогинского «Об истоках возникновения искус­ства» (М., 1982).

...В 1878 году на Всемирной выставке в Париже испан­ский сеньор Марселино де Саутуола увидел орудия пер­вобытного человека, его украшения, резьбу, добытые в пещерах долины реки Везер, притока Дордони. Саутуола вспомнил, что в 1869 году его слуги на охоте обнаружили большую подземную пещеру близ селения Альтамира. Саутуола решил заняться раскопками в этой пещере. Пер­вые поиски оказались безрезультатными. Но в конце 1879 года были обнаружены каменные орудия. Ободрен­ный успехом, Саутуола решил продолжить поиски. Однаж­ды пятилетняя дочь Саутуолы Мария попросила отца взять ее с собой. И вот в низком коридоре она увидала на потолке изображения красных быков. Она позвала от­ца, и тот был поражен, почувствовав на себе полный ужаса взгляд быка...

Здесь показывается изображение бизона из пещеры Альтамира. Мы как бы вместе с Саутуолой и его дочерью открываем пещерные изображения.

...Картины казались совсем свежими. Археологи заин­тересовались открытиями Саутуолы. Наступил короткий период успеха. Даже сам испанский король Альфонс XII спустился в пещеру. Прошло несколько месяцев. И вот обстановка резко изменилась. На конгрессе в Лиссабоне по доистории один за другим выступали крупнейшие авто­ритеты в науке — Рудольф Вихров, Картальяк, Леббок, Монтелиус, заявляя, что живописи Альтамиры не более 20 лет и что здесь имеет место нечто худшее, чем недо­разумение, а может быть, и прямой обман. Саутуолу пе­рестали приглашать на конгрессы. На его письма не отве­чали. Распустили слух, что он безумен. Покрытый позором, он умер в одиночестве...

Только теперь может быть показан портрет Саутуолы. Если сделать это до рассказа о его трагической судьбе, взгляд на лицо Саутуолы останется вполне равнодушным.

...В конце 80-х — начале 90-х годов во Франции стали появляться вполне достоверные сведения о находках па­леолитического искусства, в том числе и пещерной живо­писи. Но громко об этом говорить еще не решались. Од­нажды молодой Анри Брейль, впоследствии прославлен­ный археолог, зашел к Картальяку. Они вместе отправи­лись в только что обнаруженные пещеры Фон де Гом и Комбарелль. Известковые натеки — результат разрушения
горных пород — много веков назад закупорили некоторые ходы в пещерах и перекрыли доступ к рисункам на их сте­нах. Не оставалось никакого сомнения в том, что туда ни­кто не проникал в течение многих тысячелетий. Но под ве­ковыми отложениями оказались наскальные рисунки...

Здесь возможен показ нескольких памятников перво­бытного искусства, которые были открыты учеными в пе­щерах. Но любая демонстрация произведений искусства на занятиях никогда не должна быть просто информаци­ей, подтверждением самого факта существования роспи­сей, упомянутых преподавателем в ходе лекции или рас­сказа. Каждое произведение искусства должно рассматри­ваться (если речь идет об изобразительном искусстве) и оцениваться учениками. Например, организовать актив­ное восприятие слайда с изображением оленя из пещеры Фон де Гом можно при помощи вопросов и небольшого задания. Если поставить перед студентами вопрос так: «Нравится вам олень?», то неизбежен односложный от­вет: «да» или «конечно». Другой вопрос — «Почему он вам нравится?» — может вызвать затруднение, потому что многие учащиеся с трудом анализируют свои чувства вслух, поэтому они или промолчат, или ответят: «он кра­сивый». Значит, сначала можно получить эмоциональный отклик, свидетельствующий об общей реакции на изобра­жение, а потом, опираясь на него, предложить выполнить небольшое задание: подобрать определения, характеризу­ющие самую красивую деталь живописного изображения оленя. Следовательно, каждый из присутствующих должен проделать по меньшей мере две операции: выбрать наибо­лее нравящуюся ему часть изображения и оценить ее в словесной форме через самостоятельно выстроенный си­нонимичный ряд. Как правило, выбор падает на рога оле­ня, они определяются некоторыми как «изогнутые», «вы­гнутые», «упругие», «динамичные», даже «сказочные».

Использование описанного приема позволяет рассмат­ривать демонстрируемые в ходе лекции памятники искус­ства не как иллюстрации, сопровождающие рассказ преподавателя, а с установкой на их оценку как произве­дений искусства. Так, уже в самом начале освоения содер­жания курса ученики могут продемонстрировать свои способности и возможности смотреть, понимать, анализи­ровать, говорить об искусстве. Для преподавателя подоб­ная работа во время лекций очень нужна, так как позво­ляет постоянно получать обратную связь, диагностировать уровень восприятия демонстрируемого им конкретно-худо­жественного материала и, что чрезвычайно важно, под­держивать активное его восприятие.

...Картальяк, потрясенный этим открытием, потребо­вал, чтобы они с Брейлем немедленно поехали в Альта- миру. У входа в пещеру их встретила молодая женщина — дочь Саутуолы. В полном молчании она повела их в глубь пещеры. Картальяк сказал: «Не он, а я был безумцем». Он посетил могилу Саутуолы. А через некоторое время, в 1902 году, было опубликовано «раскаянье» Картальяка: «Меа culpa» (католическая форма повинной)...

Необходимо записать дату появления статьи на доске и задать учащимся последовательно несколько вопросов:

Видите ли вы что-то особенное в дате издания статьи Картальяка— 1902? (Так фиксируется внимание студентов на том, что вопрос о существовании первобыт­ного искусства решался в нашем веке.)

Данные какой науки позволяют говорить о том, что первобытный человек занимался художественной деятель­ностью? (Здесь ученики называют первый научный источ­ник наших представлений о первобытной культуре — архео­логию.)

Что значат данные археологических находок и про­ясняют ли они вопрос, почему древний человек обратился к художественной деятельности? (Именно этот вопрос позволяет начать анализ источников изучения художест­венной культуры первобытного общества.)

II часть

Источники изучения художественной культуры первобытного общества

Чтобы учащиеся смогли ответить на вопрос, какое зна­чение имеют данные археологии, необходимо организовать показ таких памятников художественной культуры, которые позволят составить впечатление о панораме художе­ственного творчества, сохраненного землей и пещерами нашей планеты. Особенно ценным будет не словесное Tie- речисление, а хорошо продуманная демонстрация. Именно демонстрация изображений археологических находок должна дать представление о видах изобразительного и архитектонического творчества древнего человека, о ма­териалах и средствах, которыми пользовался первобытный художник, о темах древнего искусства.

Содержание археологических находок, формирующих наши представления о художественной деятельности древ­него человека, можно зафиксировать на доске в виде краткой схематической записи.

Обобщение содержания археологических находок поз­волит преподавателю поставить проблему: дают ли нам открытия археологов возможность ответить на вопрос: «Почему или зачем первобытный человек обратился к худо­жественной деятельности?» Какие бы ни были на него ответы, тайна причины обращения древнего человека к художественной деятельности на уровне данных археоло­гии очевидна. После знакомства с археологическими дан­ными становится ясно, что памятники архитектонической и изобразительной деятельности — только часть, по ним невозможно создать целостную картину культурной дея­тельности. (Если в группе найдется учащийся, знакомый с проблемами происхождения искусства, способный про­комментировать не только содержание и значение архе­ологических находок, но и ответить на поставленный во­прос, занятие будет иным.)

Безусловно, археологические находки дают ценнейший материал для исследования первобытной культуры, но только на их основе картина художественной жизни пер­вобытного человека была бы весьма неполной. Многие про­изведения художественного творчества в силу их специфики (музыкальные, словесные, танцевальные и др.) не могли сохраниться. Многое мы еще не знаем, многое не сможем узнать. Возможно, еще при жизни нынешнего поколения будут найдены орудия труда, наскальные изображения в пещерах, которые заставят ученых пересмотреть свои вы­воды, поменять хронологические границы, создать новые теории. Но как сегодня, на уровне наших нынешних пред­ставлений, реконструировать целостную картину художе­ственного мира первобытного общества? Выход был най­ден в обращении к традиционному искусству, к этногра­фии.

Этнография — второй научный источник наших пред­ставлений о художественной культуре первобытного об­щества. Конечно, нужно обязательно выяснить, знают ли о такой науке учащиеся, понимают ли, что она изучает. Надо разъяснить, что такое «традиционное искусство», и почему необходимо обращение к нему.

Традиционное искусство — это искусство современных народов Африки, Австралии, Океании, искусство, бытовав­шее повсеместно с древнейших времен и сохранившееся в отдельных районах земного шара до XX в. Огромны раз­личия между современными создателями этого искусства и художниками каменного века, но есть общее: каменные орудия, верования, обряды. Это позволяет понять, как и ради чего создавались произведения искусства на архаи­ческом этапе его существования. Параллельное рассмот­рение двух обширных дополняющих друг друга художе­ственных комплексов дает возможность в одном случае — на примерах пещерного и древнего наскального искусст­ва— проследить возникновение и эволюцию, предполо­жим, изобразительных архитектонических форм, в дру­гом — на примере традиционного искусства — познако­миться с формами бытования и разнообразными функция­ми искусства в первобытном обществе. В частности, союз археологии и этнографии привел к удивительным резуль­татам: в XX в. можно прослушать запись «первобытной музыки».

...В разное время и в разных местах археологи нахо­дили первобытные музыкальные инструменты, но все это были разрозненные, единичные находки, которые никто не удосуживался сплести в один многоголосый хор. Бла­годаря работам известного киевского археолога С. Н. Би­бикова мы можем услышать «первобытный ансамбль» из шести музыкальных инструментов, сделанных из костей мамонта. Сейчас уже не вызывает сомнения, что группа раскрашенных костей из мезинского дома принадлежит к ритмично-ударным музыкальным инструментам. Этому ансамблю около 20 тысяч лет...

Тот факт, что С. Н. Бибиков рассказывает о том, какие элементы «театрального реквизита» — восемь проколок, игла, необходимые для одевания в шкуры, почти десять килограммов минеральной краски для наложения грима, раскраски тела и татуировки — были обнаружены рядом с музыкальными инструментами древнего человека, по­зволяет перейти к одной из важнейших частей занятия, к рассказу о ритуале, обряде. Но анализ художественной деятельности в обряде будет неполным, если в него не ввести данные третьего источника наших знаний о перво­бытной культуре — языка.

Обратившись к изучению начальных фаз развития язы­ка, лингвистика столкнулась с проблемой связи языка и поэзии у самых истоков истории человеческой культуры.

Обращение к пословицам, загадкам, сказкам позволит по­нять, почему этот источник, наряду с первыми двумя, весьма значителен. Содержание данных этнографии и линг­вистики позволяет рассмотреть те виды художественной деятельности, которые не сохранились в материальных памятниках.

Важно зафиксировать содержание этой части занятия рядом с той записью, которая была сделана по поводу археологических данных.

Возможны разные варианты обобщения материала пос­ле демонстрации археологических открытий в области ху­дожественной культуры:

1) сделать выводы самому преподавателю в устной форме;

те же выводы представить в готовом виде на доске (эта часть записей должна быть закрыта до необходимого момента);

сделать специальный плакат, фиксирующий выводы; в тот момент, когда необходимо подвести итог части заня­тия, разворачивается плакат, выводы комментируются;

поэтапно, частями показать схему через кодоскоп, а в заключение дать ее целиком;

составлять таблицу на доске в процессе изложения материала или после окончания рассказа совместно с уча­щимися, вовлекая их в процесс анализа и обобщения по­лучаемой информации.

III часть

Обобщение и выводы

В этой части занятия можно и нужно обобщить весь материал, изложенный на занятии, путем ответа на основ­ной вопрос: каковы источники наших представлений о ху­дожественной культуре первобытного общества и каковы виды художественной деятельности, к которым обращался древний человек. Сделать обобщающие выводы помогут краткие схематичные записи, созданные в процессе работы с материалами археологии, этнографии и лингвистики.

Итоги работы по теме «Открытие и источники изучения художественной культуры первобытного общества» сле­дующие. Во-первых, учащиеся познакомились с историей открытия художественной культуры первобытного общест­ва, с подлинными памятниками художественной деятель­ности первобытного человека, с современными научными источниками наших представлений о художественной дея­тельности древнего человека (археология, этнография, лингвистика); при этом обратили внимание на сравнитель­но небольшие сроки изучения этой области культуры. Во-вторых, учащиеся сделали важный вывод о том, что первобытный человек обращался к самым разным спосо­бам художественной деятельности и что его художествен­ный мир был весьма разнообразен.
Категория: КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК | Добавил: tineydgers (17.02.2015)
Просмотров: 1492 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0