Занятия по этому разделу начинаются с объяснения правил
учебной игры «Диалог культур», которая будет развиваться на протяжении всех
занятий по разделу «Художественная культура древних Египта, Греции, Рима».
Началом учебной игры можно считать предложение
преподавателя определить первый ряд в аудитории как место обитания «египтян»,
второй ряд — «греков», а третий— «римлян». Между этими подгруппами и будет вестись
игра на итоговом занятии «Диалог культур». «Места обитания» может определить и
сама группа, важно не это, а то, что игра должна начаться с первого вводного
занятия по разделу. Именно с этой целью преподаватель предлагает всем членам
группы совершить перемещение в аудитории, т. е. пересесть на тот ряд, который
соответствует интересу каждого ученика к искусству и культуре древних Египта,
Греции и Рима. В сущности, распределение мест в аудитории и будет входным
контролем, исходной позицией в интересах и предпочтениях к художественной
культуре древних Египта, Греции, Рима, которые характерны для данной группы до
момента изучения раздела. После пересаживания можно вводить участников игры в
сам ход ее. Чрезвычайно важно, чтобы учащиеся понимали, каковы их цели и
задачи, чего они должны достигнуть в результате изучения этого раздела курса,
иначе они не смогут стать активными участниками процесса обучения.
Прежде всего, все присутствующие должны знать, что вплоть
до конца занятий по изучаемому разделу каждый из них может менять «места
обитания»: «египтянин» может перейти в группу «греков», а «римлянин» пересесть
на ряд «египтян» и тем самым превратиться в «египтянина».
Безусловно, чтобы диалог мог состояться, необходимо более
или менее равномерное распределение ролей «египтян», «греков», «римлян» между
членами группы, иначе игра-диалог будет невозможна. Поэтому надо контролировать
динамику интереса к каждой из рассматриваемых художественных культур, чтобы
вовремя принять меры по восстановлению равномерности распределения учеников по
группам, либо принять решение о невозможности проведения данной формы игры и
заменить «Диалог культур» на более соответствующую форму работы в данной
группе. Одним из способов контроля за распределением интереса к той или иной
культуре является установление постоянного наблюдения за наполнением «мест
обитания» каждой малой группы.
В тех случаях, когда какой-то один или несколько студентов
не смогут определить свой выбор и переходят из одной группы в другую слишком
часто, преподаватель должен выяснить причину этого явления. Вполне возможно,
что корни подобной нерешительности никак не связаны с искусством, а
определяются психологическими причинами, затруднениями в области общения и т.
п.
Таким образом, «египтяне», «греки» и «римляне» представляют
собой динамические группы, состав которых может меняться. На протяжении
изучения всего раздела необходимо развивать сквозную учебную игру. Например, в
процессе изучения темы «Художественная культура Древнего Египта» группа
«египтян» становится экспертной по вопросам египетской художественной культуры,
соответственно, те же полномочия получат и другие группы, когда предметом
изучения будет художественная культура, которую они представляют.
Для нормального развития игры учащиеся должны на вводном
занятии получить тексты опережающего задания, суть которого в определении
того, что они должны сделать в процессе изучения раздела и что они должны
сделать для подготовки к итоговому игровому занятию «Диалог культур». Текст
этого опережающего задания выглядит следующим образом.
Опережающее задание
Задание: сделать выбор.
Выберите ту художественную культуру — египетскую, греческую или
римскую, которую вы хотите представлять в «Диалоге культур» на зачетном
занятии по разделу.
Сделав выбор, сядьте на тот ряд, который является «местом обитания»
представителей вашей художественной культуры. Если вы решите изменить выбор
художественной культуры, то вам, соответственно, придется пересесть в другой
ряд.
Для итогового занятия сделайте значок, символизирующий вашу
принадлежность к избранной художественной культуре; во время игры его нужно
будет прикрепить к вашей одежде.
Задание: подготовиться к занятию «Диалог культур».
Подготовьтесь к диалогу с представителями двух других культур на тему
«Что общего и что различного в наших художественных культурах».
Найдите книги, альбомы, репродукции по избранной вами художественной
культуре для того, чтобы познакомить с нею представителей двух других культур.
В процессе подготовки к зачетному занятию используйте «Программу
деятельности».
Базой для проведения итогового занятия «Диалог культур»
должны стать учебные занятия в форме сквозной учебной игры и самостоятельная
работа, организованная и направляемая программой деятельности «египтян»,
«греков», «римлян». Программа деятельности вводится, как и опережающее задание,
на вводном занятии. При ее помощи происходит организационное включение учащихся
в индивидуальную и групповую формы деятельности. «Египтяне», «греки», «римляне»
представляют собой по существу малые группы, у которых есть общие цели и задачи
в общей сквозной игре. Но, помимо общих целей, внутри каждой малой группы
существуют и индивидуальные цели у каждого участника подгруппы, органично включенные
в общегрупповые. Все программы деятельности предусматривают для каждого
участника самостоятельное задание, без выполнения которого группа не сможет
справиться с общим заданием. Иными словами, программы деятельности помогают
конкретизировать формы и виды деятельности каждого участника занятий и малой
группы, помогают дифференцировать задания по их значимости и посильности, по
уровню интересов, предусматривают совместную деятельность. Ученики, избравшие
для углубленного изучения художественную культуру Древнего Египта,—
«египтяне» — получают программу деятельности под заглавием: «Программа
деятельности «египтян» в процессе изучения художественной культуры Древнего
Египта». Для «египтян» эта программа — основная. «Греки» получают основную
программу под заглавием «Программа деятельности «греков» в процессе изучения
художественной культуры Древней Греции», «римляне» — «Программу деятельности
«римлян» в процессе изучения художественной культуры Древнего Рима».
Эти программы составлены для углубленного изучения
художественной культуры. Но если ограничиться ими, то может возникнуть
ситуация, когда каждая подгруппа будет заниматься изучением только «своей»
художественной культуры. Чтобы этого не случилось, необходимо составление,
помимо основной, и других программ деятельности, которые позволят организовать
изучение художественного мира других культур. Таким образом, «египтяне», «греки»,
«римляне» получат одну основную программу деятельности, позволяющую более
глубоко проникнуть в художественный мир изучаемой культуры, и две дополнительные,
предусматривающие облегченный вариант знакомства с рассматриваемыми в рамках
раздела художественными культурами. Такой набор программ деятельности необходим
как для выполнения задач, стоящих перед всем курсом, так и для сопоставления
«своей» художественной культуры с другими в процессе изучения раздела и подготовки
к занятию «Диалог культур».
Программа деятельности «египтян» в процессе изучения темы
«Художественная культура Древнего Египта»
I. Составьте библиографию (список книг) по теме «Художественная
культура Древнего Египта».
Составьте библиографию использованной литературы по одной из
предложенных тем для самостоятельной работы.
История открытия художественной культуры Древнего Египта.
Древнеегипетские мифы и их значение для художественной культуры.
Связь художественной культуры с заупокойным культом.
Мировосприятие египтян и искусство.
Тема вечности в архитектуре.
Роль и значение архитектора в Древнем Египте.
Что означает синтез архитектуры и скульптуры в египетском искусстве.
Развитие скульптурного портрета в истории египетского искусства.
9. Колонна и культ природы. Какая связь?
Синтез искусств в древнеегипетском храме и идея вечности.
Рельефы, росписи и словесные искусства.
Любовь, брак, семья в египетском искусстве слова и изображения.
Искусство о жизни древнего египтянина.
Художественное наследие Древнего Египта.
Предложите свою тему, связанную с художественной культурой Древнего
Египта.