Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 28.03.2024, 22:41:13
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

Педагогическая мастерская в обучении естествознанию

      В качестве одной из современных образовательных технологий в обучении естествознанию может быть предложена педагогическая мастерская построения знаний. Мастерская — многомерная интегрированная образовательная технология, ориентированная на личностно-деятельностный подход.
      Ориентация педагогической мастерской — целостное развитие личности, преобладание этой цели над образовательной. Роль учителя при этом — создание условий для освоения материала учащимися, а не прямая передача знаний. Основными инструментами для этого являются не оценивание и контроль, а партнерство, организация диалога, социализация (групповая и межгрупповая), самоконтроль через рефлексию. Таким образом, в мастерской преобладающее влияние оказывает не авторитет учителя, а выбранные учеником цели самоактуализации (самопознание, самоанализ, саморегуляция, самокоррекция).
      Центром в технологии ПМПЗ является личность
      • самопознающая, рефлексивная, самоактуализирующаяся и саморегулирующаяся;
      • познающая, обретающая смыслы и создающая целостный Образ Мира и отношение к нему;
      • свободная и ответственная.
      При выработке целей и задач педагогической мастерской как гуманистической технологии устаревшими конструкциями становятся формулировки «дать понятие», «дать знания по теме...». Задача мастера — создать условия для
      • открытия;
      • приобщения к самокоррекции;
      • делового общения;
      • актуализации опыта;
      • осознания чего-либо.
      Новое целеполагание мастера обеспечивает вероятностный результат и меняет целеполагание ученика, при котором вырастает его ответственность за использование им предоставленных возможностей. Усиливается зависимость результата от качества взаимодействия участников мастерской.
      Успешной реализации условий мастерской способствует правило доверия, которое озвучивается перед началом занятия. Правило доверия необходимо для создания благоприятной психологической обстановки в классе во время проживания мастерской. Суть правила такова:
      а) лучший результат получается при большей открытости участников друг другу;
      б) меру открытости определяет сам участник;
      в) рассказывать за пределами мастерской можно только о своем проживании ее.
      Основными блоками конструкции педагогической мастерской построения знаний являются индукция, само- и социоконструкция, социализация и рефлексия.
      Индукция (наведение) — пробуждение личностного интереса, создание эмоционального настроя, области чувств каждого участника, создание личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктором может быть слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок — все, что способно разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Индуктор для введения в действие нуждается в специальном задании. Таким образом, обеспечивается однонаправленный процесс: индуктор — специальное задание к нему в виде действия — индукция — разрыв.
      Разрыв — это внутренний конфликт, противоречие, узел проблем, столкновение мнений или точек зрения, провоцирующее к самоопределению, это основная «точка изумления» ученика перед содержанием своих «открытий». Разрыв — целевое эмоциональное и интеллектуальное состояние участника мастерской (Я понял! Вот оно что! А я-то думал! и т. п.). Внутреннее осознание учеником неполноты собственного знания или несоответствия своего старого знания новому подвигает его к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. Разрыв может быть пережит разными участниками в разные моменты мастерской, важно его отрефлексировать, так как это приводит к более осознанному участию в проживании других мастерских. Это ядро темы мастерской, заранее планируемое мастером за счет поиска парадокса содержания.
      Самоконструкция — создание собственного интеллектуального продукта, описание собственного опыта, наблюдения; формулирование идеи, гипотезы, проекта.
      Социоконструкция — создание интеллектуального «продукта» в группе.
      Социализация — предъявление созданного «продукта» другим участникам занятия (в паре, в группе, между группами, всему коллективу). Происходит в разных формах: афиширование, устный рассказ, чтение вслух, молчаливое чтение вывешенных работ, передача по кругу, показ театральной миниатюры, пантомимы.
      Рефлексия (отражение) — вспоминание своего проживания мастерской: чувств, ощущений, эмоций, состояний, конфликтов, возникших у участников в ходе мастерской, ведущих к анализу собственного психического состояния и интеллектуального уровня.
      Одной из опорных идей в данной технологии является идея Л. С. Выготского о развитии личности в процессе смены видов деятельности и социального взаимодействия. Поэтому мастерская включает в себя индивидуальную, парную, групповую, фронтальную, коллективную формы работы. В мастерской используются театрализация, свободное или организованное общение, разработка моделей, проектов, правил, формул, схем, различные виды презентаций. В ходе активного проживания мастерской и рефлексии реализуется стремление к гармонии знаний, действий и отношений.
      Рассмотрим систему взаимодействия учителя и учеников на мастерской (табл. 6).

Таблица 6

Система взаимодействий субъектов в мастерской построения знаний

Этап
мастерской

Цель этапов
мастерской

Деятельность субъектов

Возможные
приемы и методы

мастера

участников

Сонастройка

Подготовка к восприятию темы в группе с соответствующим составом участников

Вводное слово. Напоминание о договоре доверия. Предъявление личного опыта

Вспоминание личного опыта

Запись; рассказ по очереди

Индукция

Введение в тему с помощью индуктора. Актуализация имеющегося опыта

Формулирование задания

Работа с ассоциациями или представлениями

Запись; выполнение рисунка, модели и т. п.

Самоконструкция

Предоставление возможностей самостоятельной творческой или исследовательской работы

Формулирование задания. Точное повторение формулировки по требованию участника. Поддержка инициатив, конструктивных действий

Выбор. Выработка гипотезы. Создание модели, идеи проекта. Постановка вопросов

Запись; выполнение рисунка, проекта модели, расчета, составление графика, схемы и т. п.

Социализация

Предоставление возможностей конструктивного делового общения. Актуализация совокупного опыта

Обеспечение конструктивности общения, контроль за соблюдением правил дискуссии или афиширования. Координация выступлений групп

Участие в диалоге, полилоге, дискуссии. Знакомство с работами других. Высказывание и принятие критических мыслей и сомнений. Самоконтроль. Систематизация построенных знаний. Работа над вопросами

Конструктивное деловое общение. Афиширование. Демонстрация. Запись полезных идей

Социоконструкция

Предоставление возможностей для самокоррекции и группового конструирования (идеи, модели, проекта и т. п.)

Обеспечение конструктивности общения, контроль за соблюдением правил групповой работы. Снабжение информацией по требованию. Поддержка. Инициация сотрудничества

Самокоррекция. Групповое конструирование. Осмысление нового знания. Выбор способа действия. Сотрудничество. Кооперация

Создание группового проекта, модели. Конструктивное деловое общение

Рефлексия

Предоставление арсенала средств обнаружения, фиксации и обсуждения содержания Я-концепций и границ знания

Психологическое сопровождение; поддержка; саморефлексия

Безоценочное вспоминание своих действий, чувств, мыслей в процессе проживания мастерской. Самооценка.
Самоанализ. Осознание и принятие разрыва

Высказывания по очереди. Остановка мастерской и использование минирефлексии по необходимости

      При обучении естествознанию можно использовать следующие мастерские построения знаний:
      «Азбука потребителя» (Н. И. Белова) к § 53, 55, 57—61 гл. 4.
      «Выживать и жить» (Н. И. Белова, Н. Н. Наумова) к § 54, 56 гл. 4.
      «Вирусы» (Н. И. Белова) к § 65, 67 гл. 4.
      «Экологический кризис» (Н. И. Белова, Н. Н. Наумова) к § 76, 78, 80, 85 гл. 5.
      «Императив» (Н. И. Белова, Н. Н. Наумова) к § 73—75, 77, 79, 84 гл. 5.
      «Я — жизнь, которая...» (Н. И. Белова) к § 83, 85 гл. 5.
      Технологическая карта каждой мастерской содержит описание целей и задач; организации пространства и размещения учеников; алгоритм; информационные материалы.
      Успех проведения педагогической мастерской зависит от принятия мастером гуманистической партнерской позиции и четкого следования алгоритму.
      Тема мастерской не объявляется, так как мастерская — это путь учеников к самостоятельному открытию темы. Ученикам может быть объявлено только название мастерской. Для учащихся специально создаются условия для переживания ими состояния неопределенности в мастерской.
      Содержание мастерской всегда интегративно, поэтому каждая мастерская является вводом в некую большую тему и не соответствует конкретному параграфу учебника. Более того, мастерская может охватывать содержание нескольких параграфов, дополняя и расширяя их горизонты, охватывая тему целиком.
      За работу в мастерской не следует ставить оценки. Самооценка собственной деятельности происходит в сравнении себя с другими, своих старых и новых способов работы. Проявлению самооценки способствует обязательный этап рефлексии. Оценить знания, сконструированные на мастерской с одноклассниками, можно в другое время (зачет, проверочная работа, эссе, рефераты, тесты и т. п.). Мастер (учитель) избегает также похвалы и порицания даже в самых простых формах («Молодец!»), помня, что это воспитательные «шоры» — внешние ограничители, закрывающие путь к свободе и ответственности.
      Каждая мастерская содержит этические и психологические пласты, возможности для самопознания. Это, конечно, требует дополнительного времени (для мастерской желательно брать сдвоенные часы) и неспешности в ее проведении. И, что еще более важно, — учителя, который верит, что ученик может сам ставить цели и добиваться их.

Категория: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (05.09.2014)
Просмотров: 662 | Теги: технологии диалогового взаимодейств, естествознание в 11 классе, планирование урок, методика преподавания естествознани, МО учителей естествознания | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0