Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 18:12:23
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

Технологическая карта мастерской «Императив»

      Рекомендации:
      Мастерская нацелена на развитие у учащихся способности к сотрудничеству, сочувствию, согласованию смыслов, т. е. тех явлений, которые (по Н. Н. Моисееву) лежат в основе «института согласия». Мировоззренческая этическая мастерская предусматривает измерение мировоззрения поступком, поэтому в ее алгоритме есть «поведенческие» ситуационные задания с мини-рефлексиями. Здесь ведущему важно не демонстрировать свою оценку и свое отношение к проживанию ситуаций.
      Задачи: создать условия для
• освоения понятия «экологический императив»;
• понимания роли институтов согласия для сохранения и продолжения коэволюции человека и биосферы;
• выработки оптимистического взгляда на будущее Земли и человека на ней;
• обнаружения влияния экологии на политику (изменение судьбы мира);
• знакомства с методами исследования биосферы.

      Расположение учащихся: фронтальное, затем в группах по четыре человека.

Алгоритм мастерской

      1. Индивидуально
      • Запишите свои ассоциации, эмоции, цвет своего состояния (ощущения) при взгляде на репродукцию (с картины С. Дали «Три сфинкса Бикини» — фамилия художника и название картины не сообщаются).
      2. Фронтальная социализация
      3. Индивидуально, письменно в тетради
      • Повелите другому (в паре) произвести какое-нибудь действие в конкретной части класса, удаленной от вашего стола.
      • Поменяйтесь тетрадью с партнером и выполните полученное задание (задание выполните без шума и повреждений).
      • Опишите свои ощущения, свое состояние при выполнении задания в тетради партнера.
      • В собственной тетради письменно: повелите себе сделать что-нибудь здесь, в классе, не около своего стола.

      Примечание. После того как записали — просьба: не причинять другому неудобства, зафиксировать свои ощущения в тетради.

      4. Мини-рефлексия
      • Поделитесь своими ощущениями — испытали ли вы неудобства, когда были средством или «частью среды» или когда сами выполняли повеление; была ли разница в ощущениях при выполнении внутреннего (собственного) или внешнего (чужого) повеления?
      5. Индивидуально, письменно в тетради
      • Напишите слово «императив» и создайте вокруг него ассоциативное и смысловое поле.
      6. Социализация (сначала в группах по четыре человека, затем фронтальная), запись на доске.
      • Знакомство с определением слова «императив» (карточка «Императив» и «Нравственный императив И. Канта»).
      7. Индивидуально, письменно в тетради
      • Напишите список (в столбик) известных вам глобальных проблем, стоящих перед человечеством.
      8. Социализация в «четверке»: реестр проблем (выдается чистый лист бумаги)
      9. Фронтальная социализация
      10. В группе (в «четверке»)
      • Создайте реестр известных вам достижений ХХ в.
      11. Фронтальная социализация.
      12. В группе
      • Соедините два реестра. Найдите основания для оптимизма.
      13. Социализация выводов.

      Примечание. Должен родиться новый пласт науки; новые методы исследования; новые формы взаимодействия между людьми и природой; людей между собой; новые законы.

      14. В группе
      • Знакомство с текстом: «Такова диалектика жизни».
      15. В группе
      • Работа с карточкой «Методы исследования природы» (см. информационные материалы: выберите методы исследования биосферы, на которые сочтете необходимым наложить вето (запрет).
      16. Смена состава групп
      • В «четверке» остается один человек, трое расходятся по разным «четверкам».
      17. В новой группе
      • Договоритесь о запретах, обоснуйте их и выберите наилучшие методы для исследования биосферы;
      • Выработайте «Экологический императив XXI века» (выдается отдельный чистый лист бумаги).
      18. Социализация
      19. Работа с текстами: 1) «Экологический императив Н. Моисеева»; 2) отрывком из книги «Та Сюэ» («Великое учение») и 3) отрывком «Идея работы с биосферными моделями».
      20. Индивидуально, письменно в тетради
      • Оцените предложенную модель на предмет соответствия «Экологическому императиву» (выдана модель «Гея», с. 185).
      21. Социализация (соответствие, несоответствие, значение).

      Модель «Гея»:

      а) сняла противостояние между двумя великими державами, так как доказала невозможность ядерных конфликтов;
      б) доказала, что можно управлять планетой;
      в) стала родоначальницей новых учебных институтов (экологии и политики);
      г) перевернула мир.
      22. В группе
      • Найдите в предложенном сценарии основания для оптимизма (выдан текст «Сценария ядерной войны»).
      23. Социализация (абсолютные запреты и ограничения, невозможность выигрыша, осознание необходимости запретов через ужас, впервые экология показала зубы, потом — устойчивое равновесие).
      Запреты: ядерная война, загрязнение океана, производство фреонов (хлорфторуглеводородов — ХФУ).
      Ограничения: не должна превышать 1% фотосинтеза, вырубка тропических лесов, осушение болот, сокращение биологического разнообразия.
      24. Индивидуально, письменно в тетради
      • Предложите всему классу наилучший способ движения здесь и сейчас для снятия усталости.
      • Сделайте так, чтобы это сделали все с сохранением «среды обитания» (отметить время).
      25. Мини-рефлексия
      • Что вам пришлось сделать, чтобы достичь согласия? (Запись на доске: «институт согласия».)
      Информация о начале пути согласия:
      ООН, Римский клуб, экологическая деревня, общественные организации (не партии — силовые методы и хитрости).
      26. Рефлексия:
      Я понял, что экологический императив касается меня в том, что... .
      Мой взгляд на глобальные экологические проблемы изменился в сторону... (не изменился, потому что...).
      Самым важным в этой мастерской для меня оказалось следующее: ... .
      В моем взгляде на будущее произошли следующие изменения: ... .

Информационные материалы

      Императив (лат. imperativus — повелительный) — в лингвистике повелительное наклонение глагола. Обычно выражается чистой основой или основой + суффикс множественного числа («глянь», «гляньте»). Междометный императив — разряд глагольных слов с повелительно-восклицательным значением, например в русском языке: «вон!», «прочь!», «долой!». Инклюзивная форма И. побуждает тех (того), к кому обращена речь, к совместному действию с говорящим (говорящими), например в русском языке: «пойдем», «пойдемте» в отличие от «пойдите».

Такова диалектика жизни

      Такова диалектика жизни: наши успехи всегда являются одновременно и нашими поражениями. Так было всегда и так всегда будет. Эта противоречивость не должна кого-либо смущать, ибо вместе с ее пониманием возникает наука, которая, как поводырь, помогает нам преодолевать эту противоречивость и которую теперь принято называть экологией человека. Ее основная задача — выявить условия поведения человека, определить ограничения и запреты, необходимые для обеспечения дальнейшего развития нашей цивилизации.

Экологический императив Н. Моисеева

      Основанием для любых природообразующих действий должен служить научно обоснованный прогноз. Любая акция не должна приводить к нарушению общепланетарного равновесия. Выполнение этого требования обязательно независимо от масштаба мероприятий — локальных, региональных, континентальных или планетарных. Это требование Н. Н. Моисеев называет «экологическим императивом».

Нравственный императив И. Канта

      На основе результатов критики теоретического разума Иммануил Кант построил свою этику. Исходной ее предпосылкой оказалось сложившееся у Канта под влиянием французского философа Ж. Ж. Руссо убеждение в том, что всякая личность — самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Основным законом этики Кант провозгласил внутреннее повеление (категорический императив), требующее руководствоваться чисто формальным правилом: поступать всегда согласно принципу, который мог бы стать и всеобщим законом (другая формулировка: поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству — в своем лице и лице другого — как к цели, а не только как к средству).

Методы исследования природы



Математическая модель биосферы (Модель «Гея»)

      Первый этап в создании биосферной модели, завершившийся ее проверкой на тестовых ситуациях, был закончен в течение 1982 г. Система была названа системой «Гея» — по имени древнегреческой богини Земли.
      Она состояла из двух взаимосвязанных между собой систем моделей. Первая описывала процессы, происходящие в атмосфере и океане, и позволяла изучать явления климатического характера. Вторая описывала поведение биоты.

Взаимодействия «атмосфера — океан»

      Биосфера включает в себя атмосферу. Следовательно, в модели должна быть отражена динамика атмосферы, тем или иным образом описано движение воздушных масс, того воздуха, которым мы дышим и в котором мы живем. И не только движение, но и энергетика атмосферы, которая почти не задерживает солнечного света, а нагревается теплом, т. е. инфракрасным излучением поверхности Земли и океана. Огромную роль играют еще два фактора. Первый — это испарение и конденсация влаги, образование облаков, снега, льда, выпадение осадков. Изменение фазового состояния воды приводит к большим затратам или выделению энергии и является одной из причин, определяющих состояние атмосферы, а следовательно, и климата. Кроме того, количество осадков, характер облаков, их распределение по территории, влажность атмосферы и почвы наряду с распределением температур является важнейшим фактором, влияющим на состояние живой части биосферы, которая носит название биоты и включает в себя флору и фауну.
      Второй фактор, определяющий энергетику атмосферы, — это взаимодействие океана и атмосферы. Один сильный шторм в Северной Атлантике передает атмосфере больше энергии, чем за целый год она получает непосредственно от солнечной радиации. Таким образом, модель должна быть способной описывать процессы энергетики океана, его взаимодействия с атмосферой, образования морского льда и т. д.

Описание биотической системы

      Очень важной характеристикой динамики биосферы является активность ее биотической части. В зависимости от характера растительности меняется альбедо земной поверхности, т. е. способность отражать солнечную радиацию. Кроме того, характеристики атмосферы и океана зависят от интенсивности геохимических циклов, характера круговорота веществ в природе. Важнейший из них — углеродный. Он непосредственно влияет на энергетику атмосферы, поскольку увеличение концентрации углекислоты в атмосфере приводит к так называемому тепличному эффекту. Его смысл достаточно прост — углекислота пропускает коротковолновое солнечное излучение, которое нагревает поверхность Земли и океана и задерживает длинноволновое (тепловое) излучение планеты, что приводит к повышению ее средней температуры.
      Главную роль в создании тепличного эффекта играют водяные пары и углекислый газ. Роль тепличного эффекта в формировании климата Земли огромна. Если бы в ее атмосфере не было водяного пара и углекислоты, которые задерживают тепловое излучение планеты, то средняя температура атмосферы была бы на 31—32 градуса ниже, чем сейчас. Это значит, что даже на экваторе были бы отрицательные температуры, а океаны представляли бы ледяные пустыни. Вот почему модель биосферы должна включать описание процессов, связанных с переносом энергии, ее излучением и изменением концентрации водяных паров и углекислого газа.

Требования к модели

      Создаваемая система должна была, согласно нашему замыслу, представлять собой своеобразную экспериментальную установку многоразового действия. Задавая определенный сценарий человеческой активности, т. е. придавая определенные значения некоторым параметрам и функциям, которые представляют ту нагрузку на биосферу, которую создают люди, с помощью расчетов на ЭВМ мы должны определять изменение состояния биосферы. Эксперименты с моделью не должны приводить к астрономическим затратам машинного времени, сама система должна быть легкодоступной для работы с ней в режиме диалога. Другими словами, модель должна быть весьма грубой и в то же время достаточно точной.

Что такое математическая модель?

      Математическая модель любого объекта или процесса представляет собой его описание средствами математики. Уравнения модели, равенства и неравенства, различного вида ограничения, которые туда входят, позволяют имитировать поведение объекта в различных условиях. Возможность имитации достигается тем, что с помощью вычислительной машины можно предсказать изменение его поведения в зависимости от изменения тех или иных условий, которые описываются параметрами модели. Таким образом, меняя по нашему выбору параметры модели, мы можем проводить разнообразные эксперименты, изучать, как при этом изменяются свойства моделируемого объекта. Другими словами, воспроизводить в электронной машине те или иные фрагменты «возможной реальности».
      Создание модели — это важнейший этап развития любой теории. И прежде всего она должна уметь объяснять наблюдаемые факты, т. е. достаточно хорошо отражать реальность. Но этого еще мало. Хорошая теория, как говорят физики, должна уметь «заглядывать за угол», предсказывать возможность появления фактов, о которых мы еще даже не знаем и не догадываемся.

Сценарий ядерной войны

      В начале 60-х гг. в американской прессе появляются материалы о сценарии возможных ядерных конфликтов. Военными обсуждались вопросы о том, как выбирать цели, какие цели следует считать первоочередными для ядерного удара — оценивалась «эффективность» разрушения, степень заражения местности и т. д. Наиболее эффективной стратегией признан массированный удар по городам, где сосредоточен основной промышленный и человеческий потенциал противника.
      Был разработан наиболее вероятный базовый сценарий (сценарий К. Сагана). По этому сценарию наиболее вероятной считалась ядерная война, в которой противники обмениваются ударами суммарной мощностью в 5 тыс. мегатонн, будет использовано 400—500 тысяч бомб той же мощности, что и бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки.
      В мае 1983 г. в Вычислительном центре АН СССР принято решение исследовать с помощью системы «Гея» климатические последствия ядерной войны, если она будет следовать базовому сценарию К. Сагана. Результаты оказались ошеломляющими.
      Проведенные исследования заставили нас увидеть совершенно иначе возможные последствия ядерной войны. Стало ясно, что ядерный конфликт приведет к «глобальной ядерной ночи», которая продлится около года. Расчеты на компьютере показали: Землю окутает тьма. Сотни миллионов тонн грунта, поднятого в атмосферу, дымы континентальных пожаров, зола и главным образом сажа горящих городов и лесов сделают наше небо непроницаемым для солнечного света. В дальнейшем произойдет полная перестройка атмосферной циркуляции.
      После ядерных пожаров экватор «исчезает», точнее, исчезает его приоритетное положение, там становится так же холодно, как и всюду. Воздушные массы поднимаются вверх на севере, движутся к югу, в южной полярной зоне опускаются к поверхности, вдоль которой начинают двигаться к северу. В результате такого движения воздуха пятна сажевых облаков постепенно сольются в одно целое, и через 1,5—2 месяца вся Земля окажется окутанной сплошным черным покрывалом, практически не пропускающим света. Уже в первые недели средняя температура Северного полушария упадет на 15—20 градусов ниже ординара. Но в отдельных местах (например, в Северной Европе) падение достигнет 30 и даже 40—50 градусов (на Восточном побережье США и в центральных районах Сибири). Похолодание охватит также и значительно более южные районы. Так, например, в Саудовской Аравии к концу первого месяца после ядерной катастрофы температура упадет на 30 и более градусов. В дальнейшем, по мере образования сплошного сажевого одеяла, похолодание распространится и на Южное полушарие. В экваториальной зоне температура упадет тоже на 15—20 градусов ниже ординара. Похолодание будет иметь место даже в Антарктиде.
      Итак, расчеты показывают, что черное покрывало сажи постепенно надвинется и на Южное полушарие. В Австралии, Южной Америке и Антарктиде также установятся «ядерная ночь» и «ядерная зима».
      Большие разности температур над океаном и над сушей приведут к появлению в прибрежной зоне штормов и ураганов — еще одной характерной особенности атмосферной циркуляции периода «ядерной ночи».
      Постепенно сажа будет оседать, атмосфера начнет просветляться.
      Прогревание атмосферы займет многие и многие месяцы. И первыми это прогревание почувствуют Гималаи и другие высочайшие горные хребты (в том числе и горы Антарктиды). При температурах в десятки градусов выше нуля начнут таять вечные снега и огромные массы воды будут извергаться вниз — еще один катаклизм «ядерной зимы». Но он уже, наверное, будет происходить без свидетелей. Этот процесс захватит и Антарктиду, ледники которой вздымаются на высоту до 5 километров, — там тоже начнется интенсивное таяние льда.
      В 1984 г. мы провели новые расчеты, которые показали, что даже если в ядерной войне будет использовано всего лишь 100—150 мегатонн ядерного горючего (в 50 раз меньше, чем по сценарию Сагана), но они будут распределены надлежащим образом по основным городам Европы, Азии и Америки, то эти города также сгорят в огненных вихрях. В результате образуются облака сажи такого размера, что «ядерная зима» все же наступит. Только закончится она не через год, а через несколько месяцев. Но и это достаточный срок, чтобы покончить с жизнью человека на Земле. А что такое 100—150 мегатонн? Это количество ядерного оружия немногим превышает то, которое носят на себе ядерные подводные лодки. Такие сведения дают представление о том, над краем какой бездны сейчас оказалось человечество.

Отрывок из книги «Та Сюэ» («Великое учение»)

      (Написана два тысячелетия назад, автор — последователь Конфуция — Цзэн Цзянь.)
      «В древние времена тот, кто хотел явить миру свои добродетели, должен был сначала навести порядок в своей стране; тот, кто хотел навести порядок в стране, должен был сначала установить нормальные взаимоотношения в своей семье; тот, кто хотел установить нормальные взаимоотношения в семье, должен был сначала усовершенствовать свою личность; тот, кто хотел усовершенствовать свою личность, должен был сначала очистить свое сердце; тот, кто хотел очистить свое сердце, должен был сначала обрести искренность в своих намерениях; тот, кто хотел обрести искренность в своих намерениях, должен был сначала постараться обрести знание, и он обретал его, изучая суть дела.
      Изучив суть дела, можно обрести знание; при полученном знании намерения становятся искренними; искренние намерения очищают сердце; чистое сердце помогает достигнуть совершенства личности; совершенная личность устанавливает нормальные взаимоотношения в семье; при нормальных взаимоотношениях в семье в стране наступает порядок; когда везде будет наведен порядок, тогда и воцарится всеобщий мир».

Идея работы с биосферными моделями

      Идея работы с биосферными моделями возникла у Н. Н. Моисеева и его сотрудников под влиянием лекций Н. В. Тимофеева-Ресовского, прочитанных им в начале 70-х годов XX столетия.
      «Заслуга Н. В. Тимофеева-Ресовского состоит в том, что он не только первым заговорил о практической силе учения о биосфере, но и сформулировал принципы внедрения биосферного естествознания в практическую деятельность человечества.
      Н. В. Тимофеев-Ресовский подчеркивал, что современное человечество оказалось перед необходимостью всю свою деятельность строить с учетом параметров, определяющих состояние устойчивости, стабильности биосферы и, соответственно, границ этой устойчивости. В этом отношении учение о биосфере одновременно начинает выступать как общетеоретическая концепция стабилизации биосферы в условиях все возрастающей нагрузки на нее. Иначе говоря, учение о биосфере оказывается общенаучной основой охраны природы».
      В. И. Вернадский писал: «В гуще, в интенсивности и сложности современной жизни человек практически забывает, что он сам и все человечество, от которого он не может быть отделен, неразрывно связаны с биосферой — с определенной частью планеты, на которой они живут. Они геологически закономерно связаны с ее материально-энергетической структурой. Обычно говорят о человеке как о свободно живущем и передвигающемся на нашей планете индивидууме, который свободно строит свою историю. До сих пор историки, вообще ученые гуманитарных наук, а в известной мере и биологи, сознательно не считаются с законами природы биосферы той земной оболочки, где может только существовать жизнь».
      До сих пор биосфера развивалась на основе своих собственных законов, а человечество — за счет присвоения природных ресурсов биосферы. Теперь с планетарно-космической точки зрения ситуация меняется самым решительным образом. Теперь наступило время, когда человечество должно отдавать свои долги биосфере, вкладывая весь накопленный духовный, интеллектуальный, нравственный и производственно-технологический потенциал в ее развитие. В этом предназначение человечества как планетарного и космического центра. Ему предстоит поднять на более высокую ступень развития все царства природы — минеральное, растительное и животное, дать новый импульс, вызвать новую великую жизненную волну планетогенеза.
      Теория эволюции органического мира ввела в научное сознание представление о человеке как «венце творения» и этим породила мысль о том, что с появлением человечества наступил финальный, завершающий этап эволюции природы. Вольно или невольно эта мысль способствует или, по крайней мере, не останавливает технологическое насилие над биосферой.
      На самом же деле с появлением человечества открывается новый пласт эволюционных преобразований в биосфере. Человечество не только «венец творения», но и главный агент, «пусковой механизм» дальнейшей эволюции биосферы. В этой своей роли человечество пока находится в состоянии ученичества, но только в этой роли — перспектива его развития. От человечества зависит, будет ли эволюция планеты Земля прогрессивной.

Эволюция биосферы и человек

      Человек появился на поздней стадии эволюции биосферы как элемент ее биологического разнообразия.
      Вглядываясь в галерею своих предков, мы видим, как от Homo erectus через Homo habilis к Homo sapiens все прямее становится походка, все тверже и искусней рука, творящая орудия, все больше и совершенней мозг, способный планировать и прогнозировать, все сложнее коммуникативные связи между членами малых и больших групп, мы видим, как постепенно человеческое стадо превращается в коллектив, в общество. На первых этапах своего восхождения человек, подобно другим биологическим видам, был «вписан» в свою экосистему, занимая определенное место в ее трофической структуре (где-то на одной ступеньке со всеядными и крупными факультативными хищниками), взаимодействовал со средой по принципу управления с обратной связью, т. е. его численность регулировалась «сверху» — хищниками и паразитами, «сбоку» — конкурирующими видами, «изнутри» — людоедством и умерщвлением детей (следы которого остались во многочисленных мирах) и «снизу» — истощением пищевых ресурсов. Специфической адаптацией человека к среде явилась его способность к орудийной деятельности, потенциальная способность перестраивать мир, расширять свою экологическую нишу с помощью техники. Каждое новое открытие от каменного топора и лука до шагающего экскаватора, компьютера и атомной бомбы означало еще один виток техногенеза, ведущий к созданию качественно новой подсистемы биосферы — техносферы. По мере развития «технического вооружения» и совершенствования общественных отношений (введения принципа «не убий» в качестве моральной нормы) вышеперечисленные экологические ограничения все больше отступали на задний план и численность человеческих популяций неуклонно возрастала. Итогом увеличившейся нагрузки человеческого общества на природу стали локальные экологические кризисы. По мнению ряда ученых, быстрое вымирание мамонтовой фауны Голарктики в конце ледникового периода связано не столько с потеплением климата и сменой ландшафтов, сколько с прямым истреблением мамонтов, шерстистых носорогов древними охотниками — мастерами загонной охоты. В итоге человеку пришлось переключиться с экономики присваивающего типа (охота и собирательство) на экономику производящего типа (земледелие и скотоводство).
      Кризисы сопровождали и становление европейской цивилизации. Интенсивное земледелие, скотоводство, ирригация (II—I тыс. до н. э.) привели к обезлесиванию Пиренеев, Атласа, Апеннин, гор Балканского полуострова, Ливана, к опустыниванию Месопотамии. Эти кризисы разрешались либо интенсивным путем — поисками новых технологий ведения сельского хозяйства, позволяющих сохранять еще неэрозированные земли и увеличивать их плодородие; переключением на другие виды деятельности — торговлю, развитие ремесел (начало промышленного пути развития), либо экстенсивным — массовыми миграциями в поисках плодородных земель и ведением военных операций против соседей.
      Таким образом, по мнению В. И. Вернадского, «человек уничтожил девственную природу. Он внес в нее массу неизвестных, новых химических соединений и новых форм жизни — культурных пород животных и растений. Он изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришел в состояние непрерывных потрясений».
      И если сначала техносфера была представлена разрозненными островными образованиями, возникшими в биосфере, в виде первых городов и их сельской инфраструктуры с очень слабыми связями (торговые пути между Египтом, Грецией, Финикийскими городами, Персией в I тыс. до н. э.; между Римом, Индией, Китаем в начале нашего тысячелетия), то с ростом численности населения и увеличением влияния «технической» европейской цивилизации к концу XX века большая часть биосферы была включена в сферу жизнедеятельности техносферы.
      Анализируя влияние человека на биосферу, В. И. Вернадский пишет о том, что научная мысль человечества еще в начале ХХ века (воплощенная в технике) становится геологической силой, той силой, которая способна преобразовать лик планеты. Действительно, к концу ХХ века человеческая деятельность становится причиной глобального экологического кризиса.
      Мы говорили о том, что в кризисные эпохи наблюдается резкая активизация энтропийных процессов: сокращение видового разнообразия, упрощение структуры экосистем, общее уменьшение приспособленности. Все эти признаки сегодня налицо: вокруг себя мы видим груды отходов: свалки, терриконы — тонны и тонны вещества, выпавшего из биотического круговорота. Мы отмечаем крайнее упрощение структуры агроценозов и сокращение видового разнообразия в природных экосистемах. Интенсивная средообразующая функция человечества обращается против него же самого: загрязнение воздуха промышленных центров, почвы, водоемов ведет к ослаблению иммунитета и росту заболеваемости. Ксенобиотики мигрируют, накапливаются в цепях питания и становятся причиной деградации и болезней обитателей «чистых» участков планеты. Кризис взаимоотношений природы и человека преломляется в кризис культуры, в осознание отчуждения человека не только от земли, но и от общества, от своей собственной природы.
      После перечисления «черного списка» затруднений, стоящих перед человечеством, у молодежи, изучающей экологию, пропадает желание жить. Рождается неизбежное представление о человеке как тупиковой ветви эволюции, которую во имя спасения биосферы необходимо отсечь, либо нежелание замечать эти самые проблемы.
      И то и другое разрушительно, одно представление ведет к агрессии, другое порождает консюмеризм, соглашательство с нормами современного потребительского общества. Но, как мы знаем из теории систем из изучения палеонтологической летописи биосферы, в итоге труднейших кризисных перестроек система выходит на качественно новый функционально-энергетический уровень, снижая энтропию. Какая роль при этом уготовлена человеку? Каждый вид появляется в биосфере для выполнения определенных функций — энергетической, концентрационной, транспортной, газовой и т. п.
      Процесс цефализации, начавшийся где-то на заре фанерозоя и неослабевающими темпами шедший на протяжении всех последующих геологических эпох, свидетельствует о том, что в биосфере с необходимостью естественного процесса создавалось мыслящее существо.
      Зачем биосфере понадобился разум? По мнению ряда современных экологов-мыслителей (Н. Н. Моисеев, А. Печчеи), для выполнения регуляторно-репарационных функций, как пишет В. А. Красилов, «в сложных системах, как правило, есть механизм исправления ошибок — репарации повреждений». Так, дефектные участки генетического кода вырезаются специальными ферментами-рестриктазами. Биосфера до сих пор не имела подобных механизмов, хотя по логике развития они должны были рано или поздно появиться.

Категория: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (05.09.2014)
Просмотров: 820 | Теги: технологии диалогового взаимодейств, естествознание в 11 классе, планирование урок, методика преподавания естествознани, МО учителей естествознания | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0