Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 11:15:08
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

Технологическая карта мастерской «Вирусы» («параллельное чтение»)
Освоив и приняв философию и принципы современных педагогических технологий, учитель в своем творчестве может выйти за рамки алгоритмов. Сохраняя главное — веру в возможности учеников задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них; готовность оказать педагогическую поддержку ученическим инициативам, пробам, проектам, считая ошибку только полем новой деятельности. Примером занятия такого рода является разработка темы «Вирусы».

      Рекомендации:
      Подготовить развернутые ответы на возможные вопросы.
      Подготовить инструкции для учащихся.
      Напечатать карточки для всех учеников или для каждой пары.

      Планируемые результаты обучения:
      1. Учащиеся усваивают основные понятия темы: формы жизни, паразитизм и его виды, строение и размножение вирусов, вирусные заболевания.
      2. Учащиеся расширяют представления о биоразнообразии, учатся прогнозировать вопросы.
      Расположение учащихся: фронтальное.
      Оборудование: раздаточные материалы.

Структура задания

      1. В тетради постройте таблицу. Заполните в процессе конспектирования.

Ключевые понятия

Вопросы

Ответы или учебная информация

 

 

 

      2. Прочитайте первый предложенный учителем отрывок текста.
      3. Сформулируйте и запишите фразу или ключевые понятия, отражающие суть предложенного текста, в первую графу своей таблицы.
      4. Сформулируйте появившиеся вопросы. Запишите их во вторую графу.
      5. Задайте свои вопросы учителю. (Все вопросы озвучиваются и записываются всеми учениками. В ответ выдается карточка с информацией или звучит краткое сообщение учителя.)
      6. Получив устный ответ или печатную информацию от учителя, освойте их и законспектируйте в третьей графе таблицы.
      7. Когда ответы на все вопросы всех учащихся получены, прочитайте второй предложенный учителем отрывок текста и пройдите шаги 3, 4, 5, 6, 7.
      Таким же образом отрабатывается вся информация по изучаемой теме.

Информационные материалы

       1. Вирусы — неклеточная форма жизни.
      2. Первооткрыватель вирусов Дмитрий Иосифович Ивановский (1863—1920) выявил основные свойства вирусов.
      2-а. Вирусы столь малы, что:
    • проходят через фильтры, задерживающие бактерии, и их невозможно, в отличие от клеток, выращивать на искусственных питательных средах;
      • лишь с помощью электронного микроскопа удалось увидеть эти мельчайшие из живых существ (от 20 до 3000 нм) и оценить многообразие их форм.
      3. Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию.
      3-а. Вирусы являются облигатными паразитами.
   4. Паразит (от греч. parasitos — нахлебник, тунеядец) — это организм (растение, животное или микроорганизм), живущий на (эктопаразит) или внутри (эндопаразит) другого организма и питающийся за счет живой субстанции хозяина.
      Паразит облигатный — паразит, не способный жить и размножаться вне своего хозяина.
      Паразит факультативный — паразит, способный жить и размножаться самостоятельно, независимо от вида-хозяина, но часто (особенно при снижении жизнестойкости) паразитирующий на нем.
      Паразитизм — отношения между двумя видами, при которых один вид живет за счет питания тканями или соками вида-хозяина.
      5. По остроумному определению нобелевского лауреата П. Медавара, вирусы — «это плохие новости в упаковке из белка».
      5-а. Вирусы являются возбудителями инфекционных болезней.
      5-б. Попав в клетку, генетический материал вируса воспроизводится, переключая работу биохимических конвейеров клетки хозяина на производство вирусных белков: как ферментов, необходимых для репликации вирусного генома — всей совокупности его генов, так и белков оболочки вируса. В клетке же происходит и сборка из нуклеиновых кислот и белков многочисленных потомков одного попавшего в нее вируса.
      5-в. Строение вирусов. Все вирусы можно рассматривать как генетические элементы, одетые в защитную белковую оболочку и способные переходить из одной клетки в другую.
      Большинство вирусов построены по одному из двух типов симметрии — спиральной или кубической.
    Большая часть вирусов, вызывающих инфекции у человека и животных, имеет кубический тип симметрии.
      Вирус гриппа — пример спирального вириона в оболочке с кубическим типом симметрии.
      5-г. Сегодня вирусы рассматривают не только как возбудителей инфекционных болезней, но и как переносчиков генетической информации между видами. Кроме того, сам факт попадания вируса в живую клетку и перестраивание ее биохимических конвейеров на создание вирусного потомства если не убивает клетку, то не проходит для нее бесследно. Разрывы хромосом, изменения в порядке расположения генов, а также изменения в самих генах остаются в генетической памяти тех клеток, которые посетили незваные пришельцы.
   6. В зависимости от длительности пребывания вируса в клетке и характера изменения ее функционирования различают три типа вирусной инфекции.
      6-а. Типы инфекции. Если образующиеся вирусы одновременно покидают клетку, то она разрывается и гибнет. Вышедшие из нее вирусы поражают новые клетки. Так развивается литическая инфекция (греч. lysis — разрушение, растворение).
      При вирусной инфекции другого типа, называемой персистентной (стойкой), новые вирусы покидают клетку-хозяина постепенно. Клетка продолжает жить и делиться, производя новые вирусы, хотя ее функционирование может изменяться.
      Третий тип инфекции называется латентным (скрытым). Генетический материал вируса встраивается в хромосомы клетки и при ее делении воспроизводится и передается дочерним клеткам. При определенных условиях в некоторых из зараженных клеток латентный вирус активизируется, размножается и его потомки покидают клетки. Инфекция развивается по литическому или персистентному типу.
      7. Из онкогенных вирусов первым был открыт вирус саркомы Рауса (ВСР), вызывающий злокачественные опухоли у кур. Изучение механизма трансформации клетки, т. е. превращения из нормальной в раковую, привело в 1970 г. американских ученых Г. Темина и Д. Балтимора к открытию явления обратной транскрипции. ВСР содержит фермент, называемый обратной транскриптазой. Он представляет собой ДНК-полимеразу, которая сначала синтезирует цепь ДНК, используя в качестве матрицы одну из идентичных молекул вирусной РНК, а затем вторую, комплементарную цепь ДНК. В результате образуется двухцепочечная ДНК. Она может встроиться в хромосому клетки-хозяина. Такой процесс встраивания в хромосомную ДНК называют интеграцией. Вирусный геном в форме интегрированной ДНК, синтезированной по проникшей в клетку вирусной РНК с помощью обратной транскриптазы, называется провирусом. Провирус становится частью генетического материала клетки, реплицируется вместе с клеточной ДНК и при делении передается дочерним клеткам. В скрытой (латентной) форме провирус может пребывать бесконечно долгое время, переходя от родителей к потомкам через сперматозоид или яйцеклетку.
      7-а. Раковые клетки отличаются от нормальных тремя главными признаками: 1) они быстрее делятся, затрачивая большое количество энергии молекул АТФ; 2) они частично дедифференцируются, т. е. утрачивают часть признаков, приобретенных клетками в процессе развития организма, и становятся похожими на зародышевые клетки; 3) они иногда теряют присущую в норме способность к тесному сцеплению с соседними клетками, а поэтому могут отделяться от них, перемещаться в другие части тела и давать начало новым опухолям, т. е. метастазировать.
      7-б. Канцерогенные, т. е. приводящие к раку, факторы (рентгеновские лучи, табачный дым, асбестовая пыль, некоторые продукты переработки нефти, бензол и другие) могут активировать провирус в отдельных клетках. В них образуются вирусные РНК и белки, происходит злокачественная трансформация клетки-хозяина.
      7-в. РНК-содержащие вирусы, являющиеся первопричиной злокачественной трансформации, называют онкогенными ретровирусами (лат. retro — возврат назад) из-за того, что обратная транскрипция — необходимый этап в их размножении.
      8. Размножение вирусов. Размножение вирусов включает в себя три процесса: репликацию вирусной нуклеиновой кислоты, синтез вирусных белков и сборку вирионов. (Вирион — единичный вирусный организм.)

Использование приема «параллельное чтение»

      В художественном произведении читатель охватывает какой-то объем текста, одновременно схватывая сюжет и вживаясь в образы героев. Научный текст читатель/ученик должен понять, осознать, связать воедино полученные сведения. И при этом он обязательно столкнется с новыми для него терминами, понятиями, признаками, непонятными моментами. И в связи с этим — и это особенно важно — у ученика возникают вопросы, т. е. формируется информационный запрос. Нет ответов — рождается информационный голод. При этом поданная по требованию ученика информация будет им воспринята, освоена и усвоена в активном образовательном процессе.
      Организовать такой процесс можно с помощью приема «параллельного чтения».
      Для такого рода занятия надо:
      • в первую очередь отобрать содержание: много нового с опорой на хорошо забытое старое, т. е. материал, изученный ранее и сегодня поднимаемый на новый уровень;
      • выбрать или сформулировать фразы или краткие положения, которые подразумевают возникновение вопроса и с помощью которых он напрашивается и его можно спрогнозировать;
      • каждый такой отрывок текста (абзац, даже одна фраза) напечатать на отдельном маленьком листке (число листков равно числу пар учеников, а лучше — общему количеству учащихся, что снимет проблемы, связанные с разной скоростью чтения и записи);
      • подготовить ответы на возможные вопросы (сверх предложенных в данном пособии).
      Можно распечатать для всех инструкцию (см. в структуре занятия пп. 1—7) или устно разъяснить ход занятия.
      Карточки пронумерованы приблизительно в том порядке, в каком они выдаются. Первой предлагается карточка № 1, для которой учитель готовит устную информацию в той степени развернутости, какую сочтет необходимой и достаточной для данного класса.

Читаемый текст

Прогнозируемые вопросы

Темы для раскрытия

Вирусы — неклеточная форма жизни

Какие формы жизни известны?

Современная система органического мира

      После раскрытия темы в ответ на вопрос о формах жизни предлагается карточка № 2 (см. информационные материалы к занятию) и, когда новые вопросы поставлены, выдается (всем) карточка № 2. Если после ознакомления с полученной информацией нет вопросов, всем раздается следующая «информация к размышлению» — № 3, ответом на вопрос к которой является карточка № 3, сама, в свою очередь, вызывающая новые вопросы. Как правило, карточки с буквенным обозначением содержат ответы на спрогнозированные вопросы учащихся.
      В ходе этого занятия учащиеся вспоминают или узнают параллельно с темой «Вирусы», как видят систематики современный живой мир и какие у них проблемы с классификацией живых организмов; кто и когда придумал первую систему; что такое паразитизм как биологическое (а может быть, и социальное, и психологическое) явление; что такое СПИД; о канцерогенной роли курения; за что награждают Нобелевской премией и что такое репликация. Вопросы могут быть самые неожиданные и на первый взгляд не по теме. Но именно так и работает ориентировочный рефлекс: вглядываясь в одно, параллельно заметить и другое. Поэтому используемый прием так и назван.
      Назначение предлагаемого приема параллельного чтения состоит в создании условий для осознанного освоения учебного текста учащимся, для перехода ученика в позицию субъекта собственной познавательной деятельности.
      Для занятия по теме «Вирусы» использован учебник «Общая биология, 10—11» под ред. А. О. Рувинского.

Категория: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (05.09.2014)
Просмотров: 642 | Теги: технологии диалогового взаимодейств, естествознание в 11 классе, планирование урок, методика преподавания естествознани, МО учителей естествознания | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0