Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 01:21:04
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

Технологическая карта мастерской «Выживать и жить»

      Педагогическая задача мастерской — приблизить открываемое знание к жизни. Приспособление к новым условиям требует деятельности, а чтобы жить лучше — нужен качественный скачок. Учащимся предстоит «пережить» два деятельностных блока, при этом не стоит их торопить и давать им подсказки.
      Задачи: обеспечить условия для
      • разграничения представлений «сильнейший» и «наиболее приспособленный»;
      • понимания, что адаптация — процесс и результат одновременно;
      • осознания, что адаптация — скачок в новое качество.
      Расположение учащихся: по группам.
      Оборудование: чучела разных животных.

Алгоритм мастерской

      1. Индивидуально в тетради
      • Напишите фразу «Выживает сильнейший» и поставьте свой знак препинания в ней.
      2. Социализация в группе и межгрупповая.
      3. В группе
      • Соотнесите эту фразу с другой — «Выживает наиболее приспособленный» (то, что фраза взята из Ч. Дарвина, сразу не сообщать) с помощью математического знака.
      4. Социализация знаков на доске.
      5. Индивидуально в тетради
      • Напишите словосочетание «адаптация организма», дайте определение этого понятия. Какие вопросы вы бы поставили для раскрытия его смысла?
      6. Социализация смыслов и вопросов в группе и межгрупповая.
      7. В группе
      • Решите вопрос: адаптация — это процесс или результат? Если это результат, то можно «нащупать» ответы на вопросы: в какой среде живет животное? Как оно питается?
      • Закройте глаза и «нащупайте» ответы на эти вопросы на конкретном примере.

      Примечание. Каждой группе выдается по одному чучелу животного. После выполнения задания чучела убирают.

      • Откройте глаза и на одном листе всей группой одновременно нарисуйте «свое» животное.
      8. Социализация рисунков с пояснениями; демонстрация чучел животных о том, что адаптация — результат.
      Игра с мячом для всех участников.

      Примечание. Цель (непредъявлять учащимся) — дать возможность обнаружить, что адаптация — это крупный скачок, возникновение нового качества (в данном случае — это способность и возможность принятия нового решения, выработка группой нового подхода, нового способа действий для улучшения ситуации в целом).

      Ход игры
      Все участники встают в круг, ведущий — за кругом у доски с секундомером. Время отмечается на доске в столбик (в с). Задание — бросить мячик другому, поднять вверх руку, далее мячик должен оказаться у тех, у кого не поднята рука. Упражнение заканчивается, когда мячик побывает у всех участников.
      Задача учащихся — выполнить задание как можно быстрее (повтор упражнения с незначительным улучшением).
      Задача учителя — провокация учащихся: «Другие группы/классы справились быстрее».
      Пауза (очень короткая) для совещания на тему «Как можно добиться улучшения времени?».
      Игра продолжается, пока не будет показано лучшее время — 1 с.
      10. Мини-рефлексия
      • Благодаря чему удалось улучшить результат? Обсуждение результатов у доски, формулирование выводов о том, что адаптация является одновременно и процессом, и его результатом.
      11. В группе
      • Запишите слово «приспособленец», определите смыслы и оттенки значения этого слова, обсудите в группе, найдите интонацию по отношению к человеку, которого вы бы так назвали.
      12. Социализация интонаций и их смыслов
      13. Индивидуально и в группе
      • Напишите слово «приспособленность», найдите в этом слове нечто значимое в связи с проживанием мастерской; найдите части слова, несущие в себе суть явления.
      14. Социализация идей и вопросов
      15. В группе
      • Создайте формулу стоимости или цены адаптации, используя научные сведения. Выданы материалы:
      1. Факторы среды.
      2. Закономерности воздействия факторов на организм.
      3. Изменение факторов среды.
      4. Виды адаптаций.
      16. Социализация формул
      17. Рефлексия:
      • теперь я вижу, что я могу сделать, чтобы быть приспособленным;
      • я понял важное для себя...;
      • я понял, что адаптация — это хорошо/плохо;
      • и тут мне пришла в голову неожиданная и ценная мысль...;
      • эта мастерская оказалась важна для меня тем, что...;
      • я понимаю, чтобы выжить, надо..., чтобы жить — надо...;
      • цена моей адаптации к мастерским в том, что... .

Информационные материалы

Закономерности воздействия факторов на организм

Рис. 1. Влияние температуры на развитие растений

      Все разнообразные факторы действуют на организм одновременно. Поставим эксперимент, в котором изменяется только температура от ?5 до ?40 °С (см. рис. 1).
      Влияния других факторов графически всегда соответствуют кривой такого же типа.

      Закон оптимума
      Для каждого вида (растений и животных) существуют оптимум, стрессовые зоны и пределы устойчивости в отношении каждого средового фактора.
      Закон минимума, или закон лимитирующих факторов.
      Даже единственный фактор за пределами зоны своего оптимума приводит к стрессовому состоянию организма и в пределе — к его гибели (Ю. Либих, 1840 г.). Такой фактор называют лимитирующим. Отметим, что это может относиться к любому влияющему на рост параметру, которого «слишком много» или «слишком мало».

Адаптация к низкой температуре

Организмы

Адаптации

Морфологические

Физиологические

Поведенческие

Животные

Шерсть, подшерсток, подкожный слой жира, пух

Расширение сосудов

Миграции, спячка

Растения

Листопад

Замена крахмала сахаром, восковой налет

Складывание листьев, движение сине-зеленых ко дну

Человек

Волосы дыбом

Расширение сосудов, дрожь

 

      Устойчивое равновесие между видами в экосистеме существует благодаря их адаптации к окружающей среде и друг к другу.
      Адаптация — процесс (и результат) приспособления организма, популяции или сообщества к определенным условиям (факторам) внешней среды.

Факторы среды

Абиотические

Биотические

Антропогенные

Факторы неорганической среды — температура, свет, влажность, кислотность, соленость и т. д.

Микроорганизмы, растения, животные, влияющие на другие организмы и абиотическую среду

Совокупность воздействия человека на органический мир

Изменение факторов среды

      Виды могут существенно различаться с точки зрения оптимальных условий и пределов устойчивости. Есть виды с чрезвычайно широкими пределами устойчивости к очень многим факторам, такие виды называют эврибионтными. К эврибионтным видам (имеющим широкий ареал), относятся заяц-беляк, волк, многие сорные растения и растения болот.
      Для многих видов характерны очень узкие пределы устойчивости к колебанию экологических факторов, такие организмы называют стенобионтными. Стенобионтность ограничивает возможность расселения и обусловливает локальное распределение видов (узкий ареал). Так, кораллы — строители рифов обитают только в океанической воде с соленостью не менее 35‰ при температуре не ниже +25 °С.
      Большинство биологических видов являются эврибионтными по отношению к одним и стенобионтными по отношению к другим экологическим факторам. Так, колорадский жук ведет себя как эврибионт по отношению к температуре (диапазон от –40 до +40 °С) и как стенобионт по отношению к пище — питается только картофелем.

К адаптации ребенка

      «Как правило, ребенок, не страдающий отклонениями в развитии и не избалованный ежеминутной опекой родителей, быстро и хорошо приспосабливается к новым условиям».

Адекватность и адаптация

      Адекватность (лат. adaequatus — приравненный, равный) — соответствие субъектного образа оригиналу. Психологический аспект адаптации — усвоение норм данного общества.
      «Адаптация психическая — психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды».
      «Адаптация социально-психическая — оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближения целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру».
      Адаптационный синдром — совокупность защитных реакций (Г. Селье, Канада, 1936 г.). Развитие адаптационного синдрома:
      1. Стадия тревоги (от нескольких часов до двух суток) имеет две фазы: шок и противошок.
      2. Стадия сопротивляемости ведет к стабилизации.
      3. Стадия истощения ведет к гибели организма.

      Примечание. Материалы по адаптации: биологическое значение гомеостаза, биохимический механизм поддержания гомеостаза, резервы здоровья, закон суперкомпенсации, принцип специфичности биохимической адаптации, тренированность — представлены в учебнике.
Категория: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (05.09.2014)
Просмотров: 720 | Теги: технологии диалогового взаимодейств, естествознание в 11 классе, планирование урок, методика преподавания естествознани, МО учителей естествознания | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0