Педагогическая задача мастерской — приблизить открываемое
знание к жизни. Приспособление к новым условиям требует деятельности, а
чтобы жить лучше — нужен качественный скачок. Учащимся предстоит
«пережить» два деятельностных блока, при этом не стоит их торопить и
давать им подсказки.
Задачи: обеспечить условия для
• разграничения представлений «сильнейший» и «наиболее приспособленный»;
• понимания, что адаптация — процесс и результат одновременно;
• осознания, что адаптация — скачок в новое качество.
Расположение учащихся: по группам.
Оборудование: чучела разных животных.
Алгоритм мастерской
1. Индивидуально в тетради
• Напишите фразу «Выживает сильнейший» и поставьте свой знак препинания в ней.
2. Социализация в группе и межгрупповая.
3. В группе
• Соотнесите эту фразу с другой — «Выживает наиболее
приспособленный» (то, что фраза взята из Ч. Дарвина, сразу не сообщать)
с помощью математического знака.
4. Социализация знаков на доске.
5. Индивидуально в тетради
• Напишите словосочетание «адаптация организма», дайте
определение этого понятия. Какие вопросы вы бы поставили для раскрытия
его смысла?
6. Социализация смыслов и вопросов в группе и межгрупповая.
7. В группе
• Решите вопрос: адаптация — это процесс или результат? Если
это результат, то можно «нащупать» ответы на вопросы: в какой среде
живет животное? Как оно питается?
• Закройте глаза и «нащупайте» ответы на эти вопросы на конкретном примере.
Примечание. Каждой группе выдается по одному чучелу животного. После выполнения задания чучела убирают.
• Откройте глаза и на одном листе всей группой одновременно нарисуйте «свое» животное.
8. Социализация рисунков с пояснениями; демонстрация чучел животных о том, что адаптация — результат.
Игра с мячом для всех участников.
Примечание. Цель
(непредъявлять учащимся) — дать возможность обнаружить, что адаптация —
это крупный скачок, возникновение нового качества (в данном случае —
это способность и возможность принятия нового решения, выработка
группой нового подхода, нового способа действий для улучшения ситуации в
целом).
Ход игры
Все участники встают в круг, ведущий — за кругом у доски с
секундомером. Время отмечается на доске в столбик (в с). Задание —
бросить мячик другому, поднять вверх руку, далее мячик должен оказаться
у тех, у кого не поднята рука. Упражнение заканчивается, когда мячик
побывает у всех участников.
Задача учащихся — выполнить задание как можно быстрее (повтор упражнения с незначительным улучшением).
Задача учителя — провокация учащихся: «Другие группы/классы справились быстрее».
Пауза (очень короткая) для совещания на тему «Как можно добиться улучшения времени?».
Игра продолжается, пока не будет показано лучшее время — 1 с.
10. Мини-рефлексия
• Благодаря чему удалось улучшить результат? Обсуждение
результатов у доски, формулирование выводов о том, что адаптация
является одновременно и процессом, и его результатом.
11. В группе
• Запишите слово «приспособленец», определите смыслы и оттенки
значения этого слова, обсудите в группе, найдите интонацию по отношению
к человеку, которого вы бы так назвали.
12. Социализация интонаций и их смыслов
13. Индивидуально и в группе
• Напишите слово «приспособленность», найдите в этом слове
нечто значимое в связи с проживанием мастерской; найдите части слова,
несущие в себе суть явления.
14. Социализация идей и вопросов
15. В группе
• Создайте формулу стоимости или цены адаптации, используя научные сведения. Выданы материалы:
1. Факторы среды.
2. Закономерности воздействия факторов на организм.
3. Изменение факторов среды.
4. Виды адаптаций.
16. Социализация формул
17. Рефлексия:
• теперь я вижу, что я могу сделать, чтобы быть приспособленным;
• я понял важное для себя...;
• я понял, что адаптация — это хорошо/плохо;
• и тут мне пришла в голову неожиданная и ценная мысль...;
• эта мастерская оказалась важна для меня тем, что...;
• я понимаю, чтобы выжить, надо..., чтобы жить — надо...;
• цена моей адаптации к мастерским в том, что... .
Информационные материалы
Закономерности воздействия факторов на организм
Рис. 1. Влияние температуры на развитие растений
Все разнообразные факторы действуют на организм
одновременно. Поставим эксперимент, в котором изменяется только
температура от ?5 до ?40 °С (см. рис. 1).
Влияния других факторов графически всегда соответствуют кривой такого же типа.
Закон оптимума
Для каждого вида (растений и животных) существуют оптимум,
стрессовые зоны и пределы устойчивости в отношении каждого средового
фактора.
Закон минимума, или закон лимитирующих факторов.
Даже единственный фактор за пределами зоны своего оптимума
приводит к стрессовому состоянию организма и в пределе — к его гибели
(Ю. Либих, 1840 г.). Такой фактор называют лимитирующим. Отметим, что это может относиться к любому влияющему на рост параметру, которого «слишком много» или «слишком мало».
Адаптация к низкой температуре
Организмы |
Адаптации |
Морфологические |
Физиологические |
Поведенческие |
Животные |
Шерсть, подшерсток, подкожный слой жира, пух |
Расширение сосудов |
Миграции, спячка |
Растения |
Листопад |
Замена крахмала сахаром, восковой налет |
Складывание листьев, движение сине-зеленых ко дну |
Человек |
Волосы дыбом |
Расширение сосудов, дрожь |
|
Устойчивое равновесие между видами в экосистеме существует благодаря их адаптации к окружающей среде и друг к другу.
Адаптация — процесс (и результат) приспособления организма, популяции или сообщества к определенным условиям (факторам) внешней среды.
Факторы среды
Абиотические |
Биотические |
Антропогенные |
Факторы неорганической среды — температура, свет, влажность, кислотность, соленость и т. д. |
Микроорганизмы, растения, животные, влияющие на другие организмы и абиотическую среду |
Совокупность воздействия человека на органический мир |
Изменение факторов среды
Виды могут существенно различаться с точки зрения
оптимальных условий и пределов устойчивости. Есть виды с чрезвычайно
широкими пределами устойчивости к очень многим факторам, такие виды
называют эврибионтными. К эврибионтным видам (имеющим широкий ареал), относятся заяц-беляк, волк, многие сорные растения и растения болот.
Для многих видов характерны очень узкие пределы устойчивости к
колебанию экологических факторов, такие организмы называют стенобионтными.
Стенобионтность ограничивает возможность расселения и обусловливает
локальное распределение видов (узкий ареал). Так, кораллы — строители
рифов обитают только в океанической воде с соленостью не менее 35‰ при
температуре не ниже +25 °С.
Большинство биологических видов являются эврибионтными по
отношению к одним и стенобионтными по отношению к другим экологическим
факторам. Так, колорадский жук ведет себя как эврибионт по отношению к
температуре (диапазон от –40 до +40 °С) и как стенобионт по отношению к
пище — питается только картофелем.
К адаптации ребенка
«Как правило, ребенок, не страдающий отклонениями в
развитии и не избалованный ежеминутной опекой родителей, быстро и
хорошо приспосабливается к новым условиям».
Адекватность и адаптация
Адекватность (лат. adaequatus — приравненный,
равный) — соответствие субъектного образа оригиналу. Психологический
аспект адаптации — усвоение норм данного общества.
«Адаптация психическая — психическое явление,
выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в
соответствии с новыми требованиями окружающей среды».
«Адаптация социально-психическая — оптимизация
взаимоотношений личности и группы, сближения целей их деятельности,
ценностных ориентаций, усвоение индивидуумом норм и традиций группы,
вхождение в ее ролевую структуру».
Адаптационный синдром — совокупность защитных реакций (Г. Селье, Канада, 1936 г.). Развитие адаптационного синдрома:
1. Стадия тревоги (от нескольких часов до двух суток) имеет две фазы: шок и противошок.
2. Стадия сопротивляемости ведет к стабилизации.
3. Стадия истощения ведет к гибели организма.
Примечание. Материалы по
адаптации: биологическое значение гомеостаза, биохимический механизм
поддержания гомеостаза, резервы здоровья, закон суперкомпенсации,
принцип специфичности биохимической адаптации, тренированность —
представлены в учебнике. |