Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 18.04.2024, 08:50:54
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

Технология «Развитие критического мышления»
  Технология «Развитие критического мышления» (РКМ) выступает сегодня как инструмент повышения эффективности интеллектуальной деятельности личности, как средство развития системного мышления детей, что является одной из основных задач, поставленных перед учителем в процессе обучения естествознанию.
      Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий «вызов — осмысление — рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали. Наличие технологии предполагает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Все занятия построены в логике трех стадий.
   Целью стадии вызова (evocation) является пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по данному вопросу.
    Стадия осмысления — реализации (realization) — это непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, лекцией учителя и т. д.). Она предполагает сохранение интереса к теме в процессе работы, активные методы восприятия информации, нанизывание «нового» знания на «старое», сопоставление «того, что было» и «того, что стало».
      Третья стадия — стадия рефлексии — дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации, является наиболее значимой для воспроизведения всего трехфазового цикла.


Схема 1. Три фазы технологии развития критического мышления «вызов — осмысление — рефлексия» (составлено С. И. Заир-Беком)

      Цель данной образовательной технологии — развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать явления и др.); развитие способности к самообразованию.
      В ходе работы в рамках этой технологии учащиеся овладевают различными способами интегрирования ифнформации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различных идей и представлений, строить логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно. Нами был проведен анализ приемов и стратегий технологии РКМ с точки зрения работы с текстовой информацией и развития навыков мыслительной деятельности. Результаты представлены в таблице 5.

Обзор методических приемов и стратегий цикла технологии РКМ

      Комбинируя методические приемы и стратегии, представленные в таблице, учитель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников и объемом материала.
      В таблице 5 представлены разнообразные стратегии и приемы работы с информацией технологии РКМ, каждая из которых призвана решить достаточно определенные предметные задачи: формирование понятий, умение выделять основные аспекты в изучаемой информации, умение графически представлять результаты работы с текстом, умение аргументировать свою точку зрения, возникшую при оценке той или иной информации.

Таблица 5


п/п

Название приема
или стратегии

На что направлен(а)

Краткое описание
основных действий

Рекомендации
по применению

Развитие прогностических и аналитических способностей

1

«Верю — не верю»

Проверка достоверности выдвинутых на стадии вызова гипотез; развитие способности к  прогнозированию и анализу понятий

Проработка текстовой информации путем поиска ответов на вопросы

Работа с текстовой информацией любого рода

2

«Бортовой журнал».
(Гудлад)

Развитие мыслительных функций: обобщение и сопоставление.
Обобщающий прием записи своих мыслей (гипотез) на стадии вызова, а затем текстовой информации на стадии рефлексии

Организация деятельности по изучаемой теме путем заполнения таблицы:

Что мне известно по данной теме

Что нового я узнал из текста

 

 

Или:

Вопросы

Новая информация

 

 

Работа с учебным текстом

Активизация мыслительной деятельности путем актуализации имеющихся знаний

3

«Инсерт» (самоактивизирующая- ся системная разметка для эффективного чтения и размышления).
(Дж. Воган, Т. Эстес. Видоизменили К. Мередит, Дж. Стил)

Смысловой анализ текста, актуализация имеющихся знаний

Маркировка текста по мере его чтения:
V — уже знал
+ — новое
– — думал иначе
? — не понял, есть вопросы

Работа с учебным текстом

4

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Активизация мыслительной деятельности при активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, размышления

Составление «тонких» и «толстых» вопросов при работе с информацией.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Дайте три обяснения
Почему? В чем различие? Что, если?

Кто? Что? Когда? Может? Как зовут?

Прием используется на любых стадиях технологии

Работа с текстовой информацией любого рода

5

«Ромашка Блума»
(Б. Блум)

Систематизация возможных типов вопросов в соответствии с компонентами когнитивной (познавательной) деятельности



Формулировка вопросов соответствующих типов в группе на стадии вызова или рефлексии

6

«Кластеры» (Дж. Воган, Т. Эстес.
Видоизменили К. Мередит, Дж. Стил.)

Выделение смысловых единиц текста (составление развернутого плана); развитие аналитических умений

Графическое оформление в определенном порядке смысловых единиц текста в виде грозди

Работа с информационным текстом

7

Таблицы:
a) «Плюс. Минус. Интересно»
(Э. де Боно)

Активизация эмоциональных отношений в связи с текстом или изучаемым понятием (явлением)

При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы следующую информацию:

П (+) стороны явления

М (–) стороны явления

И — информация, которая заинтересовала

 

 

 

Работа с «сухими» и информационно насыщенными текстами

 

б) «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
(Д. Огл)

Помогает собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания, схематизировать материал



 

Заполнение таблиц по мере сбора и систематизации информации.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 


Категории информации

Источники информации

 

 

Работа с информацией любого рода (информационный текст)

 

в) «Кто? Что? Где? Когда? Почему?»

Активизация мыслительной деятельности путем ответа на ключевые вопросы

Заполнение таблицы.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

         

Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией

Работа с текстовой информацией любого рода

Развитие аналитических способностей и способности к сравнению и сопоставлению информации

 

г) Концептуальная таблица

Сравнение трех и более аспектов или вопросов

По горизонтали: то, что подлежит сравнению.
По вертикали: черты и свойства, по которым происходит сравнение.

 

Категории сравнения

Факты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстовой информацией любого рода

 

д) Сводная таблица
(Дж. Белланс)

Развитие аналитических способностей: выявление основных понятий, ключевых слов темы с последующим их сравнением

Категории сравнения — понятия, ключевые слова, темы и т. д. Линии сравнения — характеристики, по которым происходит сравнение.

Тема 1

Тема 2

Линии сравнения

Тема 3

Тема 4

 

 

 

 

 

Заполняется на стадии осмысления или рефлексии

Работа с большим количеством информации

 

е) Таблица-синтез
(И. О. Загашев)

Развитие аналитических способностей. Синтез информации на всех стадиях технологии. Возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом






Заполнение таблицы:

Ключевые слова

Выписки из текста (связанные с ключевыми словами)

Почему эта цитата важна для меня (мысли)

До чтения
1.
2.
3.
После чтения
1.
2.
3.

 

 

Или:

Ключевые слова

Толкование

Выписки из текста

 

 

 

Соединяет все стадии технологии

Работа с художественным текстом

 

 

 

 

 

 

 

Работа с информационным текстом

Развитие системно-аналитических способностей и целостного восприятия текста при чтении и изучении информации

8

Денотатный граф
(Д. Х. Вагапова)

Развитие аналитического и синтетического компонентов мышления. Способ вычленения из текста существенных признаков

1. Выделение ключевого слова (понятия).
2. Выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его признак.
3. Дробление ключевого слова — «веточки».
4. Соотнесение «веточки» с ключевым словом

Работа с учебным текстом

9

Игра «Как ты думаешь?»

Соотнесение имеющихся знаний с новыми (приобретенными), развитие аналитических умений, коммуникативных навыков. Обеспечение мотивации и активного запоминания информации

Ход игры
1. Группа получает набор карточек с теми или иными утверждениями. Каждому члену группы достается часть карточек из этого набора.
2. Каждый член группы знакомится со своими карточками и помещает каждую карточку в соответствующее поле на общей схеме: «Всегда» (если утверждение, по мнению ученика, верно всегда), «В большинстве случаев» или «В некоторых случаях».
3. Каждый член группы анализирует размещение всех карточек на схеме. Он имеет право перевернуть любую карточку, которая, по его мнению, расположена неверно. Таким образом, неперевернутые карточки будут выражать мнение всей группы.
4. Группа обсуждает каждую перевернутую карточку, выслушивая аргументы того, кто положил карточку, и того, кто ее перевернул.
5. Учащиеся читают предложенный учителем параграф учебника.
6. Группа возвращается к работе с карточками. После прочтения новой информации они могут изменить положение карточек и прийти к единому мнению

Работа с текстовой информацией любого рода

10

«Перекрестная дискуссия»
(Олверманн)

Развивает целостное восприятие текста: позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблемы; помогает овладеть приемами аргументации, доказательства; формирует умение отстаивать свою точку зрения

Основные этапы:
1. Формулировка вопросов.
2. Составление таблицы для записи.
3. Составление списка аргументов, обмен.
4. Формулировка вывода.
Вопрос-проблема.

Да (за)

Нет (против)

Аргументы

1.
2.

1.
2.


Работа с текстовой информацией любого рода

Активизация мыслительных навыков и учебных умений путем систематизации информации

11

Работа в группах:
а) «Зигзаг-1»
(Аронсон, Джонсон и Холубек, Каган)
б) «Зигзаг-2» (Р. Славин)

Изучение и систематизация большого по объему материала

Изучение и систематизация меньшего по объему материала

Основан на принципе: члены рабочей группы становятся экспертами в определенных областях изучаемой темы

1. Рабочая группа получает текст и просматривает его.
2. Группе предлагается несколько различных вопросов по данному тексту.
3. «Специалисты» по отдельным вопросам объединяются в экспертные группы.
4. Экспертная группа обсуждает вопрос и готовит презентацию ответа для рабочей группы.
5. Вернувшись в рабочие группы, эксперты отвечают на вопросы.
6. Ответы на вопросы озвучиваются для всей аудитории

Работа с информационным текстом

Работа с текстовой информацией небольшого объема

Развитие навыков решения проблемных ситуаций

12

«IDEAL» — стратегия решения проблем при чтении текста.
(Дж. Брэмсфорд.
Видоизменил И. О. Загашев.)

Развитие навыков критического мышления

I Выделите в тексте проблему.
D Опишите ее (выявите ее суть).
E Определите варианты подходов к решению проблемы.
A Действуйте (решайте).
L Сделайте вывод, проведите рефлексию своей работы

Работа с текстовой информацией, содержащей проблемную ситуацию

13

«Fish bone» — модель постановки и решения проблемы

Развитие умений формулировать и решать проблемные вопросы. Позволяет описать и решить целый круг проблем

На «верхних косточках» скелета рыбы формулируется проблема (признаки).
На «нижних косточках» скелета рыбы фиксируются факты, подтверждающие существование этой проблемы

Работа с проблемной текстовой информацией

Организация и активизация мыслительной деятельности на стадии рефлексии при письме

14

Эссе

Развитие способности к анализу, обобщению и целостному восприятию изучаемой темы

Отражение сущности темы (понятия) в письменной форме

Работа с текстовой информацией любого рода.
Создание текста (сочинение)

Категория: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (05.09.2014)
Просмотров: 978 | Теги: технологии диалогового взаимодейств, естествознание в 11 классе, планирование урок, методика преподавания естествознани, МО учителей естествознания | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0