№
п/п |
Название приема
или стратегии |
На что направлен(а) |
Краткое описание
основных действий |
Рекомендации
по применению |
Развитие прогностических и аналитических способностей |
1 |
«Верю — не верю» |
Проверка достоверности выдвинутых на стадии вызова гипотез; развитие способности к прогнозированию и анализу понятий |
Проработка текстовой информации путем поиска ответов на вопросы |
Работа с текстовой информацией любого рода |
2 |
«Бортовой журнал».
(Гудлад) |
Развитие мыслительных функций: обобщение и сопоставление.
Обобщающий прием записи своих мыслей (гипотез) на стадии
вызова, а затем текстовой информации на стадии рефлексии |
Организация деятельности по изучаемой теме путем заполнения таблицы:
Что мне известно по данной теме |
Что нового я узнал из текста |
|
|
Или:
|
Работа с учебным текстом |
Активизация мыслительной деятельности путем актуализации имеющихся знаний |
3 |
«Инсерт» (самоактивизирующая- ся системная разметка для эффективного чтения и размышления).
(Дж. Воган, Т. Эстес. Видоизменили К. Мередит, Дж. Стил) |
Смысловой анализ текста, актуализация имеющихся знаний |
Маркировка текста по мере его чтения:
V — уже знал
+ — новое
– — думал иначе
? — не понял, есть вопросы |
Работа с учебным текстом |
4 |
«Толстые» и «тонкие» вопросы |
Активизация мыслительной деятельности при активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, размышления |
Составление «тонких» и «толстых» вопросов при работе с информацией.
«Толстые» вопросы |
«Тонкие» вопросы |
Дайте три обяснения
Почему? В чем различие? Что, если? |
Кто? Что? Когда? Может? Как зовут? |
Прием используется на любых стадиях технологии
|
Работа с текстовой информацией любого рода |
5 |
«Ромашка Блума»
(Б. Блум) |
Систематизация возможных типов вопросов в соответствии с компонентами когнитивной (познавательной) деятельности |
|
Формулировка вопросов соответствующих типов в группе на стадии вызова или рефлексии |
6 |
«Кластеры» (Дж. Воган, Т. Эстес.
Видоизменили К. Мередит, Дж. Стил.) |
Выделение смысловых единиц текста (составление развернутого плана); развитие аналитических умений |
Графическое оформление в определенном порядке смысловых единиц текста в виде грозди |
Работа с информационным текстом |
7 |
Таблицы:
a) «Плюс. Минус. Интересно»
(Э. де Боно) |
Активизация эмоциональных отношений в связи с текстом или изучаемым понятием (явлением) |
При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы следующую информацию:
П (+) стороны явления |
М (–) стороны явления |
И — информация, которая заинтересовала |
|
|
|
|
Работа с «сухими» и информационно насыщенными текстами |
|
б) «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
(Д. Огл) |
Помогает собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания, схематизировать материал
|
Заполнение таблиц по мере сбора и систематизации информации.
Категории информации |
Источники информации |
|
|
|
Работа с информацией любого рода (информационный текст) |
|
в) «Кто? Что? Где? Когда? Почему?» |
Активизация мыслительной деятельности путем ответа на ключевые вопросы |
Заполнение таблицы.
Кто? |
Что? |
Где? |
Когда? |
Почему? |
|
|
|
|
|
Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией |
Работа с текстовой информацией любого рода |
Развитие аналитических способностей и способности к сравнению и сопоставлению информации |
|
г) Концептуальная таблица |
Сравнение трех и более аспектов или вопросов |
По горизонтали: то, что подлежит сравнению.
По вертикали: черты и свойства, по которым происходит сравнение.
|
Категории сравнения |
Факты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с текстовой информацией любого рода |
|
д) Сводная таблица
(Дж. Белланс) |
Развитие аналитических способностей: выявление основных понятий, ключевых слов темы с последующим их сравнением |
Категории сравнения —
понятия, ключевые слова, темы и т. д. Линии сравнения —
характеристики, по которым происходит сравнение.
Тема 1 |
Тема 2 |
Линии сравнения |
Тема 3 |
Тема 4 |
|
|
|
|
|
Заполняется на стадии осмысления или рефлексии |
Работа с большим количеством информации |
|
е) Таблица-синтез
(И. О. Загашев) |
Развитие аналитических
способностей. Синтез информации на всех стадиях технологии.
Возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом
|
Заполнение таблицы:
Ключевые слова |
Выписки из текста (связанные с ключевыми словами) |
Почему эта цитата важна для меня (мысли) |
До чтения
1.
2.
3.
После чтения
1.
2.
3. |
|
|
Или:
Ключевые слова |
Толкование |
Выписки из текста |
|
|
|
Соединяет все стадии технологии |
Работа с художественным текстом
Работа с информационным текстом |
Развитие системно-аналитических способностей и целостного восприятия текста при чтении и изучении информации |
8 |
Денотатный граф
(Д. Х. Вагапова) |
Развитие аналитического и синтетического компонентов мышления. Способ вычленения из текста существенных признаков |
1. Выделение ключевого слова (понятия).
2. Выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его признак.
3. Дробление ключевого слова — «веточки».
4. Соотнесение «веточки» с ключевым словом |
Работа с учебным текстом |
9 |
Игра «Как ты думаешь?» |
Соотнесение имеющихся
знаний с новыми (приобретенными), развитие аналитических умений,
коммуникативных навыков. Обеспечение мотивации и активного
запоминания информации |
Ход игры
1. Группа получает набор карточек с теми или иными
утверждениями. Каждому члену группы достается часть карточек из этого
набора.
2. Каждый член группы знакомится со своими карточками и
помещает каждую карточку в соответствующее поле на общей схеме:
«Всегда» (если утверждение, по мнению ученика, верно всегда),
«В большинстве случаев» или «В некоторых случаях».
3. Каждый член группы анализирует размещение всех
карточек на схеме. Он имеет право перевернуть любую карточку,
которая, по его мнению, расположена неверно. Таким образом,
неперевернутые карточки будут выражать мнение всей группы.
4. Группа обсуждает каждую перевернутую карточку,
выслушивая аргументы того, кто положил карточку, и того, кто ее
перевернул.
5. Учащиеся читают предложенный учителем параграф учебника.
6. Группа возвращается к работе с карточками. После
прочтения новой информации они могут изменить положение карточек и
прийти к единому мнению |
Работа с текстовой информацией любого рода |
10 |
«Перекрестная дискуссия»
(Олверманн) |
Развивает целостное
восприятие текста: позволяет увидеть текст в целом, его идею,
проблемы; помогает овладеть приемами аргументации, доказательства;
формирует умение отстаивать свою точку зрения |
Основные этапы:
1. Формулировка вопросов.
2. Составление таблицы для записи.
3. Составление списка аргументов, обмен.
4. Формулировка вывода.
Вопрос-проблема.
Да (за) |
Нет (против) |
Аргументы |
1.
2. |
1.
2. |
|
Работа с текстовой информацией любого рода |
Активизация мыслительных навыков и учебных умений путем систематизации информации |
11 |
Работа в группах:
а) «Зигзаг-1»
(Аронсон, Джонсон и Холубек, Каган)
б) «Зигзаг-2» (Р. Славин) |
Изучение и систематизация большого по объему материала
Изучение и систематизация меньшего по объему материала |
Основан на принципе: члены рабочей группы становятся экспертами в определенных областях изучаемой темы
1. Рабочая группа получает текст и просматривает его.
2. Группе предлагается несколько различных вопросов по данному тексту.
3. «Специалисты» по отдельным вопросам объединяются в экспертные группы.
4. Экспертная группа обсуждает вопрос и готовит презентацию ответа для рабочей группы.
5. Вернувшись в рабочие группы, эксперты отвечают на вопросы.
6. Ответы на вопросы озвучиваются для всей аудитории |
Работа с информационным текстом
Работа с текстовой информацией небольшого объема |
Развитие навыков решения проблемных ситуаций |
12 |
«IDEAL» — стратегия решения проблем при чтении текста.
(Дж. Брэмсфорд.
Видоизменил И. О. Загашев.) |
Развитие навыков критического мышления |
I Выделите в тексте проблему.
D Опишите ее (выявите ее суть).
E Определите варианты подходов к решению проблемы.
A Действуйте (решайте).
L Сделайте вывод, проведите рефлексию своей работы |
Работа с текстовой информацией, содержащей проблемную ситуацию |
13 |
«Fish bone» — модель постановки и решения проблемы |
Развитие умений формулировать и решать проблемные вопросы. Позволяет описать и решить целый круг проблем |
На «верхних косточках» скелета рыбы формулируется проблема (признаки).
На «нижних косточках» скелета рыбы фиксируются факты, подтверждающие существование этой проблемы |
Работа с проблемной текстовой информацией |
Организация и активизация мыслительной деятельности на стадии рефлексии при письме |
14 |
Эссе |
Развитие способности к анализу, обобщению и целостному восприятию изучаемой темы |
Отражение сущности темы (понятия) в письменной форме |
Работа с текстовой информацией любого рода.
Создание текста (сочинение) |