Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 28.03.2024, 21:10:24
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Урок "Ценностные ориентации народной русской культуры"

      Главная задача урока — дать учащимся представление о специфике взаимодействия ценностей в русской народной культуре. Для менее подготовленных учащихся достаточно перечисления господствующих ценностей и идеалов (правда, лад, воля).

      При опросе в начале урока учитель должен помочь учащимся вспомнить, что они изучали в курсе обществознания о ценностях культуры. Сравнение ценностей современной и архаической культуры можно дополнить сравнением ценностей культуры взрослых и молодежной культуры, проблемами соотношения ценностей долга и свободы, рациональности и спонтанности и т. п.

План изучения нового материала

      1. Значение ценностей для культуры и общества.
      2. Ценностные ориентации древних славян.
      3. Типы взаимодействия ценностей в древнерусской культуре.

      1. К обсуждению первого вопроса можно перейти непосредственно от предварительного опроса учащихся. Материал для этого имеется в учебнике. Для более глубокого изучения темы можно поставить перед учащимися задачу перечислить, какими способами регулирования человеческого поведения обладает современная культура. Они многообразны: мораль, право, общепринятые нормы поведения. Все они в конечном счете опираются на самоконтроль человека, воспитанное с детства умение регулировать свое поведение в соответствии с требованиями разума, человеческого достоинства и интересов общества.

      В архаическом обществе такие регуляторы были гораздо менее осознанны, вырабатывались стихийно и действовали либо как конкретные запреты, либо как рекомендации, закрепленные в пословицах и поговорках («Не рой другому яму — сам в нее попадешь»). Они противостояли могучей силе — биологическим инстинктам человека, еще не усмиренным систематическим воспитанием и игравшим большую роль в личном выживании. Для того чтобы сделать такие нормы общепризнанными, они связывались с господствующими мифологическими представлениями, принимали форму ритуальных запретов (табу). Главным из этих запретов было ограничение деятельности человека той ролью, которой наделяла его группа (род, община) и возрастной класс. Например, сердце тотемного животного мог есть, как правило, только вождь, а не прошедший обряд посвящения юноша (как правило, не убивший зверя или врага) не имел права жениться и участвовать в собраниях наравне с мужчинами.

      Исполнение таких норм рассматривалось как «добро» (в кавычках, ибо иногда это было связано с жестокими обрядами и обычаями), их неисполнение — как «зло». Необходимо, чтобы учащиеся понимали условность использования этих терминов применительно к архаике. «Добро» здесь четко связано с интересами коллектива, как он сам это понимает, и не соотносится прямо ни с каким нравственным идеалом.

      2. При изложении второго вопроса можно дополнить материал учебника. С исторической точки зрения более правильно показать развитие системы представлений славян как развертывание противопоставления «дом — лес», к которому восходят в конечном счете все остальные (доля — недоля, добро — зло, правда — кривда). Однако это потребует введения учащихся в мифологический контекст такого мировоззрения и годится только для подготовленных учеников.

      «Дом» в этой системе представлений — священное место в центре земли, рядом со священным деревом, соединяющим землю и небо, в основании которого — кости священного первопредка-тотема. Поэтому порог «дома» — священная граница между двумя мирами, которые в конечном счете стали рассматриваться как мир порядка, добра и правды и мир хаоса, зла и неправды.

      Первоначально в древности ценностные ориентации существовали не в сознании и культуре, а в практике поведения: дома вели себя иначе, чем в лесу, в обществе родственников и соплеменников — иначе, чем при общении с людьми другого племени (прежде всего внутри рода были запрещены браки). Это просто две разные нормы поведения, не оценивавшиеся в моральных терминах. В «лесу» имелся свой «полюс добра» — тотемное животное, которое рассматривалось как дух-покровитель (сокол, медведь и т. п.) и убивать которое можно было только при соблюдении соответствующих обрядов. Лишь постепенно в связи с переходом к традиционалистским представлениям «лес» был окончательно отождествлен с местопребыванием исключительно злых сил (леших, кикимор и т. п., хотя, например, Баба-яга как персонаж сказок сохранила свою изначальную природу, в которой сочетаются добро и зло, как мы их понимаем).

      3. При освещении третьего вопроса большей части учащихся достаточно запомнить различия между противопоставлением ценностей и антиценностей и существованием духовного идеала в русской культуре, как это дано в учебнике. При работе с более подготовленными учащимися необходимо вернуться к проблеме синкретического характера архаической культуры.

      Синкрезис, или нерасчлененное единство, — сложное понятие. Оно означает наличие в культуре противостояния различных ценностей, сочетающееся с игнорированием их противоречия (доброе воспринималось как истинное или прекрасное), или с быстрым переходом из одной крайности в другую (царь из «иконы Бога», его представителя на Земле становился Антихристом), или с доминированием одной стороны противоречия при игнорировании другой (в «падшем» мире среди бояр, например, Правды нет совсем, значит, нет людей добрых и умных; руководитель восставших — носитель Правды — не может быть самозванцем, глупцом и т. п.). Таким образом, и резкое противопоставление ценности и антиценности, и слияние представлений и отдельных ценностей в идеале — все это черты синкретической культуры. Однако стремление все доводить до крайности опасно и непродуктивно, в то время как стремление к идеалу способствует совершенствованию личного поведения и общественной жизни.

      Но идеал может по-разному соотноситься с реальностью: выступать и как ее улучшенный образец, доступный для повторения, и как недостижимый пример совершенства. Особенностью идеалов русской культуры было то, что они заимствовали у ценностных ориентаций архаической культуры абсолютный характер противопоставления должного и недолжного, доброго и злого. Это свойство идеалов народной культуры заставляло, например, крестьян пренебрегать нормой мирного решения споров, заложенной в идеале соблюдения лада. Против этой нормы восставала потребность блюсти «правду» и «волю» — справедливость в общественных отношениях и личную свободу.

      Результатом этого были непрекращавшиеся крестьянские войны и восстания, направленные не столько на улучшение правового и имущественного положения населения, сколько на устранение государства в его существовавших формах и на возврат к прежней, недостижимой «лесной» жизни, характерные черты которой мы изучали в первом уроке темы. Диалог с реальной властью крестьяне подменяли выдвижением царей-самозванцев, гарантировавших им свободу, защиту и хлебные раздачи при полном отсутствии налогов, как это обещал восставшим Е. Пугачев.

Вопросы и задания к теме I

      Какие особенности географического положения Восточно-Европейской равнины постоянно оказывали влияние на жизнь и развитие населения? В чем его отличие от географического положения народов Западной или Южной Европы?

      Какое воздействие на развитие восточных славян оказало Великое переселение народов? Какое значение для развития раннеславянской цивилизации имели постоянные контакты с народами Степи? с Византией?

      Охарактеризуйте особенности языческого пантеона восточных славян. Чем он отличался от язычества других народов? Что из него вошло в культуру русского народа? В чем причины живучести языческих традиций?

      Каковы были причины постоянной славянской колонизации на Восточно-Европейской равнине? Какое влияние это оказывало на развитие славянских племен?

      В чем состояла специфика мифологической картины мира у восточных славян? Какие ценностные ориентации складывались у славянских племен?

Категория: КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» | Добавил: tineydgers (14.08.2014)
Просмотров: 655 | Теги: учителю истории, история Отечества, методика преподавания истории, история России, дидактический материал к урокам ист | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0