Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 16:22:41
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Урок "Цивилизационная альтернатива-1. Иудаизм, ислам, христианство"
   Главная задача урока — показать, что разные религии способствуют формированию культур, отличающихся своим потенциалом в деле организации общества, развития государства, роста экономики, их последующей модернизации. Поэтому выбор одной из религий есть одновременно выбор одного из альтернативных (т. е. коренным образом отличных друг от друга) путей развития страны.

      Данная тема — одна из самых сложных в курсе, поэтому новый материал дается в виде лекции, совмещенной с беседой, возвращающей учащихся к материалу, пройденному в курсах обществознания и истории культуры. Для менее подготовленных учащихся возможно ограничиться демонстрацией достижений обществ, исповедовавших разные великие религии, показать общие для них преимущества перед язычеством.

План изучения нового материала

      1. Великие религии: общие черты.
      2. Иудаизм.
      3. Ислам.
      4. Византийское православие.

      1. При изложении первого вопроса надо подчеркнуть относительность отделения великих религий от языческих верований. Любая религия — это форма ориентации в мире, которая основана на подтверждении заранее имеющегося мифологического знания, наука же предполагает постоянный пересмотр и критику вновь получаемых знаний.

      Великие (мировые, исторические, традиционные) религии тем не менее сильно отличаются от языческих, архаических религий. Об «осевом времени» как границе, разделяющей господство языческих и великих религий, его сущности и происшедших изменениях подробно сказано во «Введении». Для язычника основная мировоззренческая и жизненная проблема — отсутствие или наличие магической силы. Это повышает роль ее носителей (вождя и шамана), роль локальной общины, поклоняющейся одним богам, снижает роль морали и права (их замещает ритуал и обычай). Для верующего великой религии самое главное — спасение души после смерти. Жизнь есть ожидание Страшного суда — этому подчинено и личное, и общественное существование. Пути спасения многочисленны, так же как и пути определения греха, от которого необходимо спастись.

      Мораль и право — стержень этой культуры, ибо они уводят от греха и приводят к спасению. Великие религии сплачивают всех верующих независимо от происхождения в рамках «большого», «неконтактного» общества, государства. В великих религиях функции власти и богослужения, политическая и духовная власть обычно разделены, если не противопоставлены (особенно в буддизме, индуизме, а также в исламе — это касается трактовки законов шариата, в католицизме).

      Необходимо подчеркнуть, что в локальных вариантах великих религий (в том числе в российском православии) немало черт, роднящих их с язычеством: слияние светской и духовной власти (у халифа в исламе), принципиальная нелогичность (в мистических учениях), этноплеменной характер. Все эти черты говорят о слабости влияния духовной  революции «осевого времени» на общество. Для обозначения дистанции между традиционными и архаическими обществами В. Г. Хорос ввел в историческом образовании понятие передовое традиционное общество, обозначающее тип общества, наиболее последовательно преодолевшего архаику и создавшего оптимальные условия для модернизации (высокий образовательный уровень, сочетание коллективизма с личностным развитием, интенсивное хозяйство, частная собственность). Типичным восточным обществом этого типа он считает Японию.

      2. При характеристике иудаизма надо учитывать, что, будучи этнической религией, он обладает и чертами великой религии — Бог заключает завет с народом Израиля, но лишь при условии следования определенным моральным правилам (10 заповедей). Именно они наряду с ритуальными нормами служат основой религии. Обряд отступает на второй план. На первом — Писание, содержащее божественное откровение, данное пророкам. Поэтому иудаизм обладает возможностью широко распространяться в мире (в виде секты существует и среди русских).

      Говоря о роли Хазарии в истории Руси, надо учитывать ее противоречивость. Наличие у хазар разных вер обусловило их веротерпимость. Это сказалось в VIII—X вв., когда поляне, северяне, радимичи, вятичи очутились под властью хазар. Те не навязывали им своей веры. Славянские купцы при посредстве хазар получили выход на рынки Востока. Хазары заслонили славянские земли во время арабского нашествия, от которого пострадали Византия и страны Западной Европы, но в то же время посредничали в культурных связях Руси с Арабским халифатом, являвшимся в VIII—IX вв. крупнейшим центром мировой культуры. Хазарский опыт государственности оказал влияние на древнерусскую государственность, князья именовали себя каганами, подчеркивая свое равенство с правителями Хазарии.

      3. При характеристике ислама имеет смысл разделить средневековый ислам, являвшийся до XIV в. — времени запрета на нововведения, когда было запрещено пересматривать устоявшиеся взгляды на вопросы веры и заниматься исследовательской деятельностью, основой динамичного развития Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, и поздний ислам, особенно в известном школьникам фундаменталистском его варианте, возникшем как реакция на процесс модернизации. Самостоятельность исламских ученых — улемов в разработке вопросов веры и права (толковании законов шариата) привела к возникновению огромного множества сект, наличие которых оценивается специалистами как фактор, способствующий модернизации. Например, сектанты-кадариты развивали рационалистическую философию и учение о свободе воли человека. Мистики-суфии были идеологами купцов и ремесленников.

      Рассказывая о контактах Руси и Булгарии, можно упомянуть о том, что В. О. Ключевский считал период длительных войн и колонизации Поволжья славянами важным для образования великорусского народа. После падения Хазарии именно Булгария стала посредником в контактах Руси и Востока. По крайней мере с XII в. между русскими и булгарами существовали династические связи. Войны с кочевниками тогда не воспринимались на Руси как войны с исламом, потому что печенеги и половцы еще не приняли единой религии и после перехода на сторону Руси легко крестились.

      4. Говоря о принятии христианства из Византии, необходимо помнить, что в IX—X вв. она оставалась основным центром христианства, преемницей Римской империи, которую рассматривали как часть божественного плана «сбережения» мира от сил дьявола. Она впитала весь духовный опыт Древнего мира. К. Ясперс писал, что в христианстве объединились пророческая сила иудаизма, философская широта и ясность древних греков, организационная мудрость римлян. Разъединение церквей и ослабление Византии шли параллельно с распространением христианства на Руси. В 863 г. в соперничестве между Папой Николаем I и патриархом Фотием победа еще осталась за патриархом, не одобрившим римских нововведений (безбрачия духовенства, догмата об исхождении Святого Духа и от Бога Отца и от Бога Сына — это основные различия между католичеством и православием). В Х в. Византия остается продолжателем римской культурной традиции.

      Упадок Византии начинается в середине XI в., когда завоевания турок и норманнов привели к изменению торговых путей и кризису торговли. Византийский солид (безант) девальвируется, армия становится наемной, экономика переживает кризис.

Категория: КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» | Добавил: tineydgers (14.08.2014)
Просмотров: 927 | Теги: учителю истории, история Отечества, методика преподавания истории, история России, дидактический материал к урокам ист | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0