Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 08:50:30
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Урок "Цивилизационная альтернатива-3. «Вызов» Востока и «вызов» Запада"
   Главная цель урока — помочь учащимся переосмыслить имеющиеся у них знания о событиях монголо-татарского нашествия и шведско-немецкой агрессии XIII в. При этом основной является идея о вынужденности поворота Руси лицом к Востоку, восприятия ею азиатских идеалов политической и социально-экономической жизни. Надо показать, что, будучи христианским государством, Древняя Русь постоянно стремилась к укреплению связей с Западной Европой и лишь опыт столкновения с крестоносцами заставил ее на время смириться с господством и покровительством монгольских завоевателей.

      При опросе желательно остановиться на особенностях цивилизаций Запада и Востока в Средние века.

План изучения нового материала

      1. Монголо-татары и вызов Востока.
      2. Крестоносцы и вызов Запада.
      3. Политические и культурные последствия монголо-татарского ига.

      1. В беседе по первому вопросу учитель просит учащихся вспомнить о воцарении Чингисхана, организации монгольского войска, основных завоеваниях монголов на Востоке, нашествиях монголов на русские земли, установлении власти ханов над Русью.

      Затем учитель более подробно останавливается на обстоятельствах включения Руси в Золотую Орду. К тексту учебника можно добавить, что кочевники были для русских привычным противником. Русские земли еще недавно входили в состав государств кочевников (Хазария), и князья умели вести с ними диалог. Среди кочевников, в том числе монгол, было много несториан, последователей одного из направлений христианства. Покровители христианства встречались среди верхов монгольской знати. К ним принадлежал сын Батыя Сартак, а также хан Гуюк, правивший в 1246—1249 гг. Среди приближенных последнего были православные священники из Византии, Осетии, Руси, чиновники-христиане. Гуюк провозглашал себя противником ислама и католичества, привлекая в союзники императора Никейской империи Иоанна III и русского князя Александра Невского. Это создавало условия для политического диалога. Впоследствии и другие ханы по разным причинам благоволили к православию, подтверждая привилегии Православной церкви, в частности независимость церковного суда.

      Русские воины, завербованные монголами, отправлялись в Китай, Бирму и даже на остров Ява. В XIV в. в Пекине существовал охранный полк из русских воинов, защищавших монгольскую династию Юань от восставших китайцев. Торговые пути Евразии оказались открыты для русских купцов. Все это способствовало расширению знаний о мире. При этом надо учесть, что в XIII—XIV вв. такие азиатские страны, как Китай и Индия, существенно опережали европейские по социально-экономическому развитию.

      2. Изложение второго вопроса также может начаться с беседы о событиях Невской битвы и Ледового побоища. Затем учитель, используя текст учебника, рассказывает о притеснениях православных со стороны крестоносцев. Полезен и материал из истории Византии, который также должен быть частично известен учащимся из курса истории Средних веков.

      «Латинское завоевание», разгром Константинополя и установление господства над ним крестоносцев в 1204—1261 гг. произвели на Руси впечатление, сравнимое с картиной конца света. «Погибель царства» означала для наших предков пресечение законной, основанной на православии традиции власти в мире. Силы, виновные в этом, рассматривались часто как силы Антихриста. К тому же рыцари вели себя на завоеванных землях Византии немногим лучше, чем монголы. Византийские крестьяне были лишены личной свободы, их новый господин мог убить, бросить в тюрьму, подарить или продать, у них можно было безнаказанно отобрать землю. Цветущие города Греции, такие, как Фивы, были превращены в центры работорговли. В Центральной Греции местные жители за редким исключением были лишены права владеть собственностью. Некоторую выгоду получили лишь купцы, ставшие младшими партнерами «франков». Церковная власть перешла в руки католиков.

      Кроме социального и конфессионального угнетения, крестоносцы демонстрировали православным чисто человеческое неуважение, унижали их чувства. В результате «франки» снискали общую ненависть византийцев. На этом фоне завоеватели с Востока стали рассматриваться как меньшее зло, византийцы после восстановления империи в 1261 г. заключили договор с монголами, причем гарантом этого союза был не только император, но и константинопольский патриарх, т. е. он получил как политическую, так и духовную поддержку. Впоследствии византийцы ослабили сопротивление туркам-османам, предпочитая завоевателей-иноверцев зависимости от «братьев-христиан».

      3. Излагая третий вопрос, надо соединить два момента: вынужденность поворота Руси лицом к Востоку и застойный характер политической и культурной традиций, которые при этом усваивались правителями и народом. Материал учебника можно расширить, добавив, что оживление воздействия ордынской политической культуры на Русь происходило в XIV в. благодаря притоку на русские земли монголов-христиан, не желавших переходить в ислам, ставший в Орде с 1312 г. официальной религией. На рубеже XIV и XV вв. этот поток увеличился за счет мусульман, бежавших на Русь из-за междоусобной войны в Орде. Их потомки составили значительный слой русской знати, еще в XVIII в. насчитывавший 17% русского дворянства.

      Монголы одновременно стали для Руси защитниками ее западных рубежей (к имеющемуся в учебнике материалу можно добавить, что в 1268 г. они помогли Новгороду и Пскову против нашествия немцев и датчан, а в 1274 г. — Смоленску против литовской агрессии) и внутренними эксплуататорами. Как кочевники, они презирали земледелие и недолюбливали людей, которые им занимаются. Взимая дань, они утверждали право на господство сильного над слабым. В результате образ власти в русской политической культуре стал двоиться. Наряду с крестьянским идеалом формальной власти князя появилось представление о «грозной» власти татарского «царя» как о норме общественной жизни, о праве и суде как средствах государственного насилия, а не форме разрешения споров. Налоговое бремя стало рассматриваться как форма военной контрибуции, взятой по праву сильного. Землю, считавшуюся до этого Божьей, крестьяне стали одновременно рассматривать как царскую, считая свои права на нее лишь правами владения. Так приобретала восточные черты политическая культура народа.

      Монголы принесли с собой заимствованные в Китае представления о необходимости установления четкого порядка и всеобщего учета, переписи населения, упорядочения налоговых сборов, о государственной регламентации деятельности производителей и торговцев. Эти нормы сначала насильственно внедрялись завоевателями, но с конца XV в., уже после падения ига, стали применяться на добровольных началах, превратив элементы государственного феодализма, имевшиеся в домонгольской Руси, в систему государственного феодализма.

Категория: КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» | Добавил: tineydgers (14.08.2014)
Просмотров: 1058 | Теги: учителю истории, история Отечества, методика преподавания истории, история России, дидактический материал к урокам ист | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0