Главная
задача урока — связать представления учащихся о российском
революционном движении не только с социально-экономическими
проблемами, но и с социокультурными особенностями нашей страны,
проявляющимися в особых отношениях интеллигенции к народу, роли
общины как социального идеала и тоталитарных тенденциях внутри
революционного движения. Для этого необходимо в начале урока
активизировать знания учащихся, попросив их назвать известных
революционеров и рассказать о характере различных революционных
организаций.
План
изучения нового материала
1. Народничество.
2. Формирование социал-демократии в России.
3. Появление большевизма.
1. При
изложении первого вопроса учитель опирается на текст учебника, в
котором надо обратить внимание, во-первых, на сходства и различия
народников и социал-демократов, опиравшихся на разные тенденции
социально-экономического развития, но на одинаковые ментальные
особенности культуры; во-вторых, на характеристику «Подпольной
России» как особого культурного мира, во многом воспроизводившего в
интеллигентской среде стереотипы крестьянского отношения к
действительности;
в-третьих, на нечаевщину как своеобразную форму революционного
тоталитарного сектантства.
Для
более углубленной характеристики народничества необходимо
связать
его с российским цивилизационным самосознанием, синтезом у
А. И. Герцена идей социализма и общинности, с верой Ф. М. Достоевского и
Л. Н. Толстого в справедливость народных форм
самоорганизации.
Не
менее важна оценка В. Г. Хоросом народничества как проявления
популистских идей в России. Истоки народничества — демократические
идеи и движения в Западной Европе (идеи Ж.-Ж. Руссо и Ж. Сисмонди во
Франции, движение «истинных социалистов» в Германии). Однако Россия
сыграла крупную роль в становлении популистских движений не в
центре, а на периферии модернизационного процесса, дав первую
развитую идеологию «сельского» или «крестьянского» популизма.
Впоследствии эту традицию развивали Гоминьдан в Китае, гандизм в
Индии и др. Цели, которые ставили перед собой народники, были
связаны с социальными ожиданиями групп, лишь в небольшой степени
затронутых модернизацией, — крестьян, мелких собственников, части
рабочих. Они были готовы принять отдельные элементы нового образа
жизни, но стремились в процессе изменений опираться на привычные
социальные институты (общину, артель, корпорации, семью, религию).
В итоге получался симбиоз традиционализма и модернизма,
антифеодальных и антибуржуазных лозунгов.
Интеллигенцию толкали в народ усвоенная из русской литературы вера в
то, что народ обладает высшей правдой, ощущение своей вины перед
ним, народная традиция странничества, которая придавала агитаторам
особый духовный ореол, но также и роднившее их с крестьянством
ощущение «растерянности и дезориентированности, утраты прошлых
ценностей и сомнения в том, что принесет будущее».
Это
внутреннее родство имело следствием сближение форм
организации
революционеров и их самосознания с общинным, архаическим.
Отсюда
противопоставление революционной организации как носителя
Правды
всему остальному обществу не только у С. Г. Нечаева, но и у
П. Н. Ткачева, стремление манипулировать членами организаций,
проявившееся
в «Народной воле», один из руководителей которой А. Михайлов
завещал
товарищам «контролировать друг друга во всякой практической
деятельности, во всяких мелочах, в образе жизни...». Отсюда
миф о
«Подпольной России», напоминавший миф о граде Китеже или
Беловодье,
а также специфическое ощущение революционерами своего
реального
бессмертия, которое им гарантирует их борьба.
2. При
изложении второго вопроса надо показать, что решение
социального
вопроса и выработка сильной социальной политики были
непременными
условиями модернизации России. Поэтому
социал-демократическое
движение в стране обладало огромным позитивным потенциалом.
Соединение идей либерализма, демократии и социализма — общая
тенденция политического развития конца XIX — первой половины
XX в. Стремление опереться на результаты модернизации и последовательно
одолеть все силы, ей сопротивляющиеся (самодержавие,
помещичье
землевладение, своекорыстие капиталистов), делало
социал-демократов
наиболее последовательными борцами за социальный прогресс, в
меньшей
степени связанными с архаическими традициями крестьянства,
чем
народники. Подъем западной социал-демократии, обозначавшийся
уже в
конце XIX в., ее продвижение в органы власти
свидетельствовали о
том, что она начинает лидировать в освободительном движении,
решая
те задачи, которые в XVIII — первой половине XIX в. решали
либералы, а
затем демократы. При этом лозунг социальной революции
постепенно
заменялся на лозунг социальных реформ. Реформисты были
сильны в
рабочем движении США, Англии, Франции, Бельгии, Австралии,
где они
опирались на мощное профсоюзное движение и где были
достигнуты
серьезные улучшения в положении рабочих. С 90-х гг.
постепенно
нарастало их влияние в Германии.
Именно
в этой форме социал-демократические идеи были первоначально
восприняты в России. Однако попытки следования западным образцам
здесь были неудачными. Не существовало развитого профсоюзного
движения, служившего экономической основой для деятельности
социал-демократических партий, стачки были незаконными и
приравнивались к политическим выступлениям. Для развития реформизма
в рабочем движении необходимо поле борьбы за реформы. Его в России
конца XIX в. еще не существовало.
3. При
изложении третьего вопроса необходимо показать, в какой мере
большевизм был проявлением внутренних тенденций развития
марксистской идеологии и в какой — формой переработки марксизма на
русской почве. Для этого политологи выделяют в марксизме две
составляющие: социологическую доктрину и якобинский дух. Доктрина
марксизма была передовой для своего времени и отражала системные
представления об обществе в период его модернизации, когда экономика
становится ведущим фактором его развития. В центре внимания этой
доктрины не только классы, но и индивид. Но якобинский дух марксизма
заставлял придавать почти религиозную роль исторической миссии
пролетариата, который не только освобождает себя, но и выполняет
общечеловеческую функцию, завершает построением социализма текущую
историю, переводя ее в другое измерение, преодолевая все возможные
противоречия. Эта романтическая сторона марксизма очень хорошо
ложилась на русские представления о народе как единственном носителе
Правды. Позднее в большевистской идеологии (марксизме-ленинизме) она
была абсолютизирована, а смутные представления К. Маркса и
Ф. Энгельса о послереволюционном будущем развиты в целостную
доктрину. В политической теории Советов идея о всемирно-исторической
миссии пролетариата позволяла рассматривать органы власти, где
представлены его организации (прежде всего партия большевиков) как
выразителей интересов всего народа вне зависимости от воли самого
народа и отдельных индивидов.
Таким
образом марксизм внутренне роднила с русской традиционной культурой
его романтическая, «якобинская» сторона. Она игнорировалась
реформистами, но играла главную роль в мировоззрении большевиков,
акцентировавших внимание именно на ней. В этом их предпочтения
совпадали с мнением рабочих, видевших в марксизме прежде всего
призыв к бескомпромиссной борьбе с угнетателями и к установлению
справедливого общественного строя, в понимание которого
закладывались стереотипы русской крестьянской культуры.
Вопросы
и задания к теме VIII
Каковы
были особенности процесса становления национального самосознания в
России во второй половине XIX в.?
Какие
духовные, нравственные ценности были характерны в XIX в. для
российского крестьянина, дворянина, буржуа? Что нового внес в них
процесс модернизации? Какие традиционные ценности были еще сильны?
Революционеры 1860—1880 гг. в России считали русского крестьянина
носителем социалистического идеала. Согласны ли вы с этим
утверждением? Ответ обоснуйте.
Как
относилось крестьянство к революционно-социалистическим проповедям
народников? Каковы причины этого отношения?
Расскажите о российской революционной традиции в
XIX — начале XX в. Выскажите свое отношение к решению и действиям
народников по
цареубийству. Считаете ли вы политический террор необходимым
средством борьбы в определенных условиях или отвергаете его
как
безнравственный шаг?
Расскажите о российской либеральной традиции в общественном движении
России во второй половине XIX в.
Чем
различаются идеалы либерализма и консерватизма? Какую роль они
играли во внешней и внутренней политике России второй половины XIX
в.?
Какие проблемы внутри
России породило несходство культур, традиций, религий включенных
в нее народов, а также имперская политика царизма?
М. Е. Салтыков-Щедрин, размышляя о патриотизме обывателя, писал: «Под
„бонапартистом" я разумею вообще всякого, кто смешивает выражение
„отечество" с выражением „ваше превосходительство" и даже отдает
предпочтение последнему перед первым. Таких людей во всех странах
множество, а у нас до того довольно, что хоть лопатами отгребай».
Объясните смысл высказывания. О каком патриотизме говорит автор? В
чем он упрекает соотечественников? Почему автор считает, что в
России много «псевдопатриотов»? |