Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 23.04.2024, 14:41:53
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Урок "Революционное движение в пореформенный период"
   Главная задача урока — связать представления учащихся о российском революционном движении не только с социально-экономическими проблемами, но и с социокультурными особенностями нашей страны, проявляющимися в особых отношениях интеллигенции к народу, роли общины как социального идеала и тоталитарных тенденциях внутри революционного движения. Для этого необходимо в начале урока активизировать знания учащихся, попросив их назвать известных революционеров и рассказать о характере различных революционных организаций.

План изучения нового материала

      1. Народничество.
      2. Формирование социал-демократии в России.
      3. Появление большевизма.

      1. При изложении первого вопроса учитель опирается на текст учебника, в котором надо обратить внимание, во-первых, на сходства и различия народников и социал-демократов, опиравшихся на разные тенденции социально-экономического развития, но на одинаковые ментальные особенности культуры; во-вторых, на характеристику «Подпольной России» как особого культурного мира, во многом воспроизводившего в интеллигентской среде стереотипы крестьянского отношения к действительности; в-третьих, на нечаевщину как своеобразную форму революционного тоталитарного сектантства.

      Для более углубленной характеристики народничества необходимо связать его с российским цивилизационным самосознанием, синтезом у А. И. Герцена идей социализма и общинности, с верой Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого в справедливость народных форм самоорганизации.

      Не менее важна оценка В. Г. Хоросом народничества как проявления популистских идей в России. Истоки народничества — демократические идеи и движения в Западной Европе (идеи Ж.-Ж. Руссо и Ж. Сисмонди во Франции, движение «истинных социалистов» в Германии). Однако Россия сыграла крупную роль в становлении популистских движений не в центре, а на периферии модернизационного процесса, дав первую развитую идеологию «сельского» или «крестьянского» популизма. Впоследствии эту традицию развивали Гоминьдан в Китае, гандизм в Индии и др. Цели, которые ставили перед собой народники, были связаны с социальными ожиданиями групп, лишь в небольшой степени затронутых модернизацией, — крестьян, мелких собственников, части рабочих. Они были готовы принять отдельные элементы нового образа жизни, но стремились в процессе изменений опираться на привычные социальные институты (общину, артель, корпорации, семью, религию). В итоге получался симбиоз традиционализма и модернизма, антифеодальных и антибуржуазных лозунгов.

      Интеллигенцию толкали в народ усвоенная из русской литературы вера в то, что народ обладает высшей правдой, ощущение своей вины перед ним, народная традиция странничества, которая придавала агитаторам особый духовный ореол, но также и роднившее их с крестьянством ощущение «растерянности и дезориентированности, утраты прошлых ценностей и сомнения в том, что принесет будущее».

      Это внутреннее родство имело следствием сближение форм организации революционеров и их самосознания с общинным, архаическим. Отсюда противопоставление революционной организации как носителя Правды всему остальному обществу не только у С. Г. Нечаева, но и у П. Н. Ткачева, стремление манипулировать членами организаций, проявившееся в «Народной воле», один из руководителей которой А. Михайлов завещал товарищам «контролировать друг друга во всякой практической деятельности, во всяких мелочах, в образе жизни...». Отсюда миф о «Подпольной России», напоминавший миф о граде Китеже или Беловодье, а также специфическое ощущение революционерами своего реального бессмертия, которое им гарантирует их борьба.

      2. При изложении второго вопроса надо показать, что решение социального вопроса и выработка сильной социальной политики были непременными условиями модернизации России. Поэтому социал-демократическое движение в стране обладало огромным позитивным потенциалом. Соединение идей либерализма, демократии и социализма — общая тенденция политического развития конца XIX — первой половины XX в. Стремление опереться на результаты модернизации и последовательно одолеть все силы, ей сопротивляющиеся (самодержавие, помещичье землевладение, своекорыстие капиталистов), делало социал-демократов наиболее последовательными борцами за социальный прогресс, в меньшей степени связанными с архаическими традициями крестьянства, чем народники. Подъем западной социал-демократии, обозначавшийся уже в конце XIX в., ее продвижение в органы власти свидетельствовали о том, что она начинает лидировать в освободительном движении, решая те задачи, которые в XVIII — первой половине XIX в. решали либералы, а затем демократы. При этом лозунг социальной революции постепенно заменялся на лозунг социальных реформ. Реформисты были сильны в рабочем движении США, Англии, Франции, Бельгии, Австралии, где они опирались на мощное профсоюзное движение и где были достигнуты серьезные улучшения в положении рабочих. С 90-х гг. постепенно нарастало их влияние в Германии.

      Именно в этой форме социал-демократические идеи были первоначально восприняты в России. Однако попытки следования западным образцам здесь были неудачными. Не существовало развитого профсоюзного движения, служившего экономической основой для деятельности социал-демократических партий, стачки были незаконными и приравнивались к политическим выступлениям. Для развития реформизма в рабочем движении необходимо поле борьбы за реформы. Его в России конца XIX в. еще не существовало.

      3. При изложении третьего вопроса необходимо показать, в какой мере большевизм был проявлением внутренних тенденций развития марксистской идеологии и в какой — формой переработки марксизма на русской почве. Для этого политологи выделяют в марксизме две составляющие: социологическую доктрину и якобинский дух. Доктрина марксизма была передовой для своего времени и отражала системные представления об обществе в период его модернизации, когда экономика становится ведущим фактором его развития. В центре внимания этой доктрины не только классы, но и индивид. Но якобинский дух марксизма заставлял придавать почти религиозную роль исторической миссии пролетариата, который не только освобождает себя, но и выполняет общечеловеческую функцию, завершает построением социализма текущую историю, переводя ее в другое измерение, преодолевая все возможные противоречия. Эта романтическая сторона марксизма очень хорошо ложилась на русские представления о народе как единственном носителе Правды. Позднее в большевистской идеологии (марксизме-ленинизме) она была абсолютизирована, а смутные представления К. Маркса и Ф. Энгельса о послереволюционном будущем развиты в целостную доктрину. В политической теории Советов идея о всемирно-исторической миссии пролетариата позволяла рассматривать органы власти, где представлены его организации (прежде всего партия большевиков) как выразителей интересов всего народа вне зависимости от воли самого народа и отдельных индивидов.

      Таким образом марксизм внутренне роднила с русской традиционной культурой его романтическая, «якобинская» сторона. Она игнорировалась реформистами, но играла главную роль в мировоззрении большевиков, акцентировавших внимание именно на ней. В этом их предпочтения совпадали с мнением рабочих, видевших в марксизме прежде всего призыв к бескомпромиссной борьбе с угнетателями и к установлению справедливого общественного строя, в понимание которого закладывались стереотипы русской крестьянской культуры.

Вопросы и задания к теме VIII

      Каковы были особенности процесса становления национального самосознания в России во второй половине XIX в.?

      Какие духовные, нравственные ценности были характерны в XIX в. для российского крестьянина, дворянина, буржуа? Что нового внес в них процесс модернизации? Какие традиционные ценности были еще сильны?

      Революционеры 1860—1880 гг. в России считали русского крестьянина носителем социалистического идеала. Согласны ли вы с этим утверждением? Ответ обоснуйте.

      Как относилось крестьянство к революционно-социалистическим проповедям народников? Каковы причины этого отношения?

      Расскажите о российской революционной традиции в XIX — начале XX в. Выскажите свое отношение к решению и действиям народников по цареубийству. Считаете ли вы политический террор необходимым средством борьбы в определенных условиях или отвергаете его как безнравственный шаг?

      Расскажите о российской либеральной традиции в общественном движении России во второй половине XIX в.

      Чем различаются идеалы либерализма и консерватизма? Какую роль они играли во внешней и внутренней политике России второй половины XIX в.?

      Какие проблемы внутри России породило несходство культур, традиций, религий включенных в нее народов, а также имперская политика царизма?

      М. Е. Салтыков-Щедрин, размышляя о патриотизме обывателя, писал: «Под „бонапартистом" я разумею вообще всякого, кто смешивает выражение „отечество" с выражением „ваше превосходительство" и даже отдает предпочтение последнему перед первым. Таких людей во всех странах множество, а у нас до того довольно, что хоть лопатами отгребай». Объясните смысл высказывания. О каком патриотизме говорит автор? В чем он упрекает соотечественников? Почему автор считает, что в России много «псевдопатриотов»?

Категория: КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» | Добавил: tineydgers (13.08.2014)
Просмотров: 887 | Теги: учителю истории, история Отечества, методика преподавания истории, история России, дидактический материал к урокам ист | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0