Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 14:29:49
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Урок "Социокультурная инверсия-1. Казачество"
   Главная задача урока — заставить учащихся задуматься над тем, как казаки — постоянные противники царской власти на протяжении первых веков ее существования — превратились в защитников этой самой власти в XIX — начале XX в. Это сложная тема, и ее можно трактовать по-разному. Можно, как марксисты, говорить о переходе казаков от доклассового общества типа «военной демократии» к классовому и государственному — и тогда этот путь развития будет отражать общую логику развития общества. А можно — и это будет в центре нашего внимания — сосредоточиться на характере культурных ценностей казаков и понять, какое место сумело занять среди них государство.

План изучения нового материала

      1. Понятие социокультурной инверсии.
      2. Формирование казачества и его идеалы.
      3. Кризис идеалов казачества и его превращение в опору самодержавия.

      1. При изложении материала первого вопроса учитель может опираться на характеристику разных подходов к проблеме инверсий, приведенную во «Введении». Вместе с тем он может показать на их общие черты. Надо учитывать, что в любом случае инверсия не органическая форма перехода от одной социокультурной ситуации к другой, а переход, всегда сохраняющий возможность возвращения в прежнее положение или даже сохраняющий особенности прошлого положения в рамках нового. Ведь, строго говоря, казаки, став защитниками государственности, не перестали быть сторонниками архаических ценностей: уравнительности и локализма (что и проявилось в начале XX в. в ходе Гражданской войны, когда возникла мысль об организации отдельного казачьего государства), как и старообрядцы, создавая духовную основу модернизации в России, не перестали быть традиционалистами. Движения, происходящие в форме инверсии, — это движения в рамках синкретической культуры, где тесно переплетены и способны взаимно заменять друг друга архаика, традиционализм и современность.

      2. При освещении второго вопроса учитель излагает историю формирования казачества и рассказывает об обычаях казаков. Материал учебника можно дополнить сведениями по истории запорожского казачества, тесно взаимодействовавшего с донским. Своими корнями организация первоначальных казаков уходила в традиции кочевой орды. Атаманом (одаманом) у крымских татар назывался старший из пастухов, а кошем — укрепленный табор.

      При этом в обычаях казаков тесно переплетались черты древнейшей архаики и развитого традиционализма, что позволяет Р. В. Багдасарову называть Запорожскую Сечь «рыцарским орденом». Обет безбрачия (часто нарушавшийся на практике из-за обилия наложниц, захватывавшихся с боя) был переосмыслен как форма монашеского почитания Девы Марии, считавшейся покровительницей казаков. Воинская удаль — основная ценность казачества — переосмысливалась как форма стяжания Святого Духа. Даже ритуальное хулиганство и пьянство казаков, уходившие корнями в обычаи раздач и уничтожения имущества в «военных демократиях» древности, могли трактоваться как проявления христианской аскезы и коллективного юродства.

      Характерно, что Багдасаров везде подчеркивает двойственность натуры казаков, постоянное сочетание в ней противоположных взаимоисключающих, синкретически соединенных элементов как в их душевном складе (шутливость и угрюмость), так и в их деятельности (власть без наследования, война без пощады и желания выжить, разбой без корыстолюбия и т. п.). Сочетание этих противоположностей, созданное взаимодействием архаических и традиционалистских элементов культуры, и есть пространство социокультурной инверсии казачества.

      3. При освещении третьего вопроса можно представить перемену взглядов казаков на государство как продукт изменения их объективного положения и экономических интересов (материал для этого имеется в учебнике), а можно рассмотреть, как Российское государство сумело войти в круг ценностей культуры казаков. Это поможет сравнить сходные явления в других слоях общества.

      Для того чтобы понять, что казаки ценили в государстве, надо обратиться к документам крестьянских войн. Главным обещанием их руководителей крестьянам была отмена податей и начало хлебных и других раздач. Это привлекало крестьян в казаки и ценилось самими казаками. Таким образом казаки находились в особом положении в российской государственно-феодальной экономике, которую социолог О. Э. Бессонова характеризует как «раздаточную». В ней в течение очень долгого времени господствовали не рыночные отношения буржуазного общества, а отношения государя («господина дарствующего») и его слуг, которым он, как глава рода, раздает пищу и одежду в ходе пожалований, дарствований («государского данья»).

      Пока включение казаков в систему раздач было не постоянным, пока используемые земли могли рассматриваться как военная добыча, отношение казаков к государству было таким же, как у любых представителей архаической культуры: оно представлялось им лишним элементом общественной системы, помехой свободе. Однако исчерпание ресурсов военной добычи в степи, превратившейся в часть территории государства, рост роли пахотных земель в хозяйстве казаков и изменение способов ее приобретения — с захвата на царское пожалование — привели к тому, что казакам пришлось пересмотреть роль государства в их жизни.

      В рамках архаических представлений раздающий свою собственность имеет право на многократное возмещение и глубочайшее уважение со стороны тех, кто ею пользуется. Этот принцип лежит в основе всех «военных демократий». В рамках «служебно-раздаточной экономики» роль вождя, раздающего собственность, принадлежала царю, а казаки оказывались в положении младших соплеменников, которые должны были не только служить царю, но и уважать его как «главного атамана». Таким образом, благодаря наличию архаических элементов в политической культуре самодержавия был установлен диалог между ним и казачеством.

Категория: КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» | Добавил: tineydgers (14.08.2014)
Просмотров: 714 | Теги: учителю истории, история Отечества, методика преподавания истории, история России, дидактический материал к урокам ист | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0