Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 18:32:38
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Урок "Социокультурная инверсия-3. Особенности буржуазного развития в пореформенной России"
   Главная задача урока — показать противоречия поступательного социально-экономического развития пореформенной России и застойных, а часто и реакционных тенденций в политической и социальной культуре различных слоев населения. В результате этих противоречий модернизация (особенно в политической области) не только тормозилась, но и подготавливала предпосылки для разрушения своих собственных оснований.

      Форма урока — лекция с последующим опросом.

План изучения нового материала

      1. Тенденции буржуазного развития России.
      2. Сопротивление крестьянства разложению общины.
      3. Государство и буржуазия.
      4. Традиционные ценности у рабочих.

      1. Учитель активизирует знания учащихся о росте городов (за 1860—1900 гг. увеличение городского населения в 2 раза), строительстве железных дорог (увеличение протяженности в 1860—1892 гг. в 80 раз), строительстве новой металлургической базы на Юге России, создании крупного центра нефтедобычи в районе Баку, создании акционерных обществ в банковском деле, торговле, железнодорожном строительстве и т. п. Можно добавить, что в процессе преобразований люди насильственно вовлекались в непонятные и непривычные для них условия жизни, так что вопрос, поставленный Н. А. Некрасовым: «Кому на Руси жить хорошо?», оставался (как и всегда бывает в переломные эпохи) без ответа. В 1877—1905 гг. дворяне утратили четверть своих земель, в ходе крестьянской реформы потеряло часть земель около 4 млн крестьян. Уже в 1873—1875 гг., а затем в 1882—1886 гг. в стране впервые проявился экономический кризис.

      2. При изложении второго вопроса учитель может дополнить материал учебника сравнением различных национальных регионов России и показать, что приверженность общинным формам жизни свойственна определенной культуре, традиции, этническому мировосприятию вне зависимости от социально-экономических отношений. Так, в начале XX в. общий процент земель, находившихся во владении общин в великорусских губерниях, колебался от 98 (на Севере и Востоке, причем в Сибири общинное землевладение сменило подворное уже в пореформенный период) до 89 (на Юге и Западе), зато в Белоруссии и Левобережной Украине он был равен примерно 35 (а в Грузии, Литве и Финляндии общины отсутствовали). Последнее лишь частично связано с развитием капитализма в Финляндии. Используя помещенный в учебнике текст А. Н. Энгельгардта, можно продемонстрировать, что индивидуализм не чужд русскому крестьянину. Но патриархальное ядро культуры было коллективистским.

      Роль общин как очагов Великой крестьянской революции показывает пример из истории русской деревни, где крестьяне на рубеже XX в. пытались «коллективизировать» вненадельные, купленные земли, «раскулачив» после смерти их владельца-кулака его бездетную вдову и назначив ей как компенсацию прокормление по дворам, т. e. нищенство.

      3. При изложении третьего вопроса наряду с материалом учебника можно дать дополнительные сведения о противоречиях экономической модернизации. Протекционизм на ранней стадии развития промышленности неизбежен, иначе предприниматели будут разорены из-за конкуренции импортных, более дешевых и во всяком случае более качественных товаров. Однако протекционизм либерального и националистического правительства — это две разные политики. Одна стимулирует производство, отстаивая экономические интересы страны, и прекращает поддержку, когда она становится выгодной производителю, но не потребителю. Другая защищает национальную экономику до конца в убеждении, что местные предприниматели — патриоты уже по своей национальной принадлежности и не будут наносить ущерб своим согражданам. Но в результате хозяйство оказывается в состоянии вечной зависимости от государственной поддержки, ибо завышаются норма прибыли и ожидаемые доходы, которые невозможно получить без внеэкономической защиты интересов производителя, снижается качество.

      В условиях России второй половины XIX в. в том же направлении воздействовали низкая заработная плата крестьян-отходников и высокая норма прибыли, получаемая в банковском деле и торговле, где были сосредоточены основные частные капиталы. Промышленность, ориентированная на такую норму прибыли, не могла работать эффективно, без государственной поддержки, и буржуазия — даже вчерашние крестьяне — оказывалась связана с самодержавием и не стремилась к самостоятельности и либеральным преобразованиям, которые могли нанести ущерб ее прибылям. По отношению к стране и ее богатствам, интересам масс населения эта разновидность буржуазии оказывалась таким же расточителем, паразитическим элементом, как компрадорская буржуазия колоний (продавцы-посредники при вывозе сырья за границу).

      4. Масса городского населения России — мещане не были носителями городской культуры в западном смысле. Основная часть городов страны была представлена мелкими административными и торговыми центрами, жители которых активно занимались сельским хозяйством. Не случайно в 1917 г. их основные требования полностью совпадали с требованиями крестьянства и сводились к передаче земли народу. Можно сказать, что в специфических условиях России именно провинциальные мещане представляли из себя «идеальных» крестьян, развивавших интенсивные направления сельского хозяйства, прежде всего огородничество и садоводство. Их центры находились не в деревнях, а в городах, таких, как Муром (огурцы), Коломна (капуста), Владимир и Суздаль (вишня) и т. п. Это делало города центрами распространения передовой земледельческой культуры, но никак не способствовало выполнению ими функции перевоспитания крестьянина в рабочего. В итоге крестьянские формы самосознания и политической культуры оказывались основными для народа в целом, т. e. вне зависимости от занятий и места жительства.

Категория: КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» | Добавил: tineydgers (13.08.2014)
Просмотров: 554 | Теги: учителю истории, история Отечества, методика преподавания истории, история России, дидактический материал к урокам ист | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0