Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 24.04.2024, 23:26:17
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Урок "Создание идеологического фундамента и органов центральной власти"

    Главная цель урока — показать различия между абсолютизмом и самодержавием, имперскими тенденциями в процессе централизации русских земель и тенденциями к созданию национального государства. При этом важно продемонстрировать связь эволюции самодержавия и православия. Учителю необходимо на уроке сопоставить этот материал с историей Западной Европы в эпоху Возрождения и становления абсолютизма. Поэтому при повторении тема абсолютизма должна быть центральной. Методические приемы — опрос и лекция.

План изучения нового материала

      1. Москва — Третий Рим: теория и практика.
      2. Иван IV: абсолютизм или самодержавие?
      3. Запад и Восток в политике Ивана IV.

      1. Для более глубокого изучения темы можно повторить ранее пройденный материал, связывающий идею царской и ханской власти на Руси, и пояснить, почему централизованная Русь не сформировалась как прямая преемница Золотой Орды.

      Для ответа на этот вопрос нужно напомнить учащимся, что монголо-татары к этому времени приняли ислам и противостояли русским как народ и государство, чуждые по вере. Напротив, Византийская империя рассматривалась как пример православного государства, образец правильно организованного общества. К тому же ее гибель позволяла рассматривать ее опыт с позиции правопреемника, а не зависимого соседа-подражателя. Все это способствовало тому, что образы татарского хана и византийского императора как образцы для идеала высшей власти на Руси сливались. Московский царь был наследником обоих этих персонажей, территориально он оказывался преемником татарского хана, а семиотически (т. е. по смыслу исполняемых функций) — греческого императора. Благодаря последнему обстоятельству царь становился более значимой и священной фигурой, чем константинопольский патриарх.

      Вследствие этого устанавливался не только государственный суверенитет Московского государства, но и его духовный суверенитет по отношению к попавшему в зависимость от турок константинопольскому патриарху. Введение в России собственной патриаршей власти в конце XVI в. лишь завершило этот процесс. Москва стала настоящей наследницей императорской власти Византийской империи и опосредованно — Римской империи, священным государством, которому суждено, по православной традиции, существовать до Страшного суда. Теория «Москва — Третий Рим» явилась формой осмысления этой новой ситуации.

      В результате в процессе централизации Московское государство с середины XV в. стало формироваться не как национальное государство, а как империя — и по характеру самосознания, и по составу населения, в которое включались нерусские народы. В качестве империи Московское государство было признано и на Западе.

      Надо подчеркнуть, что период становления централизованного государства на Руси — это период высокого духовного, экономического и демографического подъема, когда население Руси удвоилось, стало уходить в прошлое подсечное земледелие, когда складывались кружки мыслителей, борьба которых способствовала созданию образа «московских Афин» как центра духовной жизни страны. Эта борьба, вылившаяся в столкновение «стяжателей» (Иосиф Волоцкий, архиепископ Геннадий) и «нестяжателей» (Нил Сорский, Максим Грек) — сторонников и противников монастырского землевладения, соединения церковной и светской власти в руках царя и их разделения, местной русской и вселенской традиции, «обрядоверия» и критического отношения ко всем текстам и обычаям, кроме того, что написано в Евангелии, привлекла внимание общества и заложила основы будущего раскола Русской православной церкви. Можно провести опрос на сравнение взглядов «стяжателей» и «нестяжателей».

      2. При обсуждении второго вопроса учитель останавливается на противоречивых тенденциях в политике московских царей. Для более глубокой трактовки темы можно упомянуть о том, что введение абсолютной власти великого князя еще не означало полного подчинения общества государству.

      Лишь после собора 1503 г., решившего конфликт в пользу «стяжателей» и монастырского землевладения и направившего внимание государства, которому не хватало свободных земель для испомещения дворян, на земли крестьянства и соседних стран, баланс сил между обществом и государством был нарушен, последнее стало сверх меры укреплять царскую власть, противопоставив ее обществу как целому. Государство узурпировало верховное право на землю, усилив свое сходство с Золотой Ордой. В соединении с верховной церковной властью царя это породило невиданное в истории Европы явление — самодержавие и его логическое следствие — опричнину.

      Опричнина была не столько войной царя и бояр-княжат, сколько войной самодержавия против народа. Парадоксальным образом эта война была санкционирована самим народом. Но если в Европе того времени монархи ориентируются на понятие «общественное благо», заимствованное из римского права, солидаризируются с интересами своих подданных, закрепляют права сословий, то Иван IV, играя на доверии народа, разворачивает борьбу против его прав, что приводит к гибели миллионов людей и запустению страны.

      Характеризуя правовое сознание, на котором было основано самодержавие, Л. Н. Гумилев писал, что московиты «стремились не к защите своих прав, которых у них не было, а к получению обязанностей, за несение которых полагалось «государево жалованье». При этом сословия различались не правами, а повинностями, между ними распределенными. Каждый был обязан или оборонять государство, или работать на государство, т. е. кормить тех, кто его обороняет. Были командиры, работники, не было граждан».

      Это были признаки не западной империи (по образцу Священной Римской империи), а восточной деспотии. Движение на Восток в области политики сопровождалось изменениями в области религии. Взамен экуменической версии православия, ориентированной на единство Церкви при сохранении автономии в языке богослужения, которую поддерживала Византия, Московское государство стало опираться на восточную версию христианства с ее местной замкнутостью, отделенностью от других христианских церквей, внедрением собственного языка как образцового языка богослужения.

      Со времени соборов 1547 и 1549 гг., Стоглавого собора в 1551 г., признавшего местночтимых святых общерусскими, и соборов 1553—1554 гг., выступивших против еретиков, идея вселенского характера Православной церкви была надолго (до времен Патриарха Никона) отброшена. Православная церковь стала идентифицироваться с Русской церковью. Этому активно способствовали «стяжатели» — игумен Волоколамского монастыря Иосиф Санин и два митрополита — Даниил и Макарий, соединившие представления о священстве и царстве, светской и духовной роли царя, империи и Церкви. В борьбе с ними погибли ученики Нила Сорского — Вассиан Патрикеев и Артемий, не верившие в «новых чудотворцев».

      3. При изложении третьего вопроса надо показать, что историческое движение от западных к восточным традициям проявилось не только в политической и церковной областях, но и в географическом положении страны, которая, теряя земли на Западе, стала стремительно приобретать их на Востоке. Для этого достаточно материала учебника. Движение России на Восток при этом должно рассматриваться учениками не только как географический, но и как символический акт, выражающий сущность внутриполитических тенденций исторического движения страны (становление самодержавия).

Категория: КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» | Добавил: tineydgers (14.08.2014)
Просмотров: 735 | Теги: учителю истории, история Отечества, методика преподавания истории, история России, дидактический материал к урокам ист | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0