Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 23.04.2024, 13:31:56
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Урок "Традиционная культура Московского государства"

   Главная задача урока — создать объемное представление об этой форме культуры: как о ее ограниченности, так и о значительных возможностях, которые она открывает перед человеком, о ее актуальном значении для современной России. Форма урока — лекция и опрос или беседа.

      В начале урока школьники должны вспомнить, какие деятели культуры составляют славу России. Пусть они расскажут о личных впечатлениях от «Троицы» Андрея Рублева, храмов Василия Блаженного и Вознесения в Коломенском, о старинных русских былинах и песнях. Можно задать вопрос о том, какие обычаи и обряды Православной церкви (ислама, буддизма и т. п. в зависимости от состава аудитории) производят на них наибольшее впечатление, очищают душу. Учащиеся должны понять, что традиция культуры представляет собой ценность, предмет благоговения.

План изложения нового материала

      1. Традиционализм как явление.
      2. Роль семьи в традиционном обществе.
      3. Традиционализм и модернизация.
      4. Диалог традиционалистских культур.
      5. Проявления традиционализма в науке, искусстве и литературе.

      План урока велик, поэтому для менее подготовленных учащихся можно ограничиться вопросами традиций в семейной жизни и культуре, а также соотношением традиционализма и модернизации, в более сильных классах можно провести два урока по этой теме.

      1. При изложении первого вопроса надо помочь учащимся вспомнить, что традиционализм обладает рядом особенностей по сравнению с господствующей ныне культурой. Его идеал находится в прошлом, а не в будущем. Для условий медленного развития, почти полного повторения из поколения в поколение одних и тех же способов деятельности это не является недостатком. Тем не менее об этом надо говорить, чтобы верно оценивать роль и место традиционных элементов культуры в современном мире. Материал для такой беседы имеется в учебнике.

      Особую роль в истории России играла традиционалистская реакция. Она была порождена стремлением защитить не столько традиционалистскую культуру, сколько сам принцип ориентации на прошлое в условиях, когда новое (например, в виде иностранных обычаев) все более активно входило в жизнь людей. В культуре возрождались не только верования и нормы эпохи первоначального христианства, но и языческие представления. Они постоянно существовали в народном христианстве в форме двоеверия, а в эпохи традиционалистской реакции могли активно влиять на культуру духовной элиты. Так сформировалось, в частности, «обрядоверие», языческая по сути своей вера во всемогущество правильно проведенного ритуала, которая была полностью усвоена старообрядцами и в значительной степени сохранилась в современном православии. Примеры манипулирования священными символами христианства как языческими идолами приведены в учебнике.

      2. При изложении второго вопроса учитель показывает, как народные обычаи влияли на формирование взаимоотношений между членами русской семьи. Развивая эту тему, можно связать деспотический характер власти главы большой семьи с абсолютным характером власти самодержца.

      Большая семья была порождением условий и образа жизни людей в старой России. Изменение этих условий в XIX и особенно в XX в. привело почти к полному ее устранению (хотя отношения между бабушками и внуками до сих пор воспроизводят прежние формы). Для всесторонней характеристики большесемейных отношений необходимо представлять себе не только их историческую обусловленность, но и историческую ограниченность, жесткость власти «большака» над женщинами, детьми и внуками. Эта сторона жизни большой семьи, сохранившаяся лишь в пережитках, нуждается в критике, материал для которой учитель найдет в учебнике. Можно задать учащимся вопрос о том, какие произведения русской литературы, критикующие большесемейные отношения, они знают.

      3. При изучении третьего вопроса следует обратить внимание на то, что модернизация в любой стране возможна лишь тогда, когда ценности упорного, систематического и честного труда, богатой обеспеченной жизни получают не только статус нормы жизни, но и божественную санкцию, связываются с идеей спасения души после смерти. В русской культуре, как показывает материал учебника, такая связь не сложилась, хотя повседневный труд (часто без праздников) был уделом большинства населения. Нищий, странник, юродивый по самому своему положению считались Божьими людьми, в то время как богатый крестьянин, заработавший право на благосостояние своими руками, такого статуса не имел. Представление о богатстве как Божьем благословении сложилось довольно поздно и не имело повсеместного распространения. Примеры такого рода имеются и в учебнике.

      4. Рассказ о диалоге православной культуры как господствующей в стране и других традиционалистских культур можно построить на разных примерах в зависимости от того, какая из конфессий наиболее распространена в данном регионе. В учебнике приведены примеры диалога православия и ислама как двух наиболее распространенных вероисповеданий. Это особенно важно потому, что исторически ислам считался главным врагом православия. Ведь и монголо-татары с XIV в., и турки, захватившие земли православной Византии, были мусульманами.

      Надо четко представлять себе и пояснить учащимся, что в рамках конфессиональных расхождений часто главную роль играет ритуальная сторона религиозной практики и внешние отличия в образе жизни людей, а не то, что человек другой религии на свой лад любит родину и семью, стремится к моральному совершенству. Православного может раздражать, что мусульманин устраивает праздник жертвоприношений (Курбан-байрам) во дни Великого поста, а мусульманина, что православный заходит в храм Божий, не сняв при этом обувь, что стены храма украшены иконами и фресками. В глазах друг друга тот и другой предстают святотатцами, забывшими заповеди Бога. Требуется большой опыт взаимного диалога и преодоления взаимного непонимания для того, чтобы увидеть в человеке другой конфессии родственную душу, чтобы понять, что все вероисповедания по-своему ищут дорогу к человеческому совершенству.

      5. При изложении пятого вопроса главное — создать у учащихся представление о том, какие рамки задавало православие для развития культуры. Для этого надо отделить привычное для школьников от непривычного: идеал познания и православный идеал духовно-нравственной чистоты; функциональность современной архитектуры, стремящейся быть удобной и полезной, и одухотворенность православной архитектуры и живописи, глубоко насыщенных религиозной символикой, которую нужно стремиться понять. Примеры такого рода символов приведены в учебнике. Учащиеся должны усвоить, что при помощи этих символов творцы прошлого умели воплощать в художественных формах вечные, нетленные человеческие чувства и устремления. Именно это способствовало тому, что произведения средневекового искусства не погибли в процессе модернизации, а были «переоткрыты» крупнейшими деятелями эпохи модернизма, такими, как И. Грабарь, которые сумели не только объяснить их красоту современникам, но и возродить ее, создав искусство реставрации.

Вопросы и задания к теме IV

      Охарактеризуйте территориальный и этнический состав Московского царства к концу XVI в.

      Можно ли говорить о Русском государстве как о сословно-представительной монархии? С какого времени? Если да, объясните почему.

      Охарактеризуйте сословное общество в Русском государстве XVI в. На конкретных примерах покажите изменения, происходившие в XVXVI вв. в русской традиционной культуре. Каково было соотношение этих изменений с влиянием других культур — европейской, восточной?

      «Литва и Москва в XIVXVI вв.» — составьте тезисный план на эту тему, покажите динамику и значение этих взаимоотношений.

      Объясните изменения в отношениях власти и общества на Руси, происходившие в XVXVI вв. Какие тенденции возобладали? Почему? Какое значение это имело?

      Абсолютизм — самодержавие — деспотизм: что общего? Чем различаются? Какое из этих понятий более точно характеризует царствование Ивана Грозного? Приведите примеры и сделайте выводы.

      Можно ли утверждать, что на Руси в конце XV — начале XVI в. имело место явление, которое можно было назвать Возрождением? Для ответа вспомните характерные черты западноевропейского Возрождения.

      На примере истории опричнины покажите соотношение объективных и субъективных факторов. Можно ли говорить, что она имела не только отрицательное, но и положительное воздействие?

Категория: КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» | Добавил: tineydgers (14.08.2014)
Просмотров: 581 | Теги: учителю истории, история Отечества, методика преподавания истории, история России, дидактический материал к урокам ист | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0