Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 22:42:54
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Человек на войне. Культура в годы Великой Отечественной войны

    Цель урока: показать характер изменений, произошедших в повседневной жизни различных слоев населения страны в годы войны; оценить вклад работников науки и культуры в победу над противником.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — повседневной жизни городского и сельского населения в военную пору;
      — мотивах и особенностях поведения человека в условиях военного времени;
      — особенностях пропагандистской и идеологической работы в годы войны;
      — причинах изменения отношения государства к церкви в годы войны;
      — отношении Русского зарубежья к войне между Германией и СССР;
      — развитии отечественной культуры в годы войны, помощи деятелей культуры фронту;
      — роли советской науки в обеспечении победы над врагом.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Организация работы тыла и повседневность военного времени.
      2. Человек на войне.
      3. Пропагандистская и идеологическая работа.
      4. Церковь на войне.
      5. Общественная поддержка СССР. Соотечественники в борьбе с фашизмом.
      6. Искусство — фронту!
      7. Военные будни и праздники культуры.
      8. Летопись утрат отечественной культуры.
      9. Оружие Победы.

Опорные знания

      Имена: назвать по два-три крупных представителя российской литературы, музыкального, театрального искусства, науки, техники и рассказать об их достижениях в годы войны.
      Понятия: фронтовые агитбригады, боевые сборники.

Работа с CD

      «История России. XX век» (§ 32).

Задания к иллюстрациям

      По книге «Россия. XX век: История страны в плакате»:
      На с. 137 посмотрите на плакат П. Соколова-Скали «России двинулись сыны...». Что должно было выражать это произведение? Для чего нужно было автору обращаться к творчеству А. С. Пушкина на плакате? Какое значение имело это для воинов Красной Армии?

Работа с документами

      Прочитайте документ. Какие еще данные об участии Русской православной церкви в оказании помощи фронту вам известны? Найдите дополнительную информацию об этом в Интернете.

ПИСЬМО ИЕРАРХОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. 15 ДЕКАБРЯ 1943 г.

      Верховному Главнокомандующему, маршалу Советского Союза Иосифу Виссарионовичу Сталину
      Прилагая воззвание к пастырям и верующим освобожденного Донбасса, а также приветственное обращение съезда районных благочинных по Сталинской (ныне Донецкая обл. — Сост.) области, уведомляем главу советского государства, что нами открыты банковские счета на прием пожертвований от церквей на постройку танковой колонны им. Дмитрия Донского, а также на госпитали Красного Креста. За короткий срок уже внесено более ста тысяч рублей. Кроме того, повсеместно церкви берут постоянное шефство над госпиталями, систематически прилагают свои труды по сбору продуктов, вещей, белья, по стирке белья и т. п.
      Заверяем Вас как Верховного Главнокомандующего, маршала Советского Союза, что наша помощь с каждым днем будет увеличиваться и патриотический порыв многотысячных верующих Донбасса усугубит общую уверенность в том, что силою оружия нашей непобедимой, овеянной мировой славой Красной Армии под Вашим блестящим командованием и с Божьей помощью враг наш будет окончательно разгромлен.

      Источник. — 1995. — № 2. — С. 131.

Основное содержание

      Война изменила течение повседневной жизни, в самые первые дни воцарилось «возбуждение и граничащее с легкостью чувство конца этой жизни. В первый миг совершающегося события показалось, что нужно куда-то ужасно спешить и что ничто уже не может быть по-прежнему. Потом оказалось, что многое пока по-прежнему».
      Важнейшим направлением работы стала организация тыловых госпиталей для лечения раненых и больных солдат и офицеров. Система отечественной военно-полевой медицины показала свою высочайшую эффективность. Для подготовки боевого резерва армии в октябре 1941 г. было введено обязательное военное обучение граждан в возрасте от 16 до 50 лет. Эта работа была организована через систему Всевобуча и охватила в годы войны около 10 млн человек.
      С началом войны вернулось нормированное снабжение. Уже 18 июля карточки на хлеб, мясо, жиры и другие основные продукты питания были введены в Москве и Ленинграде, к концу года на снабжение по карточкам перешел весь тыл, на государственном снабжении хлебом в 1942 г. находилось 62 млн человек.
      В колхозах вся тяжесть труда легла на женщин, детей и стариков. Резко сократилась численность трудоспособного крестьянского населения, особенно квалифицированных специалистов (удельный вес мужчин трудоспособного возраста в составе сельского населения составил в 1945 г. всего 8,3% по сравнению с довоенным уровнем в 21%). Техническая оснащенность сельского хозяйства резко снизилась.
      В быт военного времени возвратились, как казалось, уже забытые предметы и понятия времен «военного коммунизма» и Гражданской войны. Привычным атрибутом военного быта в условиях отсутствия парового отопления стала печка-буржуйка.
      В годы Великой Отечественной войны героизм на фронте и в тылу стал массовым явлением. Поступки, которые в иных условиях рассматривались бы как подвиг, оказались частью повседневной работы. Готовность людей военных профессий, отдававших себе отчет в уровне опасности предстоящего боя, идти на смерть стала главным проявлением подлинной храбрости и героизма. Но она опиралась на решимость подавляющего большинства граждан страны отдать для одоления врага все силы, и военные годы стали временем беспрецедентного единства и сплочения сил советского народа.
      Об открывшейся в эти дни в самих людях правде — свидетельство Д. С. Лихачева: «В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие — злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было. Все было настоящее. Разверзлись небеса, и в небесах был виден Бог».
      Агитационно-пропагандистская работа сыграла в этой войне роль, которая не знает исторических прецедентов. Она осуществлялась в условиях жесткой цензуры военного времени, все средства идеологического воздействия были мобилизованы для объединения всех ресурсов и усилий в борьбе против фашизма.
      Идея преемственности патриотических традиций отечественной истории была воплощена в учреждении в июле 1942 г. высших военных наград в честь великих русских полководцев.
      Помощь сражающемуся советскому народу приходила от соотечественников за границей, от русских деятелей культуры. Война повернула многих представителей эмиграции к мыслям о судьбах родной страны, и для многих патриотическая поддержка сражающихся с фашизмом соотечественников стала единственным возможным выбором.
      Основная масса работ первых военных лет — это небольшие зарисовки — свидетельства о жизни на фронте (О. Г. Верейский, Д. А. Шмаринов — серия «Не забудем, не простим!» и др.) и в тылу (А. Ф. Пахомов — серия «Ленинград в дни блокады»). В центре внимания — человек на войне. Известные художники начинают работать над образами героев — полководцев и солдат. У войны появляется свой народный литературный герой — Василий Теркин, созданный А. Т. Твардовским.
      На фронте давали концерты самые известные артисты и музыканты страны, туда выезжали бригады ведущих театров, камерные музыкальные коллективы, ансамбли песни и пляски, народного танца, группы цирковых артистов, представители эстрадных жанров. Во время войны появилась целая плеяда выдающихся эстрадных исполнителей.
      Организации и учреждения культуры развернули работу по эвакуации музейных коллекций, архивов и других культурных ценностей уже в первые дни войны. Драматический театр сосредоточился на пьесах патриотической тематики. Столицей военного кинопроизводства стала Алма-Ата, здесь на базе эвакуированных киностудий Москвы и Ленинграда была создана Центральная объединенная киностудия (ЦОКС).
      В ходе войны культура понесла тяжелые утраты. Музейные ценности целенаправленно вывозились немцами в Германию, здесь, в городе Линце, предполагалось за счет награбленных сокровищ создать музей мирового искусства, равных которому мир еще не знал. Реестр по утратам только 14 музеев, ряда библиотек и архивов, приведенный в 15 первых опубликованных к 2006 г. томах сводного каталога, определяет ущерб в 1 148 908 единиц хранения. Всего на территории СССР было уничтожено около 3 тыс. памятников архитектуры, разграблены или серьезно пострадали 427 музеев (на территории РСФСР вместе с Крымской АССР — 173 музея), 4 тыс. библиотек (погибло 115 млн изданий), архивы 19 областей. Особенно ожесточенно уничтожались и осквернялись мемориальные музеи, хранившие культурную память поколений.
      В новогоднюю ночь 1944 г. по радио впервые прозвучал новый государственный гимн, заменивший революционный Интернационал (музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана). Сам факт появления гимна, его текст и музыкальный строй отразили те направления в политико-идеологической работе, которые четко обозначились уже в предвоенные годы и утвердились в ходе войны, — патриотизм, объединение народов многонационального государства вокруг русского народа, руководство Сталина — продолжателя дела Ленина, уверенность в непобедимости армии, в грядущей Победе и славном будущем.

Методический комментарий

      Центральное место здесь следовало бы отвести вопросам мужества и героизма советских людей. Можно раскрыть их, отметив, что названные качества феномен не только советского общества, но и любой воюющей страны, включая и страны-агрессоры. Но, в отличие от них, мужество и героизм в СССР носили массовый характер. Следует также решительно пресечь попытки героизации изменников Родины (А. А. Власова и др.), включив в учебник обязательные сюжеты об истинных героях войны — героях фронта и тыла, партизанского движения и т. п.

Дополнительная литература

      Великая Отечественная война Советского Союза. 1941—1945. Краткая история. — М., 1984.
      Москва — Берлин. 1900—1950. Изобразительное искусство. Фотография. Архитектура. Театр. Литература. Музыка. Кино. Каталог выставки. — Берлин; М., 1995—1996.
      Новая российская энциклопедия. — М., 2003. — Т. 1. Россия.
      Одинцов М. И. Великая Отечественная война (1941—1945) и религиозные организации в СССР // Православная энциклопедия. — Т. VII.
      Пинегина Л. А. Художественная культура как фактор Великой Победы. 1941 — 1945. — М., 1997.
      Плакаты войны и Победы. 1941 —1945. — М., 2005.
      Родина. — 2005. — № 4.
      Россия — XX век (История страны в плакате) / Авт.-сост. Н. И. Бабурина. — М., 1993.
      Сенявская Е. С. 1941—1945. Фронтовое поколение: Историко-психологическое исследование. — М., 1995.
      Шкаровский М. В. Русская Православная церковь при Сталине и Хрущеве. — М., 2000.

Домашнее задание

      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 25, 46.
      Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX — начале XXI века, § 38, 39.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 597 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0