Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 16:21:54
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Февраль 1917 г.

   Цель урока: выяснить место и роль Февральской революции 1917 г. в истории России.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — предпосылках и особенностях Февральской революции 1917 г.;
      — различных точках зрения и оценках историков в отношении этих событий;
      — своеобразии расстановки политических сил в стране после свержения монархии;
      — содержании и причинах неудачи либеральной альтернативы после Февраля;
      — леворадикальной альтернативе, ее ведущих представителях, причинах радикализации общественных настроений в Петрограде летом — осенью 1917 г.;
      — причинах слабости и дезорганизованности правых сил весной — летом 1917 г.;
      — причинах и особенностях обострения национального вопроса в России после падения монархии.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Предпосылки и особенности революции.
      2. Своеобразие политической ситуации после падения монархии.
      3. Либеральная альтернатива.
      4. Леворадикальная альтернатива.
      5. Организация правых сил.
      6. Национальные проблемы.

Опорные знания

      Даты и события: 2 марта 1917 г. — отречение Николая II от престола, июнь 1917 г. — I Всероссийский Съезд Советов, август 1917 г. — выступление генерала Л. Г. Корнилова, 1 сентября 1917 г. — провозглашение России республикой.
      Имена: Николай II, великий князь Михаил, М. В. Родзянко, Г. Е. Львов, А. Ф. Керенский, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, В. М. Чернов, П. Н. Милюков, Л. Г. Корнилов.
      Понятия: революция, двоевластие, политический кризис.

Работа с CD

      «История России. XX век» (§ 12—13).

Работа с картой

      На карте покажите события на фронте в июне 1917 г. Дайте оценку наступлению русской армии. В чем вы видите причины ее неудачи в летнем наступлении?

Задания к иллюстрациям

      По учебнику А. О. Чубарьяна, А. А. Данилова, Е. И. Пивовара и др. «История России XX — начала XXI века»:
      На фото (с. 51) изображен М. В. Родзянко. Какие посты он занимал? Какую политическую позицию выражал в годы войны? Какую роль сыграл в Феврале 1917 г.?
      По фотографии на с. 53 сделайте вывод о возрасте и политических симпатиях изображенных на ней лиц.
      Посмотрите на фото на с. 55. Кому подражает Керенский на фото? В чем вы видите успех популярности главы Временного правительства? Чем он был вызван? Среди каких категорий населения эта популярность была наиболее ярко выражена?
      По учебнику Л. Н. Алексашкиной, А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «Россия и мир в XX — начале XXI века»:
      На с. 99 (с. 133) помещена фотография А. Ф. Керенского. Что вы знаете об этом человеке? Какое впечатление производит он на фотографии? Какие черты в его облике говорят о характере, политическом поведении?
      По книге «Россия. XX век: История страны в плакате»:
      Посмотрите на плакат «Памятка народной победы» (с. 36). Чему он посвящен? Кто изображен на нем как победитель монархии? Что на плакате изображено символом свободы и новой России? Из чего это видно?
      Дайте оценку особенностям плаката Б. М. Кустодиева «Заем свободы» (с. 37). Какие лозунги дня отражает плакат? К какому времени может быть отнесено его создание? Что свидетельствует на плакате о политической позиции самого автора плаката?

Работа с таблицами, схемами, диаграммами

      Составьте перечень важнейших событий в феврале — октябре 1917 г., расположите его в виде таблицы.

Работа с документами

      1) Как вы думаете, для чего нужно было избирать в Петросовет представителей воинских частей? Кем была высказана эта идея? Какие пункты документа свидетельствуют о формирующемся двоевластии? Какие из приведенных в документе изменений вы считаете наиболее важными и почему?

ПРИКАЗ № 1 ПЕТРОГРАДСКОГО СОВЕТА РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ ПО ГАРНИЗОНУ ПЕТРОГРАДСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА. 1 МАРТА 1917 г.

      ...Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:
      1) Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей.
      2) Во всех воинских частях, которые еще не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 сего марта.
      3) Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам.
      4) Приказы военной комиссии Государственной думы следует исполнять, за исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов.
      5) Всякого рода оружие, как-то: винтовки, пулеметы, бронированные автомобили и прочее должны находиться в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам даже по их требованиям.
      6) В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, но вне службы и строя в своей политической, общегражданской и частной жизни солдаты ни в чем не могут быть умалены в тех правах, коими пользуются все граждане. В частности, вставание во фронт и обязательное отдание чести вне службы отменяется.
      7) Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т. п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т. д.
      Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в частности, обращение к ним на «ты» воспрещается и о всяком нарушении сего, равно как и о всех недоразумениях между офицерами и солдатами, последние обязаны доводить до сведения ротных комитетов.
      Настоящий приказ прочесть во всех ротах, батальонах, полках, экипажах, батареях и прочих строевых и нестроевых командах.

      Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. — № 3. — 2 марта 1917 г. — С. 3.

      2) Чем было вызвано данное решение Временного правительства? К каким последствиям оно должно было привести?

О ПЕРЕДАЧЕ ХЛЕБА В РАСПОРЯЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА. 25 МАРТА 1917 г.

      ...1. Все количество хлеба, продовольственного и кормового урожая прошлых лет, 1916 г. и будущего урожая 1917 г., за вычетом запаса, установленного в статьях 3 и 4 и необходимого для продовольствия и хозяйственных нужд владельца, поступает, со времени взятия хлеба на учет... в распоряжение государства и может быть отчуждаемо лишь при посредстве государственных продовольственных органов...
      3. От отчуждения освобождается количество хлеба, необходимое для обсеменения полей, для прокормления производителя, его семьи и занятых в хозяйстве лиц, получающих от хозяина хлебное довольствие, а также хлеб для хозяйственных надобностей (прокормление скота)...
      5. Всякий владелец хлеба, не исключая и потребителя, обязан по первому требованию местного продовольственного органа объявить: а) количество и место хранения имеющихся у него запасов хлеба; б) число лиц, подлежащих прокормлению за счет его хозяйства, и в) количество имеющегося в его хозяйстве скота, а также десятин посева...
      6. Порядок и сроки сдачи хлеба устанавливаются местным продовольственным комитетом...
      8. Весь хлеб, за исключением поименованного в статьях 3 и 4, подлежит сдаче в установленные сроки (статья 6) местному продовольственному органу или его уполномоченному по твердой цене. В случае обнаружения скрытых хлебных запасов, таковые отчуждаются в пользу государства по половинной цене...
      21. У лиц, отказавшихся от добровольной сдачи хлеба, реквизиция производится на основании особой инструкции...

      Собрание узаконений и распоряжений правительства. — 1917. — № 85. — Ст. 487.

      3) Прочитайте и проанализируйте документ. Напишите сочинение на тему «Программа большевиков в апреле 1917 г.: сущность текущего момента и задачи развития революции».

НИКАКОЙ ПОДДЕРЖКИ ВРЕМЕННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ. ИЗ РАБОТЫ В. И. ЛЕНИНА «О ЗАДАЧАХ ПРОЛЕТАРИАТА В ДАННОЙ РЕВОЛЮЦИИ. АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ»

      ...2. Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, — ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства.
      Этот переход характеризуется, с одной стороны, максимумом легальности (Россия сейчас самая свободная страна в мире из всех воюющих стран), с другой стороны, отсутствием насилия над массами и, наконец, доверчиво-бессознательным отношением их к правительству капиталистов, худших врагов мира и социализма.
      Это своеобразие требует от нас умения приспособиться к особым условиям партийной работы в среде неслыханно широких, только что проснувшихся к политической жизни, масс пролетариата.
      3. Никакой поддержки Временному правительству, разъяснение полной лживости всех его обещаний, особенно относительно отказа от аннексий. Разоблачение, вместо недопустимого, сеющего иллюзии, «требования», чтобы это правительство, правительство капиталистов, перестало быть империалистским.
      4. Признание факта, что в большинстве Советов рабочих депутатов наша партия в меньшинстве, и пока в слабом меньшинстве, перед блоком всех мелкобуржуазных оппортунистических, поддавшихся влиянию буржуазии и проводящих ее влияние на пролетариат, элементов от народных социалистов, социалистов-революционеров до ОК (Чхеидзе, Церетели и пр.), Стеклова и пр. и пр.
      Разъяснение массам, что С.Р.Д. есть единственно возможная форма революционного правительства и что поэтому нашей задачей, пока это правительство поддается влиянию буржуазии, может явиться лишь терпеливое, систематическое, настойчивое, приспособляющееся особенно к практическим потребностям масс, разъяснение ошибок их тактики.
      Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок, проповедуя в то же время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов, чтобы массы опытом избавились от своих ошибок.
      5. Не парламентарная республика, — возвращение к ней от С.Р.Д. было бы шагом назад, — а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху.
      Устранение полиции, армии, чиновничества*.
      Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней платы хорошего рабочего.
      6. В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов.
      Конфискация всех помещичьих земель.
      Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения (в размере около 100 дес. до 300 по местным и прочим условиям и по определению местных учреждений) образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет.
      7. Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны С.Р.Д.
      8. Не «введение» социализма, как наша непосредственная задача, а переход тотчас лишь к контролю со стороны С.Р.Д. за общественным производством и распределением продуктов.

      Хрестоматия по истории КПСС. — М., 1966. — С. 122—123.

      4) Как оценивает в документе генерал Л. Г. Корнилов политическую ситуацию в стране? Какие перемены в армии он считает пагубными для России? Что он видит в числе первоочередных мер по наведению порядка? В чем, по вашему мнению, был прав и в чем не прав Л. Г. Корнилов?

ЕДИНСТВЕННЫМ ИСХОДОМ СЧИТАЮ УСТАНОВЛЕНИЕ ДИКТАТУРЫ. ИЗ ПРИКАЗА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО Л. Г. КОРНИЛОВА. 28 АВГУСТА 1917 г.

      Вступая на пост Верховного Главнокомандующего, я предъявил Временному правительству те условия, которые я считал необходимыми провести в жизнь для спасения армии и для ее оздоровления. Среди этих мероприятий было и введение смертной казни в тылу.
      Временное правительство принципиально мои предложения одобрило, и я вновь подтвердил их 14 августа на Государственном Совещании в Москве.
      Время было дорого, каждый потерянный день грозил роковыми последствиями, а между тем Временное правительство, с одной стороны, не решалось осуществить мои предложения, а с другой — допускало даже определенную критику их газетами и различными организациями. Одновременно с целью окончательного разложения армии была начата травля высшего командного состава. В то же время, по самым достоверным сведениям, в Петрограде готовилось вооруженное выступление большевиков. Имелись определенные указания на то, что они намерены захватить власть в свои руки хотя на несколько дней и объявить перемирие, сделать решительный и непоправимый шаг к заключению позорного сепаратного мира, а следовательно, погубить Россию. Что подобное намерение со стороны большевиков и некоторых безответственных организаций являлось вполне вероятным, подтверждается тем, что в составе их, как то с несомненностью доказано, имеется большое число предателей и шпионов, работающих в пользу Германии на немецкие же деньги.
      Видя бессилие Временного правительства и отсутствие у него решимости принять энергичные меры против лиц и организаций, определенно ведущих к гибели России, и дабы предотвратить катастрофу, я решил подтянуть к Петрограду 4 кавалерийские дивизии с тем, что если выступление большевиков действительно последует, то оно будет подавлено самыми решительными и крутыми мерами. С преступной работой изменников тыла необходимо покончить раз и навсегда.
      Решаясь на это, я лично не преследовал никаких честолюбивых замыслов и не желал принимать на себя всю тяжесть единоличной ответственности по управлению всей страной. Я хотел в согласии с целым рядом лиц, пользующихся общественным доверием, и с целым рядом общественных организаций, стремящихся к спасению России, дать при помощи этих же видных общественных деятелей сильную власть России, способную спасти ее от гибели и позора. Я лишь считал необходимым вступление мое как Верховного Главнокомандующего в состав Нового Правительства.
      ...24-го августа ко мне в Ставку прибыл Управляющий Военным Министерством г. Савинков, который привез проект мероприятий Временного правительства, составленный на основании предъявленных мною требований, и заявил мне, что хотя эти мероприятия правительство и намеревается провести в ближайшие дни, но вместе с тем оно сильно опасается, что это вызовет выступление в Петрограде и сильное противодействие со стороны безответственных организаций. Одновременно г. Савинков сообщил мне, что Временное правительство, в ожидании выступления большевиков, не уверено в своих силах и просит меня предоставить в его распоряжение кавалерийский корпус, который надлежит подвести к Петрограду. Правительство же, со своей стороны, предполагало, по получении сведений о сосредоточении вышеуказанного корпуса, немедленно объявить Петроград на военном положении.
      Пожелание Временного правительства, переданное мне через г. Савинкова, вполне соответствовало принятому уже мною решению, а потому я отдал в тот же день распоряжение, необходимое для подавления возможного восстания в Петрограде.
      25 августа ко мне в Ставку прибыл член Государственной думы, бывший Обер-Прокурор Св. Синода Владимир Львов, который от имени министра-председателя Керенского предложил мне высказать ему свой взгляд на 3 варианта организации власти, намеченные Керенским: 1) уход А. Ф. Керенского из состава правительства; 2) участие А. Ф. Керенского в составе правительства; 3) предложение мне принять диктатуру с объявлением таковой нынешним Временным правительством. Я ответил, что единственным исходом считаю установление диктатуры и объявление всей страны на военном положении. Под диктатурой я подразумевал диктатуру не единоличную, так как указывал на необходимость участия в правительстве Керенского и Савинкова. Принимая это решение, я во всеуслышание заявлял, что определенно считал и считаю полную невозможность возврата к старому и задача Нового Правительства должна сводиться единственно к спасению России и гражданских свобод, завоеванных переворотом 27 февраля. 26 августа вечером я вновь обменялся телеграммами с министром-председателем Керенским, который спросил меня, подтверждаю ли я то, что мною сказано Львову. Не допуская мысли, что посланец Временного правительства мог исказить смысл моего с ним разговора, я ответил, что вполне подтверждаю и вновь прошу Керенского и Савинкова прибыть в Ставку, так как при оставлении их в Петрограде я не в силах буду отвечать за их безопасность. Министр-председатель на это мне ответил, что выехать в Ставку 26-го он не может, а выезжает 27-го. Таким образом, до вечера 26-го, как видно из всего вышеизложенного, мои действия и решения шли в полном согласии с Временным правительством, и я имел полное основание считать, что министр-председатель и Управляющий Военным Министерством не ведут двойной игры. Утро 27-го показало обратное. Я получил телеграмму министра-председателя, коей указывалось, что я должен немедленно сдать должность Верховного Главнокомандующего моему начальнику штаба, а сам немедленно выехать в Петроград. Начальник штаба от принятия должности отказался. Я также счел невозможным сдать ее до полного выяснения обстановки. В течение дня 27-го я беспрерывно вел переговоры по телеграфу с Управляющим Военным Министерством Савинковым, из которых выяснил, что министр-председатель и сам Савинков не только отказываются от сделанных мне предложений, но даже отрицают самый факт таковых.
      Принимая во внимание, что при создавшейся обстановке дальнейшие колебания смертельно опасны и что предварительно отданные распоряжения отменить уже поздно, я, сознавая всю ответственность, решил не сдавать должность Верховного Главнокомандующего с тем, чтобы спасти Родину от неминуемой гибели, а русский народ от немецкого рабства. В этом моем решении меня поддерживали Главнокомандующие фронтами, и я убежден, что вместе со мною пойдут также все честные защитники нашей многострадальной Родины. Правда и справедливость на нашей стороне...

      Корниловские дни. — Пг., 1917. — С. 109—114.

Основное содержание

      Открытое противостояние политической оппозиции и правительства началось летом 1915 г. К этому имелось множество предпосылок. К их числу, как минимум, можно отнести, во-первых, богатый опыт политической борьбы первой русской революции. Во-вторых, высокую степень консолидации противников самодержавия и взаимодействия всех партий через широкую сеть масонских лож и общественных организаций, находящихся под их влиянием (например, Союз земств и городов (Земгор), Центральный военно-промышленный комитет и др.). В-третьих, распространение неуверенности, апатии, соглашательских настроений внутри самой власти, включая правительство, Госсовет, армейское командование и даже некоторых родственников царя. В-четвертых, непредсказуемость и крайнюю противоречивость политики (например, назначения на должности) Николая II, которую большинство склонно было связывать с влиянием Григория Распутина и других «темных сил».
      Октябристов, прогрессистов, кадетов, националистов, входивших в «Прогрессивный блок», объединяло требование создания «Министерства общественного доверия», что означало бы «единение со всей страной правительства, пользующегося ее полным доверием». Характерно, что даже правый националист граф В. А. Бобринский требовал с трибуны Думы «проявления патриотического скептицизма ко всему, что предъявит правительство». Таким образом, был объявлен главный мотив борьбы с властью — патриотический, во имя спасения Отечества и победы в войне.
      Появление «Прогрессивного блока» стало началом последнего кризиса самодержавия. Внутри самого правительства уже в августе образовалась группа из восьми министров во главе с А. В. Кривошеиным, которая считала, что игнорировать требования блока по демократизации управления страной нельзя.
      На внутренний кризис в России все большее воздействие начинают оказывать внешнеполитические факторы. Речь прежде всего идет о нарастающем беспокойстве союзников, связанном со слухами о попытках Германии установить связи с русским двором по вопросу о сепаратном мире. Эти слухи входили в резонанс с фактами получения писем императрицы от ее германских родственников еще весной 1915 г., ее демонстративно сочувственного отношения к немецким пленным и т. д. В этом же русле лежал факт ареста военного министра В. А. Сухомлинова в связи с обвинениями в измене. Все это заметно снизило доверие союзников к официальной власти в России и усилило их интерес к либеральной оппозиции во главе с Милюковым.
      Достигший к концу 1916 г. своего апогея политический кризис все-таки не в полной мере отражал всю степень взрывоопасности общего положения в стране. Более того, если политическая борьба в «верхах» общества в целом носила организованный характер, а значит, давала надежду на управляемость, то ситуация в экономике была к этому времени на грани полного хаоса, а поведение народных масс вообще уже начинало выходить из-под контроля.
      С начала войны в армию было мобилизовано 15,8 млн человек, что составило около 40% всего мужского трудоспособного населения. В деревне возник дефицит рабочей силы. Учитывая экстенсивный характер сельского хозяйства страны, отвлечение от него такой массы людей и содержание их за счет общества привело к сокращению общего объема производства. Однако возникшая в результате этого нехватка продовольствия в значительной степени компенсировалась за счет прекращения экспорта зерна. Кроме того, остаток хлеба от прошлых урожаев в 1916 г. составил около 200 млн пудов.
      Значит, причины возникшего к концу 1916 г. продовольственного кризиса нужно искать не столько в сфере производства, сколько в области снабжения фронта и тыла. А за это прямую ответственность несет правительство.
      Самостоятельным источником роста недовольства простого народа стали последствия ведущейся войны. Около 1,7 млн солдат было убито, почти 4 млн демобилизовано по инвалидности и столько же оказалось в плену или пропало без вести.
      Армия стала своего рода гигантской общественной организацией, которая тесно сплотила представителей рабочих и крестьян на основе уравнительного уклада воинской общины в сочетании с общинными крестьянскими традициями. Революционность солдат, в свою очередь, становилась фактором тыловых настроений.
      Мировая война с предельной для всех очевидностью продемонстрировала взаимное отчуждение власти и народа. В этих условиях отречение Николая II становилось неизбежным.
      Действовавший закон о престолонаследии однозначно определял наследником только сына царя. Получалось, что Николай, передавая престол брату, отрекся не только за себя, но и за своего наследника, что делало манифест об отречении фиктивным. Таким образом, правовая преемственность от самодержавия к вновь формирующейся власти нарушалась, любое новое правительство, пришедшее на смену царскому, должно было найти себе правовое обоснование, в противном случае оно являлось бы самозваным. Последняя надежда сохранить хотя бы видимость правопреемственности и не допустить разгула революционной стихии связывалась с решением Михаила принять на себя ответственность за судьбу монархии. Однако днем 3 марта Михаил провозгласил свой отказ принять трон и призвал «всех граждан Державы Российской подчиниться Временному Правительству... впредь до того, как... Учредительное Собрание своим решением об образе правления выразит волю народа». Таким образом, манифест об отречении Николая II от престола 2 марта привел не просто к падению самодержавия, но и к ликвидации монархического строя вообще. Власть же правительства, возникшего на осколках монархии, пришлось обосновывать не законами, а происшедшей революцией и считать ее временной.
      Гибель монархии в феврале — марте 1917 г. ознаменовала собой начало единого процесса революции, этапами которого стали события лета и осени 1917 г., включая Октябрьское вооруженное восстание, подготовленное большевиками. Эта революция стала стихийным ответом народа на объективный кризис всей государственной системы России и субъективную неспособность правящего класса обеспечить России то место в мире, которое было бы достойно всей ее предыдущей истории и потенциалу.
      Начавшуюся в феврале 1917 г. революцию следует рассматривать как общенациональную, обусловленную всем ходом российской истории и являющуюся ее закономерным продолжением. Главной ее задачей было устранение внутренних и внешних препятствий для исторического развития, создание такого порядка отношений в обществе, который был бы способен обеспечить защиту от всяческих посягательств на принадлежащие народу жизненные ресурсы и организовать эффективное их использование.

Методический комментарий

      В учебнике следует отдельным блоком, разделом, выделить события 1914—1922 гг. как период общенационального кризиса в России. Здесь необходимо отметить, что первые две группы противоречий оказались в 1914—1917 гг. дополнены третьей группой противоречий, связанных с начавшейся войной. Именно они в конечном счете предопределили грядущую Великую российскую революцию. Обозначив ее в учебнике именно таким образом, при описании конкретных событий следовало бы, как представляется, больше внимания уделить ее сравнению (в тех случаях, когда это очевидно) с Великой французской революцией. В числе описываемых здесь главных проблем надо обозначить следующие. Одна или две революции имели место в 1917 г.? Следует ли считать Февраль революцией, а Октябрь переворотом, или наоборот? Какой характер носила революция 1917 г.? Когда и почему этот характер изменился? Какие альтернативы развития страны существовали после Февраля? В чем причина неудачи реформаторской альтернативы? Под влиянием каких процессов происходило усиление право- и леворадикальной альтернативы? В чем причины победы большевиков в Октябре?

Дополнительная литература

      Булдаков В. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. — М., 1997.
      Октябрь 1917: величайшее событие века или социальная катастрофа? — М., 1991.
      Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия. — М., 1996.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 10, 11.
      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 8, 9.
      Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX — начале XXI века, § 21—22.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 889 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0