Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 09:24:08
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Культурная революция. Человек и коллектив, культура и власть в предвоенное десятилетие

    Цель урока: выявить объективную природу изменений в социальной структуре и культурно-духовной сфере жизни советского общества в 1930-е гг.; показать место и роль культурной революции в модернизационных процессах 1930-х гг.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — становлении новой социальной сферы в СССР в 20—30-е гг.;
      — особенностях организации досуга населения в 30-е гг.;
      — формировании поколения «строителей социализма»;
      — месте и роли образования и идеологии в советском обществе 30-х гг.;
      — разработке и реализации государственной научно-технической политики в 30-е гг.;
      — основных достижениях развития науки и техники в предвоенные годы;
      — формировании нового характера взаимоотношений власти и интеллигенции
в 30-е гг.;
      — политике ВКП(б) и Советского государства в отношении государства и церкви в 30-е гг.;
      — утверждении в советском искусстве принципа социалистического реализма.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Социальная сфера: образы и реальность повседневной жизни.
      2. «Мы будем петь и смеяться, как дети, среди упорной борьбы и труда...». Организация досуга.
      3. «Когда страна быть прикажет героем...». Человек «в буднях великих строек».
      4. Образование и идеология.
      5. «Страна ученых». Наука и техника в 30-е гг.
      6. Интеллигенция и власть.
      7. Религиозная жизнь в годы гонений.
      8. «Искусство исторического оптимизма».

Опорные знания

      Даты и события: 1930 г. — введение всеобщего обязательного начального образования, 1937 г. — переход к обязательному семилетнему образованию.
      Имена: назвать по два-три крупных представителя советской литературы, музыкального, театрального искусства, науки, техники и рассказать об их достижениях.
      Понятия: культурная революция, ликвидация неграмотности, социалистический реализм.

Работа с CD

      «История России. XX век» (§ 29).

Задания к иллюстрациям

      По учебнику Л. Н. Алексашкиной, А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «Россия и мир в XX — начале XXI века»:
      Посмотрите на фото на с. 150 (с. 200). Что хотел выразить архитектор Г. Бархин таким решением проекта главного павильона ВСХВ? Какие еще проекты вам напоминает этот архитектурный ансамбль?
      По фото на с. 158 (с. 209) дайте оценку кампании по сдаче и изъятию церковных и культурных ценностей. К каким последствиям это привело?
      По фотографии на с. 172 (с. 228) попробуйте найти общее и особенное в художественном и архитектурном оформлении павильонов СССР и Германии на выставке в Париже.
      По книге «Россия. XX век: История страны в плакате»:
      На с. 112 помещен плакат Л. и С. Лисицких «Кто славен и знатен в Стране Социализма». Кто на нем изображен? Кому эти образы противопоставлены?
      Посмотрите на плакат П. Караченцова на с. 117. Какие проявления счастливой жизни советских людей видны на плакате? Какому событию, по вашему мнению, посвящен этот плакат? После какого другого крупного события в жизни страны он создан?
      На плакате Г. Клуциса «Культурно жить — производительно работать» (с. 119) показаны атрибуты «культурной жизни» советского человека того времени. Какие? В какой мере они отражали реалии повседневной жизни большинства населения страны?
      На плакате А. Дейнеки (с. 122) отражены задачи массового физкультурного движения в стране. В чем это выражено? Какие фрагменты плаката указывают на военно-прикладное значение спортивно-массовой подготовки?

Работа с таблицами, схемами, диаграммами

      Сведите в таблицу данные об известных вам деятелях культуры 1930-х гг. по направлениям их деятельности.

Работа с документами

      1) Прочитайте документы 1 и 2. В каких ошибках упрекает автор документа № 1 писателя? Зная содержание пьесы «Бег», подумайте, какие именно сюжеты имел в виду П. М. Керженцев. Согласны ли вы с его оценками? Как объясняет свою позицию М. А. Булгаков? В чем он видит главную причину запрета его произведений? На какую реакцию властей он рассчитывает, судя по письму? Почему, в отличие от других, ему так и не было дано разрешение покинуть СССР?

О ПЬЕСЕ М. А. БУЛГАКОВА «БЕГ». ИЗ ЗАПИСКИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО АГИТПРОПА ЦК ВКП(б) П. М. КЕРЖЕНЦЕВА В ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б). ЯНВАРЬ 1929 г.

      Политическое значение пьесы.
      1. Булгаков, описывая центральный этап белогвардейского движения, искажает классовую сущность белогвардейщины и весь смысл гражданской войны. Борьба добровольческой армии с большевиками изображается как рыцарский подвиг доблестных генералов и офицеров, причем совсем обходит социальные корни белогвардейщины и ее классовые лозунги.
      2. Пьеса ставит своей задачей реабилитировать и возвеличить художественными приемами и методами театра вождей и участников белого движения и вызвать к ним симпатии и сострадание зрителей. Булгаков не дает материала для понимания наших классовых врагов, а, напротив, затушевывал их классовую сущность, стремился вызвать искренние симпатии зрителя к героям пьесы.
      3. В связи с этой задачей автор изображает красных дикими зверями и не жалеет самых ярких красок для восхваления Врангеля и др. генералов. Все вожди белого движения даны как большие герои, талантливые стратеги, благородные, смелые люди, способные к самопожертвованию, подвигу и пр.
      4. Постановка «Бега» в театре, где уже идут «Дни Турбиных» (и одновременно с однотипным «Багровым островом»), означает укрепление в Художественном театре той группы, которая борется против революционного репертуара, и сдачу позиций, завоеванных театром постановкой «Бронепоезда» (и, вероятно, «Блокады»). Для всей театральной политики это было бы шагом назад и поводом к отрыву одного из сильных наших театров от рабочего зрителя. Как известно, профсоюзы отказались покупать спектакли «Багрового острова» как пьесы, чуждой пролетариату. Постановка «Бега» создала бы такой же разрыв с рабочим зрителем и у Художественного театра. Такая изоляция лучших театров от рабочего зрителя политически крайне вредна и срывает всю нашу театральную линию.
      Художественный совет Главреперткома (в составе нескольких десятков человек) единодушно высказался против этой пьесы.
      Необходимо воспретить пьесу «Бег» к постановке и предложить театру прекратить всякую предварительную работу над ней (беседы, читка, изучение ролей и пр.).

      Источник. — 1996. — № 5. — С. 110—114.

ВСЕ МОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДО ОНОГО ПОДВЕРГАЛИСЬ ЗАПРЕЩЕНИЮ. ИЗ ЗАЯВЛЕНИЯ ПИСАТЕЛЯ М. А. БУЛГАКОВА ЧЛЕНУ КОЛЛЕГИИ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ, НАЧАЛЬНИКУ ГЛАВИСКУССТВА А. И. СВИДЕРСКОМУ. 30 ИЮЛЯ 1929 г.

      В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературой в СССР. За этот срок я, ни разу не выезжая за пределы СССР (в Большой Советской Энциклопедии помещено в статье обо мне неверное сведение о том, что я якобы одно время был в Берлине), написал ряд сатирических повестей, а затем четыре пьесы, из которых три шли при неоднократных цензурных исправлениях, запрещениях их и возобновлениях на сценах государственных театров в Москве, а четвертая — «Бег» была запрещена в процессе работы над нею в Московском Художественном театре и света не увидала вовсе.
      Теперь мне стало известно, что и остальные три к представлению запрещаются.
      Таким образом, в наступающем сезоне ни одна из них, в том числе и любимая моя работа «Дни Турбиных», больше существовать не будут.
      Я должен сказать, что в то время, как мои произведения стали поступать в печать, а впоследствии на сцену, все они до одного подвергались в тех или иных комбинациях или сочетаниях запрещению, а сатирическая повесть «Собачье сердце», кроме того, изъята у меня при обыске в 1926 году представителями Государственного Политического Управления.
      По мере того, как я писал, критика стала обращать на меня внимание и я столкнулся со страшным и знаменательным явлением.
      Нигде и никогда в прессе в СССР я не получил ни одного одобрительного отзыва о моих работах, за исключением одного быстро и бесследно исчезнувшего газетного отзыва в начале моей деятельности, да еще Вашего и А. М. Горького отзывов о пьесе «Бег».
      Ни одного. Напротив: по мере того, как имя мое становилось известным в СССР, пресса по отношению ко мне становилась все хуже и страшнее.
      Обо мне писали как о проводнике вредных и ложных идей, как о представителе мещанства, произведения мои получали убийственные и оскорбительные характеристики, слышались непрерывные в течение всех лет моей работы призывы к снятию и запрещению моих вещей, звучала открытая даже брань.
      Вся пресса направлена была к тому, чтобы прекратить мою писательскую работу, и усилия ее увенчались к концу десятилетия полным успехом: с удушающей документальной ясностью я могу сказать, что я не в силах больше существовать как писатель в СССР.
      После постановки «Дней Турбиных» я просил разрешения вместе с моей женой на короткий срок уехать за границу и получил отказ.
      Я просил о возвращении взятых у меня при обыске моих дневников — получил отказ.
      Теперь мое положение стало ясным: ни одна строка моих произведений не пройдет в печать, ни одна пьеса не будет играться, работать в атмосфере полной безнадежности я не могу, за моим писательским уничтожением идет материальное разорение, полное и несомненное.
      И вот я со всею убедительностью прошу Вас направить правительству СССР мое заявление:
      Я прошу правительство СССР обратить внимание на мое невыносимое положение и разрешить мне выехать вместе с моей женой Любовью Евгеньевной Булгаковой за границу на тот срок, который будет мне нужным.

      Источник. — 1996. — № 5. — С. 115.

      2) В чем вы видите причины постановки вопроса о необходимости перехода ко всеобщему обязательному начальному образованию? Ставилась ли раньше такая задача в России? Почему эта проблема не была решена в России раньше? В каких странах к 1930 г. существовало всеобщее обязательное начальное образование? Почему надобность в такой постановке вопроса возникла именно в 1930 г.? Напишите эссе на тему «Советская школа в 1930-е гг.».

О ВСЕОБЩЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НАЧАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ. ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК ВКП(б). 25 ИЮЛЯ 1930 г.

      Развитие социалистического строительства и связанные с этим огромные задачи по подготовке кадров, ликвидации культурно-технической отсталости и коммунистическому воспитанию широких масс требуют скорейшего проведения всеобщего обязательного начального обучения как важнейшей предпосылки дальнейшего развития культурной революции.
      Успешное осуществление всеобщего обязательного обучения «будет величайшей победой не только на культурном, но и на политическом и хозяйственном фронтах» (Сталин).
      ЦК признает необходимым:
      1. Ввести с 1930/31 года повсеместное всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—9—10 лет с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/32 г.
      Ввести с 1930/31 года обязательное обучение переростков (от 11 до 15 лет, не прошедших курса начальной школы) на основе ускоренных форм обучения: 2-годичные и 1-годичные школы-курсы.
      Приступить с 1930/31 г. к введению всеобщего обязательного обучения в объеме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательность обучения в школе-семилетке для кончающих в этом году начальную школу (I ступень).
      Обратить особое внимание на развертывание фабрично-заводских семилеток.
      Усилить развертывание школ колхозной молодежи (как дневных, так и вечерних) с таким расчетом, чтобы к концу пятилетки охватить ими основную массу колхозной молодежи.
      2. Для обеспечения осуществления всеобщего начального обучения наряду со значительным увеличением бюджетных ассигнований всемерно привлечь к финансированию всеобщего обучения, а также к строительству, ремонту и оборудованию начальных школ хозяйственные, профсоюзные, кооперативные и др. общественные организации, а также инициативу широких масс (в порядке соцсоревнования, специальных отчислений, поступлений от культурных гектаров коллективных запашек, помощи шефов, бесплатного трудового участия и проч.).
      При расходовании средств на школьное строительство иметь в виду первоочередное удовлетворение нужд основных индустриальных районов, рабочих центров и районов сплошной коллективизации, а также всех культурно отсталых национальных районов.
      3. В целях обеспечения школ всеобщего обучения необходимыми педкадрами:
      а) Срочно развернуть сеть и контингенты пединститутов, педтехникумов, а также специальных педагогических курсов и прочих форм подготовки педагогов.
      б) Учитывая растущие новые задачи, возлагаемые на учительство, значительно улучшить материальное положение педкадров начального обучения. Обеспечить для учителей сельской школы нормы рабочего снабжения.
      в) Обратить особое внимание на марксистско-ленинскую подготовку и политехническую квалификацию педкадров.
      Принять меры по усилению коммунистического и рабочего ядра среди педагогических кадров. Предложить ЦК комсомола в течение 3-х лет выделять и направлять в порядке мобилизации ежегодно не менее 20 000 членов ВЛКСМ для работы в школах всеобщего обучения и для комплектования педучебных заведений.
      4. В целях обеспечения действительной доступности школы, повышения качества обучения и решительной борьбы с второгодничеством и отсевами в начальной школе значительно усилить с 1930/31 г. материальную помощь (в виде бесплатного снабжения учебными пособиями, обувью, одеждой, питанием, транспортом и проч.) учащимся, детям менее обеспеченных рабочих, батраков и бедноты путем увеличения бюджетных ассигнований на эту помощь, привлечения средств от общественных организаций, а также за счет средств от специально для этого образуемых фондов в порядке, устанавливаемом СНК Союза. Одновременно с этим широко развернуть в порядке культпоходов практику подготовительных групп и занятий до поступления в школу для детей рабочих, батрачества и деревенской бедноты.

      КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — М., 1984. — Т. 5. — С. 473—476.

Основное содержание

      Для решения в кратчайшие сроки грандиозной задачи «построения социализма в одной отдельно взятой стране» была необходима мобилизация всех человеческих возможностей.
      Роль механизма такой мобилизации отводилась идеологии, а ее ресурсами стали образование, наука и культура.
      Формирование «нового человека» для потребностей «нового общества» было признано приоритетной государственной задачей.
      Для этого была предпринята масштабная перестройка всех сфер общественной жизни, получившая название культурной революции.
      Ее целью было закрепить перемены в сознании людей, утвердить безоговорочную веру в социалистические идеалы, в правильность и необратимость избранного пути. Необходимо было повысить образовательный уровень граждан «страны победившего социализма», добиться всеобщей грамотности и сформировать новую, советскую интеллигенцию для обеспечения кадрами развернувшегося в стране социалистического строительства. Ставилась задача сделать достижения культуры доступными для массового читателя, зрителя, слушателя. При этом осуществлялся жесткий идеологический отбор художественных произведений, они должны были отвечать поставленным воспитательным задачам.
      В годы первой пятилетки набирал силу процесс урбанизации. В город хлынул поток молодежи из деревни, городское население составило, по данным переписи 1939 г., 56 млн человек (всего — 170,6 млн человек). Более половины горожан проживали в крупных и средних городах (свыше 50 тыс. человек), в составе городского населения преобладали группы молодых возрастов. Между тем ударные стройки требовали новых рабочих рук.
      Социальная структура населения стала меняться в направлении роста численности промышленных рабочих (10 млн к концу первой пятилетки против 4 млн в 1928 г.), общая численность рабочего класса к началу войны превысила 25 млн человек.
      В условиях нараставшей нехватки продуктов питания и товаров повседневного спроса была вновь введена распределительная система.
      Для пополнения бюджета индустриализации в целях закупки за границей новой техники была организована беспрецедентная в мировой практике продажа за границу художественных ценностей, продолжавшая в больших масштабах опыт первых лет советской власти.
      Другим источником дополнительного привлечения средств для финансирования индустриализации стали государственные займы.
      Механизмы мобилизационной экономики возвращали в повседневную жизнь многие черты аскетического быта первых послереволюционных лет.
      Развитие коллективных форм досуга — отличительная черта повседневной жизни эпохи первых пятилеток. Жизнь между «бесправным прошлым» и «светлым будущим» заставляла рассматривать трудное настоящее как временное явление в жизни первого поколения строителей социализма.
      «Фронту» социалистического строительства требовался современный герой. Героизация революционного прошлого находит продолжение в героизации труда на стройках социализма.
      Литература выполняла социальный заказ на героизацию повседневного труда, но и в жизни подвигу отводилось свое особое место. Картина мира нового советского человека соединяла миф и реальность: представлявшееся чудесным и невероятным вчера на глазах превращалось в действительность.
      Другой формой мобилизации людей на защиту социалистических завоеваний в мирное время стали кампании солидарности с братьями по классу — рабочими зарубежных стран, намного превысившие по размаху акции 1920-х гг.
      Такие акции поддерживали в людях уверенность в правильности избранного пути — опоры на собственные силы в условиях враждебного капиталистического окружения. Мобилизационная экономика опиралась на мобилизационное сознание, а такой менталитет в условиях, когда мировая революция отодвигалась в неопределенное будущее, мог сформироваться только в условиях ощущения человеком постоянной угрозы — реальной и мнимой, внешней и внутренней.
      В начале 1930-х гг. на волне кампаний по раскулачиванию в деревне и борьбе с «вредителями» на производстве в стране стала сгущаться атмосфера подозрительности.
      Относительно свободные поездки деятелей культуры за рубеж к середине 1930-х гг. прекратились. За границу отправлялись почти исключительно официальные делегации с задачей пропаганды позиций СССР.
      Пропаганда работала на идею, что советскому человеку по плечу любые свершения.
      К середине 1930-х гг. в СССР сложилась система образования, которая в основных чертах просуществовала около полувека. От ориентации преимущественно на трудовое обучение, приведшей к неприемлемому снижению уровня школьных знаний, решено было отказаться в пользу «школы учебы» с идеологическим содержанием.
      На рубеже 1930-х гг. была реализована установка государства на идеологизацию науки. Научные результаты должны были работать на идеологии правящей партии, которая «в обмен» обеспечивала поддержку ученых и исследований на значимых для мобилизационной экономики направлениях.
      Курс на укрепление обороноспособности страны определял основные направления науки и производства в годы второй и третьей пятилеток.
      Кампания «поиска врагов» и борьбы с «агентами иностранных разведок» не обошла стороной науку. Поводом для репрессий могли стать технические неудачи, неизбежные при испытаниях новых образцов, или неполучение планируемых заранее исследовательских результатов, их трансформировали в политические обвинения.
      Первый Съезд писателей СССР (1934) стал вехой в организации взаимодействия творческой интеллигенции и власти. Он открыл дорогу оформлению в масштабах страны объединений представителей творческих профессий в сфере культуры — архитекторов, художников, музыкантов, театральных деятелей, кинематографистов.
      Всем работникам культуры предписывалось следовать определенным государством установкам, руководствоваться в творческой деятельности идейными подходами, отвечавшими политическому курсу правящей партии. Принцип партийности литературы и искусства должен был опираться на метод социалистического реализма.
      Утверждение единообразия в сфере художественного творчества стимулировало целенаправленную борьбу с «отклонениями». Она развернулась в рамках дискуссий о «формализме» в литературе, музыке, архитектуре, театре и кино.
      Зрелищные искусства призваны были поддерживать атмосферу оптимизма и энтузиазма. В организации созвучных настроениям эпохи идеальных пространств решающая роль отводилась архитектуре. 30-е гг. стали эпохой архитектурных символов, они отражали идею сакрализации власти и величия государственного начала.
      Рубеж 1920-х гг. стал периодом нагнетания религиозной нетерпимости и новых гонений на религию. Антирелигиозная волна накрыла все без исключения конфессии, постановление «О религиозных объединениях» (апрель 1929 г.) ставило религиозные организации под прямой государственный контроль.
      Несмотря на жесточайшие гонения и активную пропаганду атеизма, большинство населения страны осталось верующим. Об этом свидетельствуют данные «дефектной» переписи 1937 г., ставшие достоянием гласности лишь в годы перестройки. Верующих среди граждан старше 16 лет оказалось 56,7% от числа ответивших на вопрос об отношении к религии (80% опрошенных, остальные ответа не дали), т. е. более 55 млн человек открыто заявили о своей вере в Бога.
      Оптимистический настрой соответствовал воспитательным задачам, решение которых возлагалось на образование, литературу и искусство. В результате родилась идеологизированная массовая культура. В предвоенное десятилетие формируются ценности и мировоззрение советского человека, в жизнь вступает первое выросшее при советской власти поколение. В канун войны целенаправленное внимание уделяется воспитанию патриотизма на примерах из исторического прошлого и героического настоящего страны. В условиях роста военной опасности получил дальнейшее развитие курс на обращение к историческому самосознанию народа, к русской военной и политической традиции. Он стал важнейшим ресурсом подготовки к будущей войне.
      Важнейшим критерием официального признания стала патриотическая тональность художественных произведений.

Методический комментарий

      Главное пожелание здесь связано с тем, что необходимо показать закономерность изменений, происходивших в духовной сфере. Без этого было невозможно добиться системного и комплексного реформирования общества. Кроме того, следовало бы показать, что усиление роли государства в этой сфере также выражало общий вектор изменений, происходивших в стране. К тому же оно было в большей степени именно здесь дополнено идеологической окраской.

Дополнительная литература

      Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи. — Бремен; СПб., 1994.
      Базунов Б. А. Спорт: XX век: Хроника отечественного и мирового спорта. — М., 2001.
      Вишневский А. Демография сталинской эпохи // Население и общество. Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. — 2003. — № 70 (март — апрель).
      Лебина Н. Б. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки. — СПб., 2006.
      Малинина Т. Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. — М., 2005.
      Москва — Берлин. Изобразительное искусство. Фотография. Архитектура. Театр. Литература. Музыка. Кино. — Берлин; М., 1995—1996.
      Новая российская энциклопедия. — М., 2003. — Т. 1. Россия.
      Осипов Ю. С. Академия наук в истории Российского государства. — М., 1999.
      Ройтенберг О. О. Неужели кто-то вспомнил, что мы были... Из истории художественной жизни. 1925—1935. — М., 2004.
      Российский иллюзион. — М., 2003.
      Русские писатели XX века. Биографический словарь. — М., 2000.
      Русский драматический театр. Энциклопедия. — М., 2001.
      Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. — М., 2000.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 21, 22.
      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 45.
      Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX — начале XXI века, § 32.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 1281 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0