Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 01:50:25
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Новая экономическая политика

      Цель урока: показать различные точки зрения на причины и содержание новой экономической политики; выработать у учащихся представление о внутренних причинах неустойчивости нэповской модели развития.

Планируемые результаты:

      Учащиеся узнают о:
      — причинах перехода к новой экономической политике;
      — основных направлениях нэпа и его политическом значении;
      — особенностях организации промышленности в годы нэпа;
      — стремлении власти в рамках нэпа добиться единства экономического пространства с помощью финансовой реформы;
      — предпосылках и сущности кризисов нэпа;
      — противоречиях индустриализации и предпосылках свертывания нэпа.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Преодоление последствий военного коммунизма в сельском хозяйстве.
      2. Организация промышленности в условиях нэпа.
      3. Проблемы единства экономики. Рынок. Финансы.
      4. Кризисы нэпа.
      5. Противоречия индустриализации и предпосылки свертывания нэпа.

Опорные знания

      Даты и события: декабрь 1920 г. — начало массовых выступлений населения в Центральной России, 1—18 марта 1921 г. — Кронштадтское восстание.
      Имена: В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, М. Н. Тухачевский, А. С. Антонов.
      Понятия: продразверстка, продналог.

Работа с CD

      «История России. XX век» (§ 20).

Работа с картой

      По карте покажите очаги движений против советской власти после окончания Гражданской войны.

Задания к иллюстрациям

      По учебнику Л. Н. Алексашкиной, А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «Россия и мир в XX — начале XXI века»:
      На с. 139 (с. 186) посмотрите на рисунок В. Степанова. Что такое Моссельпром? Какие идеи, на ваш взгляд, выражает эта картина?
      По книге «Россия. XX век: История страны в плакате»:
      Посмотрите на плакат «Идите в коммунистическую партию!» (с. 65). Что он должен был символизировать? В какой мере этот сюжет согласовывался с реальным положением дел в обществе? Приведите примеры из школьного курса.
      Сравните плакаты И. Симакова (с. 80) и Д. Мора (с. 81). Какому событию они посвящены? Что в них общего и различного?
      Проведите сравнительный анализ плакатов М. Черемных (с. 82), М. Ушакова-Поскочина (с. 83), А. Сопожникова (с. 84), И. Шульпина (с. 85). Почему в них звучит главным призывом укрепление союза рабочих и крестьян? Какие проблемы и противоречия в развитии нэпа отражает плакат на с. 84?

Работа с таблицами, схемами, диаграммами

      Отразите в виде графического материала (таблицы, схемы) основные направления новой экономической политики.

Работа с документами

      1) Найдите в литературе информацию о Союзе трудового крестьянства. Что это за организация? Кто входил в ее состав? Чьи интересы она выражала? В каком регионе страны она была создана и с какой целью? Чем вы можете объяснить появление такой организации и требований, приведенных в документе, уже после окончания Гражданской войны на основной территории страны? Чем требования Союза отличались от курса, проводимого большевиками?

ПРОГРАММА СОЮЗА ТРУДОВОГО КРЕСТЬЯНСТВА. ДЕКАБРЬ 1920 г.

      Союз трудового крестьянства своей первой задачей ставит свержение власти коммунистов-большевиков, доведших страну до нищеты, гибели и позора, для уничтожения этой ненавистной власти и ее порядка. Союз, организуя добровольческие партизанские отряды, ведет вооруженную борьбу, преследуя нижеследующие цели:
      1. Политическое равенство всех граждан, не разделяя на классы.
      2. Прекращение гражданской войны и установление мирной жизни.
      3. Всемерное содействие установлению прочного мира со всеми иностранными державами.
      4. Созыв Учредительного собрания по принципу равного всеобщего прямого и тайного голосования, не предрешая его воли в выборе установления политического строя, с сохранением права за избирателями отзыва представителей, не выполняющих воли народа.
      5. Впредь, до созыва Учредительного собрания, установление временной власти на местах и в центре на выборных началах союзами и партиями, участвовавшими в борьбе с коммунистами...
      6. Свобода слова, печати, совести, союзов и собраний.
      7. Проведение в жизнь закона о социализации земли в полном его объеме, принятого и утвержденного бывшим Учредительным собранием.
      8. Удовлетворение предметами первой необходимости, в первую очередь продовольствием, населения города и деревни через кооперативы.
      9. Регулирование цен на труд и продукты производства фабрик и заводов, находящихся в ведении государства.
      10. Частичная денационализация фабрик и заводов, крупная промышленность, каменноугольная и металлургическая должны находиться в руках государства.
      11. Рабочий контроль и государственный надзор над производством.
      12. Допущение русского и иностранного капитала для восстановления хозяйственной и экономической жизни страны.
      13. Немедленное восстановление политических и торгово-экономических сношений с иностранными державами.
      14. Свободное самоопределение народностей, населяющих бывшую Российскую империю.
      15. Открытие широкого государственного кредита для восстановления мелких сельских хозяйств.
      16. Свободное производство кустарной промышленности.
      17. Свободное преподавание в школе и обязательное всеобщее обучение грамоте.
      18. Организованные и действующие ныне партизанские добровольческие отряды не должны быть распускаемы до созыва Учредительного собрания и разрешения им вопроса о постоянной армии.

Тамбовский губернский комитет Союза трудового крестьянства

      Крестьянское движение в Тамбовской губернии в 1920—1921 гг. Антоновщина: Документы и материалы. — Тамбов, 1994. — С. 80.

      2) Найдите в документе пункты, принятые в интересах всех категорий крестьянства. Какие пункты приняты в интересах беднейших крестьян? С какой целью? Как называют авторы документа производителей товарного хлеба? Вспомните по материалам курса 9 класса, как эту категорию крестьян называли в официальных документах конца 1920-х гг. Напишите краткое сочинение по выбранному вами самостоятельно аспекту темы «Замена продразверстки продналогом».

О ЗАМЕНЕ РАЗВЕРСТКИ НАТУРАЛЬНЫМ НАЛОГОМ. ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ X СЪЕЗДА РКП(б). 1921 г.

      1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств разверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража заменяется натуральным налогом.
      2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчисляема так, чтобы покрыть минимальные необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения...
      3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и фактического наличия скота в нем.
      4. Налог должен иметь прогрессивный характер: процент отчисления от хозяйств середняков и маломощных хозяев, для хозяйств городских рабочих и т. п. должен быть пониженным.
      Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.
      Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога либо в порядке понижения ставок налога, либо в порядке частичного освобождения от налога...
      7. Сумма причитающихся к сдаче по налогу продуктов исчисляется по сельским объединениям (обществам). В пределах сельского объединения налог раскладывается между хозяевами, по их решению, согласно общим нормам, предусмотренным п. 3.
      8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у землевладельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства.

      Антология мировой политической мысли: Политические документы. — М., 1997. — Т. V. — С. 265—266.

Основное содержание

      Начало новой экономической политики в сельском хозяйстве было положено весной 1921 г. провозглашением в резолюции X съезда РКП(б), а затем и в декрете ВЦИК РСФСР от 21 марта отмены государственной хлебной монополии и продразверстки как способа ее осуществления. Государство с этого момента объявило себя собственником не всего произведенного зерна, а только его определенной части, отчуждаемой в форме фиксированного натурального налога. Остальное количество хлеба оставалось в полном и бесспорном распоряжении крестьянина-производителя, и он мог его либо продать (обменять), либо оставить для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления.
      Центральным звеном аграрной политики начала 20-х гг. явилась разработка и принятие Земельного кодекса РСФСР и целой серии подзаконных актов. После тщательной разработки Земельный кодекс был принят сессией ВЦИК и с 1 декабря 1922 г. введен в действие. Кодекс подтверждал отмену «навсегда» права частной собственности на землю и объявлял все земли собственностью «рабоче-крестьянского государства». Закреплялся принцип свободы выбора форм землепользования: подворная, хуторская, общинная, артельная — «как решено будет в отдельных селениях и поселках». Кодекс прекращал дальнейшее «поравнение» земель между волостями и селениями, закрепляя за земельными обществами то количество земли, которое находилось в фактическом трудовом пользовании. Переделы земли разрешались не ранее трехкратного севооборота, или 9 лет. Кодекс разрешал аренду земли, но при этом оговаривалось, что допускается лишь трудовая аренда, т. е. запрещалась аренда такого количества земли, которое арендатор не мог обработать силами своего хозяйства. Земельный кодекс допускал применение вспомогательного наемного труда в крестьянских хозяйствах в рамках строгого соблюдения законов об охране и нормировании труда.
      Принципом нэпа являлась выраженная классовая направленность налоговой политики в деревне. Это приводило к неоправданному расширению налоговых льгот для малоимущих слоев крестьянского населения, вплоть до полного освобождения от налогов при посеве не более 1 десятины на хозяйство.
      Применялись строгие меры административного воздействия, аресты, судебные преследования за неуплату налога и т. п.
      В 1921 г. происходил поиск форм сочетания национализированной промышленности с рынком. Либерализация централизованной распределительной экономической системы, сложившейся в период военного коммунизма, была связана лишь с частичной легализацией рыночных отношений. Переход к нэпу в промышленности имел целью сохранить государственный сектор хозяйствования, прежде всего национализированную промышленность, с тем чтобы она, применяясь к условиям рынка, завоевала решительное господство. В основе экономической идеологии 20-х гг. сохранялась концепция единого хозяйственного плана восстановления народного хозяйства, принятая IX съездом РКП(б) в разгар военного коммунизма — задолго до того, когда были выработаны принципы нэпа.
      Переход к нэпу вовсе не означал отказа от отраслевого принципа управления производством. Скорее, это была попытка развития связей предприятий по горизонтали хозяйственных районов при сохранении централизма по вертикали главков.
      Переход к нэпу не менял установки на развитие единого государственного планирования. Изначально, наряду с ростом хозяйственной самостоятельности регионов, предусматривалось укрепление плановых механизмов. 5 июля 1921 г. вышло постановление СНК о порядке сдачи в аренду государственных предприятий. Но аренда в годы нэпа не получила широкого распространения.
      Еще в рамках политики «военного коммунизма» большевики не раз задумывались над проблемой привлечения иностранных инвестиций для развития производства и обновления основного капитала. Основные принципы были сформулированы в Декрете СНК «О концессиях» от 23 ноября 1920 г.: предоставление торговых преимуществ и крупных заказов в случае применения технических усовершенствований, продолжительные сроки концессий, гарантии правительства РСФСР по недопустимости конфискации и национализации вложенного имущества. Но концессионер обладал правами не собственности, а только владения и пользования. По истечении срока договора основной капитал безвозмездно или за вознаграждение переходил к правительству РСФСР.
      Постановление СТО от 12 августа 1921 г. положило начало процессу снятия наиболее крупных и технически оборудованных предприятий с государственного бюджета и образованию трестов, которые рассматривались как основная хозрасчетная форма реализации государственной собственности.
      Очередным шагом по развитию госрегулирования промышленности в условиях рынка стало создание синдикатов с целью преодоления разрозненных выступлений на рынке отдельных трестов одной отрасли, чтобы предотвратить острую конкурентную борьбу между ними.
      В начале нэпа на привлечение частного капитала было рассчитано создание акционерных обществ. Политическому руководству они казались меньшим злом, чем концессии и аренда.
      Для всего периода нэпа характерен непрерывный рост занятости при одновременном росте безработицы.
      Партия стала на позиции государственного регулирования капитализма, причем последний воспринимался уже не как один из укладов хозяйственного строя, а как целостная, хотя и противоречивая система.
      «Твердый бюджет» и конвертируемую валюту можно считать высшими достижениями финансовой политики первых лет нэпа.
      Нэп сам по себе был огромным политическим кризисом формирующейся системы государственного абсолютизма и состоял из цепи локальных кризисов, но в их ряду события 1923 г. заняли особое место. Так называемый кризис сбыта осени 1923 г. проявился как системный, став отправной точкой перехода нэпа в новую стадию создания всеобъемлющей системы государственного управления экономикой. Кризис дал толчок первым шагам, направленным на свертывание рынка и развитие административных методов.
      Существует условное разделение истории 20-х гг. на восстановительный и реконструктивный периоды — до и после XIV съезда ВКП(б). К этому времени было восстановлено около 4 тыс. предприятий крупной промышленности, возведены новые объекты.
      Свертывание нэпа произошло лишь после того, как властью были испробованы практически все возможные варианты действий по обеспечению устойчивого и эффективного индустриального развития.

Методический комментарий

      Отражая историю разработки и реализации новой экономической политики, следует отметить, что в данном случае В. И. Ленин вслед за Л. Бланом и П.-Ж. Прудоном шел по пути создания рыночной модели социализма. Но, в отличие от них, он не ограничился лишь теоретическими конструкциями. Это был очевидный отход от доктрины большевизма, что повлекло за собой нараставшее недовольство в самой политической элите, в рядах «правоверных» большевиков.
      Следует, видимо, в какой-то мере раскрыть тезис о том, что для большевиков это была не просто вынужденная, но и временная мера, способная гарантировать выход из острого политического и социально-экономического кризиса конца 1920 — начала 1921 г. Таким образом, это был вопрос сохранения власти.
      В то же время по мере реализации нэпа была предпринята попытка создания «бюрократического рынка», где роль государства носила исключительный характер в определении не только направлений экономической политики, но и ценообразования, обеспечения сырьем и т. п. В связи с этим целесообразно подчеркнуть, что это был опыт создания первой в мире модели регулируемой государством рыночной системы. Этот опыт оказался востребован на Западе уже через несколько лет, в условиях экономической депрессии. Однако именно из-за того, что это был первый опыт подобного рода, он и был несовершенен.
      Главная задача нэпа состояла в том, чтобы обеспечить решение задачи быстрого индустриального рывка советской экономики, построения основ индустриального общества в СССР. Однако решить ее не удалось. История нэпа — это история кратковременных успехов и затяжных кризисов новой экономической модели. С помощью нэпа так и не удалось обеспечить бесперебойный канал снабжения хлебом и сырьем городов, армии, промышленности России. Экономические рычаги не работали. Индустриализация требовала ежегодных капиталовложений во много раз больше, чем мог дать нэп. Это и определило главным образом его судьбу. Нэп не «сломали», а он «сломался» под тяжестью стоявших перед ним задач. Следует также показать влияние депрессии и мирового кризиса на нэп.

Дополнительная литература

      Горинов М. М. НЭП: поиски путей развития. — М., 1990.
      Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии: 1920—1930-е годы. — СПб., 1999.
      Лубянка. Сталин и ВЧК — ГПУ — ОГПУ — НКВД. Январь 1922 — декабрь 1936. — М., 2003.
      Медушевский А. Н. Проекты аграрных реформ в России. XVIII — начало XXI века. — М., 2005.
      Никонов В. Молотов: Молодость. — М., 2005.
      НЭП: взгляд со стороны. — М., 1991.
      Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия. — М., 1996.
      Россия нэповская. — М., 2002.
      Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. — М., 1996.
      Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2 т. — М., 1997.
      Тепцов Н. В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20—30-х гг. — М., 1990.
      Цакунов С. В. В лабиринте доктрины: из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е годы. — М., 1994.
      Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917—1928 гг.). — СПб., 1997.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 16.
      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 13.
      Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX — начале XXI века, § 28.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 759 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0