Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 08:18:47
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Под нацистской оккупацией

    Цель урока: показать сущность нацистских планов в отношении будущего народов СССР; дать оценку оккупационного режима, установленного на занятых врагом территориях, и масштабов потерь от него; оценить масштабы и особенности партизанского движения; выявить специфику коллаборационизма на оккупированных территориях СССР.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — нацистских планах в отношении будущего территории и населения СССР;
      — сущности и особенностях нацистского оккупационного режима на территории СССР;
      — масштабах и особенностях холокоста на оккупированных советских территориях;
      — масштабах и специфике партизанского движения в СССР, его роли в достижении Победы;
      — коллаборационизме и его особенностях на оккупированных советских территориях.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Нацистские планы в отношении будущего СССР.
      2. Сущность и особенности нацистского оккупационного режима на территории СССР.
      3. Холокост на оккупированных советских территориях.
      3. Партизанское движение и его роль в достижении Победы.
      4. Коллаборационизм и его особенности на оккупированных территориях СССР.

Опорные знания

      Понятия: партизанское движение, подполье, холокост, коллаборационизм.

Работа с картой

      Покажите на карте территорию, оккупированную врагом в 1941—1944 гг.
      Какие территории СССР удалось освободить в 1941, 1942, 1943, 1944 гг.?
      Покажите города СССР, в которых действовало активное антифашистское подполье.

Задания к иллюстрациям

      По книге «Россия. XX век: История страны в плакате»:
      Кто изображен на плакате П. Горелова «Слава героям-партизанам, разрушающим фашистский тыл!»? Какие действия партизан показаны художником?
      Кто изображен на плакате Д. Шмаринова (с. 145)? Какие категории воинов Красной Армии особенно эмоционально реагировали на такие плакаты?
      По учебнику А. О. Чубарьяна, А. А. Данилова, Е. И. Пивовара и др. «История России XX — начала XXI века»:
      Проанализируйте фото на с. 147. Составьте рассказ от лица заключенного детского лагеря смерти.
      Какие районы страны были охвачены партизанским движением в тылу врага? Используя фото на с. 148, расскажите о деятельности партизанских отрядов.

Работа с документами

      Как оценивает глава Центрального штаба партизанского движения П. К. Пономаренко усилия партизан в борьбе с захватчиками? Какие лозунги немцы пытались использовать при формировании специальных подразделений для борьбы с партизанами? В каких районах СССР было наиболее успешным формирование таких отрядов? Что предлагал противопоставить этим действиям глава Центрального штаба партизанского движения?

ЗАПИСКА НАЧАЛЬНИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО ШТАБА ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ П. К. ПОНОМАРЕНКО. 18 АВГУСТА 1942 г.

      Товарищу Сталину И. В.
      Немцы используют все средства, чтобы привлечь к борьбе с партизанами население оккупированных областей, создавая из них воинские части, карательные и полицейские отряды. Этим они хотят достигнуть того, чтобы партизаны увязли в борьбе не с немцами, а с формированиями из местного населения, вывести из боев с партизанами свои части для посылки на фронт. Кроме формирования частей и соединений для борьбы с партизанами и охраны железных дорог, немцы начали создавать крупные формирования, предназначенные, очевидно, для действий против Красной Армии. В Литве сформирован литовский корпус. В Белоруссии формируется белорусский корпус.
      На Украине делаются попытки формирования добровольческой русско-украинской армии.
      Вокруг формирований идет бешеная националистическая пропаганда. На Украине местные формирования идут под лозунгом «Незалежная Украина», в Белоруссии — «Освобождение Белоруссии от насильственной русификации», в Литве — «Независимость Литвы», в Крыму — «Крым для татар».
      Этому сопутствует разжигание национальной розни, антисемитизма. Крымские татары, например, получили сады, виноградники, табачные плантации, отобранные у русских, греков и т. д.
      В формирования идут остатки разбитого кулачества и другие антисоветские элементы. Многие местные жители, часть красноармейцев, оставшихся в окружении, и пленных загнаны туда голодом и угрозой расстрела.
      Вступившим в формирования обещается хорошее материальное обеспечение, создание всяческих льгот и привилегий для их семей. Эти привилегии немцы стремятся предоставить: нарезают лучшую землю, иногда раздают награбленное добро, выдают хлебный паек семьям и т. д.
      В самих формированиях развязываются по немецкой системе низменные зверские инстинкты, разрешено грабить, насиловать и убивать, чтобы создать какую-то заинтересованность, привязать людей к себе. В эти формирования, благодаря такой свободе действий, устремились уголовные, бандитские элементы.
      Большинство состоящих в формированиях обмундированы в русскую форму с отличительными знаками. Наиболее верный контингент обмундирован в немецкую форму и часть — в румынскую форму.
      Устойчивость этих формирований невысокая. Имеется много случаев, когда при первых же столкновениях с партизанами полицейские и каратели разбегались и частично переходили на сторону партизан. У солдат литовского корпуса после того, как немцы вывезли почти все ценности, хлеб и скот в Германию и стали облавами набирать литовских добровольцев в малочисленный корпус, настроение резко изменилось и они стали разбегаться из корпуса...
      В Витебской области из многих отрядов полицейские перешли на сторону партизан. Интересно заметить, что другими полицейскими отрядами посылались в партизанские отряды старухи и дети для выяснения, что делают партизаны с перешедшими полицейскими. После того как выяснялось, что перешедшие не расстреляны, начинался переход полицейских к партизанам и из других отрядов.
      Это показывает, что имеются серьезные условия и возможности для разложения создаваемых немцами формирований из нашего населения.
      Для этого необходимо заслать специально подготовленных наших людей из числа находящихся в тылу в формирования, изготовить специально печатные материалы, направленные к людям, состоящим в этих формированиях. Распространять эти материалы не разбросом с самолетов, а через специальных людей, при этом нужно избежать шаблонного призыва вступать всем в партизанские отряды, так как партизаны не могут этих людей всех принимать в отряды во избежание засорения. Может быть, им рекомендовать сдавать партизанским отрядам оружие и расходиться по домам, укрываться, обещав им неприкосновенность со стороны партизан. В противном случае — смерть.
      Считал бы целесообразным обсуждение этого вопроса в ЦК ВКП(б) или на Совете Политического Управления с тем, чтобы были даны по этому вопросу принципиальные указания.

      Источник. — 1995. — № 2. — С. 113.

Основное содержание

      Начиная войну против Советского Союза, руководство нацистской Германии рассматривало ее как тотальную войну на уничтожение, принципиально отличающуюся от военных кампаний на Западе.
      Тотальная война на Востоке имела своей целью уничтожение государственности нашей страны, физическое истребление одной части советских граждан и порабощение другой.
      Экономические ресурсы Советского Союза должны были быть поставлены на службу Германии, а советская территория постепенно заселена немецкими колонистами.
      Прямым следствием этих планов стало установление на захваченных германскими войсками территориях жесточайшего оккупационного режима.
      Перед началом боевых действий против Советского Союза были созданы айнзатцгруппы — оперативные группы Главного управления имперской безопасности.
      Задачей этих групп являлось уничтожение «враждебных элементов», прежде всего коммунистов, евреев и цыган.
      В нарушение международных законов и обычаев войны командованием вермахта были заранее спланированы мероприятия по созданию в лагерях для советских военнопленных невыносимых для жизни условий.
      Массовая гибель военнопленных красноармейцев, по мнению нацистского руководства, должна была подорвать «биологическую силу» русского народа. Одновременно рядом приказов военнослужащие вермахта были освобождены от уголовной ответственности за преступления против мирного населения.
      Соображения тактического плана обусловили дифференцированный характер нацистской истребительной политики на оккупированных советских землях. Руководство Третьего рейха надеялось воспользоваться национальной неоднородностью СССР и антисоветскими настроениями определенной части населения.
      Первыми жертвами нацистского оккупационного режима, как правило, становились евреи. Вступление немецких подразделений в крупные населенные пункты ознаменовывалось еврейскими погромами, активное участие в которых принимали местные националисты.
      Не менее масштабной стала трагедия советских военнопленных. Они уничтожались в ходе «чисток» лагерей айнзатцгруппами, их убивали во время пеших маршей по дороге в лагеря, они умирали от голода, жажды и холода. Наравне с красноармейцами в лагеря для военнопленных оккупанты загоняли местных жителей призывного возраста.
      В полном соответствии с разработанными перед войной планами нацисты начали хищническую эксплуатацию захваченных территорий. Население облагалось всевозможными налогами, сгонялось на тяжелые принудительные работы, за которые к тому же практически не платили. Для нужд немецких войск реквизировались скот и продукты питания; продукты питания также вывозились в Германию.
      Открытие новых предприятий немного облегчило экономическое положение населения. Вместе с тем зарплата, выдаваемая рабочим, была ничтожной по сравнению с ценами на продовольствие и продукты первой необходимости. Хорошо оплачиваемые места в местной администрации занимали люди, лояльные оккупантам; многие из них, пользуясь бедственным положением населения, также занимались спекуляцией продовольствием.
      Жестокость оккупационного режима стала причиной широкого распространения советского партизанского движения. Партизанские отряды начали организовываться партийными органами, НКВД и военной разведкой уже летом 1941 г.; преступления нацистов обеспечивали советским партизанам поддержку населения.
      Поскольку немецких подразделений полиции и СС было недостаточно для борьбы с партизанами, оккупанты пошли на создание коллаборационистских формирований из советских граждан.
      Итог нацистского господства на советских землях был поистине ужасающим. Войска Красной Армии находили освобожденные районы в буквальном смысле обезлюдевшими. Повсюду были сожженные деревни, полуразрушенные города, могилы.
      Нацистская политика «выжженной земли» не смогла спасти Третий рейх от неминуемого поражения, однако ее результатом стала полуголодная жизнь в СССР первых послевоенных лет.
      Людские потери оказались гораздо страшнее материальных. Из 70 млн оказавшихся под властью нацистов советских граждан выжил лишь каждый пятый. Около 7,5 млн человек было расстреляно и сожжено, 2,1 млн умерло на принудительных работах в Германии, более 4 млн — на оккупированных территориях от голода и отсутствия медицинской помощи. Кроме того, нацистами было уничтожено около 3 млн советских военнопленных.
      Более страшной трагедии наша страна не знала за всю свою многовековую историю.

Методический комментарий

      Следует обозначить также проблему коллаборационизма, показав принципиальные черты отличия этого явления в СССР от аналогичных явлений в покоренных Гитлером странах Европы, а также причины его появления в советском обществе военной поры.
      Более общая проблема взаимоотношений во время войны между властью и обществом заслуживает правильной расстановки акцентов. Центральное направление в ней — это показ роли государства в объединении всех сил, средств, ресурсов для борьбы с врагом. В то же время нельзя забывать о том, что война высвободила огромную творческую и душевную силу советского человека, дала ему возможность проявить свой талант и лучшие человеческие качества на поле боя и в тылу.
      Репрессии военной поры могут быть показаны не только как продолжение политической линии довоенного времени, но и как необходимое средство борьбы с мародерством и паникерством, средство укрепления трудовой и исполнительской дисциплины. При этом важно подчеркнуть, что суровые законы военного времени действовали во всех воюющих странах с равной степенью жесткости. Конечно, в ряду этих мер есть и такие факты, которые я бы не стал комментировать в тексте учебника, показав лишь их неоправданный и жестокий характер (к примеру, Катынь).
      Особой осторожности и сдержанности требует отражение вопроса о депортации народов Кавказа и других регионов в годы войны. Это слишком болезненный до сегодняшнего дня вопрос для живущих, чтобы не осудить эти меры Сталина, описав тем не менее мотивы, которыми он руководствовался при этом.
      В той части урока, где речь пойдет о значении Победы, ее итогах и цене, следует сделать главный акцент именно на значении и величии Победы.

Дополнительная литература

      Великая Отечественная война. 1941—1945: Военно-исторические очерки. В 4 кн. — М., 1998—1999.
      Война 1939—1945: два подхода. — М., 1995.
      Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны: Очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны. — М., 1995.
      Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах. — М., 1993.
      Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М., 1990.
      Мировые войны XX века. В 4 т. — М., 2002.
      Самсонов A. M. Вторая мировая война. — М., 1989.
      Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. — М., 1996.
      Уткин А. И. Вторая мировая война. — М., 2002.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 26.
      Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX — начале XXI века, § 37.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 679 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0