Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 23.04.2024, 11:44:27
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Политическое развитие страны в 1920-е гг.

      Цель урока: показать направленность и динамику политического развития страны в 1921 —1929 гг., выявить объективные и субъективные причины усиления политической централизации.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — истоках и содержании кризиса правящей коммунистической партии в годы нэпа;
      — причинах обострения борьбы за лидерство в партийном руководстве;
      — причинах и последствиях возрастания роли партаппарата и номенклатуры;
      — предпосылках, значении и политических последствиях разгрома внутрипартийной оппозиции в ВКП(б);
      — установлении политического централизма в партии и государстве.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Кризис правящей партии.
      2. Борьба за лидерство.
      3. Партаппарат и номенклатура.
      4. Разгром оппозиции.
      5. Торжество политического централизма.

Опорные знания

      Даты и события: 1921 г. — принятие на X съезде РКП(б) резолюции «О единстве партии», 30 декабря 1922 г. — образование СССР.
      Имена: В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, И. В. Сталин.
      Понятия: политический режим, политическая система, оппозиция, авторитаризм, однопартийная система.

Работа с CD

      «История России. XX век» (§ 21).

Задания к иллюстрациям

      По учебнику Л. Н. Алексашкиной, А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «Россия и мир в XX — начале XXI века»:
      На с. 117 (с. 156) изображено политическое руководство страны через несколько месяцев после октября 1917 г. Кого вы знаете из этих людей? Какие посты они занимали в руководстве страны в то время?
      На с. 143 (с. 190) помещена фотография Л. Д. Троцкого. Какие посты он занимал в то время? Что вы о нем знаете? Почему он считался вторым человеком в большевистском руководстве?
      На с. 145 (с. 191) помещена фотография И. В. Сталина. Какие посты он занимал в первые годы советской власти? В чем вы видите причины его борьбы с Троцким?
      По книге «Россия. XX век: История страны в плакате»:
      Оцените плакаты на с. 80—90 с точки зрения развития политического процесса в РСФСР в 1920-е гг. Какой девиз проходит через них как главный? Почему?

Работа с таблицами, схемами, диаграммами

      Представьте в виде таблицы позиции В. И. Ленина и И. В. Сталина по национальному вопросу в ходе дискуссии 1922 г. Проанализируйте данные.

Работа с документами

      1) На основе приведенного документа попробуйте ответить на вопрос: почему вопрос о взаимоотношении центра и национальных окраин так остро встал именно в это время? Найдите в дополнительной литературе программные документы партии большевиков по национальному вопросу дореволюционного периода, а также первых месяцев после октября 1917 г. В чем вы видите принципиальную разницу этих подходов с приводимыми в данном документе? Какова, на ваш взгляд, причина изменения этих взглядов? Объясняется ли это в самом документе?

ОКРАИНЫ ВО ВСЕМ ОСНОВНОМ ДОЛЖНЫ ПОДЧИНЯТЬСЯ ЦЕНТРУ. ИЗ ПИСЬМА И. В. СТАЛИНА. 22 СЕНТЯБРЯ 1922 г.

      Тов. Ленин! Мы пришли к такому положению, когда существующий порядок отношений между центром и окраинами, т. е. отсутствие всякого порядка и полный хаос, становятся нестерпимыми, создают конфликты, обиды и раздражение, превращают в фикцию т. н. единое федеративное народное хозяйство, тормозят и парализуют всякую хозяйственную деятельность в общероссийском масштабе. Одно из двух: либо действительная независимость и тогда — невмешательство центра, свой НКИД, свой Внешторг, свой Концессионный комитет, свои железные дороги, причем вопросы общие решаются в порядке переговоров равного с равным, по соглашению, а постановления ВЦИК, СНК и СТО РСФСР необязательны для независимых республик, либо действительное объединение советских республик в одно хозяйственное целое с формальным распространением власти СНК, СТО и ВЦИК РСФСР на СНК, ЦИК и экономсоветы независимых республик, т. е. замена фиктивной независимости действительной внутренней автономией республик в смысле языка, культуры, юстиции, внудел, земледелия и прочее.
      Следует иметь в виду, что...
      3. За четыре года гражданской войны, когда мы ввиду интервенции вынуждены были демонстрировать либерализм Москвы в национальном вопросе, мы успели воспитать среди коммунистов, помимо своей воли, настоящих и последовательных социал-независимцев, требующих настоящей независимости во всех смыслах и расценивающих вмешательство Цека РКП как обман и лицемерие со стороны Москвы.
      4. Мы переживаем такую полосу развития, когда форма, закон, конституция не могут быть игнорированы, когда молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказывается понимать как игру, упорно принимая слова о независимости за чистую монету и так же упорно требуя от нас проведения в жизнь буквы конституции независимых республик.
      5. Если мы теперь же не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическому взаимоотношению, в силу которых окраины во всем основном безусловно должны подчиняться центру, т. е. если мы теперь же не заменим формальную (фиктивную) независимость формальной же (и вместе с тем реальной) автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство советских республик.

      Известия ЦК КПСС. — 1989. — № 9. — С. 198—200.

      2) В чем вы видите главную причину принятия этого документа? Против кого в руководстве РКП(б) он был направлен? Кто инициировал принятие такого документа? Почему?

О ЕДИНСТВЕ ПАРТИИ. ИЗ РЕЗОЛЮЦИИ X СЪЕЗДА РКП(б)

      1. Съезд обращает внимание всех членов партии на то, что единство и сплоченность ее рядов, обеспечение полного доверия между членами партии и работы действительно дружной, действительно воплощающей единство воли авангарда пролетариата, является особенно необходимым в настоящий момент, когда ряд обстоятельств усиливает колебание в среде мелкобуржуазного населения страны.
      2. ...Использование врагами пролетариата всяких уклонений от строго выдержанной коммунистической линии с наибольшей наглядностью показало себя на примере кронштадтского мятежа, когда буржуазная контрреволюция и белогвардейцы во всех странах мира сразу выявили свою готовность принять лозунги даже советского строя, лишь бы свергнуть диктатуру пролетариата в России, когда эсеры и вообще буржуазная контрреволюция использовала в Кронштадте лозунги восстания якобы во имя Советской власти против Советского правительства в России. Такие факты доказывают вполне, что белогвардейцы стремятся и умеют перекраситься в коммунистов и даже «левее» их, лишь бы ослабить и свергнуть оплот пролетарской революции в России...
      3. Пропаганда по данному вопросу должна состоять, с одной стороны, в обстоятельном объяснении вреда и опасности фракционности с точки зрения единства партии и осуществления единства воли авангарда пролетариата как основного условия успеха диктатуры пролетариата, с другой стороны, в объяснении своеобразия новейших тактических приемов врагов Советской власти. Эти враги, убедившись в безнадежности контрреволюции под открыто белогвардейским флагом, напрягают теперь все усилия, чтобы, используя разногласия внутри РКП, двинуть контрреволюцию так или иначе путем передачи власти политическим группировкам, наиболее близким по внешности к признанию Советской власти...
      5. ...Отвергая решительно неделовую и фракционную критику, партия неустанно будет продолжать, испытывая новые приемы, бороться всякими средствами против бюрократизма, за расширение демократизма, самодеятельности, за раскрытие, разоблачение и изгнание примазавшихся к партии и т. д.
      6. Съезд предписывает немедленно распустить все без изъятия образовавшиеся на той или иной платформе группы и поручает всем организациям строжайше следить за недопущением каких-либо фракционных выступлений. Неисполнение этого постановления съезда должно вести за собой безусловное и немедленное исключение из партии.
      7. Чтобы осуществить строгую дисциплину внутри партии и во всей советской работе и добиться наибольшего единства при устранении всякой фракционности, съезд дает ЦК полномочия применять в случае(-ях) нарушения дисциплины или возрождения или допущения фракционности все меры партийных взысканий вплоть до исключения из партии...

      Хрестоматия по истории КПСС. — М., 1966. — С. 253—256.

Основное содержание

      В истории нэпа традиционно концентрируются на анализе политики государства в отношении крестьянства связи между промышленностью и сельским хозяйством, но это лежит на поверхности, существеннее другое. В 1929 г. начался дважды прерванный (в 1914 и 1921 гг.) приступ к модернизации отечественной экономики.
      Решения X съезда и X конференции размыли старые политические принципы, и закоснелые конфликты личного и группового характера оказались в питательной среде идеологического кризиса. Начались выходы из партии, которые весной 1921 г. приняли уже заметный характер. В течение летнего периода в условиях голода, охватившего десятки губерний страны, развал местных парторганизаций принял массовый характер.
      Благодаря невнятности руководящих установок по ходу жизни партийная масса в некоторой своей части стала бойко «припадать» к нэпу, как было сказано в одной из сводок ЦК РКП(б) по материалам с мест за конец 1922 — начало 1923 г. Особенно большие перемены в поведении партийцев происходили в городских условиях, на глазах у руководящих парткомов. Повсеместно конфиденциальные материалы свидетельствовали о разложении партийных рядов при неизбежном соприкосновении коммунистов на ответработе с нэпманской буржуазией.
      В 1921 г. была предпринята первая всереспубликанская чистка партийных рядов. В чистке воплощалась линия на оздоровление внутрипартийной жизни и борьбу со злоупотреблениями коммунистов на ответственных должностях. Сюда же примешивались мотивы предохранения власти от инцидентов, подобных кронштадтскому, когда большая часть парторганизации оказалась в стане мятежников.
      Когда обстановка в стране начала приходить в равновесие и Ленин получил возможность возвестить с трибуны XI съезда РКП(б), что «отступление закончено», то необходимость взвинчивания настроений в партии отпала как-то сама собой. Тем более что вскоре главного чистильщика рядов — Ленина сразила тяжелая болезнь. Однако решения XI съезда по кадровой политике пришлись на руку Сталину, который, вооруженный резолюцией «Об укреплении и новых задачах партии», начал глубоко продуманную работу по подбору и выдвижению преданных и полезных кадров. Потребность в обновлении партии осталась, она превратилась в хроническую проблему, но Сталин стал заниматься кадрами не так, как Ленин. Партийное строительство было поставлено на регулярные основания государственного интереса.
      Союз Троцкого с могущественным секретариатом ЦК породил в конце 1920 г. мощнейший кризис партии. Поэтому накануне и после X съезда РКП(б) Ленин много трудился над конструированием своего «Версальского мира», системы величин и противовесов, которая позволила бы ему диктовать политику партии. Благодаря усилиям Ленина в 1921 г. Сталин фактически становится вторым лицом в руководстве, являясь одновременно членом Политбюро и Оргбюро ЦК вместо Крестинского. В 1922 г. Ленину понадобилось усилить значение не только лично Сталина, но также аппарата ЦК и всего партийного аппарата в целом.
      Ухудшавшееся состояние здоровья Ленина стало одним из факторов, побудивших Сталина действовать быстро и решительно. Заручившись поддержкой Каменева и Зиновьева, он приступил к укреплению контроля над партийными кадрами, что обеспечило бы ему огромный перевес над потенциальными соперниками в грядущей борьбе за власть.
      Объективно новая бюрократия, пришедшая к власти после 1917 г., должна была решить главную оставленную царизмом проблему — провести модернизацию и обеспечить сплочение общества. Однако, по-своему решая эту задачу, бюрократия потащила за собой шлейф других проблем, характерных для ее жизнедеятельности, и они оказались способны плотно и надолго окутать пеленой существо дела, первопричину.
      Принцип партийной номенклатуры отрицал ведомственность и опирался на идею двойного подчинения коммуниста, что обеспечивало возможность перемещения кадров по горизонтали. Горизонтальные перемещения управленческих кадров всегда являлись жизненной потребностью эффективного государственного механизма. Двойное подчинение и двойная ответственность представителей новой общественной элиты стали необходимым и неизбежным условием восстановления государственного централизма в советский период. Это был более конкретный и более совершенный институт общественного истеблишмента по сравнению с дворянским служилым классом и его сословными правилами поведения, привилегиями и табу.
      Весь процесс партийного строительства тем или иным образом работал на формирование и шлифовку того узкого слоя ответственных коммунистических работников, которые являлись организационным элементом, так сказать истеблишментом, нового общественного уклада.
      Основную массу коммунистов-служащих составляли оперативные работники — 60% и 40% — ответственные работники. Вот эти 40% — приблизительно 185 тыс. человек (на 1928 г.) — и представляли собой святая святых советской общественной структуры, ее социальный стержень, точнее, тонкую прочную сеть, раскинувшуюся по всей стране, благодаря которой огромная территория бывшей империи после революционных потрясений стала вновь составлять единое государственное целое.
      Результатом нэпа стало создание государственного мобилизационного аппарата, начиная с Политбюро и заканчивая партячейкой завода и деревни, который был в состоянии заставить общество форсированными темпами тронуться с рубежа 1913 г., наверстывая упущенное время на пути индустриализации и урбанизации страны.
      Восстановление старой хозяйственной базы после военной разрухи и голода сопровождалось укреплением государственной мобилизационной системы — чрезвычайного политико-административного аппарата, который был определен как власть бюрократии. Затем организация источника средств для индустриализации в форме системы «военно-феодальной» эксплуатации как деревни, так и остального населения страны (коллективизация и система лагерного труда) и, наконец, сама форсированная индустриализация страны.
      В сущности, после промышленного рывка эта система и олицетворявшая ее всемогущая партийно-государственная бюрократия завершили свою историческую миссию, однако вступили в силу внутренняя логика огромного государственного мобилизационного механизма и особенные социальные интересы обслуживающей его бюрократии. Само общество, вынесшее тяжелейшие демографические потрясения и в результате ставшее слишком примитивным для того, чтобы противостоять этой государственно-организованной силе, представляло собой благоприятную среду для того, чтобы мобилизационная система просуществовала неоправданно долго.

Дополнительная литература

      Горинов М. М. НЭП: поиски путей развития. — М., 1990.
      Лубянка. Сталин и ВЧК — ГПУ — ОГПУ — НКВД. Январь 1922 — декабрь 1936. — М., 2003.
      Медушевский А. Н. Проекты аграрных реформ в России. XVIII — начало XXI века. — М., 2005.
      Никонов В. Молотов: Молодость. — М., 2005.
      Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия. — М., 1996.
      Россия нэповская. — М., 2002.
      Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. — М., 1996.
      Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2 т. — М., 1997.
      Тепцов Н. В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20—30-х гг. — М., 1990.
      Цакунов С. В. В лабиринте доктрины: из опыта разработки экономического курса страны в 1920-е годы. — М., 1994.
      Шишкин В. А. Власть. Политика. Экономика: Послереволюционная Россия (1917—1928 гг.). — СПб., 1997.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 17, 18.
      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 14.
      Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX — начале XXI века, § 28.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 900 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0