Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 28.03.2024, 15:05:40
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Революция 1905—1907 гг.

    Цель урока: показать причины резкого обострения политической ситуации в стране в 1905 г.; основные этапы революционного процесса, его движущие силы и последствия.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — предпосылках первой российской революции, ее содержании и особенностях;
      — значении событий 9 января 1905 г. в разрыве утверждавшегося веками «единства власти с народом»;
      — политическом реформировании страны в 1905—1907 гг.;
      — современных оценках и дискуссиях о становлении российского конституционализма в 1905—1907 гг.;
      — особенностях российской легальной многопартийности;
      — сущности и причинах возникновения первых Советов рабочих депутатов;
      — причинах и формах выражения политической активности крестьянства в эти годы;
      — причинах волнений в армии и на флоте, их последствиях;
      — социальных и политических итогах революционных процессов 1905—1907 гг.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Первая российская революция как порождение модернизационных противоречий.
      2. «Кровавое воскресенье»: удар по патернализму.
      3. Становление конституционной монархии в России.
      4. Особенности российской многопартийной системы.
      5. Советы рабочих депутатов.
      6. Политическая активность крестьян.
      7. Армия в революции.
      8. Социальные итоги революции.
      9. Национальные движения и национальная политика правительства в годы революции.

Опорные знания

      Даты и события: 9 января 1905 г. — расстрел демонстрации в Петербурге, 17 октября 1905 г. — обнародование Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», декабрь 1905 г. — вооруженное восстание в Москве.
      Имена: Николай II, Г. А. Гапон, С. Ю. Витте.
      Понятия: революция, восстание, реформа, избирательное право.

Работа с CD

      «История России. XX век» (§ 5).

Работа с картой

      На карте покажите районы основных выступлений рабочих, крестьян, армейских подразделений в годы первой российской революции.

Задания к иллюстрациям

      По книге «Россия. XX век. История страны в плакате»:
      Посмотрите на плакат Н. Лохова (с. 10). Как на нем представлена социальная иерархия российского общества начала XX в.? Какие категории населения здесь не указаны? Какие обстоятельства указывают на политическую ориентацию автора плаката?
      По учебнику А. О. Чубаръяна, А. А. Данилова, Е. И. Пивовара и др. «История России XX — начала XXI века»:
      По репродукции картины В. Е. Маковского (с. 17) составьте рассказ о событиях 9 января 1905 г. в Петербурге.

Работа с таблицами, схемами, диаграммами

      Составьте таблицу важнейших событий по основным этапам революции.

Работа с документами

      1) Используя данные документа, представьте характеристику требований рабочих в 1905 г. Составьте таблицу.

ТРЕБОВАНИЯ ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКИХ РАБОЧИХ, ПРЕДЪЯВЛЕННЫЕ ФАБРИКАНТАМ И ЗАВОДЧИКАМ 12 МАЯ 1905 г.

      1) 8-часовой рабочий день.
      2) Уничтожение ночных работ, кроме тех случаев, когда это вызывается техническими условиями.
      3) Отмена сверхурочных работ, если они не вызываются техническими условиями...
      4) Полная плата за время болезни.
      5) Отпускать рожениц за 2 недели до родов и на 4 после родов, с сохранением полной заработной платы.
      6) Устроить ясли при фабриках для грудных детей и отпускать матерей через каждые 3 часа на 1/2 часа для кормления детей.
      7) Точное обозначение работы, на которую нанимается рабочий. Чтобы не посылали рабочих на произвольные работы...
      8) Постоянная выборная комиссия от рабочих и администрации в равном числе для установления правил внутреннего распорядка и разрешения всех недоразумений между рабочими и администрацией.
      9) Безусловно вежливое обращение членов администрации с рабочими...
      10) Улучшение гигиенических условий...
      11) Улучшение медицинской помощи. Более внимательное отношение врачей к рабочим.
      12) Пенсия потерявшим трудоспособность (вследствие слабости, болезни, старости) в размере не менее 1/3 заработка.
      13) Уничтожение фабричной полиции, тюрем при фабриках (кутузок).
      14) Начальство и войска не должны вмешиваться во время забастовки в дела рабочих, иначе за последствия не ручаемся.
      15) Право свободно собираться и обсуждать свои нужды, объединяться в союзы, чтобы можно было свободно писать о нуждах рабочих в газетах.
      16) Никто из забастовавших не должен быть уволен с фабрики, никто не должен быть арестован.
      17) Полная заработная плата за время забастовки.

      Революционное движение в России весной и летом 1905 года. — М., 1957. — Ч. 1. — С. 406—407.

      2) Изучив документ, приведите данные и сделайте вывод о причинах размаха крестьянских выступлений в начале XX в. и аргументах власти в борьбе с ними.

РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ О ПОДАВЛЕНИИ КРЕСТЬЯНСКИХ ВОССТАНИЙ. ДЕКАБРЬ 1905 г.

      Губернаторам
      Во время происходящих во многих губерниях империи аграрных беспорядков крестьяне продолжают грабить имения, поджигать помещичьи усадьбы и экономические постройки, рубить владельческие леса, угонять скот, снимать с работы служащих в имениях, а также и рабочих, угрожая их жизни, и дерзко захватывать имения или вмешиваться в управление сими последними.
      Таковой образ действий, сопровождающийся возмутительными насилиями против личности и имущества и недопустимый ни в каком благоустроенном государстве, дает полное основание смотреть на бесчинствующих крестьян как на мятежников и поступать с ними как с врагами общественного порядка и спокойствия, принадлежащими к революционным сообществам.
      Исходя из такого взгляда, прошу Вас, Милостивый Государь, при подавлении происходящих во вверенной Вам губернии крестьянских смут и беспорядков по отношению к мятежным бандам и скопищам действовать без всяких колебаний, самым решительным образом уничтожая мятежников вооруженною силою, без всякой пощады и не стесняясь применением самых суровых мер для подавления мятежных проявлений в самом их начале и для восстановления нарушенного порядка.

      Из истории революции 1905 года в Москве и Московской губернии. Документы и материалы. — М., 1931. — С. 267—268.

      3) Прочитайте документ. В чем вы видите его историческое значение? Какие части документа свидетельствуют о масштабности его последствий для российского общества?

ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА. ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ ОТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 г.

      Мы, Николай Вторый,
      император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский и прочая, и прочая, и прочая. Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным, и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.
      Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.
      На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной воли нашей:
      1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
      2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
      3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия постановленных от нас властей.
      Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

      Государственная дума в России в документах и материалах. — М., 1957. — С. 90—91.

      4) Прочитайте документ. Что имеет в виду автор мемуаров, когда пишет о «распылении революции» и о «распылении власти»? Что именно из приведенного здесь примера террора произвело на автора наибольшее впечатление? Почему?

ПЕРИОД РАСПЫЛЕННОГО ТЕРРОРА: ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ ПОСЛЕ ПОДАВЛЕНИЯ ДЕКАБРЬСКОГО ВООРУЖЕННОГО ВОССТАНИЯ. ИЗ МЕМУАРОВ В. А. ОБОЛЕНСКОГО

      После усмирения московского восстания в России наступило время настоящей анархии. Правительство почувствовало себя достаточно сильным, чтобы подавить всякую вспышку организованного бунта и восстания, но революция приобрела стихийный характер и шла самотеком, никем не направляемая. Начался период распыленного террора. В разных частях России появились вооруженные люди, группами и одиночками нападавшие на местные власти. Убивали жандармов, становых, урядников, стражников. Начались и так называемые «экспроприации», т. е. попросту грабежи почты, банков и просто богатых людей. В них принимали участие лишь в редких случаях центральные революционные организации. Большею частью действовали местные группы революционных партий за свой страх и риск. Появились и просто грабители под личиной революционеров. К этому времени, между прочим, относится начало карьеры впоследствии знаменитого батьки Махно, тогда еще 16-летнего юноши. Происходили и в Крыму кровавые события. В памяти моей осталось воспоминание об ограблении почты в горах, на шоссе между Симферополем и Алуштой. Грабители убили почтальона и унесли с собой все перевозившиеся им деньги. Власти так и не нашли преступников, но мне потом удалось узнать из вполне достоверного источника, что этот грабеж был совершен по постановлению местного комитета социалистов-революционеров и что руководил им на месте хорошо мне знакомый студент-зоолог, готовившийся к научной карьере. Тогда это открытие повергло меня в жуткое недоумение. Теперь, после всего, что перед лицом всего мира совершалось в России, я перестал удивляться каким бы то ни было моральным несообразностям.
      На распыление революции правительство ответило распылением власти, на анархию террора — анархией власти. Как ни безобразна была эта система, изобретенная министром Дурново, но она помогла ему в борьбе с распыленным террором. Ее довел уже до победного конца сменивший его Столыпин. Система эта заключалась в создании целой сети маленьких генерал-губернаторств. Каждая местность, каждый город, где начинались революционные эксцессы, объявлялись на военном положении, причем вся власть переходила к начальнику местного гарнизона.
      И, Боже мой, чего только ни выделывали эти в большинстве совершенно невежественные полковники и генералы над подчиненными им жителями.

      Оболенский В. А. Моя жизнь. Мои современники. — Париж, 1988. — С. 315—316.

Основное содержание

      В начале XX в. Российская империя являла собой клубок сложнейших экономических, политических, социальных и национальных противоречий, которые во многом были порождены особенностями российской модернизации. Логика модернизации требовала доведения до конца начатых реформ, и прежде всего в социальной и политической сферах. Но российская власть — инициатор модернизационных преобразований — оказалась в начале XX в. не способной решить эти проблемы по собственному почину, т. е. в рамках эволюционного развития. Это вызвало нарастание недовольства, вылившегося в противостояние власти и общества.
      Считая самодержавную форму правления исторически обусловленной и наиболее соответствующей народным представлениям о власти, Николай II тем не менее совершил ряд шагов, которые пробили крупные бреши в патерналистских установках народа. Особенно осложнили положение катастрофические поражения русской армии и флота в Русско-японской войне. Но самый большой урон моральному авторитету царской власти нанесли события 9 января 1905 г.
      В начале XX в. верховная власть не только окончательно утратила реформаторский потенциал, что грозило созданию тупиковой ситуации в деле модернизации страны, но и значительно ослабила свои патерналистские основы. В стране разразилась революция, которая заставила Николая II провести реформы, кардинально изменившие социально-политический строй российской империи.
      Сначала царский Манифест от 6 августа 1905 г. объявил о создании в России законосовещательной Думы, а затем Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» возвестил о введении законодательной Думы и гражданских свобод. 11 декабря 1905 г. был опубликован избирательный закон, а 20 февраля 1906 г. — Положения об учреждении Государственной думы и Государственного совета.
      23 апреля 1906 г. царь утвердил новую редакцию «Основных законов Российской империи», которые определяли структуру и принципы взаимодействия высших государственных органов.
      В 1906 г. Россия сделала существенный шаг на пути к конституционной монархии, а ее население получило основные политические права, благодаря чему россияне из подданных императора превратились в граждан страны.
      Революция привела к значительным изменениям системы общественных отношений. Возникло множество политических партий, союзов, профессиональных и других общественных организаций, газет, журналов, народных университетов, рабочих домов и т. п. Если до осени 1905 г. в России было около трех десятков нелегальных политических партий, из которых только три общероссийские, остальные национальные, то после издания Манифеста 17 октября 1905 г. возникло более 50 общероссийских и более 100 национальных и региональных политических партий.
      Наиболее внушительными были политические итоги революции, которые являлись не чем иным, как уступкой либеральной интеллигенции. Социальные итоги революции были намного скромнее.

Методический комментарий

      Важно, говоря о России начала XX в., выделить две основные группы противоречий, которые определяли не только смысл общественных движений и настроений, но и характер политического курса.
      Первая группа включала в себя противоречия, веками существовавшие в российской истории: между властью и обществом, между центром и окраинами, между русскими и «инородцами», между недостаточно развитым российским городом и массивом крестьянской России и др.
      Вторая группа противоречий возникла на волне начавшейся индустриальной модернизации и была связана с сохранением пережитков традиционного общества. Главными из них были: самодержавная царская власть, помещичье землевладение, сословный строй, отсутствие политических прав у буржуазии (должной стать лидером индустриальной модернизации страны), необходимость обеспечения прав представителям разных народов и конфессий и т. п.
      В связи с этим главным направлением внутренней политики объективно становилось реформирование страны, всех основных сторон ее жизни. Однако это было невозможно без инициативы и поддержки реформаторского курса «сверху». В учебнике следует показать, что для императора Николая II не было вопроса в том, следует ли проводить реформы. Он понимал их необходимость. Но в не меньшей степени он понимал необходимость постепенности этих преобразований при сохранении основ существующего политического порядка. Он был убежден в том, что отказ от абсолютной монархии, ослабление вертикали власти приведут Россию к катастрофе. Поэтому Николай отвергал все те проекты реформ, которые предполагали хоть в какой-то перспективе изменение этого порядка. Наоборот, поддерживал те проекты (С. Ю. Витте), которые этого не предполагали или не акцентировали на этом внимания.
      Размышляя о российском революционном процессе начала XX в., следует показать также небывалый размах крестьянского движения с 1902 г., его причины и последствия, заставляющие сегодня ряд историков называть это время началом новой крестьянской войны, продолжавшейся вплоть до 20-х гг.

Дополнительная литература

      Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. — М., 1991.
      Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 году: реформа и революция. — СПб., 1991.
      Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762—1914 гг. — М., 1995.
      Миронов Б. Н. Социальная история России. В 2 т. — СПб., 1999.
      Павлов Д. Русско-японская война 1904—1905 гг.: секретные операции на суше и на море. — М., 2004.
      Политические партии России первой трети XX века: Энциклопедия. — М., 1996.
      Становление российского парламентаризма начала XX века / Под ред. Н. Б. Селунской. — М., 1996.
      Урилов И. X. История российской социал-демократии (меньшевизма). — М., 2005.
      Шанин Т. Революция как момент истины: Россия 1905 — 1907 гг. — М., 1997.
      Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 1905—1907 гг. — М., 1985.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 4, 5.
      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 3.
      Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX — начале XXI века, § 13—14, 15.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 984 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0