Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 18.04.2024, 10:34:24
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Российское общество и культура в вихре революционных перемен (1917—1920-е гг.)

   Цель урока: выявить основные направления общественных перемен и изменений в повседневной жизни людей в годы революции и Гражданской войны; проследить динамику и направленность процессов в сфере культуры.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — переменах в быту в условиях перехода от «военного коммунизма» к нэпу;
      — становлении новой системы организации досуга населения в Советской России
20-х гг.;
      — особенностях церковной жизни в 1917—1929 гг.;
      — реализации атеистической политики в национальных районах страны;
      — особенностях развития и взаимодействия просвещения, образования и идеологии;
      — причинах и основных направлениях перестройки высшей школы;
      — организации научных исследований в Советской России, взаимодействии власти и научно-технической интеллигенции;
      — новых явлениях в жизни художественной интеллигенции, ее взаимодействии с властными структурами;
      — масштабах культурных потерь в годы Гражданской войны, формировании «разделенной культуры»;
      — художественной культуре и повседневной жизни русского зарубежья.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. От «военного коммунизма» к нэпу: метаморфозы «борьбы за новый быт».
      2. «Новому миру — новый досуг!»
      3. Церковная жизнь в «годину гнева Божия».
      4. Власть и религии «угнетенных народов».
      5. Просвещение, образование и идеология.
      6. Перестройка системы высшего образования.
      7. Наука и научная жизнь.
      8. Интеллигенция и революция.
      9. Формирование «разделенной культуры». Русское зарубежье.
      10. Художественная культура «второй России».
      11. «Всем сердцем слушайте революцию».

Опорные знания

      Имена: назвать по два-три крупных представителя российской литературы, музыкального, театрального искусства, науки, техники и рассказать об их достижениях.
      Понятия: Пролеткульт, ликбез, сменовеховство, «философский пароход».

Работа с CD

      «История России. XX век» (§ 23—24).

Задания к иллюстрациям

      По книге «Россия. XX век: История страны в плакате»:
      В манере какого художника выполнен плакат на с. 64? Что это должно подчеркнуть?
      Найдите на плакатах 1917—1929 гг. работы, выполненные художниками-авангардистами. В какой манере они сделаны?
      Какую общественную проблему выражает плакат А. Радакова (с. 74)? Чем автор подчеркивает ее значимость? Какие средства выражения делают ее понятной и образной для населения страны?
      На с. 75 помещен плакат Н. Купреянова. Чем была продиктована необходимость появления такого плаката? Почему он появился именно в это время? Чем характеризовался данный период отечественной истории?

Работа с таблицами, схемами, диаграммами

      На основе данных учебника и дополнительной литературы представьте в виде диаграммы данные об уровне грамотности населения России в начале XX в., в 1920, 1930, 1939 гг. Данные обобщите.

Работа с документами

      1) Чем была вызвана необходимость принятия этого декрета? Почему такого рода документы не принимались ранее царским правительством? Составьте по материалам анализа документа в произвольной форме таблицу, отражающую особенности положения ученых до и после революции 1917 г.

ОБ УЛУЧШЕНИИ БЫТА УЧЕНЫХ. ИЗ ДЕКРЕТА СНК. 6 ДЕКАБРЯ 1921 г.

      В целях наилучшего использования научных сил страны для восстановления народного хозяйства, а также обеспечения научным работникам возможности спокойной и планомерной работы Совет Народных Комиссаров, заслушав 6 декабря представленный Центральной Комиссией по улучшению быта ученых проект мероприятий, постановил:
      1. В дополнение к существующим видам вознаграждения научных работников установить особое дополнительное академическое обеспечение...
      3. Определение размера академического обеспечения, а также установление оснований распределения по категориям научных работников в зависимости от их квалификации предоставить Центральной Комиссии по улучшению быта ученых.
      4. Установить премирование научных, научно-учебных и научно-популярных работ на основании особого положения, выработанного Центральной Комиссией по улучшению быта ученых.
      5. Дополнительное академическое обеспечение ввести с 1 января 1922 г. <...>
      9. Обязать Центральную Комиссию по улучшению быта ученых немедленно принять меры к установлению по соглашению с соответствующими ведомствами упрощенного порядка получения разрешений для ученых на выезд за границу.
      10. Обязать Центральную Комиссию по улучшению быта ученых по согласованию с соответствующими ведомствами установить порядок получения научными работниками изданий из-за границы.

      Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. — 1922. — № 1. — Ст. 5. — С. 3.

      2) Вспомните, где и когда зародилось движение сменовеховцев. С чем было связано его появление? В чем вы видите главную причину поддержки лидерами и идеологами сменовеховцев большевистского режима? На что они рассчитывали, высказывая эту позицию? Какие положительные черты в большевистском режиме высказывают авторы документа? Где в документе это видно? По итогам обсуждения напишите эссе.

МЫ ГОТОВЫ СОЗНАТЬСЯ В СВОЕЙ ОШИБКЕ И ИЗМЕНИТЬ ДОРОГУ. ИЗ СТАТЬИ, ПОМЕЩЕННОЙ В СБОРНИКЕ «СМЕНА ВЕХ». 1921 г.

      Большевизм с его крайностями и ужасами — это болезнь, но вместе с тем это закономерное, хоть и неприятное состояние нашей страны в процессе ее эволюции. И не только все прошлое России, но мы сами виноваты в том, что страна заболела. Болезни, может быть, могло и не быть, но теперь спорить и вздыхать поздно, родина больна, болезнь идет своим порядком, и мы, русская интеллигенция, мозг страны, не имеем права стать в стороне и ждать, чем кончится кризис: выздоровлением или смертью. Наш долг — помочь лечить раны больной родины, любовно отнестись к ней, не считаясь с ее приступами горячечного бреда. Ясно, что, чем скорее интеллигенция возьмется за энергичную работу культурного и экономического восстановления России, тем скорее к больной вернутся все ее силы, исчезнет бред и тем легче завершится процесс обновления ее организма.
      Мне скажут: «Но как же? Идти к большевикам, идти с ними? Ведь это значит признать свою неправоту, санкционировать их победу?» ...Это признание не унизит нас, не может сломить нашего духа. Мы честно боролись до сих пор, так как считали, что это наш долг. События нам показали, что мы ошиблись, что путь наш лежал в неверном направлении. И, сознав это, увидя, что требуют от нас интересы родины, мы готовы сознаться в своей ошибке и изменить дорогу.
      Станем ли мы от того большевиками или коммунистами, как думают некоторые? Конечно, нет. Коммунизм как практическая доктрина в современной обстановке по-прежнему остается для нас той же утопией, что и раньше, но он может и должен измениться, если хочет так или иначе войти в реальную жизнь; и во многом мы, интеллигенция, можем способствовать этому процессу.
      После каждой болезни в организме наблюдается появление новых сил, усиленный обмен веществ, оздоровление и укрепление. Нередко в самой болезни есть зачаток выздоровления, есть полезные начала. И вот, не боясь, надо признать, что в самом большевизме, наряду с ворохом уродливых его проявлений, есть несомненные здоровые начала, есть положительные стороны, отрицать которые трудно. Во-первых, история заставила русскую «коммунистическую» республику, вопреки ее официальной догме, взять на себя национальное дело собирания распавшейся было России, а вместе с тем восстановления и увеличения русского международного удельного веса. Странно и неожиданно было наблюдать, как, в моменты подхода большевиков к Варшаве, во всех углах Европы с опаской, но и с известным уважением заговорили не о «большевиках», а... о России, о новом ее появлении на мировой арене.
      Другой положительной стороной Советской власти надо признать то, что (опять, как будто вопреки теории) она была вынуждена создать крепкую дисциплинированную армию. Первое условие существования всякого государства, как это ни обидно говорить после неисчислимых жертв «великой войны за уничтожение войн».
      Третьим несомненным плюсом в деятельности большевиков надо считать то, что они действительно гарантировали невозможность возврата к прошлому, тому темному скорбному прошлому, которое послужило первоисточником нужды, темноты и озлобленности народных масс, неподготовленности и вялости нашей интеллигенции, всего того зла, которое обрушилось на Россию за последние годы. Эта опасность хоть и дорогой ценой, но все же, к счастью, устранена навеки. И есть возможность заложить новое здание русской государственности, на новых разумных основаниях, использовать принципы рациональной организации, а не громоздить на старых, архаичных, нелепых устоях новые негармонирующие надстройки.
      Далее, в самом факте разрушения есть позитивные черты: мы силою вещей вынуждены отказаться от своей русской беспечности, надежды, что кто-то, где-то, что-то за нас сделает. На краю пропасти каждый должен встрепенуться, сам искать выход, думать, изловчиться или... погибнуть. Впервые в колоссальных масштабах взбудоражен в дремавших понукаемых массах здоровый инстинкт самосохранения, самый действенный из всех инстинктов; мы уверены, что все значение этого биологического момента скажется в дальнейшем в жизни русского народа, в смысле значительной и положительной перестройки русского характера, и в таком случае уже это одно, быть может, оправдывает жертвы и ужасы эпохи.
      Наконец, будем объективны и признаем, что среди вершителей русских судеб есть люди, наделенные достаточным чувством реальности и не враги эволюции. Логика событий неумолимо заставляет их сдавать свои практические неверные позиции и становиться на те, что более согласуются с требованиями жизни; от действий нашей интеллигенции будет зависеть ускорить и завершить этот процесс на благо России и прогресса. Нам возразят — это оптимизм. Да, ответим мы, это оптимизм, но оптимизм не беспочвенный. ...Если... нам нужно добиться во что бы то ни стало поставленной себе цели — спасения России, — то нам необходим оптимизм, это состояние духа, дающее бодрую уверенность в своих силах и в достижимости задач.

      Смена вех. — Прага, 1921. — С. 159—161.

      3) На основе документа напишите сочинение-размышление на тему «Голод 1921 г. и Русская православная церковь».

ОБРАЩЕНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ ТИХОНА К ПРАВОСЛАВНЫМ. 15(28) ФЕВРАЛЯ 1922 г.

      Среди тяжелых испытаний и бедствий, обрушившихся на землю нашу за наши грехи, величайшим и ужаснейшим является голод, охвативший обширное пространство с многомиллионным населением.
      Еще в августе 1921 года, когда стали доходить до нас слухи об этом ужасающем бедствии, мы, почитая долгом своим придти на помощь страждущим духовным чадам нашим, обратились с посланиями к главам отдельных церквей... с призывом, во имя Христианской любви, произвести сборы денег и продовольствия и выслать их в вымирающее от голода Поволжье. Тогда же был основан нами Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим и во всех храмах и среди остальных групп верующих начались сборы денег, предназначавшихся на оказание помощи голодающим. Но подобная Церковная организация была признана Советским Правительством излишней и все собранные церковью денежные суммы потребованы к сдаче (и сданы) Правительственному Комитету. Однако в декабре Правительство предложило нам делать, при посредстве органов церковного управления... сборы деньгами и продовольствием для оказания помощи голодающим.
      Желая усилить возможную помощь вымирающему от голода населению Поволжья, мы нашли возможным разрешить церковноприходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, — о чем и известили православное население 6/19 февраля с. г. особым воззванием, которое было разрешено правительством к напечатанию и распространению среди населения.
      Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах по отношению к духовным руководителям церкви, 13/19 ВЦИК для оказания помощи голодающим постановил изъять из храмов все драгоценные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы.
      С точки зрения церкви подобный акт является актом святотатства, и мы священным нашим долгом почли выяснить взгляд церкви на тот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад наших.
      Мы допустили, ввиду чрезвычайно тяжких обстоятельств, возможность пожертвования церковных предметов, не священных и не имеющих богослужебного употребления. Мы призываем верующих чад церкви и ныне к таковым пожертвованиям, лишь оного желая, чтобы эти пожертвования были откликом любящего сердца на нужды ближнего, лишь бы они действительно оказывали реальную помощь страждущим братьям нашим. Но мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольные пожертвования, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами вселенской церкви и карается ею, как святотатство, — миряне отлучением от нее, священнослужитель низвержением из сана...

      Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917—1941: Документы и фотоматериалы. — М., 1996. — С. 74—75.

Основное содержание

      Революционные события 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война привели к радикальным переменам в системе общественных отношений. Иным стал темп исторического времени, в котором жила страна. Эволюционное развитие довоенных лет сменилось быстрой насильственной ломкой привычных институтов и созданием на их месте новых, отвечавших задачам новой власти. Под лозунгами «Земля — крестьянам, мир — народам, хлеб — голодным!», «Мир хижинам, война дворцам!» и призывами «отречься от старого мира» советская власть сплотила самую многочисленную часть российского общества — рабочих и значительную часть солдатской массы и бедного крестьянства, поверивших в справедливость революционного насилия во имя «светлого завтра». Она вступила в непримиримое противостояние с другой частью населения страны, отвергавшей идеи классового противостояния и уничтожения сложившегося уклада жизни.
      С 1914 г. страна находилась в состоянии войны, особенно заметным стало резкое сокращение численности трудоспособного населения в деревне. На фронт было мобилизовано 15,5 млн солдат, в подавляющем большинстве вчерашних крестьян. Военные потери составили около 3 млн убитых, пропавших без вести и попавших в плен и примерно столько же раненых (данных официальной итоговой статистики нет, а счет текущих потерь не был сколько-нибудь полным). Уровень жизни падал постепенно.
      Год 1917-й принес разруху. В деревне начались поджоги дворянских усадеб, в городе — грабежи продовольственных складов и погромы винных погребов. После событий октября такие действия могли рассматриваться их участниками как «восстановление классовой справедливости», а новая власть на первых порах им не препятствовала, да и не была в состоянии справиться со стихийными взрывами недовольства. Приметой времени стало огрубение нравов.
      Сколько-нибудь регулярное снабжение города после октябрьских событий в столицах прекратилось, покупательная способность денег в условиях отсутствия товарного обеспечения стала катастрофически падать. Деревня и город переходили на прямой товарообмен, в городах появились «толкучки», где можно было при удаче договориться об обмене вещей на продукты.
      Стали появляться и ощутимые приметы новой бытовой культуры. Уже в феврале 1918 г. страна перешла на григорианский календарь, ликвидировалось накопившееся отставание от принятого в большинстве европейских стран летоисчисления, составлявшее 13 календарных дней. В течение 1918 г. была осуществлена реформа русской орфографии, в результате произошло некоторое упрощение правил письменного языка.
      Дыхание времени несли непривычные названия улиц, площадей и общественных мест, появлявшиеся в больших и малых городах. Новая власть занялась переименованиями уже с первых месяцев своего существования. Увековечивалась память героев новой эпохи — борцов за социалистические идеи.
      Открывались санатории и дома отдыха для работавших на производстве. Другой доступной формой активного отдыха были занятия спортом. Они охватывали небольшую часть социально организованного населения — учащихся, военнослужащих, молодых рабочих.
      В целях политического и классового воспитания организовывались кампании солидарности с «братьями по классу» за рубежом.
      Февральская революция ускорила рассмотрение давно назревшей реформы церковного управления. События Октября в Петрограде ускорили решение вопроса в пользу скорейшего избрания патриарха для руководства церковью в условиях кризиса и для преодоления внутрицерковных разногласий. Главой церкви 5(18) ноября 1917 г. был избран по жребию из трех набравших наибольшее число голосов кандидатов митрополит Московский Тихон (Белавин). Новоизбранный патриарх имел в православном народе репутацию «самого доброго из иерархов Церкви».
      Декрет «Об отделении церкви от государства» появился 23 января 1918 г., и этот год стал первым годом массовых репрессий против духовенства и верующих.
      Несмотря на атеистическую пропаганду, из повседневной жизни религиозные обычаи не исчезли. Религия была объявлена частным делом граждан, но исполнению религиозных обрядов любых вероисповеданий в годы нэпа препятствий не чинилось.
      В отношении других конфессий политика государства в первое советское десятилетие была терпимой и избегала, за определенными исключениями, открытого противостояния.
      Приоритетным направлением образовательной политики после революции стала борьба за всеобщую грамотность. Повышение грамотности населения рассматривалось как важнейшая политическая задача, таким путем новая власть полагала возможным добиться массовой, прочной и сознательной поддержки своего курса.
      Классовый подход активно внедрялся и в программы обучения, и в организацию высшего образования. При приеме в вузы предпочтение отдавалось молодежи рабоче-крестьянского происхождения, хотя формально образование было доступно всем.
      Поскольку общественные и гуманитарные науки должны были решать в первую очередь идеологические задачи, то была радикальным образом пересмотрена организация не только преподавания, но и исследований на этих направлениях. Перед новыми государственными научными учреждениями обществоведческого профиля ставились как общетеоретические, так и сугубо прикладные задачи.
      Началось смещение центра научных разработок из университетов и вузов в специализированные государственные научные учреждения: именно здесь создавалась наиболее современная база для организации исследований.
      Социокультурный раскол, разделявший российское общество на протяжении последних столетий, превратился в ходе революционных потрясений и Гражданской войны в пропасть. Нигде размежевание не пролегло столь глубоко, как в среде интеллигенции. Уже по отношению к участию России в мировой войне после первых месяцев патриотического подъема обнаружились непримиримые расхождения в оценках. Для значительной части мыслящих людей неудачи и потери военного времени стали свидетельством приближения моральной и политической катастрофы и неизбежности падения монархии. Но по вопросу о путях преодоления кризиса и будущего развития страны точки зрения были порой диаметрально противоположными, они отражали идейную и партийно-политическую разобщенность интеллигенции.
      Оформление внутренней духовной оппозиции режиму продолжалось в течение всего периода существования новой власти. Но уже в первые месяцы начался исход русских в эмиграцию, из которой вернуться суждено было очень немногим. За границу вместе с отступавшей белой армией хлынул поток беженцев, многие не имели для новой жизни самого необходимого.
      Осенью 1922 г. из Советской России на двух «философских пароходах» были высланы многие представители русской гуманитарной интеллигенции, в которых советская власть видела своих убежденных идейных противников.
      В столкновении точек зрения на пути развития России происходило становление поля художественной культуры русского зарубежья. Это беспрецедентное в истории мировой культуры явление взрастило литературу, без которой сегодня не мыслится история русской словесности XX в.
      Художники, поддержавшие советскую власть и выразившие готовность сотрудничать с ней, не просто «слушали революцию». С первых дней многие активно включились в обустройство средствами искусства новой жизни.
      В основном в лагере сторонников новой власти оказались представители художественного авангарда.
      Художественные поиски развивались в условиях сохранявшегося в первое десятилетие советской власти творческого многоголосия. В стране насчитывались сотни художественных и литературных группировок и объединений.
      К концу периода нэпа оформляется партийная линия в сфере художественной культуры. Предпочтение полностью отдается реалистическим методам в искусстве.

Дополнительная литература

      Вашик К., Бабурина Н. Реальность утопии. Искусство русского плаката XX века. — М., 2003.
      Великая утопия. Русский и советский авангард. 1915—1932. — М., 1993.
      Деготь Е. Ю. Русское искусство XX века. — М., 2000.
      Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820—1932): Справочник. — СПб., 1992.
      Лебина Н. Б. Обыватель и реформы. Картина повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. — СПб., 2003.
      Лебина Н. Б. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки. — СПб., 2006.
      Новая российская энциклопедия. — М., 2003. — Т. 1. Россия.
      Российский иллюзион. — М., 2003.
      Русские писатели XX века: Биографический словарь. — М., 2000.
      Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический биографический словарь / Под общ. ред. В. В. Шелохаева. — М., 1997.
      Толстой А. Художники русской эмиграции. — М., 2005.
      Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. — М., 1996, 2001. — Т. 1, 2.
      Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды. 1700—2003. — М., 2006.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 17.
      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 45.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 901 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0