Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 12:00:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Российское общество на рубеже нового века (1890—1910-е гг.). Серебряный век русской культуры

   Цель урока: дать представление о состоянии и тенденциях развития российского общества и культуры России в начале XX в.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — развитии модернизационных процессов в российском обществе;
      — переменах в религиозной и церковной жизни;
      — особенностях развития грамотности, образования, культурно-просветительской работы среди населения, становления российского профессионального спорта;
      — научно-технических достижениях и организации российской науки в начале XX в.;
      — сущности и наиболее ярких представителях Серебряного века русской культуры;
      — особенностях и основных направлениях духовных исканий русской интеллигенции, специфики русской религиозной философии начала XX в.;
      — символизме и проблеме синтеза искусств;
      — предпосылках и зарождении русского модерна, художественного авангарда.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Деревня и город: «новое» и «старое».
      2. Религиозная жизнь и церковь.
      3. Грамотность, образование, культурно-просветительская работа и спорт.
      4. Научно-технические достижения и организация исследовательской работы.
      5. Серебряный век.
      6. Духовные искания интеллигенции. Русская религиозная философия.
      7. Символизм и проблемы синтеза искусств.
      8. В поисках «большого стиля».
      9. Рождение художественного авангарда.

Опорные знания

      Даты и события: 1909 г. — выход в свет сборника «Вехи».
      Имена: назвать по два-три крупных представителя российской литературы, музыкального, театрального искусства, науки, техники и рассказать об их достижениях.
      Понятия: Серебряный век, модерн, авангардизм, кубизм, абстракционизм.

Работа с CD

      «История России. XX век» (§ 11).

Задания к иллюстрациям

      По учебнику Л. Н. Алексашкиной, А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «Россия и мир в XX — начале XXI века»:
      На цветной вклейке найдите работы Н. Гончаровой, М. Шагала, В. Кандинского, К. Малевича. Составьте эссе о новых направлениях развития русской живописи в начале XX в.
      По книге «Россия. XX век. История страны в плакате»:
      Посмотрите на плакат «Вербный базар» (с. 16). Что на нем изображено? Чему посвящен его выпуск? О каких традициях в русском обществе он говорит?

Работа с документами

      1) Прочитайте документ. Какие события и явления художественной жизни он отражает? Чем вы можете объяснить такую направленность новых явлений художественной жизни?

ФУТУРИСТЫ. КАБАРЕ «БРОДЯЧАЯ СОБАКА». ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПОЭТА В. А. ПЯСТА

      Но не успели еще бывшие «проклятые», декаденты и символисты, сколько-нибудь крепко засесть на захваченных ими позициях, — не успели вдохнуть, как говорится, отравного воздуха популярности и прочего, как на смену им, объединившись где-то в тогдашней провинции, не то в Киеве, не то в Москве, снявшись группами впятером и всемером в хороших фотографиях, забрасывая книжный рынок причудливыми своими изданиями — уже «заумных» своих словесных произведений, в оправе из заумных же «графических» оформлений, — выдвинули свои так же крепко сидящие на плечах умные и практические головы... футуристы, — точнее же говоря, так называемые «кубофутуристы», — величавшие себя «будетлянами», «будущелами» или еще: «группа Гилея».
      Последнее слово, конечно, происходило от известной репетиловской из «Горя уму» фразы: «Да, водевиль есть вещь, а прочее все — гиль...»
      Напористость «гилейцев», неожиданная мода также и на их литературных кузенов, «эгофутуристов», с другой стороны, поставили в чрезвычайно стесненное положение как «собственно победителей», — символистов и т. под., — так и еще больше только что задумавших произвести уже вполне домашний, так сказать «дворцовый», переворот, признавших себя «вполне модернистами» и боровшихся лишь против одного «символического» уклона в нем... «акмеистов», или «адамистов». Ни сами победители, ни кандидаты на их места не успели еще внедрить своего творчества, не говорю в массы, нет, просто в головы читающей интеллигенции, — как сквозь медные горла и надставные трубы, из действовавших, подобно мехам могучих легких, при помощи всяких чисто зрительных аксессуаров и дешевых рекламных средств, к которым их предшественники прибегать не умели... «будетляне» объявили, что будущее за ними, — и уже по тому самому закрепили за собой всеобщее внимание, — сорвали именно не будущий, а сегодняшний день славы!
      С осени 1913 года они зашумели повсюду. Корней Чуковский начал с ними «бороться», — лекциями против них возбуждая внимание к ним у литературной публики...
      Словом, весь этот «сезон» протек, как говорится, «под знаком» зарождающегося футуризма...
      Не менее оживленной и продуктивной, чем эта «дневная» (включая в нее и вечерние часы публичных лекций) жизнь этого — последнего — и самого оживленного, — «довоенного» «сезона», — была и подспудная, ночная жизнь. После почти всех публичных лекций, открытые диспуты по которым разрешались лишь весьма редко, все участники и значительная часть публики, — по раздававшимся тут же кем-нибудь из членов «Общества Интимного Театра» билетикам переходила продолжать прения в «Бродячую Собаку», где смешивалась с ночною публикой этого учреждения, открывавшегося лишь с полночи до Н плюс первого часа...
      Сейчас много возводится поклепов на бедную «издохшую» «Собаку», — и следовало бы добрым словом помянуть покойницу, не только из латинского принципа, что «о мертвых ничего, кроме хорошего», — но и потому, что заслуг «Собаки» перед искусством отрицать нельзя; а наибольшие в историческом плане заслуги ее именно перед футуризмом.
      Это что, продолжать запрещенные полицейскою властью прения по отчитанным уже лекциям и докладам в Тенишевском училище или здании Шведской церкви! А вот не угодно ли: в час ночи в самой «Собаке» только начинается филологически-лингвистическая (т. е. на самый что ни на есть скучнейший из возможных, с точки зрения обывателей, сюжет!) лекция юного Виктора Шкловского «Воскрешение вещей»! Юный ученый-энтузиаст... даром мощного своего... живого языка заставляет слушать, не шелохнувшись, многочисленнейшую публику, наполовину состоящую чуть не из «фрачников» или декольтированных дам. В половине третьего начинаются прения...
      Во втором отделении, а иногда и с первого, после удара в огромный барабан молоточком Коко Кузнецова или кого другого — низкие своды «Собачьего подвала» покрывает раскатистый бас Владимира Маяковского. Слышны такие стихи:

      Угрюмый дождь скосил глаза
                        А за решеткой
                  Четкой
      Железной мысли проводов перина,
                  И на
      Нее встающих звезд легко оперлись ноги...
                  Но гибель фонарей
                  Царей,
            В короне газа,
                  Для глаза
            Сделала больней
      Враждующий букет бульварных
проституток,
                              И жуток
                        Шуток...

      Или застенчиво-нежный, несмотря на свой внушительный рост, Николай Бурлюк с его:

Улыбка юноше знакома
От первых, ненадежных дней;
Воды звенящей не пролей,
Когда он спросит: «мама — дома?»

Луч солнца, зыбкий и упругий,
Теплит запыленный порог...
Твой профиль, мальчик, слишком строг
Для будущей твоей подруги...

      Или изображающий пугало, играющий моноклем... брат его Давид, потрясающий подземное зало выкриками вроде:

Небо — труп,
Звезды — гнойная сплошная сыпь...

      Сам неуклюжий, длинный, «непрезентабельный» «гений наизнанку», — сам Хлебников, заплетающимся языком редко выступает со своими:

О, засмейтесь усмеяльно смехом смейных, смехачи...

      Еще реже выступает Алексей Крученых, уже тогда бывший автором сверхзаумного:

Дыр, бул, щкл
Убещур
Р, л, поэт...

или со своим совершенно реалистическим:

Я жррец, я рразленился,
К чему все стрроить из земли?
В покои неги удалился,
Лежу и грреюсь близ свиньи...
Испарь овчины
И запах псины:
Лежу, добррею на арршины...

      Но не одни кубофутуристы. Акмеисты тоже забегают погреться в «Собаку»... Был такой особый Собачий гимн, которым иногда — правда, короткое время — начинали Собачьи заседания:

На дворе второй подвал,
Там приют Собачий.
Всякий, кто сюда попал, —
Просто пес бродячий.
Но в том гордость, но в том честь,
Чтоб в подвал залезть...
На дворе трещит мороз...
Отогрел в подвале нос...

      В памяти у меня остались только вот эти стихи из специально Собачьих. Да разве еще одно, поистине замечательное, приглашение на обед, который — рассудку вопреки, наперекор стихиям — вдруг неожиданно решил устраивать в «Собаке» в неположенные дневные часы:

В шесть часов у нас обед,
            И обед на славу!..
Приходите на обед!..
            Гау, гay, гау!

      Пяст Вл. Встречи. — М., 1997. — С. 164—169.

      2) На основе прочитанного документа покажите, что нового появилось в жизни московской богемы в предвоенные годы. Какие категории людей посещали описанные мероприятия? Как они к ним относились? По итогам составьте план доклада. Тему и план определите самостоятельно.

ЖИЗНЬ МОСКОВСКОЙ БОГЕМЫ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ А. Н. ВЕРТИНСКОГО

      ...Это были 1910—1912 годы...
      В нашем мире богемы (а я пишу только о нем) каждый что-то таил в себе, какие-то надежды, честолюбивые замыслы, невыполнимые желания, каждый был резок в своих суждениях, щеголял надуманной оригинальностью взглядов и непримиримостью критических оценок. Все мечтали обратить на себя внимание любой ценой — дулись и пыжились, как лягушки из крыловской басни. А надо всем этим гулял хмельной ветер поэзии Блока, отравивший не одно сердце мечтами о Прекрасной Даме, о Незнакомке... И Горький, будто нам угрожая, писал:

А вы на земле проживете,
Как черви слепые живут:
Ни сказок про вас не расскажут,
Ни песен про вас не споют!

      Стихи эти читались на всех концертах и действовали сокрушающе... Все вдруг испугались этой перспективы. Как будто о каждом обязательно надо было писать песню или рассказывать сказку! Помощники присяжных поверенных в безукоризненных визитках от Делоса стали писать стихи и почитывать их томным голосом на именинах за кулебяками; зубные врачи вешали у себя в приемной портреты артистов с цитатами из ибсеновских пьес; доктора рассеянно выслушивали больных, но могли часами спорить о постановке андреевской «Жизни человека». Московские купцы скупали всякую живописную дрянь, выставленную... на Кузнецком. В «Кружке» на Дмитровке ежедневно устраивались лекции, литературные «суды» над героями романов, вечера поэзии и пр.
      Белотелые купеческие дочки, налитые жиром, надев скромные черные юбки с белыми блузками, тихо сидели на всех лекциях с тетрадками в руках и что-то записывали... Курсистки, приглашавшие к себе товарищей и подруг на чашку чая, укутывали электрические лампочки красной кисеей, создавая «интим», и читали стихи, до одури надушившись пронзительным Лориганом Коти или ландышем «Иллюзион-Дралле». Принимали гостей, полулежа на кушетках, курили папиросы из длинных мундштуков, стриглись под мужчин и кутались в пестрые шали (стиль этот назывался «Сафо»). Молодые актрисы пускали себе в глаза атропин, чтобы шире были зрачки, говорили «узывными» голосами, звенящими и далекими, точно из другой комнаты.
      Читая стихи, концы строчек они проглатывали для большего впечатления...
      Молодые актеры из глубокой провинции держали экзамен на статистов при Московском Художественном театре и по страшнейшему отбору из пятисот человек допускались в количестве приблизительно пяти к конкурсу. Из них брали двух-трех. В театре они годами изображали «толпу», это считалось за счастье и называлось: «Попасть в Художественный театр». Пакгаузы этого театра были битком набиты «талантами»... Запас был лет на десять!
      Так же было и в других театрах. Молодые актеры и актрисы томились годами на выходах и увядали. Одни, разочаровавшись, бросали сцену и выходили замуж, иные кончали жизнь самоубийством... Надо было иметь меценатов-покровителей, или богатых любовников, или влиятельных мужей и родителей, а иначе... Вот тут-то и появился кокаин.
      Кто первый начал его употреблять? Откуда занесли его в нашу среду? Не знаю. Но зла он наделал много.

      Московский альбом. Книга воспоминаний о Москве и москвичах XIX—XX веков. — М., 1997. — С. 279—280.

      3) На основе помещенного документа попробуйте выделить те сюжеты, которые показывают общее и особенное в работе Малого и Художественного театров в эти годы.

МОСКОВСКИЕ ТЕАТРЫ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ КНЯГИНИ Л. И. ВАСИЛЬЧИКОВОЙ

      А какие в Москве были чудные театры! Большой театр соответствовал нашему петербургскому Мариинскому. Тамошние оперные знаменитости выступали иногда и у нас, а балетные кончали Петербургское театральное училище. Поэтому, хотя москвичи со свойственным им шовинизмом, говоря о своих артистах, и повторяли неизменно «наши московские», но нас, приезжающих в Москву накоротке, тянуло не в этот театр, а в Малый Императорский и Художественный.
      Знаменитости Малого драматического театра... до моих посещений театра не дожили, но помнившие их утверждали, что традиции сохранились. Они играли восхитительно, тонко, с таким чувством меры и благородством!.. Пустых аффектов мы там не видали никогда. Мы никогда не видали и то, что в общежитии называется «ум за разум» в толковании ролей. И несмотря на свое увлечение постановками Художественного театра, я вполне понимаю некоторое презрение, которое артисты Малого театра чувствовали по отношению к своим коллегам Художественного, за те внешние, дешевые «фортели», к которым они прибегали в ущерб цельности впечатления.
      Правда, в искании новых путей Художественный театр подставлял свой фланг остроумным нападкам и карикатурам в театре Кривого Зеркала, подметившем и сгустившем весь их преувеличенный реализм. К таковым относились: заглушающая игру отдельных главных персонажей толпа, дождь, заливающий и сцену и чуть ли не всю публику, кромешная темнота в зале и, наконец, совершенно лишний пафос и рычание, с которыми актер произносил самые обыденные слова, вроде: «Какая сегодня хорошая погода!» Все же Художественный театр создал новую «естественность» и художественность постановки, от которых большинство пьес положительно выиграло. Большую прелесть придала сцене артистичность декораций и костюмов, мебели. Непривычно длинные паузы давали возможность публике насладиться этими прелестными деталями, не отвлекаясь от сюжета. Эффекты толпы были потрясающи — она действительно жила. Каждый статист имел свою роль и не ограничивался по старинному шаблону одними жестами. Это было особенно удачно в массовых сценах «Горя от ума». Если и смеялись над манерой актеров Художественного театра произносить длиннейшие монологи спиной к публике, причем будто бы их не было слышно из-за щелкания настоящих соловьев, то нельзя было не сказать, насколько жизненнее были позы у них, чем в старинных театрах... где по сей день певцы свои сольные арии не поют иначе, как оборотясь лицом к публике, поднявши правую руку. Световые эффекты в Художественном театре достигали совершенства, и я помню, как при постановке тургеневского «Где тонко, там и рвется» при поднятии занавеса публика неизменно аплодировала залитой солнечными лучами сцене.

      Московский альбом. Книга воспоминаний о Москве и москвичах XIX—XX веков. — М., 1997. — С. 306—307.

Основное содержание

      В стране сохранялось сословное деление, большинство населения (более 80%) принадлежало к крестьянскому сословию. Основным социальным ориентиром крестьянства была община, идеалом справедливого мира — перераспределение земли в пользу тех, кто на ней работает.
      Город осваивал непривычные технические новшества. В центрах обеих столиц и губернских городов стали появляться уличное электрическое освещение, водопровод и канализация. В начале века быстрыми темпами развивалась телефонная связь. Двигавшиеся по рельсам маленькие вагончики с запряженными в них лошадьми — конки — постепенно вытеснялись вагонами на электротяге — трамваями.
      Кинотеатры — новинка городской культурной среды (первый постоянный кинотеатр открылся в Петербурге на Невском проспекте в мае 1896 г., а первый фильм российского производства «Понизовая вольница» на сюжет песни о Стеньке Разине был снят в 1908 г.) — соседствовали с традиционными народными развлечениями — ярмарками, балаганами. Автомобили соревновались с извозчиками, торговые пассажи и магазины модных товаров конкурировали с купеческими лавками и лабазами.
      Картину мира большинства людей определяло религиозное сознание, человек жил в круговороте праздников и событий церковного года. Это касалось не только крестьянства, но и недавних выходцев из деревни, перебравшихся в город, тем более что многие из них сохраняли за собой земельные наделы и на праздники отправлялись «домой». Вера определяла нравственные устои, освященные вековой традицией.
      В ведении церкви находились не только духовные учебные заведения, но и значительная часть системы начального образования. Для многих жителей села церковно-приходские школы были единственным доступным источником грамотности. Другой широко распространенной формой начального образования были земские школы. Но в целом системой начального образования было охвачено в 1900-е гг. лишь около половины детей соответствующего возраста.
      Вплоть до конца XIX в. спортивные занятия были уделом очень небольшой части аристократии, и приметой перемен стало появление первых общедоступных спортивных организаций — Тяжелоатлетического общества и подобных кружков любителей спорта. К 1914 г. таких объединений насчитывалось по стране более 1200.
      Потребности модернизации диктовали ускорение темпа и рост качества жизни, повышение мобильности, подготовки значительно большего числа квалифицированных кадров. Низкий уровень грамотности и бытовой культуры сдерживал развитие страны.
      Разрыв в уровне жизни массовых слоев и привилегированных групп оставался огромным, образованная часть общества ориентировалась на культурные образцы и стандарты потребления элиты европейских стран.
      Философствование обрело на рубеже века роль особой и очень значимой формы интеллектуальной жизни, а философское творчество достигло настоящего расцвета. Вопросы мироустройства, взаимодействия духовного и материального начал и преодоления хаоса бытия оказались в центре внимания русских религиозных мыслителей.
      Предчувствия неотвратимости грядущих социальных потрясений нашли отражение в художественном творчестве, в самой яркой форме — в поэзии и драматургии. Не случайно известным поэтом, автором философской лирики был и В. С. Соловьев.
      Стремление к гармонии и преобразованию мира на путях красоты в условиях, когда окружающая действительность настойчиво напоминала о дисгармонии, катастрофах и грядущих катаклизмах, отразил последний «большой стиль» в истории европейских пластических искусств, который в России получил название модерна.
      Социально-критическое направление в художественной культуре рубежа веков ориентировалось на принципы критического реализма. Образы «другой», народной России запечатлели широко известные картины Репина (например, «Крестный ход в Курской губернии», 1880—1883).
      Общим для вершинных произведений искусства, созданных в реалистическом ключе, стал интерес художников, писателей, композиторов к психологическим характеристикам своих героев.
      Художественный авангард претендовал на роль творца новой социальной истории, художники искали адекватные формы для выполнения этой задачи. Свое искусство они рассматривали как прообраз будущих форм жизнеустроения.

Методический комментарий

      Социальная напряженность в условиях трансформации аграрного общества в индустриальное — явление универсальное, но в России оно было отягощено тем, что это была реакция на масштабную и весьма болезненную для российского социума европеизацию, начавшуюся на волне Великих реформ 60-х гг. XIX в., хотя еще одной причиной радикализации общественных настроений и движений стало проникновение в среду интеллигенции (как правило, провинциальной, не нашедшей себе места в новой системе общественных отношений) европейских идей. Все это привело к тому, что в российском революционном движении порой причудливо соединялись антизападничество и крайние формы западничества (марксизм и левый радикальный либерализм). В итоге борьба западничества и антизападничества стала одним из факторов общественного развития страны в начале XX в.
      Следует подчеркнуть также, что формирование индустриального общества в России заметно опережало формирование гражданского общества.
      Особое внимание необходимо обратить на демографический фактор: резкий рост населения России в конце XIX и начале XX в., во многом определявший последующие события в нашей истории. Вступление в активную жизнь десятков миллионов людей, не связанных корнями с деревней, патриархальной семьей, традициями и обычаями, нередко становилось деструктивным фактором развития России.
      В разделе культуры и повседневной жизни стоило бы подчеркнуть возросшую роль науки и техники. Это была первая волна научно-технического прогресса. Революция в естествознании, начавшаяся на рубеже XIX—XX вв., была связана с развитием транспортных коммуникаций и систем связи, быстро делавших любое научное открытие доступным для всех. Другой ее особенностью был междисциплинарный характер сделанных научных открытий. Это вело не только к переосмыслению ранее достигнутых научных достижений, но и к появлению новых областей знания — физической химии, биохимии, электрохимии, генетики и др. Важным было и усиление практической направленности научных разработок. Воплощение теоретических взглядов и открытий в создание новых видов техники привело к быстрому насыщению повседневной жизни людей в разных странах, в том числе и в России, новыми атрибутами — автомобилями, самолетами, дизельными локомотивами, телефонами, радиоприемниками, фонографами, трамваями, метро и т. п.

Дополнительная литература

      Базунов Б. А. Спорт: XX век: Хроника отечественного и мирового спорта. — М., 2001.
      Великая утопия. Русский и советский авангард. 1915 —1932. — М., 1993.
      Деготь Е. Ю. Русское искусство XX века. — М., 2000.
      Кириченко Е. И. Русский стиль. — М., 1997.
      Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. — М., 1992.
      Рапацкая Л. А. Искусство Серебряного века. — М., 1996.
      Рябцев Ю. С. Хрестоматия по истории русской и советской культуры: Первая половина XX века. — М., 2002.
      Сарабьянов Д. В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. — М., 1989.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 9.
      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 44.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 828 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0