Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 16:32:04
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Советский тыл в годы войны

    Цель урока: на конкретных примерах показать единство фронта и тыла в годы войны как главное условие победы над врагом; оценить вклад тружеников тыла в достижение победы; показать вклад общественных и религиозных организаций в мобилизацию сил и средств на отпор врагу.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — масштабах и значении эвакуации промышленного и аграрного потенциала страны на восток;
      — понятии и значении перевода экономики СССР на военные рельсы;
      — истоках и историческом значении массового трудового героизма советских людей;
      — начальном этапе восстановления хозяйства и социальной сферы на освобожденных территориях.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Подвиг эвакуации.
      2. Перевод экономики страны на военные рельсы.
      3. Трудовой героизм советских людей в тылу.
      4. Начало восстановления.

Опорные знания

      Даты и события: 1943 г. — начало восстановления на освобожденных оккупированных территориях СССР.
      Имена: Н. М. Шверник, А. Н. Косыгин, П. К. Пономаренко.
      Понятия: партизанское движение, подполье, блокада, эвакуация.

Работа с CD

      «История России. XX век» (§ 32).

Работа с картой

      На карте покажите основные направления эвакуации промышленного и культурного потенциала страны на восток.
      Покажите основные районы действия партизан на оккупированной территории.
      Покажите районы, в которых началось восстановление народного хозяйства в 1943, 1944 гг.

Задания к иллюстрациям

      По учебнику Л. Н. Алексашкиной, А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «Россия и мир в XX — начале XXI века»:
      Составьте краткое эссе по фотографии на с. 187 (с. 248). Название ему дайте самостоятельно.
      По книге «Россия. XX век: История страны в плакате»:
      Рассмотрите плакат А. Пластова «Восстановим!» (с. 153). Каким событиям он посвящен? К какому времени относится его появление?
      Плакат Н. Ватолиной (с. 141) называется «Фашизм — злейший враг женщин». Какие известные вам факты говорят об этом? Как это видно из содержания плаката?

Основное содержание

      Угроза захвата советской территории потребовала срочной эвакуации промышленных предприятий и имущества совхозов, колхозов, гражданского населения. 24 июня 1941 г. был создан совет по эвакуации, на который возлагалось руководство перемещением на восток из прифронтовых районов населения, учреждений, военных грузов, оборудования предприятий и других ценностей. Во главе его стоял Л. М. Каганович, а затем Н. М. Шверник.
      Эвакуация осуществлялась в два этапа: лето — осень 1941 г. и лето — осень 1942 г. Особенно тяжелым был первый этап, так как у руководства не хватало опыта.
      Зачастую при эвакуации особо важных объектов противник уже находился в непосредственной близости. В таких условиях люди забывали об усталости и сне и работали сутками.
      Далеко не всегда эвакуация проходила успешно. Из-за быстрого захвата Белоруссии эвакуация предприятий этой республики была остановлена уже в августе 1941 г.
      В Ленинградской области начатая в июле 1941 г. эвакуация была прервана в сентябре того же года после окружения города.
      Однако в целом проделанная работа была грандиозна: эвакуировано 7 млн человек в 1941 г. и 4 млн человек в 1942 г., перевезены огромные заводы «Запорожсталь» из Днепропетровска в Магнитогорск, Ленинградский завод им. Кирова, Челябинский тракторный завод.
      Героическими усилиями советских рабочих, инженеров, начальников производства, железнодорожников (для вывоза только одного завода требовалось около 9 тыс. вагонов) была обеспечена эвакуация на восток более полутора тысяч предприятий (преимущественно крупных), а также высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, культурных учреждений и более 11 млн человек.
      К концу 1941 г. поток эвакуированных вырос настолько, что во многих городских центрах Урала и Западной Сибири в расчете на одного жителя стало приходиться по 1,8—2,8 м2 жилой площади. Там, на необжитых местах, часто под открытым небом машины и станки буквально с железнодорожных платформ пускали в дело. В то же время непрерывным потоком днем и ночью на запад и юго-запад двигались эшелоны с войсками и оружием.
      Одним из самых насущных был вопрос рабочей силы, поскольку сотни тысяч трудоспособных людей были мобилизованы на фронт. Значительная часть трудоспособного населения осталась на оккупированных территориях. В этих условиях к станкам встали женщины, учащиеся старших классов, студенты, пенсионеры.
      С началом войны существенно изменилась жизнь сельского населения. Из-за призыва в армию, мобилизаций на постройку оборонительных сооружений, в промышленность и на транспорт число трудоспособных людей в сельском хозяйстве резко сократилось.
      Летом 1941 г. потребовалось использовать все резервы села, чтобы в сжатые сроки убрать урожай и провести заготовки и закупки зерна. Дело в том, что на территории, попавшей под оккупацию, до войны проживало до 40% населения всей страны, две трети которого составляли сельские жители. В этих районах находилось 47% посевных площадей, производилось свыше половины всей сельскохозяйственной продукции страны. Производительные возможности советской деревни значительно сократились и составляли лишь половину того, что имелось перед войной.
      Обстановка военного времени заставила государство прибегнуть также к системе трудовой повинности. Если в мирное время эту повинность разрешалось применять только в случае борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, то в годы войны она использовалась для проведения оборонных работ, заготовок топлива, охраны путей сообщения, сооружений и средств связи.
      Самоотверженные усилия советских людей дали свой результат. К концу весны 1942 г. перестройка экономики на обслуживание нужд войны была завершена. Объем валовой продукции всей промышленности превзошел уровень 1941 г. более чем в 1,5 раза. В восточных районах страны теперь производилось свыше 75% всей боевой техники, вооружения и боеприпасов. Было введено в эксплуатацию 850 новых заводов, шахт, электростанций, доменных и мартеновских печей и других важных объектов. Во второй половине 1942 г., по сравнению с первой, советская промышленность произвела почти в 2 раза больше военных самолетов, орудий, боеприпасов.
      К этому времени удалось стабилизировать (хотя и на крайне низком уровне) снабжение продовольствием не только армии, но и городского населения страны (и это несмотря на то, что под оккупацией находились территории, дававшие до войны почти 40% зерна и 84% сахара). В 1944 г. одной из важнейших проблем становится восстановление мирной жизни на освобожденных от врага территориях, что также требовало колоссальных усилий от людей и больших затрат.
      В августе — сентябре 1941 г. Академия наук СССР определила главные направления научной работы в условиях военного времени: совершенствование военной техники и создание новых средств борьбы с врагом, научная помощь промышленности в организации и расширении военного производства, изыскание и использование новых трудовых ресурсов страны, замена дефицитных материалов местным сырьем, сокращение производственных циклов в металлургии и химической промышленности.
      Во время войны не прекращали работу школы, техникумы, вузы, хотя в 1941 г. прием в вузы был сокращен вдвое и их число уменьшилось с 817 до 460. Были уменьшены и сроки обучения в вузах до 3—3,5 года. К концу войны численность студентов вернулась к довоенному уровню.
      Патриотическая позиция Русской православной церкви в годы войны привела к некоторому ослаблению давления на нее со стороны государства. В сентябре 1943 г. состоялась встреча руководителей Русской православной церкви со Сталиным, который пошел навстречу их пожеланиям и разрешил избрать нового патриарха (им стал митрополит Сергий), образовать Священный синод, открыть несколько духовных семинарий, начать издание собственного «Журнала Московской патриархии», освободил из заключения часть священников. Однако контроль властей над церковью по-прежнему оставался весьма жестким.

Методический комментарий

      Важной частью раздела должен стать показ сущности и специфики советской экономической модели. В книге для учителя целесообразно было бы сравнить ее с экономикой других воюющих стран, чтобы показать общее и особенное. Достигнув точки почти коллапса, наша промышленность благодаря невероятной самоотверженности советских людей совершила чудо — при общем резком сокращении национального производства выросли численность и качество производимого оружия. Наши танки и самолеты обогнали немецкие и по количеству, и по качеству. И, как это ни удивительно, в СССР была выше производительность труда.
      Освещая проблемы ленд-лиза, следует отметить, что он действительно сыграл крайне важную роль для нашей страны в конце 1941 — начале 1942 г., когда враг стоял у ворот Москвы, а перестройка экономики на военный лад, а также эвакуация промышленного потенциала из прифронтовых районов не были завершены. Однако здесь же целесообразно показать незначительный удельный вес помощи по ленд-лизу в общем объеме производства вооружений в СССР. Кроме того, нельзя не упомянуть, каким образом произошло прекращение поставок по ленд-лизу в мае 1945 г. и как американцы на этом этапе пытались превратить ленд-лиз в инструмент политического давления на СССР в польском вопросе. Это в значительной степени девальвирует саму идею такой помощи.

Дополнительная литература

      Война 1939—1945: два подхода. — М., 1995.
      Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны: Очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны. — М., 1995.
      Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М., 1990.
      Мировые войны XX века. В 4 г. — М., 2002.
      Самсонов A. M. Вторая мировая война. — М., 1989.
      Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. — М., 1996.
      Уткин А. И. Вторая мировая война. — М., 2002.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 27.
      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 25.
      Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX — начале XXI века, § 36, 37, 38.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 828 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0