Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 23.04.2024, 17:55:56
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Становление мобилизационной политической системы

    Цель урока: на основе анализа различных точек зрения в современной научной литературе показать объективные и субъективные факторы, предопределившие становление и вектор развития мобилизационной политической системы СССР в конце 1920-х — 1930-е гг.; выявить плюсы и минусы этой системы в деле обеспечения модернизационных задач, стоявших перед страной.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — исторических предпосылках формирования политической системы мобилизационного типа;
      — изменениях политической системы в 1927—1929 гг.;
      — становлении мобилизационной политической системы в 1930-е гг.;
      — формировании планово-директивной экономики;
      — принятии Конституции СССР 1936 г. и ее значении;
      — истоках и масштабах массовых репрессий 1937—1938 гг.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Условия перехода к новому этапу политического развития.
      2. Переход к трансформации политической системы. 1927—1929 гг.
      3. Становление мобилизационной политической системы.
      4. Формирование планово-директивной экономики.
      5. Принятие Конституции СССР 1936 г. и массовые репрессии.

Опорные знания

      Даты и события: 5 декабря 1936 г. — принятие Конституции СССР.
      Имена: И. В. Сталин, В. М. Молотов, Н. И. Ежов, Л. П. Берия.
      Понятия: ГУЛАГ, враг народа.

Работа с CD

      «История России. XX век» (§ 26).

Задания к иллюстрациям

      По книге «Россия. XX век: История страны в плакате»:
      Оцените политическую направленность и заостренность плаката В. Дени «Ставка интервентов бита!» (с. 96). Какие исторические процессы он отражал? Какими художественными приемами автор добивается поставленной цели?
      Посмотрите на плакаты Б. Ефимова (с. 100) и В. Говоркова (с. 121). Какие процессы в формировании политической системы мобилизационного типа они выражают? Из чего это видно?

Работа с таблицами, схемами, диаграммами

      Представьте в виде схемы политическую систему мобилизационного типа, созданную в СССР к середине 1930-х гг. Дайте характеристику ее основных звеньев.

Работа с документами

      1) Прочитайте документ. Ответом на какие действия власти стала эта листовка? Интересы каких социальных категорий выражают требования авторов листовки?

ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ И ТРЕБУЙТЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ПОДЛИННОЙ ВЛАСТИ ТРУДЯЩИХСЯ, А НЕ ПОЛИТБЮРО. ЛИСТОВКА, ПОСЛАННАЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ ЛИЦАМИ ВО ВЛАДИМИРСКИЙ ГУБИСПОЛКОМ В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 1928—1929 гг.

      Граждане Советского Союза!
      Со всех сторон нас окружает разруха. Внутри страны — падение ценности денег и непосильные налоги, которыми государство отнимает одну треть народного дохода, развал промышленности и сельского хозяйства, острый продовольственный кризис, вызвавший уже в провинции переход на карточную систему и суррогаты хлеба и первые признаки угрожающего весной голода. Во внешней политике полная изоляция и возможность превращения нашей страны во второй Китай, в то время как побежденная и в 10 раз беднейшая Германия успешно развивает свое хозяйство. Единственная причина всего этого — существующая система партийной диктатуры, сводящаяся к диктатуре Сталина (достаточно охарактеризованного в завещании Ленина), душит все живое в стране и ведет на край пропасти. Особенно губительная политика проводится партией в деревне, где сознательно убивается стремление крестьян к улучшению своего хозяйства и насильно насаждаются ничего не дающие колхозы, причем из товаров на деревню продвигается только водка. В то же время рушится промышленность, лишенная сельскохозяйственной основы и бюрократически управляемая, причем здесь, как и везде, губительно сказывается постоянное вмешательство партии, и миллиарды, бросаемые на строительство, не дают никаких результатов. Бессмысленная пропаганда международной революции привела к срыву заграничных кредитов и экономической блокаде, причем здесь все попытки выправить линию партии приводят только к репрессиям (разгон Московского комитета*). Выход только в одном — объединяйтесь и требуйте установления подлинной власти трудящихся, а не политбюро. Рабочие, крестьяне и служащие, отказывайтесь от покупки займов, платежа налогов и сдачи хлеба, проводите забастовки и создавайте свои союзы. Красноармейцы, отказывайтесь от подавления восстаний. Не участвуйте в выборах в советы, которыми партия хочет создать видимость народовластия и свалить на вас ответственность за свою гибельную политику. Этим вы покажете, что требуете обеспечения полной свободы выборов и прекращения вмешательства партии в их дальнейшую работу. Докажите ничтожной кучке людей, удерживающих власть только ради своих интересов, что они не смеют насиловать нашу волю.

      ГАРФ. — Ф. 1235. — Оп. 141. — Д. 147. — Л. 23—24.

      2) Прочитайте и проанализируйте документ. Как вы думаете, почему Сталин так опасался военно-политического заговора именно летом 1937 г.? Что вы знаете о лицах, перечисленных в числе организаторов и лидеров заговора? Напишите о любом из них краткое эссе. Как вы полагаете, верил ли сам Сталин в виновность названных им лиц и характер предъявленных обвинений?

СТАЛИН О ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ЗАГОВОРЕ ПРОТИВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. ИЗ РЕЧИ И. В. СТАЛИНА В НАРКОМАТЕ ОБОРОНЫ СССР. 2 ИЮНЯ 1937 г.

      Сталин. Товарищи, в том, что военно-политический заговор существовал против Советской власти, теперь, я надеюсь, никто не сомневается. Факт, такая уйма показаний самих преступников и наблюдения со стороны товарищей, которые работают на местах, такая масса их, что несомненно здесь имеет место военно-политический заговор против Советской власти, стимулировавшийся и финансировавшийся германскими фашистами.
      Ругают людей: одних — мерзавцами, других — чудаками, третьих — помещиками.
      Но сама по себе ругань ничего не дает. Для того чтобы это зло с корнем вырвать и положить ему конец, надо его изучить, спокойно изучить, изучить его корни, вскрыть и наметить средства, чтобы впредь таких безобразий ни в нашей стране, ни вокруг нас не повторялось.
      Я и хотел как раз по вопросам такого порядка несколько слов сказать.
      Прежде всего, обратите внимание, что за люди стояли во главе военно-политического заговора. Я не беру тех, которые уже расстреляны, я беру тех, которые недавно еще были на воле. Троцкий, Рыков, Бухарин — это, так сказать, политические руководители. К ним я отношу также Рудзутака, который также стоял во главе и очень хитро работал, путал все, а всего-навсего оказался немецким шпионом, Карахан, Енукидзе. Дальше идут: Ягода, Тухачевский — по военной линии, Якир, Уборевич, Корк, Эйдеман, Гамарник — 13 человек. Что это за люди? Это очень интересно знать. Это — ядро военно-политического заговора, ядро, которое имело систематические сношения с германскими фашистами, особенно с германским рейхсвером, и которое приспосабливало всю свою работу к вкусам и заказам со стороны германских фашистов. Что это за люди?
      Говорят, Тухачевский помещик, кто-то другой попович. Такой подход, товарищи, ничего не решает, абсолютно не решает. Когда говорят о дворянах как о враждебном классе трудового народа, имеют в виду класс, сословие, прослойку, но это не значит, что некоторые отдельные лица из дворян не могут служить рабочему классу. Ленин был дворянского происхождения — вы это знаете?
      Голос. Известно.
      Сталин. Энгельс был сын фабриканта — непролетарские элементы, как хотите. Сам Энгельс управлял своей фабрикой и кормил этим Маркса. Чернышевский был сын попа — неплохой был человек. И наоборот. Серебряков был рабочий, а вы знаете, каким мерзавцем он оказался. Лившиц был рабочим, малограмотным рабочим, а оказался — шпионом...
      ...Вы помните показания Радека, вы помните показания Лившица, вы помните показания Сокольникова — давал информацию. Это и есть шпионаж. Троцкий — организатор шпионов из людей, либо состоявших в нашей партии, либо находящихся вокруг нашей партии — обер-шпион.
      Рыков. У нас нет данных, что он сам информировал немцев, но он поощрял эту информацию через своих людей. С ним очень тесно были связаны Енукидзе и Карахан, оба оказались шпионами. Карахан с 1927 года и с 1927 года Енукидзе. Мы знаем, через кого они доставляли секретные сведения, через кого доставляли эти сведения — через такого-то человека из германского посольства в Москве. Знаем, Рыков знал все это. У нас нет данных, что он сам шпион.
      Бухарин. У нас нет данных, что он сам информировал, но с ним были связаны очень крепко и Енукидзе, и Карахан, и Рудзутак, они им советовали, информируйте, сами не доставляли.
      Гамарник. У нас нет данных, что он сам информировал, но все его друзья, ближайшие друзья: Уборевич, особенно Якир, Тухачевский, — занимались систематической информацией немецкого генерального штаба.
      Енукидзе, Карахан — я уже сказал. Ягода — шпион, и у себя в ГПУ разводил шпионов. Он сообщал немцам, кто из работников ГПУ имеет такие-то пороки. Чекистов таких он посылал за границу для отдыха. За эти пороки хватала этих людей немецкая разведка и завербовывала, возвращались они завербованными. Ягода говорил им: я знаю, что вас немцы завербовали, как хотите, либо вы мои люди, личные, и работаете так, как я хочу, слепо, либо я передаю в ЦК, что вы — германские шпионы. Те завербовывались и подчинялись Ягоде как его личные люди. Так он поступил с Гаем — немецко-японским шпионом. Он это сам признал. Эти люди признаются. Так он поступил с Воловичем — шпион немецкий, сам признается. Так он поступил с Паукером — шпион немецкий, давнишний, с 1923 года. Значит, Ягода. Дальше, Тухачевский. Вы читали его показания?
      Голоса. Да, читали.
      Сталин. Он оперативный план наш, оперативный план — наше святое святых передал немецкому рейхсверу. Имел свидание с представителями немецкого рейхсвера. Шпион. Для благовидности на Западе этих жуликов из западноевропейских цивилизованных стран называют информаторами, а мы-то по-русски знаем, что это просто шпион. Якир — систематически информировал немецкий штаб. Он выдумал себе эту болезнь печени. Может быть, он выдумал себе эту болезнь, а может быть, она у него действительно была. Он ездил туда лечиться. Уборевич — не только с друзьями, с товарищами, но он отдельно сам лично информировал. Карахан — немецкий шпион. Эйдеман — немецкий шпион. Карахан информировал немецкий штаб, начиная с того времени, когда он был у них военным атташе в Германии. Рудзутак. Я уже говорил о том, что он не признает, что он шпион, но у нас есть все данные. Знаем, кому он передавал сведения. Есть одна разведчица опытная в Германии, в Берлине. Вот когда вам, может быть, придется побывать в Берлине, Жозефина Гензи, может быть, кто-нибудь из вас знает. Она красивая женщина. Разведчица старая. Она завербовала Карахана. Завербовала на базе бабской части. Она завербовала Енукидзе. Она помогла завербовать Тухачевского. Она же держит в руках Рудзутака. Это очень опытная разведчица Жозефина Гензи. Будто бы она сама датчанка на службе у германского рейхсвера. Красивая, очень охотно на всякие предложения мужчин идет, а потом гробит. Вы, может быть, читали статью в «Правде» о некоторых коварных приемах вербовщиков. Вот она одна из отличившихся на этом поприще разведчиц германского рейхсвера. Вот вам люди. Десять определенных шпионов и трое организаторов и потакателей шпионажа в пользу германского рейхсвера. Вот они, эти люди.
      Могут спросить, естественно, такой вопрос — как это так, эти люди, вчера еще коммунисты, вдруг стали сами оголтелым орудием в руках германского шпионажа? А так, что они завербованы.

      Источник. — 1994. — № 3. — С. 73—79.

      3) Как вы полагаете, почему главным своим противником в документе нарком НКВД называет кулаков? Почему, на ваш взгляд, этот приказ появился именно в середине лета 1937 г.? На основании этого документа напишите краткое сочинение-размышление на тему «Начало «большого террора».

ОБ ОПЕРАЦИИ ПО РЕПРЕССИРОВАНИЮ БЫВШИХ КУЛАКОВ, УГОЛОВНИКОВ И ДРУГИХ АНТИСОВЕТСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ. ОПЕРАТИВНЫЙ ПРИКАЗ НАРКОМА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР Н. ЕЖОВА. 30 ИЮЛЯ 1937 г.

      Совершенно секретно
      Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений. Остались почти нетронутыми в деревне значительные кадры антисоветских партий (эсеров, грузмеков, дашнаков, муссаватистов, иттихадистов и др.), а также кадры бывших участников бандитских восстаний, белых, карателей, репатриантов и т. п.
      Часть перечисленных выше элементов, уйдя из деревни в города, проникла на предприятия промышленности, транспорт и на строительство.
      Кроме того, в деревне и городе до сих пор еще гнездятся значительные кадры уголовных преступников...
      Как установлено, все эти антисоветские элементы являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых областях промышленности.
      Перед органами государственной безопасности стоит задача — самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства.
      В соответствии с этим приказываю: с 5 августа 1937 г. во всех республиках, краях и областях начать операцию по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников...
      При организации и проведении операции руководствоваться следующим:
      I. Контингенты, подлежащие репрессии.
      1. Бывшие кулаки, вернувшиеся после отбытия наказания и продолжающие вести активную антисоветскую подрывную деятельность.
      2. Бывшие кулаки, бежавшие из лагерей и трудпоселков, а также кулаки, скрывшиеся от раскулачивания...
      3. Бывшие кулаки и социально опасные элементы, состоявшие в повстанческих, фашистских, террористических и бандитских формированиях, отбывшие наказание, скрывшиеся от репрессий или бежавшие из мест заключения и возобновившие свою антисоветскую преступную деятельность.
      4. Члены антисоветских партий (эсеры, грузмеки, муссаватисты, иттихадисты, дашнаки), бывшие белые, жандармы, чиновники, каратели, бандиты, бандпособники, переправщики, реэмигранты, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из мест заключения и продолжающие вести активную антисоветскую деятельность.
      5. Изобличенные следственными и проверенными агентурными материалами наиболее враждебные и активные участники ликвидируемых сейчас казачье-белогвардейских повстанческих организаций, фашистских, террористических и шпионско-диверсионных контрреволюционных формирований.
      Репрессированию подлежат также элементы этой категории, содержащиеся в настоящее время под стражей, следствие по делам которых закончено, но дела еще судебными органами не рассмотрены.
      6. Наиболее активные антисоветские элементы из бывших кулаков, карателей, бандитов, сектантских активистов, церковников и проч., которые содержатся сейчас в тюрьмах, лагерях, трудпоселках и колониях и продолжают вести там активную антисоветскую подрывную работу.
      7. Уголовники...
      8. Репрессии подлежат все перечисленные выше контингенты, находящиеся в данный момент в деревне — в колхозах, совхозах, сельскохозяйственных предприятиях и в городе — на промышленных и торговых предприятиях, транспорте, в советских учреждениях и на строительстве.
      II. О мерах наказания репрессируемых и количестве подлежащих репрессии.
      1. Все репрессируемые кулаки, уголовники и др. антисоветские элементы разбиваются на две категории:
      а) К первой категории относятся все наиболее враждебные из перечисленных элементов. Они подлежат немедленному аресту и по рассмотрении их дел на тройках — РАССТРЕЛУ.
      б) Ко второй категории относятся все остальные менее активные, но все же враждебные элементы. Они подлежат аресту и заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет, а наиболее злостные и социально опасные из них — заключению на те же сроки в тюрьмы по определению тройки.
      2. Согласно представленным учетным данным наркомами республиканских НКВД и начальниками краевых и областных управлений НКВД утверждается следующее количество подлежащих репрессии...
      3. Утвержденные цифры являются ориентировочными. Однако наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД не имеют права самостоятельно их превышать. Какие бы то ни было самочинные увеличения цифр не допускаются... Уменьшение цифр, а равно и перевод лиц, намеченных к репрессированию по первой категории, во вторую категорию, наоборот, разрешается.
      4. Все семьи лиц, репрессированных по первой и второй категориям, взять на учет и установить за ними систематическое наблюдение.
      III. Порядок проведения операции.
      1. Операцию начать 5 августа 1937 г. и закончить в четырехмесячный срок...
      2. В первую очередь подвергаются репрессии контингенты, отнесенные к первой категории...
      Контингенты, отнесенные ко второй категории, до особого на то распоряжения репрессии не подвергаются.

      АПРФ. — Ф. 3. — Оп. 58. — Д. 212. — Л. 59.

      4) Чем вызвано появление этого документа? Какие его фрагменты объясняют причины его принятия? Каким образом автор документа объясняет целесообразность и оправданность применения пыток к заключенным?

О ПРИМЕНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К АРЕСТОВАННЫМ В ПРАКТИКЕ НКВД. ЦИРКУЛЯР ЦК ВКП(б). 10 ЯНВАРЯ 1939 г.

      Секретарям обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий, наркомам внутренних дел, начальникам УНКВД
      ЦК ВКП(б) стало известно, что секретари обкомов, крайкомов, проверяя работников УНКВД, ставят им в вину применение физического воздействия к арестованным как нечто преступное. ЦК ВКП(б) разъясняет, что применение физического воздействия в практике НКВД было допущено, что физическое воздействие — как исключение, и притом в отношении лишь таких явных врагов народа, которые, используя гуманный метод допроса, нагло отказываются выдать заговорщиков, месяцами не дают показаний, стараются затормозить разоблачение оставшихся на воле заговорщиков, следовательно, продолжают борьбу с советской властью также и в тюрьме. Опыт показал, что такая установка дала свои результаты, намного ускорив дело разоблачения врагов народа. Правда, впоследствии на практике метод физического воздействия был загажен мерзавцами Заковскими, Литвиным, Успенским и другими, ибо они превратили его из исключения в правило и стали применять его к случайно арестованным честным людям, за что они понесли должную кару. Но этим нисколько не опорочивается самый метод, поскольку он правильно применяется на практике. Известно, что все буржуазные разведки применяют физическое воздействие в отношении представителей социалистического пролетариата, и притом применяют его в самых безобразных формах. Спрашивается, почему социалистическая разведка должна быть более гуманна в отношении заядлых агентов буржуазии, заклятых врагов рабочего класса и колхозников. ЦК ВКП(б) считает, что метод физического воздействия должен обязательно применяться и впредь, в виде исключения, в отношении явных и неразоружающихся врагов народа как совершенно правильный и целесообразный метод. ЦК ВКП(б) требует от секретарей обкомов, крайкомов, ЦК нацкомпартий, чтобы они при проверке работников УНКВД руководствовались настоящим разъяснением.

      Секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин

      АПРФ. — Ф. 1. — Оп. 58. — Д. 6. — Л. 145—156.

Основное содержание

      Выделяют два типа развития: инновационный и мобилизационный. Инновационное развитие осуществляется тогда, когда общество для своего прогрессивного движения обладает всеми необходимыми ресурсами: финансовыми, временными, интеллектуальными, внешнеполитическими, людскими. В этом случае изменения происходят относительно плавно, безболезненно.
      Мобилизационный же тип возникает как способ развития в условиях дефицита необходимых для преобразований ресурсов, отсутствия зрелости внутренних факторов. Стоящие перед обществом задачи формулирует политическая элита, власть. Противоречие между задачами страны и возможностями населения по их осуществлению разрешается через применение государством мер принуждения и насилия. Различные модификации этих двух типов развития присущи всем государствам, стремившимся и стремящимся вписаться в окружающий их современный мир. Преобразования в нашей стране осуществлялись по мобилизационному пути.
      На период 1929—1939 гг. приходится завершение становления мобилизационной политической системы в СССР.
      Ее основные элементы возникли в 1917—1920 гг., претерпели некоторые изменения в 1920-е гг. и приобрели законченные формы к концу 1930-х гг.
      Система включала: коммунистическую партию как ведущую политическую силу общества; руководимые партией Советы, призванные осуществлять диктатуру пролетариата; массовые общественные организации (профсоюзы, комсомол и др.), которые рассматривались как инструменты партийного влияния на беспартийные массы; правоохранительные репрессивные органы; государственный аппарат централизованного управления хозяйственной жизнью; партийные и государственные структуры агитации и пропаганды, стремившиеся сделать коммунистическое мировоззрение не только господствующим, но и единственным.
      Политическая система нового общества изначально формировалась как мобилизационная: она строилась для ведения революционной войны против внутренних и внешних классовых врагов.
      Это была система, опиравшаяся на целостное мировоззрение.
      К концу 1920-х гг. в СССР окончательно утвердилась однопартийная политическая система.
      На протяжении 1920-х гг. происходило ужесточение дисциплины, ограничение внутрипартийной свободы.
      В середине — второй половине 1920-х гг. партия переживала серьезный идеологический кризис и раскол.
      Главным и основным, определяющим всю хозяйственную политику советской власти, было признано «всемерное повышение производительных сил страны». Вводится общегосударственный план, позволяющий управлять всем народным хозяйством как единым целым: «государство хозяйственным заданием», направленным из центра, организует «всю хозяйственную деятельность страны».
      В области сельского хозяйства главный курс состоял в проведении «в жизнь целого ряда мер, направленных к организации крупного социалистического земледелия», включающего устройство товариществ для совместной обработки земли, коммун «для ведения крупного общего хозяйства».
      В конце 1920-х гг. международное окружение оценивалось как преимущественно враждебное, а обстановка — неустойчивая, чреватая угрозой нападения на СССР. Уже тогда формировалось внутреннее самоощущение Советской России как осажденной крепости.
      К концу 1920-х гг. завершается преодоление кризиса верховной власти в партии и государстве, который приобрел острые формы в 1922—1927 гг.
      В основе формирования мобилизационной политической системы лежала постановка задачи масштабной модернизации страны при осознании ограниченности имеющихся ресурсов: невозможность получения масштабных займов, отсутствие колоний и других территорий для ограбления, как это было на Западе.
      Важное самостоятельное значение приобретал фактор дефицита исторического времени: все были уверены, что мирная передышка будет недолгой и от того, насколько удачно СССР сможет ее использовать, зависит его будущее.
      Отход от «экономической смычки» между городом и деревней ставил перед властью другой фундаментальный вопрос: о мотивах трудовой деятельности, о том, как заставить людей работать в условиях нехватки средств и неразвитости производства товаров и услуг для массового потребления.
      При отсутствии экономических стимулов ставка делалась на энтузиазм, созидательный порыв прежде всего молодых строителей нового общества. Однако было понятно, что одного энтузиазма будет недостаточно и не обойдется без административного нажима, даже репрессии или угрозы ее применения.
      К 1929 г. завершается переход от неустойчивого «поливождизма» (много вождей, оспаривающих власть друг у друга) к «моновождизму», который отличался большей властной определенностью, облегчавшей централизованное управление партией и страной.
      Одновременно с утверждением власти одного вождя идет утверждение моноидеологии — единой и обязательной для всех граждан (партийных и беспартийных) системы взглядов на то, что происходило и происходит в стране и за ее пределами.
      В 1930-е гг. завершаются наметившиеся ранее изменения в политической системе, окончательно формируется тип устройства, который получил название «партия — государство».
      Нормальным и закономерным было перемещение ответственных работников с партийной работы на советскую, хозяйственную, профсоюзную и наоборот — в зависимости от возникающих задач и текущих потребностей.
      В конце 1920-х — 1930-е гг. происходит формирование планово-директивной экономики. В основе ее создания лежало представление о том, что в условиях социализма хозяйственная жизнь обуславливается не стихией рынка, а способностью и готовностью пролетарского государства сознательно определять экономические приоритеты.
      В результате в СССР сложилась жесткая вертикаль управления экономикой. Стратегическое планирование осуществляли общесоюзные партийные и государственные структуры.
      На характер советской экономики и методы управления ею огромное влияние оказала необходимость масштабной модернизации Вооруженных Сил СССР, которая шла параллельно с реконструкцией всей экономики и оттягивала на себя значительные ресурсы.
      Усиление централизации в управлении экономикой и политикой нашло отражение в реформе административно-территориального деления страны. В 1929 г. трехзвенная система «область (край) — округ — район» была признана неэффективной. Для того чтобы приблизить центральный партгосаппарат к местным парторганизациям и Советам, было решено ликвидировать окружное звено. Переход к двухзвенной системе «область — район» повысил роль районного аппарата и способствовал превращению районов в опорные пункты ЦК ВКП(б).
      Масштабные технико-экономические перемены в СССР были невозможны без решения важнейшей социальной задачи — масштабного повышения уровня культуры всего населения. В стране, где к концу
1920-х гг. оставались многомиллионные массы неграмотных и малограмотных, был ничтожно тонок слой специалистов, интеллигенции, решение этой проблемы требовало включения мобилизационных механизмов.
      Советские лидеры с первых лет существования государства демонстрировали особое отношение к науке. При дефиците научных кадров, с одной стороны, и грандиозности задач реконструкции — с другой, правильное использование имеющегося научного потенциала было особенно актуально. В этой области мобилизационный механизм был использован эффективно. Достижения в науке (прежде всего в естествознании и технике) были связаны с новой системой ее организации.
      Формирование планово-директивного управления экономикой сопровождалось складыванием соответствовавшей ей системы стимулирования труда, которая качественно отличалась от рыночной экономики.
      Страх не был единственным стимулом к труду. Успехи первых пятилеток неотделимы от искреннего энтузиазма рабочего класса, интеллигенции, без которого невозможно понять особенности конца
1920-х — 1930-х гг. В основе этого энтузиазма была сохранявшаяся романтическая идея революционного преобразования общества на основе принципов всеобщего равенства и справедливости, впервые реализуемая именно в нашей стране.
      Огромная роль в мобилизации масс на выполнение задач первых пятилеток отводилась идеологическим инструментам — агитации и пропаганде, общественным наукам и искусству.
      В результате стремительного «наступления социализма по всему фронту» к середине 1930-х гг. в СССР произошли огромные экономические, социальные и политические изменения. Были ликвидированы многоукладность экономики, остатки эксплуататорских классов; социально преобразилось крестьянство, сформировалась новая интеллигенция и новый правящий слой.
      Однако «триумф демократии» уживался с массовыми репрессиями 1935—1938 гг., которые были связаны с особенностями политической культуры партийно-государственной элиты 1917—1930-х гг.
      В основе ужесточения давления на целые группы населения в середине 1930-х гг. лежало представление большевистских руководителей о допустимости превентивной (упреждающей, устрашающей, призванной парализовать волю к сопротивлению) репрессии. Превентивная репрессия рассматривалась как средство подавления не только отдельных личностей, но и целых социальных групп, чьи интересы были чужды принципам советской власти и которые могли оказать ей активное противодействие.
      Выделяются три этапа репрессивной политики.
      На первом, который охватывает период революции и Гражданской войны, революционный террор был направлен против «классовых врагов»: бывших буржуа, землевладельцев, офицеров, буржуазной интеллигенции, духовенства, казачества и членов их семей. Это приобрело форму «красного террора» — расстрелы заложников, перемещение в специальные лагеря.
      Второй виток репрессивной спирали приходится на конец 1920-х — начало 1930-х гг. В качестве объектов превентивной репрессии выступали уже не только бывшие «классовые враги», но и те, кто открыто не принимал или сомневался в правильности курса на форсированную индустриализацию и коллективизацию. Пассивной лояльности было уже недостаточно: требовалось активное участие в реализации дерзостных планов.
      Третий этап политики превентивных репрессий начинается в середине 1930-х гг. Ее особенности связаны с тем, что теперь под каток «политической целесообразности» к прежним группам добавились члены ВКП(б), особенно с дореволюционным стажем, несогласные с проводимым курсом и недовольные лично Сталиным.
      В ходе репрессий произошла смена правящего слоя: из общественной жизни был удален слой большевиков с дореволюционным стажем и те, кто выдвинулся в годы революции и Гражданской войны.
      Главным же было то, что мобилизационное развитие требовало не самостоятельных «руководителей-политиков», а «руководителей-созидателей», не сомневающихся в правоте верховной власти и готовых выполнять все ее решения.
      Начало репрессий именно летом 1937 г. во многом объяснялось «целесообразностью» для власти уничтожения и изоляции в ГУЛАГе значительной массы населения, пострадавшей от режима в недавнем прошлом, но получившей по новой Конституции право голосовать на предстоящих выборах. Поэтому «квоты» на репрессии по инициативе с «мест» (республик, краев и областей), наиболее обеспокоенных исходом голосования, были увеличены в 3—5 раз, и общее число репрессированных перед выборами достигло почти 770 тыс. человек.
      Та роль, которая отводилась принуждению в ходе форсированного строительства социализма, предопределяла особое положение правоохранительных и репрессивных органов в политической системе Советского государства (ВЧК, ОГПУ, НКВД, суда и прокуратуры).
      В 1930-е гг. советскому народу удалось совершить подлинный исторический подвиг. Страна осуществила мощный рывок в развитии, качественно преобразился ее социально-экономический и культурный облик, изменилось место в мире. Колоссальные результаты были достигнуты неимоверными усилиями, за них была заплачена высокая человеческая цена.
      Решение грандиозных задач было обеспечено государственно-политической системой, которая носила мобилизационный характер. Построенная жестко централизованно, в духе военного времени, она сумела обеспечить концентрацию имеющихся ресурсов на главных направлениях. Сочетая принуждение и моральные стимулы, используя страх и энтузиазм, созданная вертикаль управления в целом решила те задачи, которые встали перед страной в конце 1920-х гг.
      Развязывание нового мирового вооруженного конфликта во второй половине 1930-х гг. привело не к «ослаблению гаек», а к их вынужденному «закручиванию». Последовавшая затем борьба против гитлеровской Германии и начавшаяся «холодная война» более чем на полтора десятилетия продлили жизнь тем методам государственно-политического управления, которые сложились к концу 1930-х гг.

Методический комментарий

      Ключевым здесь является вопрос об объективной природе политической системы мобилизационного типа. Этот вопрос достаточно полно отражен в учебниках.
      Наиболее противоречивой и диалектичной является тема большого террора, его причин и последствий. Эта тема представляется самой тяжелой во всем курсе. Важно показать две составляющие проблемы. Первая относится к числу объективных факторов. Сопротивление курсу Сталина на форсированную модернизацию и опасения лидера страны утратить контроль над ситуацией были главными причинами «большого террора». Кроме того, были и опасения, связанные с тем, что избирательные права по новой Конституции получили те, кто раньше был их лишен и не мог быть отнесен к разряду сторонников власти. Являясь единственной партией, ВКП(б) была и единственным каналом «обратной связи» для власти. В итоге под влиянием нараставших оппозиционных настроений в обществе она становилась питательной средой для формирования различных идейных и политических групп и течений, утрачивала свою монолитность. Это не только грозило Сталину утратой позиций в руководстве и даже физическим устранением (что наглядно продемонстрировало голосование на XVII съезде ВКП(б)), но и создавало, по мнению власти, гипотетическую угрозу общей политической дестабилизации. Активность эмигрантских группировок усиливала эти опасения. Опыт использования внешними силами «пятых колонн» в других странах (Испания — самый яркий пример) внимательно изучался руководством СССР. Вполне реальными были негативные настроения в армейском руководстве, которые не могли быть сброшены со счетов. Это было особенно важно с учетом опасения совершения терактов против руководителей страны. Убийство С. М. Кирова в этой связи стало катализатором уже назревших процессов. Популярными в партийной бюрократии были идеи «правых» (Бухарина и К°), с которыми нужно было вести не только идейную, но и политическую борьбу. Сталин не знал, от кого именно можно ожидать удара, поэтому с его стороны последовал удар по всем известным группам и течениям, а также по всем, кто не был его единомышленником и союзником. Вторая же сторона вопроса лежит в сфере субъективных причин «большого террора». Она связана с доктринальными особенностями большевистской идеологии и практики, а также с личностью самого Сталина.
      Таким образом, важно показать, что Сталин действовал в конкретно-исторической ситуации, действовал (как управленец) вполне рационально — как охранитель системы, как последовательный сторонник преобразования страны в индустриальное государство, управляемое из единого центра, как лидер страны, которой в самом ближайшем будущем угрожает большая война.
      «Большой террор» прекратился сразу, как только Сталину стало ясно, что монолитная модель общества реализована. Это произошло к лету 1938 г.
      Но весьма скоро «большой террор» приобрел уже совершенно иное свое качество и предназначение. С приходом к руководству НКВД Л. П. Берия, пусть и не в прежних масштабах, террор был поставлен на службу задачам индустриального развития: по разнарядкам НКВД обеспечивались плановые аресты инженеров и специалистов, необходимых для решения оборонных и иных задач на Дальнем Востоке, в Сибири. Террор превращался в прагматичный инструмент решения народнохозяйственных задач. Оправдания и объяснения этому, конечно, нет. Однако репрессии выполняли и функцию устрашения для тех, кто нерадиво работал.
      Следует, безусловно, оценить масштаб репрессий в годы «большого террора». Однако для этого необходимо четко определить, кого мы имеем в виду, говоря о репрессированных. Думается, было бы правильно, если бы здесь появилась формула, в которую будут включены лишь люди, осужденные к смертной казни и расстрелянные. Это позволит уйти от спекуляции на этой теме, когда в число жертв репрессий входили все, причем не по одному разу (включая тех, кто лишился работы по политическим мотивам, был исключен из комсомола и из партии и т. п.).
      Весьма важной представляется постановка вопроса в учебнике о том, что же мы построили в 30-е гг. Возможен прямой и обычный для этого жанра ответ: была создана мобилизационная политическая система, без которой в короткий срок невозможно было решение задач индустриального рывка. Однако для 11 класса можно было бы расширить понимание этой стороны нашей истории. Советское общество, созданное к середине или к концу 30-х гг., было в равной степени далеко и от классического капитализма того времени, и от теоретических моделей социализма. Это была особая некапиталистическая модель развития, державшаяся на трех основаниях: индустриализме, государственном управлении экономикой, социальном государстве. Таким образом, это был своеобразный вариант индустриального общества.
      Раскрывая новую социальную структуру советского общества
30-х гг., следует дать оценку популярным сегодня идеям «термидора» или «самотермидоризации» большевистского режима. Особую симпатию у многих последние 20 лет вызывают идеи Л. Д. Троцкого о демократии, за которую он якобы выступал. «Альтернатива Троцкого» представляла собой не более чем одну из модификаций все той же системы. «Демократия» для коммунистов, за которую ратовал Троцкий, была не более чем демократией для управляющих, а не для всех граждан страны. Партийно-государственная номенклатура возникла не при Сталине, а с первых же месяцев и лет большевистского порядка.

Дополнительная литература

      Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было: размышления о предпосылках и об итогах того, что случилось с нами в 30—40-е гг. — М., 1989.
      Лубянка. Сталин и ВЧК — ГПУ — ОГПУ — НКВД. Январь 1922 — декабрь 1936. — М., 2003.
      Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопасности НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти. 1937—1938. — М., 2004.
      Медушевский А. Н. Проекты аграрных реформ в России. XVIII — начало XXI века. — М., 2005.
      Симонов Я. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. — М., 1996.
      Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2 т. — М., 1997.
      Хлевнюк О. Политбюро: Механизмы политической власти. — М., 1997.
      Хлевнюк О. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. — М., 1992.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 21, 22.
      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 16.
      Алексашкина Л. Н., Данилов А. А., Косулина Л. Г. Россия и мир в XX — начале XXI века, § 29, 30.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 1216 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0