Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 14:30:56
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Внешние вызовы и изменение внешней политики СССР в 1920—1930-е гг.

     Цель урока: выявить сущность изменения внешнеполитической ситуации для России после окончания Первой мировой войны; раскрыть содержание, цели и задачи советской внешней политики в 1921—1939 гг., основные этапы и итоги ее развития в эти годы.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — сущности Версальской системы международных отношений, месте и роли Советской России в послевоенной Европе и мире;
      — целях и задачах советской внешней политики после окончания Гражданской войны;
      — взаимовлиянии и взаимозависимости внешней политики и коммунистической идеологии, Коминтерне и его роли в реализации внешнеполитического курса советского руководства;
      — причинах и направлении корректировки внешнеполитического курса СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг.;
      — участии СССР в борьбе за создание системы коллективной безопасности в Европе;
      — Мюнхенском кризисе как поворотном пункте изменения внешнеполитического курса СССР накануне Второй мировой войны.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Версальская система международных отношений и Советская Россия.
      2. Цели и задачи советской внешней политики.
      3. Внешняя политика и идеология. Коминтерн.
      4. Обострение международной ситуации и борьба СССР за коллективную безопасность.
      5. Мюнхенский кризис и изменение внешней политики СССР.

Опорные знания

      Даты и события: апрель — май 1922 г. — Генуэзская конференция, 1934 г. — принятие СССР в Лигу Наций.
      Имена: В. И. Ленин, И. В. Сталин, Г. В. Чичерин, М. М. Литвинов, В. М. Молотов.
      Понятия: система коллективной безопасности, фашизм, Коминтерн.

Работа с CD

      «История России. XX век» (§ 22, 28).

Работа с картой

      По карте покажите, как изменились границы нашей страны в результате революции 1917 г. и Первой мировой войны.
      Отметьте по карте изменение национально-государственного устройства на территории бывшей Российской империи в 1918—1922 гг.
      Покажите по карте страны, с которыми СССР имел договорные отношения в рамках попыток обуздать агрессию в Европе в 1930-е гг.

Задания к иллюстрациям

      По книге «Россия. XX век: История страны в плакате»:
      На плакате Кукрыниксов (с. 114) в числе поверженных врагов СССР показаны представители не только внутренней оппозиции (какие?), но и внешних сил. Кого они олицетворяют здесь?
      На с. 115 помещен плакат В. Корецкого «Привет борцам против фашизма!». Какие силы борцов против фашизма олицетворяют изображенные персонажи? Что должна выражать приведенная внизу плаката надпись, связывающая борьбу с фашизмом с Конституцией СССР 1936 г.?
      Плакат П. Караченцова (с. 116) показывает последствия фашизма для судеб народов. Кто изображен на нем? О какой стране идет речь? Из чего это видно?
      На с. 125 помещен плакат И. Янга (Ганфа) «Красная Армия — верный страж Страны Советов!». Почему взоры красноармейцев обращены не на Запад, а на Восток? Какие угрозы в это время (см. датировку плаката) существовали для СССР на Востоке?

Работа с таблицами, схемами, диаграммами

      Представьте в виде таблицы основные направления внешней политики СССР в 1920-е и 1930-е гг. Сравните полученные данные.

Основное содержание

      В 1933 г. в Германии к власти пришли фашисты во главе с А. Гитлером, не скрывавшие своих намерений начать борьбу за передел мира. СССР был вынужден в значительной мере изменить внешнеполитический курс. Прежде всего было пересмотрено положение, согласно которому все «империалистические» государства воспринимались как реальные враги, готовые в любой момент начать войну против Советского Союза.
      Успешными результатами нового курса стали установление в ноябре 1933 г. дипломатических отношений с США и принятие СССР в 1934 г. в Лигу Наций, где он сразу стал постоянным членом ее Совета. Это означало формальное возвращение страны в мировое сообщество в качестве великой державы.
      Для претворения в жизнь своих внешнеполитических замыслов СССР активно использовал Коминтерн. До 1933 г. главной задачей Коминтерна Сталин считал организацию поддержки своего внутриполитического курса на международной арене. Наиболее резкая критика сталинских методов звучала со стороны мировой социал-демократии. Поэтому главным врагом коммунистов всех стран Сталин объявил социал-демократов, расценивая их как пособников фашизма. Эти коминтерновские установки на практике привели к расколу антифашистских сил, что значительно облегчило приход фашистов к власти в Германии.
      В 1933 г. вместе с пересмотром советского внешнеполитического курса изменились и установки Коминтерна. Главной задачей коммунисты провозглашали создание единого антифашистского фронта для предотвращения мировой войны. С этой целью коммунисты должны были организовывать сотрудничество со всеми силами — от социал-демократов до либералов. Вместе с тем создание антифашистского фронта и широкие антивоенные акции тесно увязывались с борьбой «за безопасность Советского Союза». Конгресс предупредил, что в случае нападения на СССР коммунисты призовут трудящихся «всеми средствами содействовать победе Красной Армии над армиями империалистов».
      Первая попытка реализовать новую тактику Коминтерна на практике была предпринята в 1936 г. в Испании.
      Несмотря на сложность европейского внешнеполитического курса, положение на западных границах СССР было относительно спокойным. В то же время на его дальневосточных рубежах дипломатические и политические конфликты выливались в прямые военные столкновения.
      Мюнхенское соглашение окончательно закрепило курс западных держав на «умиротворение» фашистских агрессоров, удовлетворив притязания Германии на отторжение от Чехословакии Судетской области.
      Надежды СССР на возможность создания системы коллективной безопасности были окончательно развеяны после подписания в сентябре 1938 г. англо-германской, а в декабре того же года франко-германской деклараций, являвшихся, по существу, пактами о ненападении. В этих документах договаривающиеся стороны заявляли о своем стремлении «никогда более не вести войну друг против друга». Советский Союз, стремясь обезопасить себя от возможного военного конфликта, начал поиски новой внешнеполитической линии.
      Заключение советско-германских соглашений летом 1939 г. сорвало попытки западных держав втянуть СССР в войну с Германией и, наоборот, позволило переключить направление германской агрессии прежде всего на Запад. Советско-германское сближение внесло определенный разлад в отношения между Германией и Японией, ликвидировало для СССР угрозу войны на два фронта.

Методический комментарий

      Внешняя политика советского правительства — особая и очень тонкая тема. С одной стороны, следовало бы показать, что поиски большевиками контактов с Германией сразу после взятия власти отражали ту объективную тягу к сближению, которую проигнорировали царские власти накануне войны и которая так дорого обошлась России. Большевики, опираясь на эту объективную основу, а также на необходимость добиваться сначала собственного удержания у власти, а затем и дипломатического признания, пошли на соглашение в Рапалло, обеспечив практически на 10 лет вперед самое тесное и взаимовыгодное сотрудничество с Германией. Это сотрудничество стало для них подлинным новым «окном в Европу». С его помощью решались многие народнохозяйственные, военные и политические задачи (и для Германии это было выгодно негласным нарушением статей Версальского мира).
      Смена наркоминдела Г. В. Чичерина в 1930 г. означала и смену вектора внешней политики. В условиях нараставшей угрозы прихода к власти в Германии фашистов, а затем и мировой войны М. М. Литвинов взял курс на создание системы коллективной безопасности в Европе с опорой на «западные демократии». Это была, по сути, реанимация отношений времен Антанты (впрочем, без четких обязательств сторон). Но эта модель возродилась со всеми своими родовыми изъянами — никто не собирался принимать СССР (как прежде Россию) за равноправного партнера и союзника. Такие отношения могли существовать только до первой проверки на прочность.
      Рубежом стал Мюнхенский сговор 1938 г., когда стало ясно, что партнеры по переговорам о коллективной безопасности в Европе способны не только забывать о своих гарантиях, но и использовать их для давления на союзные страны, предавать их интересы в угоду агрессору. Это обстоятельство заставило Сталина пересмотреть отношения с Англией и Францией, начать постепенное сближение с Германией, в котором он видел возрождение курса, начатого до революции и продолженного в 1922 г.
      Ни Сталин, ни Гитлер не считали начавшееся сближение стратегическим и долгосрочным.
      Наряду с общими политическими интересами их объединяло неприятие «западных демократий».

Дополнительная литература

      Гордон Л. А., Клопов Э. В. Что это было: размышления о предпосылках и об итогах того, что случилось с нами в 30—40-е гг. — М., 1989.
      Симонов Я. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920—1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. — М., 1996.
      Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2 т. — М., 1997.
      Хлевнюк О. Политбюро: Механизмы политической власти. — М., 1997.
      Хлевнюк О. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. — М., 1992.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 19, 23.
      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 19, 20.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 1057 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0