Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 23:55:51
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Внешняя политика СССР в годы войны

    Цель урока: показать основные этапы и направления развития внешней политики СССР в годы Второй мировой войны; оценить вклад советской дипломатии в победу над фашизмом.

Планируемые результаты

      Учащиеся узнают о:
      — содержании и основных направлениях внешней политики СССР в годы войны;
      — роли СССР в создании антигитлеровской коалиции;
      — значении ленд-лиза в достижении общей победы;
      — участии СССР в международных конференциях в Тегеране, Ялте, Потсдаме;
      — наиболее ярких советских дипломатах военной поры;
      — вкладе советской дипломатии в победу над врагом.

Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

      1. Роль СССР в создании антигитлеровской коалиции.
      2. Ленд-лиз.
      3. Тегеран. Ялта. Потсдам.
      4. Советские дипломаты.
      5. Вклад советской дипломатии в Победу.

Опорные знания

      Даты и события: ноябрь 1943 г. — Тегеранская конференция, февраль 1945 г. — Ялтинская конференция, июль — август 1945 г. — Потсдамская конференция.
      Имена: И. В. Сталин, В. М. Молотов.
      Понятия: антигитлеровская коалиция, ленд-лиз, «большая тройка».

Работа с картой

      Покажите на карте страны — члены антигитлеровской коалиции.
      Покажите направления поставок по ленд-лизу в СССР.
      Покажите места проведения конференций лидеров стран антигитлеровской коалиции — Тегеран, Ялту, Потсдам.

Задания к иллюстрациям

      По книге «Россия. XX век: История страны в плакате»:
      На плакате Кукрыниксов «Громовой удар» (с. 147) показано единство действий антигитлеровской коалиции по разгрому Германии. Какими художественными средствами авторы показывают здесь решающую роль Красной Армии в общем деле?
      Плакат В. Иванова «На Запад!» (с. 150) отражает перемены на советско-германском фронте. Когда они произошли? Как это видно из цветовой гаммы, выбранной художником? Чем плакат отличается от аналогичных произведений 1941—1942 гг.? Как еще автор плаката показывает изменения, произошедшие на фронте? Какую роль в этих переменах сыграли западные союзники, помощь по ленд-лизу?
      По учебнику А. О. Чубаръяна, А. А. Данилова, Е.И. Пивовара и др. «История России XX — начала XXI века»:
      По фото на с. 138 опишите встречу русских и американских солдат на Эльбе.
      По учебнику Л. Н. Алексашкиной, А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «Россия и мир в XX — начале XXI века»:
      По фотографии на с. 194 (с. 256) составьте краткие сравнительные характеристики лидеров стран антигитлеровской коалиции. При необходимости привлеките дополнительную литературу.

Работа с таблицами, схемами, диаграммами

      По материалам конференций «большой тройки» составьте таблицы, прокомментируйте их.

Работа с документами

      1) В чем вы видите значение принятого в Тегеране документа? Как он повлиял на события последующего периода войны? Напишите сочинение-размышление о Тегеранской конференции.

ИЗ ДЕКЛАРАЦИИ ТЕГЕРАНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ТРЕХ ДЕРЖАВ. 1 ДЕКАБРЯ 1943 г.

      Мы, Президент Соединенных Штатов, Премьер-министр Великобритании и Премьер Советского Союза, встречались в течение последних четырех дней в столице нашего союзника — Ирана и сформулировали и подтвердили нашу общую политику.
      Мы выражаем нашу решимость в том, что наши страны будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время.
      ...Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир. Мы полностью признаем высокую ответственность, лежащую на нас и на всех Объединенных нациях, за осуществление такого мира, который получит одобрение подавляющей массы народов земного шара и который устранит бедствия и ужасы войны на многие поколения. Совместно с нашими дипломатическими советниками мы рассмотрели проблему будущего. Мы будем стремиться к сотрудничеству и активному участию всех стран, больших и малых, народы которых сердцем и разумом посвятили себя, подобно нашим народам, задаче устранения тирании, рабства, угнетения и нетерпимости. Мы будем приветствовать их вступление в мировую семью демократических стран, когда они пожелают это сделать.

      Известия. — 1943. — 7 декабря.

      2) Какие внешнеполитические установки о будущем европейском устройстве содержатся в документе? Почему Сталин придерживался такой позиции? Объясните.

ОБРАЩЕНИЕ И. В. СТАЛИНА К НАРОДУ. 9 МАЯ 1945 г.

      Товарищи! Соотечественники и соотечественницы! Наступил великий день победы над Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени Красной Армией и войсками наших союзников, признала себя побежденной и объявила безоговорочную капитуляцию.
      7 мая был подписан в городе Реймсе предварительный протокол капитуляции. 8 мая представители немецкого главнокомандования в присутствии представителей Верховного Командования союзных войск и Верховного Главнокомандования советских войск подписали в Берлине окончательный акт капитуляции, исполнение которого началось с 24 часов 8 мая.
      Зная волчью повадку немецких заправил, считающих договора и соглашения пустой бумажкой, мы не имеем основания верить им на слово. Однако сегодня с утра немецкие войска во исполнение акта капитуляции стали в массовом порядке складывать оружие и сдаваться в плен нашим войскам. Это действительная капитуляция вооруженных сил Германии. Правда, одна группа немецких войск в районе Чехословакии все еще уклоняется от капитуляции. Но я надеюсь, что Красной Армии удастся привести ее в чувство.
      Теперь мы можем с полным основанием заявить, что наступил исторический день окончательного разгрома Германии, день великой победы нашего народа над германским империализмом.
      Великие жертвы, принесенные нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряженный труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь Отечества, не прошли даром и увенчались полной победой над врагом. Вековая борьба славянских народов за свое существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией. Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы народов и мира между народами.
      Три года назад Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: «Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться». Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться — ход войны развеял их в прах. На деле получилось нечто прямо противоположное тому, о чем бредили гитлеровцы. Германия разбита наголову. Германские войска капитулируют. Советский Союз торжествует победу, хотя он и не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию.
      Товарищи! Великая Отечественная война завершилась нашей полной победой. Период войны в Европе кончился. Начался период мирного развития.
      С победой вас, мои дорогие соотечественники и соотечественницы!
      Слава нашей героической Красной Армии, отстоявшей независимость нашей Родины и завоевавшей победу над врагом! Слава нашему великому народу, народу-победителю! Вечная слава героям, павшим в боях с врагом и отдавшим свою жизнь за свободу и счастье нашего народа!

      Известия. — 1945. — 10 мая.

Основное содержание

      Внешняя политика СССР в годы войны внесла свой неоценимый вклад в достижение победы над врагом.
      Она позволила объединиться всем антифашистским силам в борьбе с фашизмом.
      Если первоначально целью внешней политики СССР было решение хотя и крайне важных для страны, но временных задач (налаживание поставок по ленд-лизу, проведение двусторонних переговоров об открытии второго фронта и т. п.), то после победы советских армий под Москвой была окончательно оформлена антигитлеровская коалиция.
      При этом характер обсуждений на международных встречах с участием СССР был перенесен в сферу открытия второго фронта и послевоенного устройства Европы и мира.
      Важное значение имело проведение встреч на высшем уровне лидеров антигитлеровской коалиции. На встрече в Тегеране И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль договорились об открытии второго фронта в Европе в мае — июне 1944 г., о создании после войны Организации Объединенных Наций, о послевоенном мировом устройстве, о судьбе Германии после ее военного поражения и т. п. СССР обещал вступить в войну против Японии после окончания войны в Европе.
      На Крымской конференции главными вопросами обсуждения были уже не столько военные планы разгрома Германии, сколько послевоенное устройство мира. Были согласованы условия безоговорочной капитуляции Германии, оговорены условия ее оккупации и демилитаризации.
      Было принято решение о созыве учредительной конференции Организации Объединенных Наций, главной задачей которой должно было стать предотвращение в будущем новых войн. Была принята также Декларация об освобожденной Европе, которая провозглашала, что при решении всех вопросов европейского развития после войны СССР, США и Великобритания должны согласовывать свои действия. СССР вновь подтвердил свое обещание вступить в войну против Японии через 2—3 месяца после разгрома Германии.
      На третьей и последней конференции стран-союзниц на высшем уровне центральное место занял германский вопрос. Было решено сохранить Германию единым государством, осуществить меры по ее разоружению и демилитаризации, полной ликвидации остатков фашистского режима (так называемую денацификацию). Для осуществления этой задачи было решено ввести на территорию Германии войска стран-победительниц (включая Францию), причем срок их пребывания не ограничивался. Решен был и вопрос о репарациях с Германии в пользу СССР как страны, наиболее пострадавшей от гитлеровской агрессии.
      На конференции установили новые границы в Европе. Были признаны довоенные границы СССР, а территория Польши расширена за счет германских земель. Между Польшей и СССР была поделена территория Восточной Пруссии, названная в документах конференции «постоянным источником военной опасности в Европе».
      Обсуждались и вопросы предстоящей войны союзников с Японией.
      Важнейшим достижением советской внешней политики в годы войны стало не только обеспечение благоприятных внешнеполитических условий для действий Красной Армии, но и решение вопроса об открытии второго фронта, послевоенном устройстве мира, не только сохранении, но и приращении границ СССР, достойной компенсации страшных потерь, понесенных нашей страной в войне.

Методический комментарий

      Отдельная и важная составляющая — история формирования и деятельности антигитлеровской коалиции. При этом важно показать причины недоверия и постепенности складывания союзнических отношений, противоречия и пределы этих взаимосвязей. Во-первых, Сталин органически не доверял Западу, а Запад, в свою очередь, не доверял режиму, который считал искусственным и в устойчивости которого сомневался. Во-вторых, ведущие английские и американские эксперты в основной своей массе разделяли точку зрения немцев относительно того, что сопротивление России в 1941 г. будет недолгим. В-третьих (и это главное), препятствием были стратегические соображения. Они были различными у СССР и двух главных держав Запада — Великобритании и США. Исходя из этого, и их планы были различны в отношении СССР, равно как у США в отношении Англии и Франции. Именно в свете этого видения Запад хотел использовать до конца силы Красной Армии, а высадку союзнических войск в Западной Европе осуществить лишь на этапе коллапса либо СССР, либо Германии. Практически это было продолжением курса Англии и США периода Первой мировой войны. В-четвертых, препятствием в формировании союза были культурные и прочие различия. Наконец, самым большим — пятым — препятствием на пути создания союза России с Западом была неравномерность их военных усилий. По мере того как Красная Армия в жестоких боях сдвигала линию фронта на запад, Советский Союз становился одной из двух величайших мировых сил.
      В связи с этим следует рассматривать и проблему второго фронта. Масштабность Нормандской десантной операции — это, в самом деле, одно из крупнейших событий Второй мировой войны. Но второй фронт не был решающим фронтом на завершающем этапе войны.

Дополнительная литература

      Великая Отечественная война. 1941 —1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. — М., 1998—1999.
      Война 1939—1945: два подхода. — М., 1995.
      Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны: Очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны. — М., 1995.
      Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М., 1990.
      Мировые войны XX века. В 4 т. — М., 2002.
      Самсонов A. M. Вторая мировая война. — М., 1989.
      Уткин А. И. Вторая мировая война. — М., 2002.

Домашнее задание

      Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России. XX — начало XXI века, § 28.
      Чубарьян А. О., Данилов А. А., Пивовар Е. И. и др. История России XX — начала XXI века, § 24.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 729 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0