Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 14:41:14
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Экономическое развитие СССР в 1953—1964 гг.

      Цель урока: выявить альтернативы подходов к экономической политике СССР в 1953—1964 гг.; показать ее выдающиеся достижения и просчеты.
      Планируемые результаты
      Учащиеся узнают о:
      — причинах реформирования аграрного сектора экономики;
      — двух возможных путях аграрного развития: интенсивном и экстенсивном;
      — значении и последствиях освоения целины;
      — успехах промышленности, развитии космической техники;
      — роли и значении управленческих реорганизаций, причинах и последствиях создания совнархозов;
      — причинах и сущности вывода о полной и окончательной победе социализма в СССР;
      — причинах и последствиях «кукурузной эпопеи», «рязанского эксперимента» и других «перегибов» в развитии сельского хозяйства;
      — дефиците продуктов питания как итоге аграрной политики Н. С. Хрущева.
      План
      1. Сельскохозяйственная реформа.
      2. Освоение целины.
      3. «Догнать и перегнать».
      4. Развитие космической техники.
      5. Создание совнархозов.
      6. «Окончательная победа» социализма.
      7. «Кукурузная эпопея» и другие меры по развитию сельского хозяйства.
      8. Дефицит сельскохозяйственной продукции.
      Опорные знания
      Даты и события:
      1954 г. — начало освоения целины
      4 октября 1957 г. — вывод на орбиту первого в мире искусственного спутника Земли
      12 апреля 1961 г. — первый пилотируемый полет космического корабля «Восток»
      Имена:
      Н. С. Хрущев, С. П. Королев, М. К. Янгель, В. П. Макеев, Ю. А. Гагарин, Г. С. Титов, А. Н. Николаев, П. Р. Попович, В. Н. Терешкова.
      Понятия:
      Командно-административная система; искусственный спутник Земли; совнархоз; развернутое строительство коммунизма; полная и окончательная победа социализма.
      Оборудование
      Хрестоматия, статистические материалы, атлас, комплект плакатов советского времени, электронный учебник «История России. XX век».
      Работа с CD
      «История России. XX век» (§ 41).
      Работа с картой
      На карте отметьте районы освоения целинных и залежных земель.
      На контурной карте выделите крупнейшие промышленные центры страны, созданные после окончания Великой Отечественной войны.
      На карте покажите основные научные центры Советского Союза.
      По карте на с. 88—89 покажите развитие транспортной сети в СССР после окончания войны. Какие центры она связала?
      Какие новые объекты энергетики появились на карте после войны?
      Задания к иллюстрациям
      На с. 82 помещена фотография периода освоения целины. Что запечатлено на снимке? Что вы можете сказать о бытовых условиях покорителей целины?
      На с. 84 помещена фотография ледокола «Ленин». Что вы знаете о первенце советского атомного флота? Какие задачи решал этот ледокол? В чем состоит историческое значение создания ледокольного флота?
      На с. 85 изображено строительство Братской ГЭС. В чем вы видите значение создания этой станции?
      Составьте рассказ о жилищном строительстве в 1950—1960-е гг., используя фотографию на с. 84.
      Рассмотрите фотографии на с. 86. Что вы знаете о Ю. А. Гагарине? В чем состоит его подвиг? Как его полет восприняли советские люди и зарубежная общественность?
      Какие особенности экономического курса Н. С. Хрущева выражает иллюстрация на с. 91? Почему, хотя речь идет о кукурузе, на ней изображены продукты животноводства? Оправдались ли ожидания авторов «кукурузной эпопеи»? Почему?
      Работа с документами
      1) Подготовьте в классе диспут на тему «Были ли альтернативы экономического развития СССР после войны?». Перечень вопросов составьте самостоятельно. Привлеките для этого дополнительную литературу и интернет-ресурсы.

      ИЗ РЕЧИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР Г. М. МАЛЕНКОВА НА СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР. 8 АВГУСТА 1953 г.

      До сих пор у нас не было возможностей развивать легкую и пищевую промышленность такими же темпами, как тяжелую промышленность. В настоящее время мы можем и, следовательно, обязаны в интересах обеспечения более быстрого повышения материального и культурного уровня жизни народа всемерно форсировать развитие легкой промышленности.
      Правительство и Центральный Комитет партии считают необходимым значительно увеличить вложения средств на развитие легкой, пищевой и, в частности, рыбной промышленности, на развитие сельского хозяйства и поправить в сторону значительного увеличения задания по производству предметов народного потребления; шире привлечь к производству предметов потребления машиностроительные и другие предприятия тяжелой промышленности...
      Мы обязаны обеспечить дальнейший более быстрый рост производства зерна, имея в виду, что это необходимо нашей стране не только для удовлетворения растущих потребностей населения в хлебе, но и для быстрого подъема животноводства и снабжения зерном районов, производящих технические культуры.
      Правительство и Центральный Комитет партии решили также серьезно поправить и изменить неправильное отношение, сложившееся у нас к личному подсобному хозяйству колхозников...
      Вследствие недостатков, имеющихся у нас в налоговой политике по отношению к личному подсобному хозяйству колхозников, за последние годы имеет место снижение доходов колхозников от личного подсобного хозяйства, допущено сокращение поголовья скота, и особенно коров, в личной собственности колхозного двора, что противоречит политике нашей партии в области колхозного строительства.
      В этой связи правительство и Центральный Комитет партии сочли необходимым пойти на значительное снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников... изменить систему обложения колхозников сельскохозяйственным налогом, снизить денежный налог в среднем примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет.

      2) Прочитайте документ. Сформулируйте общий характер обвинений, выдвинутых против Маленкова. Выскажите свое мнение по этому поводу.

      ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР Л. М. КАГАНОВИЧА НА ЯНВАРСКОМ ПЛЕНУМЕ ЦК КПСС. 1955 г.

      Не согласовав... товарищ Маленков внес в повестку заседания Президиума Совета Министров сразу такие крупные вопросы, как: об упорядочении выплаты вознаграждения за выслугу лет; об упорядочении выплаты пособий по временной нетрудоспособности и выдачи больничных листков; об упорядочении выдачи бесплатных билетов на право проезда по железнодорожным и водным путям сообщения; об упорядочении предоставления льгот по оплате за обучение в высших и средних учебных заведениях; об упорядочении назначения выплаты стипендий в высших и средних учебных заведениях; об изменении порядка выплаты надбавок к должностным окладам профессорско-преподавательского состава вузов в некоторых местностях.
      Все это надо делать с умом, осторожно, глубоко изучив вопрос. И при этом, конечно, не на одном заседании решать столько крупных и серьезных вопросов. И в самом деле, кто переварит столько таких важных решений, касающихся миллионов рабочих?
      Здесь правильно говорили о коренной ошибке т. Маленкова, который дал повод меньшевиствующим экономистам ревизовать всю нашу партийную линию о соотношении тяжелой и легкой промышленности.
      Кто противопоставляет тяжелую промышленность ширпотребу, тот становится на демагогический путь, могущий привести к буржуазно-меньшевистскому пути развития.
      ...Мы будем бороться за ленинско-сталинское, за марксистское понимание основ экономики, а марксистское понимание основ — это прежде всего развитие тяжелой индустрии.

      3) Прочитайте документ. В чем вы видите объективный характер изменений, о которых пишет Е. С. Варга? Насколько оправданно звучат его выводы об «обуржуазивании образа жизни» высших слоев советского общества к 1960-м гг.? В чем вы видите причину этого? Из курса новой истории вспомните, где еще происходили аналогичные процессы. В чем вы видите черты сходства и различия в них?

      ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СОВЕТСКОГО ЭКОНОМИСТА АКАДЕМИКА Е. С. ВАРГИ

      Так на место «рабочего государства» двадцатых годов пришло в шестидесятые годы государство бюрократии с Хрущевым в качестве диктатора во главе. Якобы социалистическое общество, в котором согласно официальной идеологии «народ и партия едины», где «нет никаких социальных противоречий», фактически расколото на классы и слои с резко дифференцированными доходами, в котором низшие слои враждебно противостоят правящей бюрократии и ведут с ней — доступными средствами — классовую борьбу: колхозное крестьянство саботирует работы на общественной земле и прежде всего обрабатывает свои небольшие земельные участки (приусадебное хозяйство). Крестьяне воруют в колхозе все, что могут, для своего частного хозяйства: корма, дрова, удобрения. Они сознательно оставляют часть урожая колхозного зерна, картофеля, свеклы, кукурузы неубранными в надежде позже использовать их для своего скота. Система такова, что у трудящихся нет никакой — ни материальной, ни моральной — заинтересованности в росте производства в общественном хозяйстве (этот вопрос требует особого рассмотрения).
      Промышленный пролетариат ведет свою классовую борьбу методами, обычными при капитализме: угрозами забастовки и самими забастовками, замедленными темпами, демонстрациями против роста цен, за повышение зарплаты. В ряде случаев применяются войска и происходят кровавые столкновения (события в Ростове). Говорят, что в 1962 г. и 1963 г. произошло пятнадцать случаев такого рода кровавых столкновений между трудящимися и вооруженными силами. Правда ли это, я не знаю, но мне это не кажется невероятным...
      Фактическую идеологию правящей бюрократии можно свести приблизительно к следующему... руководящая роль бюрократии должна быть сохранена и укреплена.
      Ход рассуждений высшей бюрократии примерно таков: мы — избранная часть общества, лучшая ее часть, самая умная! Мы ответственны за советское государство. Крестьяне и рабочие ленивы, инертны, невежественны. Мы призваны побудить их работать, оплачивая их труд; а если необходимо — особенно это относится к крестьянам — средствами принуждения. Мы должны все спланировать, все предписать, все проконтролировать: что и когда возделывать крестьянам, когда им снимать урожай, сколько поставить государству, сколько скота у них должно быть или сколько им не полагается иметь и т. д. Мы должны планировать промышленное производство — на год, семь или двадцать лет вперед; установленный нами план является законом. Мы призваны планировать развитие науки и предписывать ученым, как они должны вести свои исследования, с тем, чтобы они не заблудились в своих теоретических исследованиях и не упустили из виду практические цели. Мы обязаны предписывать писателям и художникам, как и что им дóлжно творить, чтобы принести пользу народу и служить социализму. Мы, политики, понимаем все лучше других людей; мы ответственны за все сферы человеческой деятельности... Мы определяем, каков должен быть доход колхозников, какова заработная плата рабочих, каково жалованье отдельных категорий работников умственного труда.
      ...Сегодня противоречие между официальной и действительной идеологией правящих кругов углубляет пропасть между ними и трудящимися, последние высмеивают и ругают их высокопарные речи. Газет обычно не читают, по радио слушают только музыку, спортивные сообщения и прогноз погоды. Да и сама бюрократия, естественно, так же мало верит в ею же провозглашаемую идеологию (за исключением того, что говорится о стремлении к миру и укреплении власти государства). Отсюда повсеместный цинизм, проникающий в самые глубинные слои учащейся молодежи из «лучшего» общества. Карьера любой ценой и всеми способами, все остальное — пустая болтовня.
      ...Грех Сталина, который никогда нельзя искупить, состоит в превращении «рабочего государства с бюрократическим извращением» в государство бюрократии, — это произошло... вследствие отмены «партмаксимума», распадения советского общества на классы и слои с огромными различиями в доходах. Идеи равенства, самоограничения, самоотверженности подверглись осмеянию; произошло обуржуазивание образа жизни слоев с более высокими доходами, прежде всего бюрократии... Сталин обрек на смерть десятки тысяч лучших русских и иностранных коммунистов, но лично меня он дважды спас: в 1938 г., когда ГПУ хотело меня арестовать на основании многочисленных ложных доносов, и в 1943 г., когда негодяй Вышинский обвинил меня в защите гитлеровского империализма. Почему Сталин сделал это? Не знаю! Может быть, думал, что я ему еще понадоблюсь...
      Оценка исторической роли Сталина китайскими товарищами так же в корне несправедлива, как и оценка, данная Хрущевым на XX съезде. Ошибки Сталина, признаваемые китайцами, не имеют решающего значения: они исторически исправимы. Это может показаться циничным, но, если смотреть на дело с точки зрения исторической перспективы, страдания миллионов несправедливо посаженных в лагеря людей, преждевременная смерть, вероятно, доброго миллиона прекрасных коммунистов — исторический преходящий эпизод.

      Работа со схемами, диаграммами, таблицами
      1) На основании приведенных данных объясните идею приоритетного развития кукурузы в эти годы. Сделайте вывод о последствиях «кукурузной эпопеи».

      РОСТ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ ПОД КУКУРУЗУ В 1955—1962 гг.
      1955 г. — 18 млн га
      1962 г. — 37 млн га

      2) Представьте, что вам предстоит выступать на очередном пленуме ЦК КПСС по сельскому хозяйству. Подготовьте доклад с вашими предложениями и инициативами по решению продовольственной проблемы.
      3) Проанализируйте данные и ответьте на вопрос.

      ТЕМПЫ РОСТА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СССР В 1951—1965 гг.
      1951—1955 гг. — 85%
      1956—1960 гг. — 64,3%
      1961—1965 гг. — 51%

      ТЕМПЫ РОСТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В СССР В 1951—1965 гг.
      1951—1955 гг. — 20,5%
      1956—1960 гг. — 30%
      1961—1965 гг. — 11%

      В чем вы видите объективные и субъективные причины падения темпов роста промышленности и сельского хозяйства?

      4) Составьте сравнительную таблицу экономических преимуществ и недостатков личных и коллективных хозяйств в аграрном секторе.
      Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса
      Итогом форсированного развития в 1930—1940-е гг. явилось превращение СССР в мощное индустриально-аграрное государство, способное победить промышленного гиганта Европы — Германию. Особенностью советской экономики являлось то, что все ее элементы подчинялись государству, а управление осуществлялось на основе командно-административной системы. После смерти И. В. Сталина перед новым руководством встала проблема поиска нового типа стимулирования индустриального и сельскохозяйственного развития в рамках социалистической системы хозяйства.
      В сентябре 1953 г. Н. С. Хрущев выступил на пленуме ЦК с докладом о положении в сельском хозяйстве. Была вскрыта важнейшая проблема бедствий сельского хозяйства — длившееся десятилетиями изъятие из деревни не только всего прибавочного, но и части необходимого продукта с помощью системы обязательных поставок колхозами продуктов государству по крайне низким ценам, фактически бесплатно.
      В числе причин отставания сельского хозяйства Хрущевым были названы: отсутствие материальной заинтересованности колхозников в результате своего труда, низкие заготовительные цены; нарушение принципа сбалансированного сочетания личных и общественных интересов колхозников, выражавшееся в сокращении личного подсобного хозяйства, в огромных налогах на него; жесткая централизация планирования сельского хозяйства (колхозы ежегодно отчитывались по 10 тысячам показателей!).
      Хрущев отчетливо понимал, что решение продовольственной проблемы является важнейшей задачей. В феврале — марте 1954 г. было решено быстро освоить целинные земли Поволжья, Казахстана и Южной Сибири. Для освоения целины в первые же годы отправились более 300 тыс. добровольцев, в основном молодые люди. Первопроходцы за 5 лет в целом по СССР освоили более 42 млн га земли, из них 25,5 млн га — в Казахстане. Первоначально это дало неплохие результаты, но позже возникли серьезные проблемы. Высокое естественное плодородие почвы стало быстро ухудшаться ввиду нарушения научных принципов использования этого вида земель, лихорадочной поспешности их освоения. В результате началась эрозия почвы: после ряда пылевых бурь в 1960 и 1965 гг. в Казахстане было потеряно около 4 млн га земли и еще 12 млн га было повреждено — все вместе это составило почти половину целинных земель республики. С течением времени стало ясно, что максимальный урожай был получен лишь в 1956 г.
      Поскольку возможности командно-административных методов стимулирования развития экономики ослабевали, руководство страны искало новые подходы для решения этой проблемы. Требовалось дать людям воодушевляющую идею, показать перспективы роста. В итоге советское руководство решилось на весьма серьезное заявление. В мае 1957 г., а затем в 1959 г. на XXI съезде КПСС Н. С. Хрущев выдвинул смелую и в то же время самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения к 1970 г. Его оптимистический расчет основывался на простом сравнении годовых темпов промышленного развития двух стран в мирный период. Эти темпы в СССР тогда были намного выше американских. Но данные расчеты не учитывали, что при завершении индустриальной модернизации темпы промышленного роста неизбежно снижаются.
      В конце 50-х гг. в СССР особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР составляли около 10%. В то же время страна нуждалась в товарах народного потребления, в продукции легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности.
      Самым крупным научно-техническим достижением стало создание ракетно-космической техники. Было создано три центра ракетостроения: московский (под руководством С. П. Королева), уральский (под руководством В. П. Макеева, ученика Королева) и украинский (под руководством М. К. Янгеля). Обгоняя американцев, к концу 1960 г. СССР создал 44 типа межконтинентальных ракет. Огромная мощность двигателей военных ракет позволила приступить к освоению космоса. Для этого в казахстанской степи был создан космодром Байконур.
      4 октября 1957 г. с него был запущен первый искусственный спутник Земли весом 80 кг. 12 апреля 1961 г. на околоземную орбиту был запущен первый пилотируемый корабль «Восток» с человеком на борту. Первым космонавтом стал Ю. А. Гагарин.
      Однако развитие многих отраслей советской промышленности продолжало тогда идти во многом по привычному экстенсивному пути. Мобилизационные программы никак не затрагивали самого хозяйственного механизма управления грандиозной по масштабам экономикой.
      Особые сложности возникали при управлении предприятиями, находящимися далеко от Москвы, а таких были сотни тысяч. Решением проблемы казался отказ от излишней централизации. В феврале 1957 г. Хрущев выступил с идеей создания региональных Советов народного хозяйства (Совнархозов), которые укрепили бы руководство экономикой. Он рассчитывал таким образом более рационально использовать людские и сырьевые ресурсы, устранить ведомственные барьеры в отдельных регионах. Страна была разделена на 105 экономических административных районов.
      Частично эти меры действительно улучшили экономическую ситуацию в некоторых регионах. Но, укрепив хозяйственные связи внутри отдельных районов страны, данная реформа во многом разрушила общегосударственное экономическое единство.
      Некоторое оживление производства на начальном этапе преобразований, вызванное децентрализацией и всплеском местной инициативы, оказалось скомпенсировано снижением технического уровня производства. Следует признать, что ликвидация министерств во многом лишила советскую систему ее важнейшего преимущества — способности государства быстро и эффективно концентрировать средства для развития науки и техники, проводить единую технологическую политику и распространять по каналам министерства лучшие достижения на все виды тесно связанного производства.
      Крупным хозяйственным экспериментом конца 1950-х гг. стал переход с пятилетнего планирования на более продолжительное семилетнее.
      Следующей новацией Хрущева стало разделение руководящих партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Эта странная идея (которая чуть не привела к образованию двух партий) стала одной из причин снятия его с должности.
      Уже в самом конце 50-х гг. Хрущев во многом начал возвращаться к старой системе хозяйствования. Желание оказать помощь селу сменилось привычным стремлением обеспечить рост государственного потенциала за счет его ресурсов. Администрирование, командование колхозами опять приобрели огромные масштабы.
      В поиске новых радикальных средств выхода из кризиса Хрущев решил, что главными звеньями подъема сельского хозяйства должны стать расширение посевов бобов, «химизация всего народного хозяйства», поливное земледелие, более крупные коллективные хозяйства.
      Возможности предоставления крестьянству свободы выбора форм хозяйствования, передачи колхозникам земли в личную собственность никогда даже и не обсуждались. В руководстве продолжала господствовать непоколебимая уверенность в абсолютном превосходстве колхозно-совхозной системы, находящейся под непрестанной опекой партийно-государственных органов.
      Более того, в конце 1950-х гг. последовал очередной удар по личным подсобным хозяйствам селян. Он мотивировался тем, что эти хозяйства якобы тормозят «окончательную победу социализма в деревне, поощряют мелкобуржуазные чувства и настроения крестьян, отнимают время, необходимое для отдыха и всестороннего развития личности».
      Начался импорт зерна из Канады, США, Австралии, муки из ФРГ. По сути, золотой запас СССР использовался для поддержания и развития зарубежных фермерских хозяйств, в то время как хозяйства советских крестьян подвергались гонениям.
      Несмотря на отдельные попытки реформ, в 1953—1964 гг. советская экономика в целом развивалась по привычной мобилизационной схеме — значительные успехи достигались в отдельных сферах, куда направлялись основные средства, при постоянном отставании остальных областей народного хозяйства.
      Дополнительная литература
      Арбатов Г. А. Затянувшееся выздоровление (1953—1985). — М., 1991.
      Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники. — М., 1990.
      Быстрова И. В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы холодной войны: вторая половина 40-х — начало 60-х годов. — М., 2000.
      Зеленин И. Е. Аграрная политика Н. С. Хрущева и сельское хозяйство. — М., 2001.
      Зубкова Е. Ю. Общество и реформы. 1945—1964. — М., 1993.
      Медведев Р. А. Н. С. Хрущев: политическая биография. — М., 1990.
      Медушевский А. Н. Проекты аграрных реформ в России. XVIII — начало XXI века. — М., 2005.
      Таубман У. Хрущев. — М., 2006.
      Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР. — Новосибирск, 1991.
      Хрущев Н. С. Воспоминания. — М., 1997.
      Хрущев С. Н. Рождение сверхдержавы: книга об отце. — М., 2000.

      Домашнее задание: § 6.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 1219 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0