Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 02:18:31
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

«Холодная война». Выбор политического курса СССР

     Цель урока: определить сущность понятия «холодная война», выяснить причины этого явления, определить влияние внешних факторов на внутреннюю и внешнюю политику СССР в 1945—1953 гг.
      Планируемые результаты
      Учащиеся узнают о:
      —  основных итогах Второй мировой войны;
      —  истоках «холодной войны» и ее проявлениях;
      —  причинах локальных войн и конфликтов;
      —  причинах отказа руководства СССР от «плана Маршалла»;
      —  воздействии конфликта с Югославией на укрепление советского влияния в Восточной Европе;
      —  роли СССР в образовании государства Израиль;
      —  причинах и последствиях образования НАТО;
      —  помощи СССР в создании Китайской Народной Республики;
      —  роли Корейской войны в противостоянии СССР и США после Второй мировой войны.
      План
      1. Послевоенный мир.
      2. СССР и «план Маршалла».
      3. Военное противостояние.
      4. Конфликт с Югославией и укрепление советского влияния в восточноевропейских странах.
      5. СССР и образование государства Израиль.
      6. Создание НАТО.
      7. СССР и Китай.
      8. Корейская война.
      Опорные знания
      Даты и события:
      1947 г. —  «план Маршалла»
      1947 г. —  создание Коминформа
      1949 г. —  образование НАТО
      1949 г. —  создание Совета Экономической Взаимопомощи
      1949 г. — конфликт с Югославией
      1949 г. — образование ГДР
      1950 г. — подписание договора о дружбе, союзе и взаимопомощи между СССР и КНР
      1950—1953 гг. — война в Корее
      Имена:
      И. В. Сталин, В. М. Молотов, Мао Цзэдун, И. Б. Тито, Ким Ир Сен.
      Понятия:
      «Холодная война»;  «план Маршалла»; колониальная система; локальные войны.
      Оборудование
      Хрестоматия, статистические материалы, атлас, комплект плакатов советского времени, электронный учебник «История России. XX век».
      Работа с CD
      «История России. XX век» (§ 39).
      Работа с картой
      На карте покажите сеть военных баз США и НАТО в Европе в 1945—1953 гг.
      Назовите и покажите на карте страны — союзницы СССР и США.
      Используя карту на с. 23, составьте рассказ об основных этапах Корейской войны.
      Задания к иллюстрациям
      Какое историческое событие отражено на фотографии на с. 15? Начальный или завершающий этап события запечатлен на снимке?
      На с. 17 помещено изображение плаката 1952 г. Чем, на ваш взгляд, было обусловлено обострение вопроса о войне и мире между Востоком и Западом к этому времени? Из чего это видно на плакате?
      Какой сюжет в отношениях между СССР и Югославией отражен в карикатуре на с. 19? Кто на ней изображен? Почему в таком виде?
      На с. 21 помещена репродукция картины В. Вихтинского. Определите, кто изображен на картине. Какие фигуры являются на ней центральными? Каково к ним отношение других присутствующих лиц? Какие различия вы видите в изображении двух центральных фигур — Сталина и Мао? Что они выражают?
      Работа с документами
      1) Определите по приведенным документам характер отношений между СССР и странами народной демократии. В чем вы видите причины такого характера отношений? Напишите на эту тему историческое эссе.

       ИЗ ТЕЛЕФОНОГРАММЫ ПОСЛА СССР В ПОЛЬШЕ МИНИСТРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. М. МОЛОТОВУ. 8 ИЮЛЯ 1947 г.

      8 июля в 6 часов вечера президент Берут пригласил меня к себе и в присутствии Модзелевского официально заявил, что в связи с публикацией ТАСС сообщения об отклонении Польшей в числе других стран предложения участвовать на конференции в Париже, созываемой 12 июля... он обращает внимание Советского правительства на то обстоятельство, что Польское правительство никакого решения по этому вопросу не принимало, вследствие чего было бы желательным, чтобы агентство ТАСС как можно скорее внесло надлежащую поправку в свое сообщение.
      Делая мне это заявление, Берут был очень взволнован, так как такое сообщение ТАСС, по его мнению, ставит руководство ПНР в очень трудное положение в отношении их партнеров по демократическому блоку.

      ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА МГБ П. А. СУДОПЛАТОВА

      Наш резидент в Праге Борис Рыбкин к концу 1947 года создал нелегальную резидентуру, действовавшую под прикрытием экспортно-импортной компании по производству бижутерии, используя ее в качестве базы для возможных диверсионных операций в Западной Европе и на Ближнем Востоке. Чешская бижутерия известна во всем мире, и это облегчало Рыбкину задачу создания дочерних компаний «дистрибьютеров» в наиболее важных столицах Западной Европы и Ближнего Востока. В задачи Рыбкина входило использование курдского движения против шаха Ирана и правителей Ирака, короля Фейсала Второго и премьер-министра Нури Сайда. В конце 1947 года Рыбкин погиб в автомобильной катастрофе в Праге, но к этому времени его организация уже начала активно действовать.
      В 1948 году, накануне перехода власти от Эдварда Бенеша к Клементу Готвальду, Молотов вызвал меня в свой кремлевский кабинет и приказал ехать в Прагу и, организовав тайную встречу с Бенешем, предложить ему с достоинством покинуть свой пост, передав власть Готвальду, лидеру компартии Чехословакии. Чтобы напомнить Бенешу о его тесных неофициальных связях с Кремлем, я должен был предъявить ему расписку на десять тысяч долларов, подписанную его секретарем в 1938 году, когда эти деньги нужны были Бенешу и его людям для переезда в Великобританию. В противном случае мне предписывалось сказать ему, что мы найдем способ организовать утечку слухов об обстоятельствах его бегства из страны и оказанной ему финансовой помощи для этого, тайном соглашении о сотрудничестве чешской и советской разведки, подписанном в 1935 году в Москве, секретном договоре о передаче нам Карпатской Украины и об участии самого Бенеша в подготовке политического переворота в 1938 году и покушения на премьер-министра Югославии.
      Вместе с Зубовым (с сентября 1946 года Зубов находился на пенсии; после систематических избиений в тюрьме, которым подвергал его следователь Родос, он стал фактически инвалидом: довольно заметно прихрамывал и ходил, опираясь на палку) мы приехали в Прагу поездом в январе 1948 года, но остановились не в посольстве, а в скромном отеле, где представились членами советской торговой миссии. Наша бригада специального назначения — 400 человек, переодетых в штатское, — уже была в Праге. Эту группу скрытно переправили для поддержки и защиты Готвальда.
      В соответствии с инструкциями Зубов сказал Бенешу, что не ожидает от него ответа, а всего-навсего передает ему неофициальное послание. По словам Зубова, Бенеш казался сломленным, больным человеком, который постарается сделать все, что можно, с тем чтобы избежать взрыва насилия и беспорядков в Чехословакии.
      Выполнив свою миссию, мы сели в поезд Прага — Москва. Как только поезд пересек границу, я сразу же, используя каналы связи местного обкома партии, послал, как мне и было приказано, шифровку Молотову и ее копию Абакумову, тогдашнему министру госбезопасности: «Лев получил аудиенцию и передал послание» («Лев» — кодовое имя Зубова). Через месяц Бенеш мирно уступил бразды правления Готвальду.

      2) Выработайте гипотезу: на основании каких данных И. В. Сталин составил подобное мнение об американцах?

      И. В. СТАЛИН О ВОЙНЕ В КОРЕЕ. АВГУСТ 1952 г.

      Война в Корее показала слабость американцев. Войска двадцати четырех стран не могут долго поддерживать войну в Корее, так как они добились своих целей и не могут рассчитывать на успех в этом деле. Корейцам надо помогать и поддерживать их...
      ...Американцы вообще не способны вести большую войну, особенно после корейской войны. Вся их сила в налетах, атомной бомбе. Англия из-за Америки воевать не будет. Америка не может победить маленькую Корею. Нужна твердость в отношениях с американцами... Американцы — это купцы. Каждый американский солдат — спекулянт, занимается куплей-продажей... Главное вооружение американцев — это чулки, сигареты и прочие товары для продажи. Они хотят покорить весь мир, а не могут справиться с маленькой Кореей. Нет, американцы не умеют воевать...

      Работа со схемами, диаграммами, таблицами
      Составьте таблицу стран — членов НАТО и стран — членов Организации Варшавского Договора. Проанализируйте ее данные с использованием карты.
      Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса
      После победы над государствами-агрессорами во Второй мировой войне у человечества появились все основания надеяться на долгую мирную жизнь.
      Одним из существенных последствий уничтожения фашизма и милитаризма стал распад колониальной системы. Восстановление национальной независимости в большой группе стран и формирование новой мировой системы независимых государств стали определяющим направлением развития в послевоенный период.
      Однако противостояние капиталистической и социалистической систем вылилось в иную войну — «холодную», без прямого столкновения армий, даже без разрыва дипломатических отношений. Глобальное противостояние не раз выливалось в локальные войны.
      Разработанный в США «план Маршалла» предусматривал оказание помощи пострадавшим от войны странам Европы. Однако участие в реализации этого плана США с самого начала было обусловлено «демократическим», а фактически антисоветским курсом стран — получателей помощи.
      США надеялись, что некоторые восточноевропейские страны решат противостоять СССР и согласятся получить помощь по «плану Маршалла», что могло бы изменить соотношение сил в Европе. Действительно, руководители Польши и Чехословакии стремились получить американскую помощь. Однако давление со стороны СССР сделало это невозможным.
      Советская реакция на «план Маршалла» являлась оборонительной, однако американское руководство отнеслось к этому иначе. Посол в Москве Смит увидел в происходящем «не что иное, как объявление Советским Союзом войны и стремление добиться контроля над Европой».
      Для регулирования экономических взаимоотношений в Восточной Европе в январе 1949 г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Реально он ставил своей целью не столько взаимопомощь, сколько одностороннюю и безвозмездную помощь европейским партнерам по социалистическому лагерю со стороны СССР.
      В начале 1947 г. советский Генеральный штаб разработал «План активной обороны территории Советского Союза», который должен был решить три основные задачи: «обеспечить надежное отражение агрессии и целостность границ, установленных международными соглашениями после второй мировой войны»; «быть готовыми к отражению воздушного нападения противника, в том числе и с возможным применением атомного оружия»; «военно-морскому флоту быть готовым отразить возможную агрессию с морских направлений и обеспечить поддержку сухопутных войск, действующих в приморских районах».
      Конфликт с Югославией побудил Сталина превратить созданный еще в 1947 г. новый координационный орган компартий — Коминформбюро — в центральное звено системы отношений с союзниками в Восточной Европе.
      Однако советское руководство понимало, что одни силовые меры не смогут сплотить социалистическое содружество. Поэтому в конце 40-х гг. резко возросли масштабы экономической помощи, оказываемой странам Восточной Европы.
      Сталинское руководство одобряло идею создания еврейского государства, рассчитывая на мощные левые настроения в этой новой стране. Иной опоры на Ближнем Востоке СССР тогда не видел. Однако вскоре между Москвой и Тель-Авивом наметилось взаимное непонимание. Осознав ориентацию Израиля на США, Сталин укрепился в своем давнем мнении о вредоносности сионизма. К тому же его беспокоила привлекательность Израиля для части советских евреев.
      НАТО становится центральным звеном строящейся системы военных блоков. Государства Латинской Америки в 1948 г. вошли в Организацию американских государств (ОАГ) под главенством США. В 1951 г. возник военно-политический блок США, Австралии и Новой Зеландии (АНЗЮС). В феврале 1953 г. Югославия заключила договор о дружбе и сотрудничестве с Турцией и Грецией. Не только в Западной Европе, но и в Турции, Японии, Южной Корее, на Тайване, Филиппинах находились американские войска. СССР оказался в плотном кольце военных баз.
      Однако сталинское руководство нашло себе мощного союзника в лице Китайской Народной Республики.
      Таким образом, давление со стороны США привело не к отступлению, а к расширению сферы влияния СССР. «Империя Сталина» — сфера влияния СССР — территориально превосходила все евроазиатские державы прошлого, даже империю Чингисхана. Удалось также ликвидировать монополию США на владение ядерным оружием.
      Первой серьезной пробой военных сил между западным блоком и СССР стала Корейская война. Гражданская война в этой стране быстро приобрела международный характер: с одной стороны в ней участвовала коалиция во главе с США; с другой — Северная Корея и китайские добровольцы при поддержке СССР.
      Дополнительная литература
      Александров-Агентов А. М. От Коллонтай до Горбачева. — М., 1994.
      Берия С. Л. Мой отец — Лаврентий Берия. — М., 1994.
      Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники. — М., 1990.
      Гиренко Ю. С. Сталин — Тито. — М., 1991.
      Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. — М., 2001.
      Зубкова Е. Ю. Общество и реформы. 1945—1964. — М., 1993.
      Медведев Р. А. Они окружали Сталина. — М., 1990.
      Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945—1991. — М., 1998.
      Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945— 1985): новое прочтение. — М., 1995.
      Судоплатов П. А. Разведка и Кремль. — М., 1998.
      Торкунов А. В. Загадочная война: корейский конфликт 1950—1953 гг. — М., 2000.
      Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР. — Новосибирск, 1991.
      Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. — М., 1991.

      Домашнее задание: § 1.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 1229 | Теги: подготовка к ЕГЭ по истор, история Отечества, преподавание истории в школ, методические рекомендации учителю и, поурочное пл, история в 11 класс | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0