Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 19:44:44
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Начало политических и экономических реформ в СССР

    Цель урока: сформировать у учащихся представление о необходимости реформирования советского общества и проследить основные этапы перестройки.
      Планируемые результаты
      Учащиеся узнают о:
      предпосылках перемен в советском общественном строе;
      — курсе на ускорение социально-экономического развития страны и источниках его реализации;
      — причинах пробуксовки реализации курса на ускорение и необходимости более решительных мер во всех сферах жизни общества;
      — предпосылках и содержании конституционной реформы 1989 г.
      План
      1. Курс на ускорение.
      2. Перестройка.
      3. Политическая реформа.
      Опорные знания
      Даты и события:
      Март 1985 г. — избрание М. С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС
      1988 г. — XIX Всесоюзная партийная конференция
      1989 г. — начало политической реформы
      Имена:
      М. С. Горбачев, А. А. Громыко, К. У. Черненко, Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров.
      Понятия:
      Перестройка; коммунизм; «развитой социализм»; госприемка; индивидуальная трудовая деятельность; совместные предприятия; денежная эмиссия; Съезд народных депутатов; Межрегиональная депутатская группа.
      Оборудование
      Хрестоматия, статистические материалы, атлас, комплект плакатов советского времени, электронный учебник «История России. XX век».
      Работа с CD
      «История России. XX век» (§ 48).
      Задания к иллюстрациям
      Рассмотрите фотографию на с. 193. Что необычного в общении главы государства с народом? Чем отличается этот стиль общения от стиля общения времен Л. И. Брежнева, И. В. Сталина?
      Что вы знаете о трагедии на Чернобыльской АЭС (с. 195)? В чем вы видите причину этой трагедии? Почему политика гласности была во многом предопределена именно событиями в Чернобыле?
      Вспомните основные вехи жизненного пути А. Д. Сахарова (с. 201). С какой программой он выступил на I Съезде народных депутатов? Что лежало в основе предложенного им проекта Конституции страны?
      Работа с документами
      1) Сформулируйте основную идею приводимого фрагмента воспоминаний В. И. Болдина. Прокомментируйте его фразу о том, что М. С. Горбачев, «пытаясь изменить общество, невольно уничтожал государственность». Согласны ли вы с ней? Объясните свою позицию.

      ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЗАВЕДУЮЩЕГО ОБЩИМ ОТДЕЛОМ ЦК КПСС В. И. БОЛДИНА

      С того самого дня, когда открылась партийная конференция, впервые собравшаяся за последние 50 лет, в жизни партии начались необратимые изменения. Это были перемены, потрясшие страну и весь мир. Люди понимали, что без должного порядка в стране можно потерять все достигнутое, разрушить само государство. Не все, однако, понимали замыслы руководства. Не все понимал и я. Несколько раз заводил с М. С. Горбачевым разговор на эту тему, но он лишь однажды бросил фразу:
      — Подожди, то ли я еще сделаю.
      Он замысливал комбинации, о которых не знало его окружение: ни Политбюро ЦК, а позже ни члены Президентского Совета и Совета Безопасности, ни правительство. Даже ближайшие соратники вводились в заблуждение по поводу его истинных намерений. Был ли у него стратегический план ликвидации партии, развала страны? Полагаю, плана не было, но была некая идея-фикс, та конечная цель, достичь которую без уничтожения существовавшей системы было невозможно. Двигался он к ней импульсивно и с опаской. Большинство понимало перестройку как укрепление страны, ее могущества, рост благосостояния людей. Но это, как показала практика, осуществить генсеку было не дано. Пытаясь изменить общество, он невольно уничтожал государственность. Рвались подгнившие корни власти. И она, как перекати-поле, кувыркалась по просторам огромной страны в ожидании своей участи, появления твердой руки.

      2) Выскажите свое мнение относительно проекта «Декрета о власти». Какие идеи он в себе содержал? На какой срок могло быть рассчитано его действие? Какие последствия для существующей системы власти могло иметь его принятие?

      ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ АКАДЕМИКА А. Д. САХАРОВА НА I СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР. 9 ИЮНЯ 1989 г.

      Товарищи депутаты, на вас сейчас — именно сейчас! — ложится огромная историческая ответственность. Необходимы политические решения, без которых невозможно укрепление власти советских органов на местах и решение экономических, социальных, экологических, национальных проблем. Если Съезд народных депутатов СССР не может взять власть в свои руки здесь, то нет ни малейшей надежды, что ее смогут взять Советы в республиках, областях, районах, селах. Но без сильных Советов на местах невозможна земельная реформа и вообще какая-либо эффективная аграрная политика, отличающаяся от бессмысленных реанимационных вливаний нерентабельным колхозам. Без сильного Съезда и сильных Советов невозможно преодоление диктата ведомств, выработка и осуществление законов о предприятиях, борьба с экологическим безумием. Съезд призван защитить демократические принципы народовластия и тем самым необратимость перестройки и гармоническое развитие страны. Я вновь обращаюсь к Съезду с призывом принять «Декрет о власти».
      ДЕКРЕТ О ВЛАСТИ
      Исходя из принципов народовластия, Съезд народных депутатов заявляет:
      1. Статья 6 Конституции СССР отменяется.
      2. Принятие законов СССР является исключительным правом Съезда народных депутатов СССР. На территории союзной республики законы СССР приобретают юридическую силу после утверждения высшим законодательным органом союзной республики.
      3. Верховный Совет является рабочим органом Съезда.
      4. Комиссии и Комитеты для подготовки законов о государственном бюджете, других законов и для постоянного контроля за деятельностью государственных органов, над экономическим, социальным и экологическим положением в стране создаются Съездом и Верховным Советом на паритетных началах и подотчетны Съезду.
      5. Избрание и отзыв высших должностных лиц СССР, а именно:
      1) Председателя Верховного Совета СССР,
      2) Заместителя Председателя Верховного Совета СССР,
      3) Председателя Совета Министров СССР,
      4) Председателя и членов Комитета конституционного надзора,
      5) Председателя Верховного Суда СССР,
      6) Генерального прокурора СССР,
      7) Верховного арбитра СССР,
      8) Председателя Центрального банка, а также:
      1) Председателя КГБ СССР,
      2) Председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию,
      3) Главного редактора газеты «Известия» — исключительное право Съезда. Поименованные выше должностные лица подотчетны Съезду и независимы от решений КПСС.
      6. Кандидатуры на пост Заместителя Председателя Верховного Совета и Председателя Совета Министров СССР предлагаются Председателем Верховного Совета СССР и, альтернативно, народными депутатами. Право предложения кандидатур на остальные поименованные посты принадлежит народным депутатам.
      7. Функции КГБ ограничиваются задачами защиты международной безопасности СССР...

      3) На основании приводимых документов заполните таблицу, в которой покажите аргументацию реформ, разработанных Горбачевым, и мотивы скептической оценки успеха этих реформ, изложенных в докладе ЦРУ. Какие взгляды оказались более верными? Почему?

      ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ М. С. ГОРБАЧЕВА

      ...Основной заботой комиссии стала программа реформы. Было предложено к рассмотрению три варианта.
      Первый, так называемый эволюционный, предусматривал постепенное преобразование нынешних форм ведения хозяйства, умеренные структурные сдвиги. Преимущество отдавалось административным методам. Не покушались, по крайней мере в обозримом будущем, на реформу ценообразования.
      Второй вариант, радикальный, включал одновременное снятие всех ограничений для рыночных механизмов, полный отказ от контроля за ценами и доходами, массовый переход к новым формам собственности. По сути дела, это тот самый вариант, который с начала 1992 года начала осуществлять команда Гайдара под лозунгом «шоковой терапии». Так вот, еще тогда было описано, что в наших условиях он сулит разлад денежного обращения и галопирующую инфляцию, резкий спад производства, массовую безработицу, значительное снижение жизненного уровня населения и его расслоение, усиление социальной напряженности. Картинка, хорошо узнаваемая сегодня.
      Наконец, радикально-умеренный вариант, предполагающий комплекс предварительных мер для создания стартовых условий перехода к новому механизму; развитие рыночных отношений, но при сохранении регулирующей роли государства, контроля за ценами, доходами, инфляцией; сильная социальная поддержка, особенно малообеспеченных слоев населения.
      Комиссия Абалкина предлагала сделать выбор в пользу третьего варианта. В середине ноября в Колонном зале Дома союзов собралась конференция с участием ведущих ученых: экономистов и руководителей экономических ведомств, членов Политбюро и правительства. Были и мы с Рыжковым. С докладом выступил Абалкин. Несмотря на существенные замечания, изложенная им программа была встречена в целом с одобрением и после доработки нашла отражение в докладе Рыжкова на Втором съезде...
      В острой и горячей полемике проходило обсуждение и принятие постановления по докладу премьера. Ельцин, Попов и другие «межрегионалы», как их тогда называли, выступили против доклада. Такую же позицию занял академик Арбатов. Депутат Фильшин потребовал «использовать наше право на недоверие правительству, а оно может использовать свое право на отставку». Предлагалось также принять доклад Рыжкова к сведению, не определяя к нему отношения. В конце концов Съезд выразил поддержку программе правительства: 1532 голоса — за, 419 — против, 44 — воздержались.
      Программа экономической реформы предполагала осуществить в течение 1990 года серьезные меры в интересах насыщения потребительского рынка, без чего невозможно было двигаться дальше. А это, в свою очередь, обязывало установить более действенный контроль за движением товарной массы и денежных доходов населения. Госплан основную ставку делал на рост рыночных ресурсов товаров и услуг, а задача «связать» излишнюю денежную массу и вывести ее из оборота оказалась отодвинутой на задний план.
      Что касается самой экономической реформы, бросалось в глаза одно очень существенное обстоятельство. Ни в письменном докладе, ни в устном выступлении Рыжкова не были проанализированы итоги предшествующего ее этапа, не упоминались принципиальные решения, принятые в 1987 году. По чьей вине они остались, по сути дела, на бумаге? Если оказались недостаточными и тем более ошибочными — надо было сказать, в чем именно, извлечь уроки. Если по каким-то другим причинам — сказать о них. А тут просто сделали вид, будто все начинается с нуля...

      ИЗ КНИГИ ДЖ. БУША И Б. СКОУКРОФТА «МИР СТАЛ ДРУГИМ»

      В одном из докладов ЦРУ был сделан вывод, что экономические реформы Горбачева обречены на поражение, а вводимые им политические перемены начинают создавать проблемы, которые могут выйти из-под контроля. Автор доклада считал, что реформы были достаточно радикальны, чтобы подорвать советскую систему, но недостаточно эффективны, чтобы дать советским людям почувствовать преимущества рыночной экономики. Основываясь на подобных документах, некоторые работники аппарата СНБ (Совета Национальной Безопасности) стали высказывать мнение, что Горбачева ожидает кризис, который может заставить его прибегнуть к силовым методам для поддержания порядка или даже лишить его власти.

      Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса
      Уже через месяц после избрания на апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачев обозначил основные контуры нового курса. Новый генеральный секретарь сразу же, по сути, отказался от концепции «развитого социализма», которая к тому времени оторвалась от реальности. Он выдвинул идею ускорения социально-экономического развития СССР.
      Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля — 6 марта 1986 г.).
      В отличие от программы КПСС, принятой в 1961 г. на XXII съезде, новая редакция снимала задачу непосредственного строительства коммунизма.
      Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, новое руководство СССР разработало план двенадцатой пятилетки (1986—1990) по аналогии с довоенными пятилетками — с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.
      Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, подвести новый класс машин под народное хозяйство, придав ему ускорение, — такова была «генеральная линия» М. С. Горбачева.
      Для выполнения плана пятилетки необходимо было наращивать национальный доход темпами не ниже 4% в год. Однако выдержать этот темп не удалось.
      Начало правления М. С. Горбачева было омрачено страшными катастрофами: взрывом атомного реактора на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 г.; гибелью пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Во всех случаях причиной катастроф стала халатность конкретных исполнителей в результате отсутствия должной дисциплины.
      На уменьшение темпов роста национального дохода повлияли и другие обстоятельства. Ключевым из них было падение цен на нефть на мировом рынке. Вызванное им сокращение валютных доходов СССР совпало с увеличением капиталовложений в машиностроение, сокращением закупок товаров народного потребления за рубежом, затратами на ликвидацию последствий чернобыльской аварии, а позже землетрясения в Армении (1988). Таким образом, в то самое время, когда доходы Советского Союза падали, расходы возрастали. Следствием этого стал сначала финансовый, а затем и экономический кризис.
      Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987—1988 гг. стала частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения. Самое главное — пришло убеждение, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений.
      Изменения коснулись всей системы управления. В своей борьбе за либерализацию управления Горбачев выступил против гигантских союзных министерств. Делу придали большую общественную значимость. Второстепенные министерства были распущены в кратчайшие сроки, первостепенные резко сокращены. В течение одного года численность служащих центральных министерств уменьшилась с 1,7 до 0,7 млн человек. Пропаганда превращала резкое сокращение управленческого аппарата и без того плохо управляемой страны в некий триумф рациональности над безумием брежневского администрирования. Нужно отметить, что некоторое время огромная, неповоротливая и, конечно же, недостаточно эффективная машина управления еще руководила по инерции огромной страной. Но первый же кризис в отдельных отраслях ввел страну в хаос.
      Созданные кооперативы платили государству лишь налоги, в то время как государственные предприятия, кроме налогов, автоматически перечисляли часть прибыли государству. При этом кооперативы оказались в выигрышном положении — они могли платить работникам зарплату в 2—3 раза выше, чем на госпредприятиях. При этом выпускалась та же продукция и использовались государственные средства производства. Подобная политика расколола трудовые коллективы, которые были основой экономической и политической систем общества. Кроме того, кооперативы стали главным каналом перевода безналичных денег в наличные, что заставило правительство резко увеличить денежную эмиссию.
      В 1989 г. началась социально-экономическая перестройка аграрного сектора. На мартовском (1989) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть борьбу с личным подсобным хозяйством, развернутую в 1986—1987 гг. Очередное наступление на личные подсобные хозяйства людей велось под лозунгом борьбы с нетрудовыми доходами. Оно сильно подрывало производство сельскохозяйственной продукции. Отныне признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств.
      Причину неудач экономической реформы М. С. Горбачев видел в сопротивлении номенклатуры. Это побудило его попытаться опереться на активность масс. На январском (1987) пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачев поставил задачу демократизации партии, системы управления, советского общества в целом. Таким образом, не завершив экономические преобразования, руководство страны перешло к политической реформе. В ноябре 1988 г. были приняты законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Ими кардинально перестраивался верхний этаж системы Советов.
      Дополнительная литература
      Арбатов Г. А. Затянувшееся выздоровление (1953—1985). — М., 1991.
      Горбачев М. С. Жизнь и реформы. В 2 т. — М., 1995.
      Несостоявшийся юбилей: почему СССР не отпраздновал своего 70-летия? — М., 1992.
      Перестройка: десять лет спустя (апрель 1985—1995). — М., 1995.
      Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945—1991. — М., 1998.
      Политические партии России: история и современность.— М., 2000.
      Рыжков Н. И.  «Перестройка»: история предательств. — М., 1992.
      Чазов Е. Здоровье и власть. — М., 1992.
      Шубин А. В. Парадоксы перестройки: Упущенный шанс СССР. — М., 2005.
      Яковлев А. Н. Сумерки. — М., 2003.

      Домашнее задание: § 13.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 3263 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0