Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 10:35:13
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Политическое развитие СССР в послевоенные годы

     Цель урока: выяснить причины ужесточения внутренней политики после окончания войны и проанализировать ее основные направления.      Планируемые результаты
      Учащиеся узнают о:
      — «демократическом импульсе» войны, его истоках и последствиях;
      — новых идеологических и политических явлениях после войны;
      — причинах ослабления власти партийных органов;
      — истоках усиления борьбы с националистическими движениями в западных районах СССР;
      — особенностях национальной политики в первые послевоенные годы;
      — роли РСФСР в новой системе межнациональных отношений;
      — причинах обострения борьбы за власть в руководстве СССР.
      План
      1. Ужесточение внутренней политики.
      2. Борьба с националистическими движениями в западных районах СССР.
      3. Особенности национальной политики в СССР.
      4. Обострение борьбы за власть.
      Опорные знания
      Даты и события:
      1951 г. — завершение коллективизации в Прибалтике
      Имена:
      И. В. Сталин, Л. П. Берия, А. А. Жданов.
      Понятия:
      «Демократический импульс»; космополитизм; бандеровцы; «лесные братья»; национализм; «великорусский шовинизм»; республика-«донор»; «мингрельское дело»; «дело врачей».
      Оборудование
      Хрестоматия, статистические материалы, атлас, комплект плакатов советского времени, электронный учебник «История России. XX век».
      Работа с CD
      «История России. XX век» (§ 37).
      Работа с картой
      На карте покажите районы, в которых действовало националистическое подполье после войны.
      На карте на с. 44—45 покажите часть Восточной Пруссии, отошедшую к СССР по Потсдамским соглашениям;
      территорию Закарпатской Украины, переданную по договору с Чехословакией от 29.06.45 г.; область Петсамо, отошедшую к СССР по договору с Финляндией от 10.02.47 г.; территории, переданные Польше по договору между СССР и Польшей от 16.08.45 г.; Южный Сахалин и Курилы, отошедшие к СССР в результате разгрома Японии.
      Задания к иллюстрациям
      На с. 48 помещена фотография И. В. Сталина с советскими маршалами и генералами. Что вы можете сказать о послевоенной истории страны на основании этой фотографии? Почему эта фотография помещена в разделе «Обострение борьбы за власть»?
      На фотографии на с. 49 покажите советских лидеров. Что вы о них знаете? К каким политическим группам в руководстве страны они принадлежали?
      Работа с документами
      1) Выработайте гипотезу: чем можно объяснить смену наименования органов государственной власти после войны?

      ИЗ РЕЧИ И. В. СТАЛИНА НА ПЛЕНУМЕ ЦК ВКП(Б). 14 МАРТА 1946 г.

      Сталин. По вопросу о министрах. Народный комиссар или вообще комиссар — отражает период неустоявшегося строя, период гражданской войны. Война показала, что наш общественный строй очень крепко сидит и нечего выдумывать названия такого, которое соответствует периоду неустоявшемуся и общественному строю, который еще не устоялся, не вошел в быт, коль скоро наш общественный строй вошел в быт и стал плотью и кровью. Уместно перейти от названия — народный комиссар к названию — министр. Это народ поймет хорошо, потому что комиссаров чертова гибель. Путается народ. Бог его знает, кто выше (смех в зале). Кругом комиссары, а тут — министр, народ поймет. В этом отношении это целесообразно.
      Вопросов нет никаких, все ясно?
      Голоса с мест. Все ясно.
      Сталин. На этом заседание закрывается.

      2) На основании документа составьте эссе на тему «Права и полномочия депутатов Советов в послевоенном СССР».

      ИЗ ПИСЬМА И. В. СТАЛИНУ ДЕПУТАТА МОССОВЕТА СКУЛЬПТОРА С. Д. МЕРКУРОВА. 27 АПРЕЛЯ 1948 г.

      Вопрос принципиальный: «Депутат — слуга народа». Как я могу полноценно служить народу, когда перед сессией Моссовета мы, депутаты, не знаем — какие вопросы будут разбираться на сессии, чтобы собрать материалы и подготовиться к сессии?
      На мое и наше неоднократное обращение, чтобы нам хотя бы за неделю сообщили порядок дня сессии, нам говорят, что по Конституции нельзя этого делать, так как сессия сама устанавливает порядок дня.
      На последней сессии, перед самым началом, раздали нам бюджет и проекты решений — у нас не было возможности не только прочитать, но даже перелистать их...

      3) Прочитайте документы и подготовьте статью на тему «Причины ужесточения идеологического контроля в послевоенном СССР».

      ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СЕКРЕТАРЯ ЦК КПСС, МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР Д. Т. ШЕПИЛОВА

      ...Главное, что сказал Жданов в этой первой беседе со мной, сводилось к следующему. У нас сложилось очень неблагополучное положение в агитпропе ЦК. Война закончилась. Перед нами встали гигантские хозяйственные задачи. Замысел тов. Сталина таков: в ближайшее время не только полностью восстановить социалистическую промышленность, но и двинуть ее вперед в значительных размерах. То же — сельское хозяйство.
      Но для того чтобы решить такие задачи, нужно провести огромную идейную работу в массах. Без этого мы не сможем продвинуться вперед ни на один вершок. Положение достаточно серьезное и сложное. Намерение разбить нас на поле брани провалилось. Теперь империализм будет все настойчивей разворачивать против нас идеологическое наступление. Тут нужно держать порох сухим. И совсем неуместно маниловское прекраснодушие: мы-де победители, нам все теперь нипочем. Трудности есть и будут. Серьезные трудности. Наши люди проявили столько самопожертвования и героизма, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Они хотят теперь хорошо жить. Миллионы побывали за границей, во многих странах. Они видели не только плохое, но и кое-что такое, что заставило их задуматься. А многое из виденного преломилось в головах неправильно, односторонне. Но так или иначе люди хотят пожинать плоды своей победы, хотят жить лучше: иметь хорошие квартиры (на Западе они видели, что это такое), хорошо питаться, хорошо одеваться. И мы обязаны все это людям дать.
      Среди части интеллигенции, и не только интеллигенции, бродят такие настроения: пропади она пропадом, всякая политика. Хотим просто хорошо жить. Зарабатывать. Свободно дышать. С удовольствием отдыхать. Вот и все. Им и невдомек, что путь к такой жизни — это правильная политика.
      Поэтому настроения аполитичности, безыдейности очень опасны для судеб нашей страны. Они ведут нас в трясину. А такие настроения ощутимы в последнее время. В литературе, драматургии, кино появилась какая-то плесень. Эти настроения становятся еще опаснее, когда они дополняются угодничеством перед Западом: «Ах, Запад!», «Ах, демократия!», «Вот это литература!», «Вот это урны на улицах!».
      Какой стыд, какое унижение национального достоинства! Одного только эти господа воздыхатели о «западном образе жизни» объяснить не могут: почему же мы Гитлера разбили, а не те, у кого урны красивые на улицах?

      ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК ВКП(Б) «О КИНОФИЛЬМЕ „БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ"». 4 СЕНТЯБРЯ 1946 г.

      ...ЦК ВКП(б) отмечает, что «подготовленный Министерством кинематографии кинофильм „Большая жизнь" (вторая серия, режиссер Л. Луков, автор сценария П. Нилин) порочен в идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении...
      ...В фильме изображен лишь один незначительный эпизод первого приступа к восстановлению Донбасса, который не дает правильного представления о действительном размахе и значении проведенных Советским государством восстановительных работ в Донецком бассейне. К тому же восстановление Донбасса занимает в фильме незначительное место, а главное внимание уделено примитивному изображению всякого рода переживаний и бытовых сцен. Ввиду этого содержание фильма «Большая жизнь» звучит издевкой над советской действительностью.
      ...В фильме фальшиво изображены партийные работники. Секретарь парторганизации на восстанавливаемой шахте показан в нарочито нелепом положении, поскольку его поддержка инициативы рабочих по восстановлению шахты может якобы поставить его вне рядов партии. Постановщики фильма изображают дело таким образом, будто бы партия может исключить из своих рядов людей, проявляющих заботу о восстановлении хозяйства...
      О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1947 г.
      1. Воспретить браки между гражданами СССР и иностранцами.
      2. Поручить Президиумам Верховных Советов союзных республик привести законодательство республик в соответствие с настоящим Указом.

      Работа со схемами, диаграммами, таблицами
      Сформулируйте одну из национальных проблем, которую пришлось решать И. В. Сталину после войны. Каковы источники этой проблемы? Оцените эффективность ее решения. Представьте информацию в виде диаграммы.
      Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса
      Внутренняя политика Советского Союза в первые послевоенные годы отвечала тем мобилизационным задачам, которые ставило перед страной ее руководство. Основным источником новых тенденций являлось дальнейшее укрепление режима личной власти И. В. Сталина. Он все менее считался с идеологическими рамками, решительно изменяя их при необходимости. Это отвечало интересам укрепившегося государственного аппарата, работу которого нередко сковывали рамки марксистской идеологии.
      Великая Отечественная война породила несомненный демократический импульс. Народ-победитель заслужил, чтобы с ним считались. Эти общественные настроения отразились в проектах новой Конституции и программы ВКП(б). Но в условиях начавшейся «холодной войны» с Западом для сталинского руководства не могло быть и речи о демократизации внутреннего строя. Проекты смягчения режима были оставлены.
      Меры, принятые в предвоенной обстановке, прежде всего отказ от альтернативности при выборах в Советы, стали нормой жизни. Политические репрессии продолжали являться важным инструментом режима. На 1946—1949 гг. пришелся новый пик репрессий.
      Роспуск Коминтерна и смягчение религиозной политики в 1943 г. обозначили резкий поворот Сталина к «государственнической» линии вместо прежней идеологической, «партийной». Модный когда-то культурный модерн окончательно осуждался и объявлялся «формализмом». Многое из того, что прежде понималось под понятием «пролетарский интернационализм», теперь бичевалось как «безродный космополитизм».
      В соответствии с этими новшествами в идеологии происходило и ослабление власти партийных органов. Сталин почти не собирал пленумов ЦК и вплоть до осени 1952 г. не созывал партийных съездов. Заседания Политбюро фактически представляли собой совещания Сталина с отдельными, специально вызываемыми соратниками и не протоколировались. За счет некоторого ослабления партийного всевластия укреплялись государственные органы. Четвертый пятилетний план приняла сессия Верховного Совета без руководящего решения партийного съезда. В центре и на местах партийные структуры оказались под контролем подчиненных Сталину органов государственной безопасности.
      Важнейшей составной частью внутренней политики СССР в послевоенные годы продолжала оставаться национальная политика.
      Развитие экономики союзных республик определялось в послевоенный период как общими направлениями экономического развития страны, так и наличием собственных задач. Одни республики должны были восстанавливать разрушенную войной экономику, другие после перевода экономики на мирные рельсы возвращались к довоенным темпам развития. При этом развитие республик Закавказья и Средней Азии по-прежнему носило «догоняющий» характер.
      И послевоенное восстановление, и «догоняющее» развитие в одинаковой степени требовали серьезных капиталовложений. Постепенно складывается система, при которой более богатые и развитые на данном этапе республики становятся «донорами» для отстающих. В качестве основного «донора» развития всех республик выступала РСФСР. Между тем истощившемуся за многие столетия упорной сельскохозяйственной эксплуатации российскому Нечерноземью помощь требовалась в не меньшей степени.
      Таким образом, сталинская национальная политика формировалась в соответствии с ситуацией в стране. Ее характерные черты: с одной стороны, политическая поддержка русских как государствообразующей нации, с другой — материальная поддержка национальных республик.
      Чем очевиднее становилось старение Сталина, тем больше обострялась борьба за власть. Общей задачей большинства Политбюро и самого Сталина стал контроль над крайне популярными после Победы советскими полководцами. Чистки проходили и в Политбюро.
      В этой сложной внутренней и внешнеполитической обстановке 5 марта 1953 г. умер И. В. Сталин. Для многих его смерть, вне сомнения, оказалась долгожданной. Кончина вождя, как казалось, определила предел очевидной и никому не нужной нестабильности.
      Дополнительная литература
      Александров-Агентов А. М. От Коллонтай до Горбачева. — М., 1994.
      Берия С. Л. Мой отец — Лаврентий Берия. — М., 1994.
      Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники. — М.,  1990.
      Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. — М., 2001.
      Зубкова Е. Ю. Общество и реформы. 1945—1964. — М., 1993.
      Лубянка. Сталин и МГБ СССР. Март 1946 — март 1953: Документы высших органов партийной и государственной власти. — М., 2007.
      Медведев Р. А. Они окружали Сталина. — М., 1990.
      Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945—1991. — М., 1998.
      Феномен Косыгина. — М., 2000.
      Хрущев Н. С. Воспоминания: В 4 т. — М., 1994.
      Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. — М., 1991.

      Домашнее задание: § 3.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 1991 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0