Цель урока: объяснить учащимся сущность основных социальных процессов, протекавших в российском обществе в 1992—2007 гг.
Планируемые результаты
Учащиеся узнают о:
— переменах в общественных настроениях и ожиданиях, происшедших в начале 90-х гг.;
— коммерциализации культурной жизни, формировании новой массовой культуры, освоении новых информационных технологий;
— основных чертах новой эстетики, особенностях постмодернизма в России;
— возрастании в этой связи роли историко-культурного наследия в жизни общества;
— причинах роста авторитета и влияния религиозных организаций в жизни российского социума.
План
1. Перемены начала 1990-х гг.
2. Коммерциализация искусства и массовая культура.
3. Новая эстетика. Постмодернизм и информационные технологии.
4. Историко-культурное наследие.
5. Религиозная жизнь.
Опорные знания
Даты и события:
2007 г. — воссоединение Русской православной церкви и зарубежной Русской православной церкви
Имена:
В. А. Гергиев, А. Сокуров, В. О. Пелевин, А. И. Солженицын, Н. С. Михалков.
Понятия:
Коммерциализация искусства; новая эстетика; постмодернизм; информационные технологии; актуальное искусство.
Оборудование
Хрестоматия, аудиодиски с записями популярных исполнителей.
Задания к иллюстрациям
Чем можно объяснить резко увеличившийся в 90-е гг. выпуск
журналов (с. 349)? Какие издания вы предпочитаете? Что вам интересно
в этих изданиях?
Почему развитие в 90-е гг. получила театральная антреприза (с. 349)?
Посмотрите на мемориальное сооружение «Маска скорби»
Э. Неизвестного. Где и почему оно построено? В память о ком? Что оно
символизирует (с. 351)?
Почему большую популярность в России получила сеть интернет-кафе (с. 352)?
Какие технические открытия и свершения в 2000—2007 гг. вы считаете главными (с. 353)?
С чем вы можете связать рост религиозных настроений
в российском обществе в конце XX — начале XXI в. (с. 356, 357)? Какие
последствия это будет иметь?
Работа с документами
На основании документа напишите сочинение-размышление на тему
«Российская интеллигенция в эпоху перемен». Отметьте в нем, какие
вопросы волновали интеллигенцию и почему. Что не удовлетворяло ее
в новом положении дел в стране? Что именно отвергалось и почему? Какой
видели они страну в конце 80-х гг. и в середине 90-х гг.? Что
оказалось в этих реалиях идущим вразрез с идеалами и чаяниями
интеллигенции периода перестройки?
ИЗ СТАТЬИ ПИСАТЕЛЯ В. Е. МАКСИМОВА «ПОМИНКИ ПО РОССИИ»
Нынешняя российская периодика, радио, телевидение, кино и театр
только и заняты тем, что объясняют своей несмышленой аудитории, что ее
армия — застенок, школа — рассадник обскурантизма, семья — клоака,
церковь — прибежище стукачей и мздоимцев, а вся страна — один большой
Чернобыль, который если и исчезнет с лица земли, то лишь окажет этим
неоценимую услугу человечеству. Здесь я слышу голоса своих прогрессивных
оппонентов: «И совершенно правильно сделает!» Поэтому сразу же им и
отвечу: «Согласен, но только если вместе с вами!»
Героем нашего времени становится человек, умеющий делать
деньги, и преимущественно в твердой конвертируемой валюте. Каким
образом, это не имеет значения. Продается и покупается все.
Чем интересуетесь? Тайнами КГБ? Четыреста зелененьких на
бочку — и пресс-центр этой героической организации набьет вам этими
тайнами полный кейс.
Подробности закрытого следствия над путчистами? Российская
прокуратура поделится с вами этим добром еще дешевле — за триста.
Вы насчет «клубнички»? Милости просим! Откройте соответствующую
газету: жены и мужья, дочери и сыновья сдаются напрокат по объявлению.
Адрес, телефон, имя — все честь по чести.
Убийство опостылевшего супруга (супруги!) или надоевшего
компаньона? В любое время дня и ночи. Оплата по договоренности.
Дети для трансплантации? И за этим не постоим, называйте цену. Разумеется, в твердой валюте.
Оружие? Боевая техника? Флот? Авиация? Об этих железяках и
торговаться совестно. Берите на вес, сколько осилите. Оплата
принимается и в рублях. Тоже на вес. Как говорится, баш на баш.
Территории? Это и в кредит можно, нам их девать некуда.
Причем представление об эквивалентах у наших рыночников
находится на уровне капитана Кука: за мятый самовар, которому место на
городской свалке, с иноземного туриста на Арбате могут запросить цену
золотого сервиза на 12 персон, а за подпись на контракте о продаже
миллионов тонн нефти по сниженной цене — двухкассетный магнитофон...
Стремительная криминализация России — это нынче национальная
беда, а криминализация, поощряемая государством, — это, на мой взгляд,
уже катастрофа и преступление одновременно.
Именно этот поистине неандертальский уровень определяет их
отношение к школе, науке, культуре: все должно окупаться! Они не знают
или делают вид, будто не знают, что во всем мире, в том числе и
в обожаемой ими Америке, все это находится на содержании государства
или благотворительных фондов. Окупает себя только поп-культура,
прибыльна только прикладная наука, и оплачивается лишь элитарное
образование, но во Франции, к примеру, даже частные школы получают
дотации от правительства, а когда однажды последнее попыталось
освободиться от этого бремени, вся страна в знак протеста вышла на
улицы...
...Нетрудно представить себе, какое будущее, какой рынок и какая демократия ожидают вскоре Россию!
Впрочем, концепцию ее будущего ее президент недавно определил
сам. Когда в крохотной Калмыкии некий молодой нувориш с капиталом
криминального происхождения выиграл выборы, пообещав каждому избирателю
сто долларов, а затем, разогнав почти все структуры власти, ввел в ней
прямое президентское правление, растроганный Борис Николаевич со
свойственным ему, мягко выражаясь, простодушием откровенно
проговорился: «Дерзайте! Калмыкия станет для России полигоном...»
Вы хотите жить в такой России? Я — нет.
Работа со схемами, диаграммами, таблицами
1. Определите положительные и отрицательные изменения, которые
произошли в условиях резко возросшего проникновения в Россию
иностранной продукции в области культуры (книги, кино, компьютерные
игры и др.). Представьте информацию в виде таблицы.
2. Найдите данные о расходах РФ в этот период на поддержку
музеев, реставрацию памятников культуры и создание национальных парков
(заповедников). Сопоставьте их с данными об аналогичных расходах США,
европейских стран, промышленных азиатских стран за этот же период.
Представьте информацию в виде графика. Проанализируйте данные.
Обоснуйте выводы.
3. Проанализируйте данные таблицы и предложите программу
социальной адаптации и воспитания, образования молодого поколения
в России сегодня.
ЧТО ВАС РАДУЕТ И ЧТО БЕСПОКОИТ В ДЕТЯХ? (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА)
Что радует? |
% |
Что беспокоит? |
% |
Уважение к старшим |
33 |
Агрессивность, жестокость |
26 |
Самостоятельность |
23 |
Безнравственность |
25 |
Жалостливость |
21 |
Курение, наркомания |
24 |
Желание учиться |
15 |
Лень |
11 |
Коммуникабельность |
8 |
Невоспитанность |
6 |
Зарабатывание денег |
7 |
Раннее взросление |
2 |
Любознательность |
5 |
Излишняя практичность |
3 |
Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса
Последнее десятилетие XX в. было отмечено радикальными
переменами в духовной жизни страны и новыми процессами в развитии
культуры. Важнейшими условиями экономических и политических
преобразований стало утверждение свободы слова, развитие Интернета,
рост вовлеченности России в мировое культурное и информационное
пространство.
В обществе первой половины 90-х гг. широко распространились
настроения разочарования. Исчезла уверенность в завтрашнем дне,
у многих людей появилось чувство незащищенности. Становление институтов
рыночной экономики сопровождалось стремительным ростом цен и падением
жизненного уровня, которое заставило вспомнить о трудностях прошлых
лет. Происходила дальнейшая дифференциация уровня доходов разных групп
населения. Подъем общественной активности, вызванной надеждами на
перемены, сменился растущей апатией. Размывались представления
о социально допустимых нормах поведения.
Социальные процессы в российском обществе первых постсоветских
лет не были однонаправленными. Происходило и высвобождение долгое время
сдерживаемой идеологическим диктатом творческой и социальной энергии.
Культурная жизнь первых постсоветских лет чутко реагировала на
происходившие перемены. Частная инициатива стимулировала становление
новых для отечественной культуры направлений деятельности.
В первой половине 90-х гг. резко сократилось государственное
финансирование объектов культуры — музеев, театров, библиотек.
Быстрыми темпами стала развиваться индустрия досуга —
коммерческие развлекательные центры и ночные клубы появились в больших и
малых городах.
Массовая культура в первые послеперестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствованные образцы.
Быстро стали расширяться каналы оперативного получения
информации и взаимодействия через Интернет, в том числе в осуществлении
проектов в сфере образования, в организации общественной деятельности.
Появились многочисленные электронные периодические издания,
электронные библиотеки и образовательные порталы, художественные сайты.
Расширение информационного пространства открывало новые
возможности для научного творчества, для быстрого обмена идеями и для
контактов между людьми. В первой половине 90-х гг. объемы
финансирования отечественной науки резко сократились. Многие ученые
уехали работать за рубеж. В результате недофинансирования и нехватки
кадров многие отечественные разработки были приостановлены.
Самоорганизация культурной жизни принимала все более
многообразные формы с начала нового тысячелетия, когда стала
расширяться материальная база для осуществления инициатив в сфере
культуры. Магистральным направлением оставалось освоение национального
культурного наследия, рост интереса к которому был связан с поиском
устойчивых мировоззренческих основ в переходную эпоху.
Важнейшим процессом в развитии духовной жизни новой России стал
рост религиозного самосознания людей. Религиозное возрождение
коснулось всех традиционных конфессий — православия, ислама, иудаизма,
буддизма.
Новое прочтение сегодня получает тема патриотизма. Это чувство
причастности к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, своего
народа, гордость за его достижения, бережное отношение к истории страны
и своей малой родины. Патриотизм предполагает становление гражданского
и правового сознания, понимание личной ответственности за судьбу
страны и за будущее нашей культуры.
Дополнительная литература
Перегудов С. П. Корпорация, общество, государство: эволюция отношений. — М., 2003.
Россия: поиск пути. — М., 1999.
Уткин А. И. Мировой порядок XXI века. — М., 2001.
Эпоха Ельцина: очерки политической истории. — М., 2001.
Домашнее задание: § 25. |