Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 18.04.2024, 06:08:08
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Восстановление и развитие экономики СССР в послевоенный период

   Цель урока: показать героические усилия советского народа в восстановлении разрушенной войной экономики страны.
      Планируемые результаты:
      Учащиеся узнают о:
      — масштабах материальных потерь экономики СССР;
      — причинах прекращения экономической помощи со стороны США после окончания войны;
      — сути послевоенной экономической стратегии СССР;
      — основных направлениях развития советской промышленности;
      — усилиях советской науки, промышленности по ликвидации американской ядерной монополии;
      — причинах и проявлениях тяжелого положения в сельском хозяйстве СССР после войны;
      — итогах выполнения четвертой пятилетки и задачах пятого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР.
      План
      1. Последствия Великой Отечественной войны для экономики СССР.
      2. Развитие промышленности.
      3. Создание атомного оружия.
      4. Положение в сельском хозяйстве.
      5. Итоги четвертой пятилетки. Пятая пятилетка (1951—1955).
      Опорные знания
      Даты и события:
      11 мая 1945 г. — прекращение поставок по ленд-лизу в СССР
      29 августа 1949 г. — испытание советской атомной бомбы
      12 августа 1953 г. — испытание советской водородной бомбы
      1946—1950 гг. — четвертая пятилетка
      1946—1947 гг. — засуха и голод в СССР
      1951—1955 гг. — пятая пятилетка
      Имена:
      И. В. Сталин, Н. А. Вознесенский, И. В. Курчатов, М. З. Сабуров, Г. Трумэн.
      Понятия:
      Ленд-лиз; репарации.
      Оборудование
      Хрестоматия, статистические материалы, атлас, комплект плакатов советского времени, электронный учебник «История России. XX век».
      Работа с CD
      «История России. XX век» (§ 36).
      Работа с картой
      На карте покажите районы, наиболее пострадавшие от германской оккупации.
      На контурной карте нанесите местонахождение крупнейших объектов, подлежавших первоочередному восстановлению.
      На карте покажите районы, наиболее пострадавшие от неурожая и голода 1946—1947 гг.
      Задания к иллюстрациям
      Посмотрите этюд Б. Неменского на с. 28. В чем вы видите главный замысел художника? Какими средствами он достигает этой цели?
      Рассмотрите репродукцию картины А. Дейнеки на с. 30. Какое событие отражено здесь? Какие сюжетные моменты говорят о значимости события? О каких чертах повседневной жизни говорят изображенные персонажи? Составьте рассказ по этой картине.
      Посмотрите на репродукцию картины А. Пластова на с. 33. О чем рассказывает картина? Есть ли на полотне изображения, позволяющие отнести сюжет к послевоенной истории страны?
      Составьте рассказ о быте спецпоселенцев на основании фотографии на с. 34.
      На с. 36 представлена фотография главного корпуса МГУ. Найдите материалы, рассказывающие об истории его строительства. Составьте тезисы доклада с использованием фотографии.
      Работа с документами
      1) Подготовьте диспут на тему «Четвертая пятилетка — пятилетка восстановления». Перечень вопросов и заданий подготовьте самостоятельно.

      ИЗ РЕЧИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ И. В. СТАЛИНА НА ПРЕДВЫБОРНОМ СОБРАНИИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ СТАЛИНСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОКРУГА г. МОСКВЫ. 9 ФЕВРАЛЯ 1946 г.

      ...Основные задачи нового пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательного снижения цен на товары, на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы.
      Я не сомневаюсь, что, если окажем должную помощь нашим ученым, они сумеют не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны.
      Что касается планов на более длительный период, то партия намерена организовать новый мощный подъем народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например втрое по сравнению с довоенным уровнем. Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 млн тонн чугуна, до 600 млн тонн стали, до 500 млн тонн угля, до 60 млн тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдет, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше. Но это дело можно сделать, и мы должны его сделать.

      2) Проанализируйте данные, привлекая сведения из других источников. Рассчитайте рацион питания на семью из 5—6 человек со среднемесячной зарплатой в 400—500 рублей. Сделайте вывод о материальном положении населения в послевоенные годы.

      ЦЕНЫ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ В ПРЕДВОЕННЫЕ ГОДЫ И В 1947 г., В РУБЛЯХ ЗА 1 КГ

      Черный хлеб
      Мясо
      Сахар 
      Сливочное масло

1—3,4
14—30
5,5—15
28—66

      Работа со схемами, диаграммами, таблицами
      Сравните валовой объем производства СССР с аналогичными показателями США, Франции, Германии, Англии, Японии и Китая этого периода. Сопоставьте их. Представьте информацию в виде графика. Какие можно сделать выводы?
      Используя таблицу на с. 29, проанализируйте материал о росте валового национального продукта в 1950 г.
      Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса
      СССР должен был восстанавливать экономику исключительно своими силами. Война унесла 27 млн жизней советских граждан. Многие отрасли промышленности были фактически уничтожены. Сельское хозяйство испытывало острый дефицит в рабочих руках, технике и посевных материалах.
      Материальные потери СССР в ходе войны оцениваются в 2,5 трлн рублей, в том числе прямой ущерб, нанесенный противником, в 679 млрд рублей. Это составило около 30% всего национального достояния Советского Союза. Разорению подверглись наиболее населенные и развитые в промышленном отношении районы страны.
      Исчезло с лица земли более 1700 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень. Разрушено 5 млн домов. Без крова остались 25 млн человек. На четверть сократились посевные площади, урожайность упала в полтора раза. Было уничтожено 31 850 промышленных предприятий, в том числе 1135 шахт, 749 предприятий тяжелого и среднего машиностроения, 65 тыс. км железнодорожных путей, 16 тыс. локомотивов, 428 тыс. железнодорожных вагонов. Наиболее развитые в СССР отрасли экономики оказались отброшены на 10—15 лет назад.
      9 февраля 1946 г. Сталин выступил с речью на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа Москвы. Он подвел итог предшествующей истории Советской страны и определил стратегическую линию на будущее. Победу в войне вождь рассматривал как величайшее историческое достижение СССР. Однако победа породила и новые политические вызовы. Поэтому Сталин потребовал за грядущую, четвертую пятилетку не только восстановить, но и превзойти довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства. Это, полагал Сталин, будет надежно гарантировать безопасность страны и способствовать культурному подъему и росту благосостояния советских людей.
      Внутренние трудности усугубляла непростая внешнеполитическая обстановка, которая диктовала решительные меры по экономическому развитию страны. Для укрепления обороноспособности и сокращения технического отставания необходимо было создать новые отрасли промышленности.
      Результаты превзошли все ожидания: в кратчайшие сроки СССР ценой невероятных усилий сумел восстановить свою прежнюю мощь и обеспечил дальнейший рост экономики.
      Уже в 1948 г. промышленное производство достигло совокупного довоенного уровня.
      29 августа 1949 г. прошло первое испытание советской атомной бомбы. 12 августа 1953 г. на полигоне под Семипалатинском был произведен успешный взрыв водородного заряда.
      За четвертую пятилетку (1946—1950) планировалось поднять сельскохозяйственное производство на 27%. Однако планы нарушила засуха 1946 г., поразившая многие восточноевропейские страны. В СССР от нее пострадали юго-западные районы и часть центральных районов.
      Пятилетний план в области сельского хозяйства оказался не выполнен. Колхозники, трудившиеся на государство, не были материально заинтересованы в результатах своего труда.
      Сталин не планировал упразднять одно из главных своих достижений — колхозную систему. Она представлялась ему надежным средством обеспечения промышленных нужд. Он думал о полном огосударствлении села в будущем, превращении всех колхозов в государственные совхозы.
      Довоенный уровень производства в сельском хозяйстве восстановился только в ходе пятой пятилетки (1951—1955), в 1952 г. Грандиозные успехи в промышленности сопровождал упадок сельского хозяйства. Вплоть до распада СССР отставание сельского хозяйства и связанная с ним нехватка продовольствия оставались самой болезненной проблемой для населения страны.
      Говоря об итогах четвертой пятилетки, следует иметь в виду ограниченность имеющихся в распоряжении руководства страны ресурсов. Разрыв прежних отношений с союзниками привел к использованию почти исключительно своих внутренних ресурсов. Единственным крупным внешним источником средств служили выплачиваемые Германией репарации. Однако уже с 1947 г. советское правительство, поддерживая немецких коммунистов, сократило репарации с Восточной Германии. Прекратился и демонтаж в счет репараций немецких предприятий.
      Единоличное и репрессивное руководство страной все больше превращалось в отрицательный фактор ее экономического развития.
      Дополнительная литература
      Берия С. Л. Мой отец — Лаврентий Берия. — М., 1994.
      Бурлацкий Ф. М. Вожди и советники. — М., 1990.
      Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы. — М., 2001.
      Зубкова Е. Ю. Общество и реформы.  1945—1964. — М., 1993.
      Медведев Р. А. Они окружали Сталина. — М., 1990.
      Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР. — Новосибирск, 1991.
      Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. — М., 1991.

      Домашнее задание: § 2.

Категория: ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" | Добавил: tineydgers (28.10.2014)
Просмотров: 1580 | Теги: методические рекомендации учителю и, история Отечества, подготовка к ЕГЭ по истор, преподавание истории в школ, история в 11 класс, поурочное пл | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0