Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 20.04.2024, 11:35:05
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ РУСЬ»

      Цели урока: показать особенности развития Новгородской земли и Владимиро-Суздальской Руси.

      Основные понятия: аристократия, республика, посадник, тысяцкий, дворянство.

      Оборудование урока:

      1. Настенная карта «Русь в XII — начале XIII в.».

      2. Таблицы с датами.

      3. Аудиокассета или пластинка с записью «Богатырской симфонии» А. П. Бородина.

      4. Схема «Управление Новгородской республикой».

ХОД УРОКА

      Повторение пройденного материала и проверка знаний учащихся проводятся по следующему плану:

      1. Первый ряд получает задание 5 рабочей тетради (с. 35). С остальными учащимися проводится повторительная беседа по проблеме: «Действительно ли процесс распада Руси был закономерным процессом?» В ходе беседы следует обратить внимание на причины раздробленности, закономерность этого этапа развития государства.

      2. Затем проверяется работа учащихся первого ряда с участием всего класса.

      План изучения нового материала:

      I. Новгородская земля.

      II. Особенности управления и развития Новгорода.

      III. Северо-Восточная Русь.

      IV. Возникновение Москвы.

      V. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо.

      I. Новгородская земля.

      Изучение нового материала по возможности советуем начать с прослушивания отрывка из «Богатырской симфонии» А. Бородина (1-я часть). Эмоциональный настрой учащихся поможет также создать отрывок из стихотворения С. Наровчатова «Василий Буслаев»:

Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город,
А по стенам ходят дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтет их кафтанов пестрых…
Горд он колоколом недремным,

Медь гремит его гулко и веще.
Часто скопищем светлым и темным
Вкруг него собирается вече.
Горд торговыми город рядами.
Ой, богато живут новгородцы!
Завалили лавки дарами
Иноверцы да иногородцы.

      Учитель предупреждает учащихся, что в конце урока они должны будут определить особенности развития Новгорода и объяснить, почему современники называли Новгород Великим.

      Продолжая формировать навыки самостоятельной работы школьников, преподаватель просит их по первому вопросу определить географическое положение Новгорода по карте учебника и выполнить задание 2 (первая часть) на с. 37 рабочей тетради. Затем учитель рассказывает о раскопках на территории Новгорода и вместе с учащимися рассуждает о развитии торговли в Новгороде по иллюстрациям учебника.

      В качестве дополнительного материала можно использовать стихотворение (целиком или фрагментарно) И. З. Сурикова «Садко в Новгороде»:

                        1
На святой Руси, в Новегороде,
Жил богатый гость, звали Садкою;
Прежде Садко был
бедняком-бедняк,
А потом казну мерил кадкою.
Где же Садко так разжился казной,
Отчего же так Садко стал богат?..
Садко был гусляр, на пирах играл;
Садке грош дадут — Садко грошу
                                           рад.
Раз он ходит день — не зовут
                                           играть,
Ходит он другой — хоть бы кто
                                           позвал,
И на третий день Садке зову нет,
На четвертый день Садко
                                           грустен стал.
И пошел тогда к 
Ильмень-озеру,
И над озером Садко стал играть;
Звуки чудные полились, дрожат —
Встрепенулася озерна́я гладь.
Всколыхнулося
Ильмень-озеро —
И подводный царь перед Садкой
                                           встал,
Говорит ему: «За игру твою
Наградить хочу, — хорошо играл!
Награжу тебя, будешь в почести,
Золотой казной будешь ты богат.
Ступай в Новгород, бейся, Садко, ты
С новгородцами на велик заклад.
Заложи ты им свою голову —
А они в заклад пусть кладут товар, —
Что поймаешь ты в 
Ильмень-озере
Золотых трех рыб, золотых, как жар.
Как побьешься ты с новгородцами
На велик заклад — приходи сюда,
Закинь в озеро невод шелковый, —
Золотых трех рыб тебе дам тогда».
Всколыхнулося
Ильмень-озеро,
Всколыхнулося во всю ширь и мочь —
И подводный царь под водой исчез,
И от озера пошел Садко прочь.
Входит в Новгород — Садко ждут
                                           давно
На почетный пир поиграть, попеть,
Зеленым вином Садко потчуют,
С зелена вина Садко стал хмелеть.
Захмелевши он стал похвастывать,
На честном пиру похваляться стал,
Будто знает он чудо чудное,
Будто чудо то он не раз видал:
«В 
Ильмень-озере есть три рыбины,
Чиста золота чешуя на них».
Купцы Садке в том не поверили,
Говорят ему: «Нету рыб таких». —
«Я кладу в заклад свою голову, —
Говорит Садко
богачам-купцам, —
Вы кладите же свой товар в заклад, —
Золотых трех рыб я поймаю вам».
На такой заклад трое вызвались,
Бились с Садкою на весь свой товар.
И связал Садко невод шелковый —
И поймал трех рыб, золотых, как жар.
И забрал Садко у купцов товар,
Стал в Новгороде Садко торг вести,
Нажил он казны, что и сметы нет, —
И в Новгороде Садко стал в чести.

                        2
Распахнув шубу меха куньего,
Раз идет Садко по Новгороду;
Входит на площадь он торговую,
Стал на площади, гладит бороду.
Заломивши шапку соболиную,
Пред купцами он похваляется:
«Богачи, купцы новгородские!
Кто со мною казной потягается?
На казну свою я в Новгороде
Захочу — скуплю весь, что есть,
                                           товар,
До последнего горшка битого, —
Будет Новгород, что пустой базар.
На 
другой-то день в Новегороде
По пустым рядам буду я ходить,
И у вас, купцы новгородские,
Будет нечего мне тогда купить».
Богачи, купцы новгородские,
На слова Садки подивилися,
В похвальбе ему поперечили,
На большой заклад с ним побилися,
Что не скупит он весь, что есть,
                                           товар, —
Без товару им не бывать, купцам,
И не быть тому в Новегороде,
Чтоб ходил Садко по пустым рядам.
Садко утром встал, призывает слуг,
Оделяет их золотой казной,
Посылает их по Новгороду,
Чтоб скупить товар весь, где есть
                                           какой.
Разославши всех, Садко сам пошел:
Сыплет золотом, по рядам идет,
Скупает все
чисто-начисто,
Закупает все, что метлой метет.
Время к вечеру, и в Новгороде
Ничего купить не осталося,
И по улицам Новгорода
Кой-какая дрянь лишь валялася.
На другой же день Садко утром встал,
По Новгороду посмотреть пошел —
И товару в нем вдвое прежнего;
Все опять скупил, что метлой
                                           подмел.
Вот на третий день Садко утром
                                           встал,
По Новгороду посмотреть идет —
А товару в нем понакладено
Втрое прежнего, — Садку зло берет.
Призадумался Садко, видит он,
Что приходится свой заклад пробить,
Что Новгороду не бывать пустым,
Что товары в нем не повыкупить.
И пошел Садко прямо на площадь,
Пред купцами он свою шапку снял,
Поклонился им 
низко-низко,
Поклонившися, Садко так сказал:
«Богачи, купцы новгородские!
Похвалился я, что казной богат;
Нет, не я богат, богат Новгород, —
Получайте вы от меня заклад!»
За слова свои похвастливые
Выдавал Садко им заклад большой,
Отсыпал Садко
богачам-купцам
Ровно тридцать мер золотой казной.

      Прослушав стихотворение, учащиеся могут составить краткую характеристику новгородского купца.

      II. Особенности управления и развития Новгорода.

      Сущность аристократической республики учащиеся изучают самостоятельно по тексту учебника. С целью проверки степени понимания изученного разбираются понятия: аристократия, вече, аристократическая республика, посадник, тысяцкий. По схеме «Управление Новгородской республикой» обсуждается роль различных слоев населения в управлении аристократической республикой и функции вече, князя, тысяцкого, посадника. В заключение можно выполнить задание 5 на с. 38 в рабочей тетради.

Схема управления Новгородом

      III. Северо-Восточная Русь.

      Этот вопрос может быть также изучен школьниками самостоятельно.

      Географическое положение Северо-Восточной Руси учащиеся определяют по карте учебника, с описанием природно-климатических условий знакомятся по тексту учебника. Учитель предлагает выполнить на уроке вторую часть задания 2 на с. 37 рабочей тетради о деятельности Юрия Долгорукого. Затем учащиеся выполняют задание 9 на с. 40 рабочей тетради.

      IV. Возникновение Москвы.

      О возникновении Москвы рассказывает учитель, который может использовать дополнительный материал «Сказание о начале Москвы» и версии ученых о происхождении слова «Москва».

      Рассказ о первых жителях Москвы можно начать с отрывка из романа-эссе В. Чивилихина «Память»:

      «…С незапамятных времен по верховьям и притокам Оки жило это восточнославянское племя, быть может, самое отважное, предприимчивое и мобильное среди сородичей, потому что дальше других проникло в лесной северо-восток, пососедившись с финноуграми. По обряду захоронения и характерным женским украшениям археологи установили его точную западную границу — она шла как раз по водораздельным высотам между бассейнами Десны и Оки — и южную — лесостепную. На северо-востоке пределы земли вятичей расплывались в безбрежных лесах, среди которых позже возникла столица самого большого на земле государства, так что, как бы ни перемешивались москвичи с пришлыми и приезжими последнюю тысячу лет, племенной их корень все же вятичский».

      Дополнительные материалы для учителя:

СКАЗАНИЕ О НАЧАЛЕ МОСКВЫ

      В лето от сотворения мира 6666-е великий князь киевский Юрий Владимирович, по прозванию Долгорукий, сын великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, ехал со своей дружиной из стольного Киева к сыну своему Андрею Юрьевичу Боголюбскому в город Владимир-на-Клязьме, где тот княжил по воле отца.

      Склонив голову, думал князь Юрий думу о том, что он уже стар и, померев, оставит любимому сыну Андрею Юрьевичу прародительские земли и своих, им самим нажитых сильных врагов — князей и княжат удельных, которые в жадном ослеплении готовы разграбить друг друга и тем разорить всю Русь. Думал он и о том, что Киев, стольный город, прочими русскими землями и княжествами, далеко расширившимися на полночь и на восход солнца, уже не почитается так, как почитался прежде, и, глядишь, скоро наступит время, когда удельные князья совсем перестанут признавать его старшинство…

      С такими думами въехал князь Юрий Владимирович в темные заокские леса, где дорога шла по дремучим дебрям, через темные топкие болота.

      И вдруг посреди одного обширного болота князь Юрий Владимирович увидел огромного чудесного зверя. Было у того зверя три головы и шерсть пестрая многих цветов.

      И вся дружина, и все спутники князя увидели этого зверя и встали в изумлении.

      Явившись людям, чудесный зверь затем исчез, растаял, словно туман утренний.

      Тогда князь Юрий Владимирович спросил одного из спутников своих — ученого гречанина-философа:

      — Что знаменует собой явление сего чудесного зверя?

      — Великий князь, — ответил ученый гречанин, — явление это знаменует, что поблизости сих мест встанет град превелик треуголен и распространится вокруг него царство великое. А пестрота шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди разных племен и народов.

      Задумался князь, затем снова спросил:

      — Истинно ли твое толкование, ученый философ?

      — Истинно, — ответил ученый философ, — потому что и при основании великого града Рима было знамение. Когда начали рыть ров под городскую стену, то вырыли голову человеческую, как живую, и значило это, что быть Риму главой многим градам. Что и сбылось. И когда созидали Царьград, то выполз из норы змий, и в тот же миг пал на него с высоты орел, и начали они биться. И мудрец книгочей посему изрек: «Будет град Константина царь другим городам, как орел — царь всем птицам, и будет он подвержен нашествиям басурман». Что также сбылось. Посему сбудется и явленное ныне тебе знамение.

      Поехал князь Юрий Владимирович далее. Вскоре расступились леса, позади остались болота, и выехал он на высокий берег реки.

      Воззрел князь Юрий Владимирович очами во все стороны, на этот берег и на тот, на светлые рощи, на распаханные поля, на богатые села, на поставленные на высоком мысу над рекой огороженные частоколом хоромы владетеля этих мест тутошнего князька Кучка.

      Видит князь, что хороши эти места, и подумал он: «Верно, здесь стоять граду треугольному», но ничего не сказал.

      Стоит князь Юрий Владимирович на высоком берегу, дружина за ним стоит, смотрят на городок. Коли им город виден, то и из города их видать. Удивляется князь Юрий Владимирович, почему Кучко не встречает его, не оказывает какие положено почести, не выходит с сыновьями своими и воеводой Букалом со двора, огороженного частоколом, не зовет князя в хоромы. Юрий послал воина сказать Кучку, чтобы тот поспешал перед светлые очи князя.

      Поскакал посланец и через немалое время вернулся с князьком Кучком.

      — Почему не встречаешь, чести не оказываешь? В хоромы меня, великого князя, не зовешь? — грозно спросил князь Юрий Владимирович Кучка. Но Кучко не сробел и отвечает:

      — Не знал я, господин, что ты едешь, потому не встретил. В хоромы не зову, потому что старые хоромы разметали, новые не построили, сами в сарае живем.

      Понял князь Юрий Владимирович, что неспроста так дерзок Кучко, видать, он перекинулся тайно из-под его руки к Новгороду, видать, собираются новгородцы в третий поход на Владимирское княжество и переманили Кучка щедрыми посулами. Понял все это князь Юрий Владимирович, но вида не подал.

      — Хорошие у тебя села, богатые, — говорит князь Юрий Владимирович Кучку.

      — Богатые, — соглашается Кучко.

      — Знать, поля хорошо родят?

      — Хорошо.

      — Гляжу, стада больше, видать, и выпасы хороши.

      — И выпасы хороши.

      — А река рыбна ли?

      — И река рыбная.

      — А как зовется река? — спросил князь.

      — Москва.

      — Что значит такое название?

      — Названо не нами, а жившими прежде нас, — ответил Кучко, — а что оно значит, не ведаем.

      Усмехнулся князь Юрий Долгорукий какой-то своей думе, а чему усмехнулся — не сказал.

      Кучко понял усмешку по-своему и проговорил:

      — От века так повелось: говорим «Москва» — и все тут.

      Еще раз усмехнулся князь Юрий Владимирович, посмотрел на Кучка и сказал:

      — Значит, говоришь, жившими прежде вас название дано, — а про себя подумал: «Некогда вы сменили живших здесь прежде вас, а ныне пришел ваш черед уступить место мне». И, подумав так, спросил:

      — Отчего один пришел ко мне, без сыновей?

      — Сыновья мои малы, по младости да неучености не сумеют, как надо, повеличать тебя, — ответил Кучко.

      — Однако говорят, что сыновья твои красивы и разумны.

      — На сыновей не жалуюсь.

      — Дай их мне, твоему великому князю, они у меня будут жить в чести, ума-разума набираться. Мы здесь станом на ночевку встанем, завтра далее поедем. А ты завтра утром приходи проводить и сыновей своих приведи.

      Князь Юрий Владимирович приказал свой княжеский шатер ставить. Кучко к себе ускакал.

      Настало утро. Князь Юрий Владимирович уже собрался выступать, а Кучка с сыновьями нет.

      Разгневался князь, послал за ними гонца. Вернулся гонец, сказал, что Кучко заперся в крепости и ему, гонцу, даже ворот не открыл.

      Еще пуще разгневался князь и поскакал сам с дружиной к Кучку.

      И ему не открыл Кучко ворот да еще, высунувшись из-за крепкого частокола, посмеялся:

      — Иди, князь, отсюда, куда шел, пока еще у тебя дружина есть. Ведь из твоих вотчин люди разбегаются, а ко мне народ стекается. Скоро стану я вровень с тобой, а потому не хочу тебе, князю моему, покориться!

      Князь Юрий Владимирович не мог стерпеть такой дерзости, крепко разгневался и повелел дружине взять усадьбу непокорного Кучка приступом.

      Хоть и очень дерзко величался Кучко перед князем, но приступа выдержать не смог.

      Когда княжеские дружинники разбили главные ворота, Кучко со своим воеводой Букалом и с воинами убежал из усадьбы через другие — малые — ворота в леса.

      Князь Юрий Владимирович с дружиной погнался за беглецами. Самого Кучка настигли и немилостиво предали смерти, а Букал с малым числом воинов скрылся в дебрях.

      Князь Юрий Владимирович вошел в хоромы Кучка и увидел двух его малолетних сыновей и дочь Улиту, прекрасную лицом. Их он повелел взять и отвезти во Владимир ко двору князя — сына своего Андрея Юрьевича Боголюбского, а усадьбу разрушить.

      На месте же усадьбы Кучка князь Юрий Владимирович повелел поставить город, а для скорейшего его устроения созвал строителей со всех окрестностей: и суздальцев, и владимирцев, и ростовцев, и всех иных.

      Назвал город князь Юрий Владимирович по реке Москве — Москвой. Детям Кучковым князь Юрий Владимирович сказал, что отец их поднял оружие на него и был убит в бою, а они, дети, перед князем ни в чем не виноваты, и, придя во Владимир, сочетал сына своего Андрея Боголюбского браком с дочерью Кучка прекрасной Улитой, сыновей же его пожаловал одного в стольники, другого в чашники. А сыну своему повелел город Москву людьми населять и распространять, и князь Андрей Боголюбский этот отцовский завет исполнил.

ВЕРСИИ УЧЕНЫХ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВА «МОСКВА»
(ИЗ РАБОТ Г. П. СМОЛИЦКОЙ, М. В. ГОРБАНЕВСКОГО, Б. М. ТЮЛЬПАКОВА)

Финноугорская версия

      Объяснение названия Москва как слова, принадлежащего одному из языков финноугорской языковой семьи, было одной из первых гипотез, имевшей много сторонников. Обращение к языкам финноугорской языковой семьи вполне логично, так как в бассейне Москвы-реки и на территории современного города известны археологические памятники и гидронимы, свидетельствующие о пребывании здесь в первой половине I тыс. н. э. народов, говоривших на языке финноугорской языковой семьи.

      При объяснении названия Москва на финноугорской основе обычно исходят из того, что оно членится на два компонента: Моск-ва, подобно северовосточным гидронимам типа Куш-ва, Лысь-ва, Сось-ва и др. Элемент «ва» легко объясняется во многих финноугорских языках как «вода», «река» или «мокрый» (например, в языках мерянском, марийском, коми). Выведение же основного компонента «моек» из финноугорских языков вызывает большие трудности, потому что он не может быть объяснен убедительно фактами ни одного из этих языков, а приблизительно — из многих и в разных значениях. В коми языке «моек» можно соотнести со словами «моек», «моска», что значит «телка», «корова». И тогда Москва значит «коровья река» (река-кормилица). Это предположение горячо поддержал известный историк В. О. Ключевский, что и придало версии особую популярность. Однако очень скоро неубедительность объяснения названия Москва из коми языка стала явной, поскольку коми никогда не проживали на территории, близкой к Москве-реке. К тому же между северо-восточными гидронимами на «ва» и названием Москва на протяжении нескольких тысяч километров аналогичных не встречается. Ученые быстро отказались от этой гипотезы, как от несостоятельной.

      Отсутствие точного или хотя бы достаточно убедительного объяснения компонента «моек» толкало ученых на новые поиски. Географ С. К. Кузнецов, владевший многими финноугорскими языками, предложил объяснить «моек» через мерянское слово «маска» (медведь), а элемент «ва» — как мерянское «ава», что значит «мать», «жена». Получалось, что Москва-река — это Медвежья река, или река Медведица. Историческая основа для такого предположения есть. «Повесть временных лет», самая древняя русская летопись, указывает, что в середине IX века народ меря проживал в восточной части Подмосковья. Основным же препятствием к принятию этой версии опять является отсутствие гидронимии на «ва» в непосредственной близости от Москвы в восточном направлении. Почему гидроним на «ва» (Москва) на данной территории оказался одиноким? Как правило, народ, живший на какой-то территории, оставляет после себя свою специфическую гидронимию.

      Существует и третья версия о финноугорском происхождении названия Москва. Она заключается в том, что компонент «моек» объясняется из прибалтийско-финских языков (суоми), а компонент «ва» — из коми языка: «моек» как musta — «черный», «темный», а «ва» — «вода», «река». Непоследовательность в данном случае состоит в том, что каждая часть гидронима объясняется из разных языков, удаленных друг от друга. Если это слово принадлежало финнам (суоми), то вторая его часть была бы не «ва», а «веси» — «вода» или joki — «река». И тогда перевод названия как «черная, темная вода» был бы возможен. Москва-река значило бы «грязная река» или «мутная река», «темная река». Названия рек по темному цвету воды известны в бассейнах многих рек: реки Грязная, Грязнуха, Мутная, Мутенка, Темная (бассейн Оки); река Грязива, балка Грязна, реки Мутенка, Темна (бассейн Днепра) и др. Но перед нами название Москва, а не Москвесь или Москока (Москеки), и, следовательно, это не дает нам права объяснить его как «мутная река».

      Таким образом, ни одна их этих гипотез не удовлетворяет взыскательного исследователя, поскольку не учитывает всех лингво-исторических обстоятельств. В настоящее время гипотеза о финноугорском происхождении названия Москва практически не поддерживается никем из ученых.

Славянская версия

      Более убедительной гипотезой по сравнению с изложенными выше в настоящее время является гипотеза о славянском происхождении названия Москва. В основе этой гипотезы лежит тщательный лингвистический анализ, проведенный известными учеными, и реальные исторические факты. Но славянских гипотез о происхождении слова Москва очень много, и они находятся на разных качественных уровнях теоретического исследования. Некоторые из них не выдерживают элементарной критики, так как по существу являются легендами или случайными предположениями.

      Наиболее убедительные славянские этимологии были выдвинуты такими большими учеными, как С. П. Обнорский, Г. А. Ильинский, П. Я. Черных, польским славистом Т. Лер-Сплавинским и др. Суть их сводится к следующему.

      Анализировать следует форму Москы, а не Москва, так как эта последняя стала названием города только примерно с XIV в., а до этого времени существовало не двухкомпонентное слово Моск-ва, а слово Москы, склонявшееся по типу букы (буква), тыки (тыква), свекры (свекровь) и т. д. без элемента «ва». В корне «моек» элемент «ск» мог чередоваться с «зг», а сам корень в древнерусском языке имел значение «быть вязким, топким» или «болото, сырость, влага, жидкость». Ему родственно современное выражение «промозглая погода, мозглая погода» — мокрая, дождливая погода. Так считал Г. А. Ильинский. П. Я. Черных сделал предположение о диалектном характере слова «москы» еще на раннем этапе развития древнерусского языка. Это слово, по его мнению, было в языке вятичей, которые пришли в бассейн Москвы-реки с юга. В языке (диалекте) кривичей ему соответствовало в тех же значениях слова «вълга», от которого образовано название великой русской реки — Волга. Кривичи пришли в бассейн Москвы-реки с запада и принесли с собой это слово. Исследователи установили, что слово «москы» по своей семантике связано со значением «влага» и имеет подтверждение в других славянских и даже балтийских языках. Это названия рек Mozgawa (или Moskawa) в Польше и [Германии], река Московица (или Московка) — приток реки Березины, ручей Московец, неоднократные балки Московки на Украине. В словацком языке есть даже нарицательное слово moskwa со значением «влажный хлеб в зерне» или «хлеб, сорванный с полей (в дождливую погоду)». В литовском языке есть глагол mazgoti — «мыть, полоскать», а в латышском moskat —«мыть».

      Все приведенное выше говорит о том, что значение названия Москва — «топкая, болотистая, мокрая». Именно такой ее увидели наши предки-славяне, которые дали ей имя; признак топкости, болотистости имел для них важное значение. Исходя из этого можно предположить, что река получила название в самых верховьях, так как она вытекает из некогда топкого болота, получившего впоследствии название Москворецкая лужа. Об этом сказано в «Книге Большому Чертежу» (1627): «А Москва-река вытекала из болота по Вяземской дороге, за Можайском, верст тридцать и больши».

Балтская версия

      В названиях рек (гидронимах) Подмосковья наблюдается большая пестрота. Их оставили три народа: финноугры, балты и славяне. Финноугорские названия встречаются главным образом на востоке Подмосковья, балтские и славянские — на всей территории западной части междуречья Оки и Волги. Причем балтоязычные гидронимы закрепились за крупными и средними реками, славянские же — за самыми малыми ручьями и речками. Всего в Подмосковье насчитывается более 300 балтских названий поселений и рек, из них свыше 60 — наименования притоков реки Москвы. В нынешних границах города Москвы сохранилось более 10 таких гидронимов: Алчанка, Бубна, Голяденка, Ичка, Рачка, Сетунь, Филька, Химка, Чечера, Яуза и др.

      Название реки Москвы связано с ее особым географическим положением в Волго-Окском междуречье. Река как бы соединяла (через волоки и сеть своих притоков) бассейны Оки и Волги (а также Днепра и Дона), предоставляя наиболее удобный путь для древних переселенцев. Следует помнить, что водные артерии были в те далекие времена намного удобнее, грузоподъемнее и, наконец, безопаснее, чем дороги, прорубленные в труднопроходимых лесах с плохо или совсем не оборудованными переправами через реки.

      Все вышеизложенное дает основание выводить название реки Москвы из балтских слов: литовских mazg — «узел», mezg/ioti — «вязать»; латышских mezg — «узел» и vandou — «вода», т. е. «узловая» или «связующая» вода. Судя по данным археологических раскопок, река Москва служила для балтских племен главной (центральной) рекой расселения, освоения новых мест, формирования родо-племенных центров и поселений — «узловая» река; основной рекой родо-племенных связей, сборов и походов — «связующая» река и, наконец, река — «узел» промыслово-хозяйственной деятельности и товарообмена. И очевидно, Юрий Долгорукий далеко не случайно основал город в излучине среднего течения реки Москвы, а также присвоил ему непонятное для нас (но, очевидно, вполне понятное для современников) название. Новый «мал деревян град» связывал кратчайшим путем Северо-Восточную Русь с Черниговом и Киевом и прикрывал ее от возможных вторжений с юга.

      Перенос гидронима Москва на укрепленный пункт, а затем и город-крепость содержал в себе для Юрия Долгорукова не только смысловую, но и политическую цель. Название Москва могло означать: применительно к территории — «узел рубежей, границ, поселений» или «узел (место скрещения, схождения) дорог, водных путей, маршрутов»; к укрепленному поселению — «узловой пункт, опорный узел», «связующий центр»; к городу — «узловой (главный, основной) город» на юго-западной окраине Ростово-Суздальского княжества.

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 951 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0