Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 10:05:57
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «ИВАН III — ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ»

      Цель урока: проследить процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы; раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов.

      Основные понятия: независимое государство, евразийская держава, ханство.

      Оборудование урока:

      Настенная карта «Образование Российского централизованного государства».

ХОД УРОКА

      Проверка домашнего задания проводится в форме беседы с учащимися:

      1. Назовите основные направления политики Василия I.

      2. Феодальная война второй четверти XV в., причины, ход, итоги, значение.

      В конце урока можно выборочно собрать тетради с письменным домашним заданием.

      План изучения нового материала:

      I. Правление Ивана III.

      II. Подчинение Новгорода.

      III. Свержение ига.

      IV. «Государь всея Руси» (самостоятельно).

      I. Правление Ивана III.

      Вводная беседа с классом по вопросам:

      1. Когда началось объединение земель в единое государство?

      2. Какие земли вошли в состав Московского княжества до 1462 г.?

      3. Какие города оставались независимыми?

      По ходу рассказа заполняется таблица.

Годы
Имя князя
 Присоединенные земли
1463 г.
1474 г.
1478 г.
1485 г.
1485 г.
1510 г.
1514 г.
1521 г.
Иван III




Василий III
  Ярославское княжество
Ростовское княжество
Новгородская земля
Тверское княжество
Вятская земля
Псковская земля
Смоленск
Рязанская земля

      Ученики находят на карте и обозначают с помощью заранее изготовленных стрелок все присоединенные территории. Таким образом учащиеся наглядно могут видеть, как увеличилась территория Московского княжества при Иване III.

      При рассмотрении внешней политики необходимо организовать работу с картой (можно использовать аппликации).

Золотая Орда (Большая Орда)




Крымское
Казанское
Астраханское
Сибирское

      Дополнительный материал для учителя:

ИСТОРИК Н. М. КАРАМЗИН ОБ ИВАНЕ III

      Иван III принадлежал к числу весьма немногих государей, избираемых Провидением (Богом) решать надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории… История не есть похвальное слово и не представляет самых великих мужей совершенными. Иоанн как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на вышней степени величия. Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо хотел всегда действовать осторожно. Сия осторожность есть вообще благоразумие: оно не пленяет нас подобно великодушной смелости; но успехами медленными, как бы неполными, дает своим творениям прочность. Что оставил миру Александр Македонский? — славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления, то, которое ныне с любовью и гордостью именуем нашим любезным Отечеством. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов: Россия нынешняя образована Иоанном; а величие державы образуется не механическим сплетением частей, как тела минеральные, но превосходным умом державных.

      II. Подчинение Новгорода.

      Вопрос о присоединении Новгорода может быть изучен школьниками самостоятельно по учебнику, § 22, пункт 2, документ (ученики должны также ответить на вопросы в конце параграфа).

      Дополнительные материалы для учителя:

ИСТОРИК Н. С. БОРИСОВ О БИТВЕ НА ШЕЛОНИ

      5 ноября 1470 г. умер авторитетный и мудрый архиепископ Иона — глава новгородского боярского правительства. А уже 8 ноября в город прибыл на княжение посланный польским королем и великим князем литовским Казимиром IV князь Михаил Олелькович. Вскоре новгородцы совершили еще один вызывающий шаг: отправили своего кандидата на пост архиепископа на поставление в сан не к московскому митрополиту, как обычно, а к литовскому православному митрополиту, находившемуся в Киеве. Одновременно они начали тайные переговоры с Казимиром IV о поддержке на случай войны с Иваном III.

      В Москве действия новгородцев были расценены как «измена православию». И хотя князь Михаил Олелькович в марте 1471 г. покинул Новгород и уехал в Киев, пути назад уже не было. Иван III принял решение организовать общерусский «крестовый поход» на Новгород. Религиозная окраска предстоящего похода должна была сплотить его участников, заставить всех князей прислать свои войска на «святое дело».

      В начале июня 1471 г. первым выступило из Москвы на Старую Руссу и далее на Новгород 10-тысячное войско под началом Даниила Холмского и князя Федора Давыдовича Пестрого-Стародубского. Вскоре туда же двинулись со своими полками братья Ивана III удельные князья Юрий и Борис. В середине июня пошло из Москвы другим путем — на Вышний Волочек и далее по реке Мете — второе войско под началом князя Ивана Стриги-Оболенского и татарского царевича Даньяра. Наконец, 20 июня двинулись основные силы, с которыми шел и сам Иван III. Согласно общепринятой в то время военной практике московские воеводы, вступив в новгородскую землю, принялись уничтожать все на своем пути. По свидетельству летописи, Холмский и Федор Пестрый «распустили воинов своих в разные стороны жечь, и пленить, и в полон вести, и казнить без милости жителей за их неповиновение своему государю великому князю. Когда же дошли воеводы те до Руссы, захватили и пожгли они город; захватив полон и спалив все вокруг, направились к Новгороду, к речке Шелони».

      У села Коростыни московская рать подверглась нападению «судовой рати». Высадившись на берег Ильменя, новгородцы внезапно напали на «оплошавших», по выражению летописи, москвичей. Однако Холмский и его соратники сумели овладеть положением и дать отпор. Новгородцы были разбиты. Тех, кто попал в плен, ожидала жестокая участь: московские воеводы «пленным велели друг другу носы, и губы, и уши резать и потом отпустили их обратно в Новгород, а доспехи, отобрав, в воду побросали, а другое огню предали, потому что не были им нужны, ибо своих доспехов всяких довольно было».

      Одержав первую победу, Холмский отступил к Старой Руссе, ожидая подхода основных сил. Однако там его уже ожидало новое новгородское войско, подошедшее на судах по реке Поле. Если верить московскому летописцу, оно было вдвое больше прежнего. Однако Холмский и на сей раз, не раздумывая, стремительно напал на новгородцев и вновь одержал победу.

      Дальнейшие самостоятельные действия могли вызвать гнев Ивана III. Понимая это, Холмский отошел южнее к городку Демону и отослал к Ивану III гонца с донесением о победе и запросом о дальнейших действиях.

      Иван III велел Холмскому, не теряя времени, двинуться к реке Шелони наперерез еще одной новгородской рати, выступившей навстречу союзникам москвичей — псковичам. Даниил должен был соединиться с псковичами прежде, чем они вступят в бой с новгородской ратью. Однако и на сей раз Холмский, не боясь ответственности в случае неудачи, действовал так, как требовала обстановка. Недалеко от устья реки Шелонь он догнал новгородское войско, которым руководили виднейшие бояре — Дмитрий Исаакович Борецкий, сын знаменитой Марфы Посадницы, Василий Казимир, Кузьма Григорьев, Яков Федоров и другие.

      Рано утром 14 июля Холмский приказал войску переправляться через Шелонь и с ходу ударить на врага. Небольшое, но дружное, закаленное в боях с литовцами и татарами московское войско, воодушевленное решимостью своего предводителя, с воем и свистом обрушилось на растерявшихся, оробевших новгородцев. Передовые ряды дрогнули и, сминая задние, обратились в бегство. Вскоре битва превратилась в кровавую вакханалию. Примечательно, что в суматохе бегства новгородцы сводили счеты друг с другом: так велика была тайная ненависть всех ко всем, словно чума поразившая жителей великого города. «Полки великого князя погнали их (новгородцев. — Н. Б.), коля и рубя, а они и сами в бегстве друг друга били, кто кого мог», — сообщает московский летописец. На берегу Шелони осталось лежать около 12 тыс. новгородцев; более двух тысяч было взято в плен.

      Гонец, принесший весть о победе на Шелони, нашел Ивана III в погосте Яжелбицы, неподалеку от Валдая. В ту эпоху радостные события увековечивали постройкой храмов в честь святого, память которого по церковному календарю — месяцеслову — приходилась на день, когда случалось это событие. Иван III, узнав о победе на Шелони, дал обет выстроить в Москве храм во имя апостола Акилы, «единого от 70», т. е. одного из 70 учеников Христа. Память его праздновалась 14 июля. В свою очередь, князь Холмский и его соратники дали обет построить храм во имя Воскресения Христова, так как 14 июля было воскресным днем. Оба храма были вскоре возведены как приделы Архангельского собора Московского Кремля.

      III. Свержение ига.

      При Иване III в истории Руси произошло важнейшее событие — свержение ига монголо-татар.

      В начале своего рассказа учитель ставит перед классом проблемный вопрос: «События осени 1480 г. были названы Стоянием на реке Угре. Со стороны может показаться, что ничего особенного не произошло: постояли друг против друга, постреляли, помокли в осеннюю слякоть, а как ударили морозы — разошлись. Но так ли все просто было на самом деле?» Слушая рассказ учителя, ученики должны дать оценку этим событиям.

      Дополнительные материалы для учителя:

СТОЯНИЕ НА УГРЕ

      Международная обстановка в то время была очень сложной. Против Русского государства сразу ополчилось несколько врагов: с юга угрожало многочисленное войско хана Ахмата, с северо-запада — Ливонский орден, с запада — польско-литовский король Казимир IV, заключивший союз с ханом. В свою очередь великий князь, используя междоусобную борьбу в Орде, сумел привлечь на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея, противника Золотой Орды.

      Внутри страны младшие братья Ивана III выступили против политики централизации. Со своими боярами и дружинниками они ушли к литовским рубежам и просили покровительства у польско-литовского короля.

      В этих условиях Иван III показал себя как искусный дипломат и военный организатор. С братьями он примирился, а крымский хан напал на южные владения Польши. Войско Казимира IV, приготовившееся для нападения на Русь в помощь ордынцам, было вынуждено повернуть на юг для защиты своих владений.

      Ордынский хан Ахмат двинулся в поход на Русь летом 1480 г. При первом же известии о готовящемся ордынском вторжении Иван Васильевич выдвинул свои войска к укрепленным линиям, заранее подготовленным на степной границе. В летописи указывается, что численность войска Ивана Васильевича достигала 180 тысяч человек.

      Прибыв к войску, Иван III остановился в городе Кременце, примерно в 50 км позади русских полков, стоявших вдоль берега реки Угры. Из Кременца было удобно руководить обороной всего берега, сюда подходили подкрепления из разных городов страны. Сюда же прибыли братья Ивана III. Именно военной целесообразностью можно объяснить стоянку великого князя Ивана III позади Угры. Конная масса татар могла быстро передвигаться вдоль берега, выбирая наиболее удобные и хуже защищенные места для переправы. Узкая Угра не представляла сильного естественного препятствия для переправы, поэтому было неразумно держать все силы у самой реки. В этом случае прорыв на левый берег поставил бы обороняющихся в тяжелое положение. Кременецкая позиция давала возможность подтягивать войска к угрожаемому участку.

      Хан Ахмат не решился идти прямо на Москву, а пошел в Литовскую землю. Из Коломны и Тарусы русское войско подошло к Угре и остановилось на берегу против ордынского лагеря. Началось знаменитое Стояние на реке Угре, когда противники встали друг против друга на противоположных берегах реки и ни один из них не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Король Казимир не пришел к Ахмату, потому что у него были свои усобицы. Тогда же Менгли-Гирей, «царь крымский, воевал королевскую Подольскую землю, дружа великому князю».

      Приближалась зима. Стычки передовых отрядов русского и ордынского войск на речных переправах проходили с переменным успехом, не дав перевеса войскам Ахмата.

      У брода на Калугу ордынцев встретила огнем русская артиллерия. Это дало возможность надежно оборонять брод: «И отбили их от берега, и много дней они отступали с боем». Так прошло 4 дня. По словам летописца, «татары начали стрелять в наших», а «наши начали стрелять из луков и из пищалей и многих татар побили, и от берега отбили, и много дней, сходясь, через реку бились». Русская оборона на берегах Угры оказалась непреодолимой.

      Начались морозы. Ордынцы страдали от холода, голодали — все окрестности были уже разграблены, пищи не хватало, сильные морозы лишили коней подножного корма, начался падеж коней. Воины роптали на тяготы похода, среди ордынских военачальников начались раздоры.

      Между тем русское войско, стоявшее на укрепленных позициях, все усиливалось. Оно тоже страдало от холодов, но у него был надежный тыл, крепости с запасами продовольствия и корма для конницы. Убедившись, что ордынцы не решаются перейти Угру, великий князь отвел свои полки к Боровску и там укрепился. Ахмат решил, что русские намеренно отдают берег, чтобы заманить ордынское войско и самим перейти в наступление. Летописец так сообщил об этом эпизоде: «Отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, решив, что если берег отдает им Русь, то, значит, хочет с ними биться!»

      Поход хана Ахмата закончился полной неудачей. Правда, хан пытался представить это событие только временным отступлением и отправил великому князю Ивану III грамоту с требованием уплатить дань и признать власть Орды, но подкрепить свои требования реальной силой не мог.

      11 ноября 1480 г. принято считать днем освобождения Русской земли от ордынского ига.

ЛЕТОПИСЬ О ПОВЕДЕНИИ МОСКВИЧЕЙ
НАКАНУНЕ ПАДЕНИЯ ИГА (ПЕРЕВОД А. Ю. КАРПОВА)

      И когда был великий князь на Посаде возле Кремля, горожане, устремлявшиеся в Кремль, в осаду, увидели его и начали стыдить, так говоря ему:

      — Когда ты, государь, князь великий, над нами в тихости и кротости правишь, тогда разоряешь нас непомерно. А нынче сам разгневал царя, дань ему не платишь, а нас выдаешь царю и татарам!

      Великий князь въехал в Кремль, и встретил его митрополит, а с ним владыка Вассиан Ростовский. И стал владыка Вассиан со злостью выговаривать великому князю, называя его беглецом. Оттого великий князь не остался в Кремле на своем дворе, но, опасаясь горожан, остановился в Красном сельце. А к сыну своему, великому князю Ивану Ивановичу, послал грамоты, веля ему тотчас быть в Москве. Но тот проявил мужество, принял на себя гнев отцовский, а от берега не уехал… И повелел великий князь сжечь Посад у Москвы.

      А свою великую княгиню, Римлянку, и с нею казну послал на Белоозеро. А если случится, что, по Божьему гневу, переправится царь через Оку и возьмет Москву, то бежать им к Окиану-морю. Мать же великого князя, великая княгиня, не захотела бежать, но пожелала в осаде сидеть. А на Москве оставил великий князь Ивана Юрьевича да дьяка Василия Мамырева. Да еще сидел тут владыка Ростовский Вассиан.

ИЗ «ПОСЛАНИЯ НА УГРУ» АРХИЕПИСКОПА ВАССИАНА РЫЛО

      Благоверному и христолюбивому, благородному и Богом венчанному, Богом утвержденному, в благочестии во всех концах вселенной воссиявшему, пресветлейшему и преславнейшему среди царей государю нашему всея Руси Ивану Васильевичу богомолец твой, архиепископ Вассиан Ростовский, благословение шлет и челом бьет.

      Молю, о боголюбивый государь, не прогневайся на смирение мое, что дерзнул говорить с тобою. Нам подобает, государь, помнить о делах твоих, а тебе, государь, слушать.

      Ныне же слышали мы, что басурманин Ахмат уже приближается и губит христианство, более же всего похваляется одолеть твое отечество, а ты перед ним смиряешься и о мире молишь. Он же, окаянный, и не слушает моления твоего, желая до конца разорить христианство. Не унывай, но возложи упование свое на Господа, и Он укрепит тебя.

      А еще дошло до нас, что прежние смутьяны не перестают шептать на ухо тебе льстивые слова и советуют тебе не противиться супостатам, но отступить и предать на расхищение врагам державу свою. Молим тебя, боголюбивый государь, не слушай советов их!

      Подумай, от какой славы и к какому бесчестию сводят они твое величество?! Когда столькие тьмы народа погибают и церкви Божии осквернены и разорены, у кого сердце как камень и кто не восплачет о погибели их?! Устрашись же и ты, о пастырь, — не с тебя ли взыщет Бог кровь их? И куда ты надеешься убежать и где воцариться, погубив врученное тебе Богом стадо? Отложи страх, понадейся на Господа, выйди скорее против безбожных, призвав на помощь Бога и Пречистую Богородицу, помощницу и заступницу христианам, и всех святых Его. Последуй примеру прежде живших прародителей своих, великих князей, которые не только обороняли Русскую землю от поганых, но и иные страны покорили, и с греческих царей дани брали, — Игоря, и Святослава, и Владимира, а также и Владимира Мономаха, и иных многих, о которых ты и сам знаешь.

      А достойный похвал великий князь Дмитрий, прадед твой, какое мужество и храбрость показал за Доном над теми же окаянными?! Сам впереди бился и не пощадил жизни ради избавления христиан! Не усомнился, не убоялся татарского множества, не обратился вспять, не сказал в сердце своем:

      «Имею жену и детей и богатства много; если и возьмут мою землю, поселюсь где-нибудь в другом месте». Но без сомнения устремился на подвиг и выехал вперед, лицом к лицу против окаянного Мамая. Потому Всемилостивый Бог подал ему Свою помощь, и потому и доныне он восхваляем и прославляем не только людьми, но и Богом.

      Так и ты, если последуешь примеру прародителя своего, то Бог поможет тебе и покорит врагов твоих.

      Молю тебя, о царь, не пренебреги советами моими. Да будет с тобой милость Господа Бога нашего Иисуса Христа по молитвам Пречистой Его Матери и всех святых и великих чудотворцев земли нашей. И нашего смирения благословение да будет на тебе, нашем государе, и на сыне твоем, и на государстве твоем, и на всех князьях, и боярах, и воеводах, и на всем вашем христолюбивом воинстве. И мирно и многодетно да будет ваше государство во все дни жизни вашей и во веки веков. Аминь.

      Закрепление материала по третьему вопросу плана:

      1. Сколько лет продолжалось иго?

      2. Какова роль Ивана III в свержении ордынского ига?

      IV. «Государь всея Руси» (самостоятельно по учебнику).

      Домашнее задание: § 22, рабочая тетрадь.

      Дополнительные задания:

      1. Перечислите современников Ивана III в Западной Европе и в России.

      2. На каких языках говорили подданные Ивана III? Какой язык был основным в стране?

Моделирование ситуаций:

      Составьте предполагаемый диалог между:

      Иваном III и Александром Невским;

      Иваном III и Ярославом Мудрым;

      Иваном III и Иваном Калитой;

      Иваном III и Дмитрием Донским.

      Двум учащимся дается задание выучить и прочитать на следующем уроке стихотворения о Москве.

Ф. Н. ГЛИНКА. «МОСКВА»

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
Исполинскою рукою
Ты, как хартия, развит,
И над малою рекою
Стал велик и знаменит!
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка Москва!
Кто, силач, возьмет в охапку
Холм
Кремля-богатыря?
Кто собьет златую шапку
У 
Ивана-звонаря?..

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!
Ты не гнула крепкой выи
В бедовой своей судьбе:
Разве пасынки России
Не поклонятся тебе!..
Ты, как мученик, горела
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град.

М. А. ДМИТРИЕВ. «МОСКВА»

Процветай, царей столица,
Матерь русских городов,
Слова русского царица
И уставщица умов!
Есть ли град с тобою равный?
Есть один, и стар и сед:
То наш Киев православный,
Где возник нам веры свет!
Старец, некогда могучий,
На горах своих княжил,
Днепр ладьи его летучи
До чужих морей носил;
Но и он главой державной
Поклонился, уступил
Многохрамной, православной
Собирательнице сил!
Сохранив одну святыню
И сложив венец князей,
Он признал в ней господыню
Над сединою своей!
И любуется он славой,
Восседящей на холмах,
Величавой, златоглавой,
В многих царственных венцах!
Там, где бор дремучий, дикий
Песнь отшельника внимал,
Белокаменный, великий,
Вырос Кремль и засиял!
И рядилася младая,
Величавая Москва,
Стены, башни убирая
Дивных зодчеств в кружева!

И стекались, рать за ратью,
Многих княжеств знамена,
И своею благодатью
Осенила их она!
Новград, с золотом полсвета,
Ей принес свободу в дань,
И рабыня Магомета
Пала в ноги ей, Казань!
И Урал ей отпер горы,
И Сибирь, златое дно;
Русь, забыв семейны споры,
Зажила с ней заодно!
Здесь Россия! — С ней страдала
В годы тяжкие Москва;
С ней она и восставала
К торжеству от торжества!
С ней делила скорбь и горе,
И на брань брала сынов
В дни, когда народов море
Выступало из брегов!
С края царства и до края
Голос славы и молвы:
Русь родная! Русь святая!
Краше нет твоей Москвы!
Вот промчались семь столетий
Над святой ее главой!
Соберитесь, Руси дети,
Поздороваться с Москвой!
Многи веки ей, державной!
Будь богата и славна!
И поклон ей, православной:
Именинница она!

 

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 1357 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0