Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 28.03.2024, 14:30:09
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» [42]
КУРС «РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. IX — НАЧАЛО XX ВЕКА» [56]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1900—1945" в 11 КЛАССЕ [21]
ПРЕПОДАЕМ КУРС "ИСТОРИЯ РОССИИ 1945—2008" [25]
ТЕСТЫ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ ПО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. 5 КЛАСС [52]

Тема: «КУЛИКОВСКАЯ БИТВА»

      Цель урока: показать, что Куликовская битва была величайшим событием в русской истории; подчеркнуть героизм, мужество, патриотизм русского народа, полководческий талант Дмитрия Донского; акцентировать внимание учащихся на возрастании тенденции объединения русских земель.

      Основные понятия: тактика, воинское искусство, национальное самосознание, патриотизм, единое Русское государство.

      Оборудование урока:

      1. Настенная карта «Образование централизованного государства».

      2. Схема «Куликовская битва».

ХОД УРОКА

      Проверка домашнего задания:

      1. На доске выполняются задания 3, 6 из рабочей тетради (с. 68).

      2. Развернутый ответ на вопрос: «Правление Калиты».

      3. Обсудить вопрос 1 (подумай и обсуди).

      4. Вопросы для обсуждения 2, 3.

      Проверку знаний можно провести в виде исторического диктанта, включив в него даты и ключевые понятия темы, а также вопросы из рабочей тетради.

      План изучения нового материала:

      I. Накануне решающей схватки.

      II. Подготовка к битве.

      III. Куликовская битва.

      IV. Значение Куликовской битвы.

      V. Поход Тохтамыша (самостоятельное изучение).

      Урок можно начать словами Н. М. Карамзина из «Истории государства Российского»:

      Калита и Симеон готовили свободу нашу более умом, нежели силою: настало время обнажить меч. Увидим битвы кровопролитные, горестные для человечества, но благословенные Гением России: ибо гром их пробудил ее спящую славу и народу уничтоженному возвратил благородство духа. Сие важное дело не могло совершиться вдруг и с непрерывными успехами: Судьба испытывает людей и государства многими неудачами на пути к великой цели, и мы заслуживаем счастие мужественною твердостью в противностях онаго.

      I вариант. Комментированное чтение текста учебника и работа с картой.

      II вариант. Лабораторное занятие по учебнику и исторической карте.

Основные вопросы
Формы, приемы познавательной деятельности
Формы контроля
1) Накануне:
а) Какие перемены произошли в Литве? С чем они связаны?
б) Почему борьба между Русью и Ордой становилась ожесточеннее? Заполните таблицу на с. 155.
Учебник, § 20, пункт 1, тетрадь, карта. Устные выступления на основе карты и плана.
2) Подготовка к битве:
а) Как обе стороны готовились к сражению?
б) Кого выбрали себе в союзники? Почему?
в) Почему победа очень важна?
Учебник, § 20, пункт 2. Устные выступления на основе карты и плана, схема союзников.
3) Куликовская битва:
а) Место сражения.
б) Расположение русских и монгольских войск, новое воинское искусство.
в) Этапы битвы.
г) Итог битвы.
Учебник, § 20, пункт 3, исторические карты, контурные карты, картина Н. Присекина.  

      Закрепление: вопрос о значении Куликовской битвы обсуждается всем классом, после чего в качестве домашнего задания можно попросить ребят подумать над вопросом: как изменилась бы история Восточной Европы, если бы на Куликовом поле русские были разбиты?

      Если урок проходит по II варианту, § 20 надо предварительно прочитать дома и домашнее задание проверить методом исторического диктанта.

      Дополнительные материалы, для учителя:

«СКАЗАНИЕ О МАМАЕВОМ ПОБОИЩЕ»
О ДМИТРИИ ДОНСКОМ И СЕРГИЕ РАДОНЕЖСКОМ
(ПЕРЕВОД А. Ю. КАРПОВА)

      Князь же великий Дмитрий Иванович, взяв с собою своего брата, князя Владимира Андреевича, и прочих князей, поехал к Живоначальной Троице, на поклон своему духовному отцу, преподобному игумену Сергию Радонежскому, чтобы получить от него благословение. Преподобный игумен Сергий упросил князя, чтобы тот послушал святую литургию. По окончании литургии Сергий со всей братией стал упрашивать великого князя остаться отобедать в святой обители. Князь же был в замешательстве, так как к нему прибыли гонцы с известием о том, что поганые уже приближаются. И начал он просить преподобного, чтобы тот отпустил его. Старец же отвечал князю Дмитрию:

      — Это твое промедление обернется для тебя вдвойне поспешением. Ибо еще не пришел для тебя час примерять венец смертный. Для многих же уже начали венцы смертные плести.

      Великий князь отобедал в монастыре. Когда он встал, преподобный окропил его освященной водой и все христолюбивое воинство и осенил князя крестом Христовым. И так сказал:

      — Пойди, государь, с Богом на поганых, и будет тебе Господь помощником и заступником!

      И еще добавил тихо:

      — Будет тебе, государь, победа над супостатами.

      Князь же попросил старца:

      — Дай мне, отче, двух воинов из братии твоей — Александра Пересвета и брата его, Андрея Ослябю.

      Старец велел обоим изготовиться скорее и отправляться с великим князем. Были эти два инока до пострижения известные воины и не раз участвовали в сражениях. Оба тотчас послушались преподобного старца и исполнили его повеление. И дал им игумен Сергий вместо оружия крест Христов, нашитый на схимах, и повелел возложить на себя вместо шлемов золоченых. И передал великому князю, сказав:

      — Вот тебе мои воины и твои избранники.

      И осенил Христовым знамением все воинство великого князя.

ПОХОД РУССКОГО ВОЙСКА К КУЛИКОВУ ПОЛЮ

      Сбор русского войска был назначен в Коломне, куда собралось 40—45 тысяч воинов.

      Во главе войска стояли сам великий князь и два его помощника, талантливые полководцы — его двоюродный брат князь Владимир Андреевич Серпуховской и князь Дмитрий Боброк-Волынец. Оба они уже участвовали в битвах с татарами. Князь Серпуховской был одним из героев битвы на Вороже, а Боброк-Волынец, кроме того, дрался с литовскими войсками.

      Из Коломны, устроив сначала смотр своему войску, московский великий князь предполагал направиться на юг, откуда надвигалась по уже знакомым путям — на Дон и далее через Оку на Москву — ордынская гроза. Здесь, в Коломне, к Дмитрию прибыл посол от Мамая с требованием о покорности и о выплате дани. Но Дмитрий Иванович ответил отказом. Стороны продолжали готовиться к борьбе. Вначале Дмитрий Иванович предпринял меры обороны: он усилил московский гарнизон, укрепил Коломну, потом двинулся 20 августа на запад, на Оку, откуда можно было скорее всего ждать врага. Здесь Дмитрий Иванович получил новые разведывательные данные: Мамай медлил с наступлением, ожидая подхода Ягайло, но тот не появлялся.

      И тогда московский князь начал наступательные действия: он вызвал к себе полки, которые оставлял для обороны Москвы, и переправился со всей массой войск через Оку. Впервые в истории Русь перешла от обороны к атаке против Орды.

      Потом пришли известия, что Мамай обретается на правом берегу Дона. Он продолжал ждать там литовцев. Выяснилось, что Олег Рязанский сохранял нейтралитет и никакой реальной помощи Мамаю не оказывал.

      При подходе к Дону русские столкнулись со сторожевым отрядом Орды.

      Враг был разгромлен, и остатки отряда бежали к Мамаю. Теперь было ясно, что татары находятся близко, и их появление можно было ожидать в любой момент.

      Дмитрий Иванович ждал, но Мамая не было ни 6, ни 7 сентября.

      В ночь с 7 на 8 сентября, в день Рождества Богородицы, русские начали переправу на противоположный берег Дона.

ИСТОРИК Н. С. БОРИСОВ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ

      Свое войско Дмитрий построил на Куликовом поле в обычном для того времени порядке: в центре — большой полк, по сторонам — полк левой и полк правой руки. Необычным, однако, было помещение впереди конного сторожевого полка и стоявшего за ним передового полка. Задача первого из них состояла в том, чтобы не дать татарским лучникам безнаказанно обстреливать основные русские силы до начала самого сражения. Передовой полк должен был ослабить удар татарской конницы в центре. Другой особенностью расположения русского войска было выделение многочисленного засадного полка, укрывшеюся на левом фланге позиции, в Зеленой дубраве. Впрочем, идея выделения засадного полка была, конечно, достаточно традиционной в военном искусстве того времени. Главная сложность заключалась в том, чтобы увести полк незаметно для противника и точно выбрать время для атаки. Понимая это, Дмитрий поручил засадный полк своему двоюродному брату Владимиру Серпуховскому и опытнейшему воеводе Дмитрию Боброку. На случай внезапного прорыва татар в тыл Дмитрий оставил позади строя своих полков весомый резерв — отряд князя Дмитрия Ольгердовича.

      Много полководческого искусства требовалось для правильного распределения сил по полкам. «Гвардия» — закаленные в боях княжеские дружинники, рядовая конница, пехота — все должны были стать там, где они могли принести наибольшую пользу. Источники свидетельствуют о том, что «уряжал полки» воевода Дмитрий Боброк. Несомненно, его план был согласован с великим князем Дмитрием Ивановичем.

      Поздним утром 8 сентября 1380 г., когда рассеялся туман, Мамай двинул тысячи своих всадников и пехотинцев на русские полки.

      Описать ход самой битвы, продолжавшейся около четырех часов, так же невозможно, как описать боль и смерть. «Изо всех добродетелей одна храбрость сродни безумию», — утверждал Плутарх. Десятки тысяч обезумевших от ненависти людей, рубивших, резавших, коловших, душивших друг друга в страшной давке, — такова была апокалипсическая картина Куликовской битвы, единственным безучастным зрителем которой был сам Всевышний.

      Ныне, глядя на Куликово поле с высоты Красного холма, где высится огромная чугунная колонна — памятник мужеству наших предков, — трудно представить себе, что на этих ничем не примечательных склонах — то зеленеющих озимыми, то золотящихся спелыми колосьями — вершилась история Руси. Лишь иногда, когда проснувшийся северный ветер погонит по широкому степному небу табуны розовых облаков, Куликово поле словно оживает. Тени облаков скользят по его впадинам и возвышенностям, точно несущиеся в атаку полки. Все вокруг наполняется призрачным движением и каким-то беспокойством. Солнце — этот великий режиссер, не нуждающийся в присутствии зрителей, — вновь и вновь разыгрывает на огромной сцене Куликова поля величаво-трагическое действо извечной борьбы света и тьмы…

      Уничтожив сторожевой и передовой полки, но изрядно растратив при этом свой наступательный пыл, ордынцы обрушились на большой полк. Своего рода тараном служила фаланга нанятой Мамаем генуэзской пехоты. Отлично вооруженные, закованные в броню, наемники медленно, но неотвратимо двигались вперед, оставляя за собой широкий кровавый след.

      И все же большой полк устоял.

      Тогда Мамай усилил давление на левый фланг русских, бросил туда свой резерв. Ослабевший полк левой руки был оттеснен к Непрядве. Возникла угроза прорыва татар в тыл большого полка. Но тут удар в тыл получили сами татары, наседавшие на полк левой руки: из Зеленой дубравы в решающий момент ударил засадный полк. Внезапность и стремительность нападения повергла татар в смятение. Увидев это, русские усилили натиск. Не выдержав, «поганые» дрогнули и обратились в бегство.

      Такова была общая канва хода сражения. Можно лишь гадать, было ли отступление полка левой руки заранее намеченным маневром, имевшим целью «развернуть» татар спиной к Зеленой дубраве, откуда готовился удар засадного полка, или же этот поворот событий был вызван приказами Мамая о наступлении на левый фланг русских. Но так или иначе именно удар засадного полка решил исход сражения. Это позволило некоторым древнерусским писателям — а вслед за ними и историкам — считать главным героем битвы князя Владимира Серпуховского. Что можно сказать на сей счет? Действительно, серпуховской князь был отменным воином. Однако в период борьбы с Мамаем он был лишь «правой рукой» Дмитрия, но отнюдь не «головой» всего дела.

      После окончания битвы посланные Владимиром воины едва отыскали великого князя. Он лежал без чувств под поваленной березой. Его привели в сознание. Весть о победе придала Дмитрию силы. Он поднялся, сел на коня и вместе с Владимиром поехал осматривать поле сражения. Вид его был ужасен. Повсюду лежали горы трупов, стонали и кричали раненые. А высоко в небе уже неторопливо кружили орлы…

ЖИТИЯ СВЯТЫХ ПЕРЕСВЕТА И ОСЛЯБИ

      Александр Пересвет и Андрей Ослябя — воины-схимники. Когда великий князь Димитрий Иоаннович перед своим походом на Мамая посетил обитель преподобного Сергия и получил от угодника Божьего благословение на борьбу с полчищами врага, то он просил у преподобного, как бы в залог обещанной ему милости Божией, отпустить с ним сих двух бояр-иноков. Из них Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя — боярином Любецким. Их мужество, мудрость и искусство воинское были еще в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков-богатырей и просил в свои полки великий князь у преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством смогут быть примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу. И преподобный не задумался исполнить просьбу великого князя, на вере основанную: он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе изготовляться на дело ратное. С радостию приняли доблестные иноки повеление своего любимого старца игумена, а он приказал им в замену лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением Креста Христова: «Вот вам, дети, оружие нетленное, — говорил он им, — да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных». Поручая их великому князю, святой старец сказал ему: «Вот тебе, возлюбленный княже, мои оруженосцы и послушники!» А им сказал: «Мир вам, возлюбленные о Христе братья! Мужайтесь, яко доблии воины Христовы! Приспело время вашей купли».

      Наступил грозный час битвы, которая должна была решить участь тогдашней России. В самый полдень 8 сентября 1380 г. оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы… Вдруг с татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности: звали его Челубей, а родом был он печенег. Тщеславный своею силою, подобно древнему Голиафу, грозно потрясал он копьем и призывал на единоборство кого-либо из русских витязей… Страшно было смотреть на великана этого, и русские думали про себя: «Ах, если бы нашелся кто-нибудь из наших, который бы поразил бы его!» И хотя много было среди них витязей, но никто не решался сам вызваться добровольно на такой подвиг…

      Прошло несколько минут томительного ожидания, и вот из полка Владимира Всеволодовича выступает один из сергиевых иноков, его усердный послушник, схимонах Пересвет Александр… Пламенея ревностью по вере Христовой и любовию к дорогой Родине, он не стерпел поношения от дерзкого татарина всему воинству православному, выехал вперед и, обратившись к великому князю Димитрию Иоанновичу и к другим князьям, сказал: «Не смущайтесь этим нисколько; велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, равного себе витязя; но я желаю с ним переведаться, я выхожу противу него во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небесного!»

      Вместо брони и шлема Александр облечен был в схиму Ангельского образа (так благословил его преподобный Сергий); на сей одежде, на челе, на груди и назади было нашито знамение воина Христова — Крест Господень. Доблестный инок-воин, выходя на единоборство, окропил себя св. водою; простился со своим собратом Андреем Ослябею, с великим князем, со всеми вождями и воинством православным и громко воскликнул: «Отцы и братие! Простите меня, грешного!»

      «Бог тебя простит, благословит и молитвами отца Сергия да поможет тебе», — было ему всеобщим ответом.

      Все были тронуты до слез самоотвержением инока; все молили Бога, да поможет ему, как древле Давиду на Голиафа. А он, в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооруженный тяжеловесным копьем, подобно молнии устремился на своем быстром коне против татарина. Раздались громкие восклицания с той и другой стороны; оба витязя сближаются, ударяют друг друга тяжелыми копьями столь громко, столь крепко и сильно, что, казалось, потряслось самое место битвы, и — оба богатыря упали мертвыми на землю!..

      После победы на поле Куликовом великий князь приказал перевезти тело мученика-героя в Москву, а преподобный Феодор, ученик и племянник преподобного Сергия, пожелал похоронить его в своей Симоновской обители. Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами: в 1398 г. великий князь Василий Димитриевич посылал его в Царьград с милостынею.

      Он погребен рядом со своим соратником, Александром Пересветом, у Рождества на Старом Симонове.

Н. СТАРШИНОВ «ТАМ, ЗА НЕПРЯДВОЮ, ЗА ДОНОМ»

…Позади у воинов Непрядва,
Слева — затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделен.

Вот сейчас — не в дальней дали где-то —
Здесь сойдутся, как гроза с грозой…
Грянул поединок Пересвета,
Вышедшего в бой с 
Темир-Мурзой.

До земли поникли травы луга,
И до неба поднялись дубы:
Всадники несутся друг на друга,
Встретились, — и — кони на дыбы!

Копья устремив ожесточенно,
Оба пали под ноги коней…
И тогда сошлись полки у Дона —
Кто из них отважней и сильней?

Черной тучей конница Мамая
Затянула весь простор степной.

Но, ее удары принимая,
Выстроились русичи стеной.

Вот порубит, как снопы соломы,
А потом — бесчинствуй и топчи…
Но крепки у русичей шеломы,
Но остры у русичей мечи!

Кони, обезумев, рвут поводья, —
И своих потопчут, и врагов.
И от крови, словно в половодье,
Скоро выйдет Дон из берегов…

«Други! Мы живем под небом божьим,
А в бою сражаться нам самим.
Братья! Лучше головы положим,
Но своей земли не посрамим!

Лучше пасть, достойно смерть приемля,
Чем позором жизнь свою сберечь.
Чтобы защитить родную землю,
Мы готовы в землю эту лечь!..»

ИСТОРИКИ Н. М. КАРАМЗИН, С. М. СОЛОВЬЕВ, В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ
О ЗНАЧЕНИИ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ

      «Мамаево побоище, — утверждал Н. М. Карамзин, — еще не прекратило бедствий России, но доказало возрождение сил ее и в несомнительной связи действий с причинами отдаленными служило основанием успехов Иоанна III, коему судьба назначила совершить дело предков, менее счастливых, но равно великих».

      С. М. Соловьев рассматривал Куликовскую битву в контексте противостояния Европы и Азии. Она должна была «решить великий в истории человечества вопрос — какой из этих частей света восторжествовать над другою?». Победа на Куликовом поле «была знаком торжества Европы над Азиею».

      В. О. Ключевский подчеркивал другую сторону события — внутриполитическую: «…Почти вся Северная Русь под руководством Москвы стала против Орды на Куликовом поле и под московскими знаменами одержала первую народную победу над агарянством. Это сообщило московскому князю значение национального вождя Северной Руси в борьбе с внешними врагами. Так Орда стала слепым орудием, с помощью которого создавалась политическая и народная сила, направившаяся против нее же».

      Домашнее задание: § 20; задание 3 в рабочей тетради (историческое сочинение) письменно.

Категория: ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» | Добавил: tineydgers (25.09.2014)
Просмотров: 566 | Теги: учителю истории, преподавание предметов худож, методика преподавания истории, поурочное планирование уроков истор, МО учителей истории, история России | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0