Цель
урока: показать особенности древнерусской
культуры, взаимопроникновение культуры старого, языческого
мира в христианскую культуру.
Основные
понятия: культура, материальная культура,
духовная культура, летопись, былина, зодчество, искусство,
фреска, мозаика.
Оборудование
урока:
1. Набор
слайдов «Культура Руси Х — начала
XIII в.».
2. Современные
издания — «Повесть временных лет»,
«Слово о полку Игореве», былины.
3. Фотографии
современного вида соборов Х — начала XIII в.
4. Настенная
карта «Русь в XII — начале XIII в.».
ХОД УРОКА
Повторение
материала прошлого урока целесообразно провести в форме
повторительно-обобщающей беседы по вопросам
учебника, сочетающейся с работой по документам
учебника и проверкой письменного домашнего задания
(1, 6, 7 на с. 36—39 рабочей
тетради).
План
изучения нового материала:
I. Особенности
древнерусской культуры.
II.
Письменность, грамотность, школы.
III.
Литература.
IV.
Архитектура.
V. Искусство.
VI.
Быт народа.
I. Особенности
древнерусской культуры.
Особенности
древнерусской культуры излагаются учителем в соответствии
с текстом учебника. После изучения этого вопроса
учащиеся выполняют задание 2 на с. 40 рабочей
тетради.
II.
Письменность, грамотность, школы.
Второй
вопрос учащиеся изучают самостоятельно, знакомясь
с текстом учебника и выполняя задания 1,
4 на с. 40—43 рабочей
тетради.
III.
Литература.
При
изучении третьего вопроса учитель, опираясь на знания,
полученные учащимися на предыдущих уроках, дает
характеристику литературы Руси Х — начала
XIII в. О былинах расскажут учащиеся, подготовившие
сообщения по данной теме.
IV—V.
Архитектура. Искусство.
Рассказ
учителя об архитектуре и искусстве сопровождается
досмотром диапозитивов, фотографий, иллюстраций учебника.
По ходу рассказа учащиеся выполняют задание 5 на с. 43 рабочей
тетради.
VI.
Быт народа.
Комментированное
чтение пункта 7 § 13 учебника позволит
познакомиться с бытом населения изучаемого периода,
а выполнение задания 3 на с. 42 закрепит
знания учащихся.
Закрепление:
чтение и разбор документа учебника.
Домашнее
задание: § 13; задания 8, 9 на с.
45—46 рабочей тетради.
Приложение.
Разгадываем шифрограммы и кроссворды из рабочей
тетради (с. 46—47).
|